Литературная викторина в 6 классе «Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова»

4
0
Материал опубликован 19 July 2018
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЁННАЯ ТВОРЧЕСТВУ Ф.И.ТЮТЧЕВА, А.А.ФЕТА, Н.А.НЕКРАСОВА
Скачать с сервера (1.93 Mb) ] 22.03.2018, 13:12
 

( На сцене – рабочий стол, заваленный бумагами, книгами, чернильница, перо; горят свечи, на стенде – портрет Н.А.Некрасова, книги с его произведениями разных годов издания. Звучит музыка, постепенно затихая.)

Ход мероприятия

Звучит музыка

Декабрь… Ступает по земле белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства.

 

Зима… Декабрь…. В этот месяц родились великие классики русской литературы:

Золотой век русской поэзии – Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) – поэт «мести и печали»

Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – «поэт-музыкант»

Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – «поэт-мысли».

 

- Наша сегодняшняя встреча и посвящена творчеству этих поэтов.

Ребята, в каком веке мы живём?

- С чем у вас ассоциируется 19 век? (Балы, дамы в длинных пышных платьях, гусары, дуэли…)

- А ещё это золотой век русской литературы… Это Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Некрасов, Тургенев и Толстой, Чехов и Достоевский, Некрасов, Тютчев и Фет.

- Что их объединяет? (Тютчев и Фет - поэты, стихи о природе, в один день родились 5 декабря, с разницей в 17 лет)

Настоящему поэту неподвластно время. Стихи этих великих поэтов учат нас чувствовать красоту русской природы, духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.

 

Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души.
 

Афанасий Афанасьевич Фет. У поэта был необычный дар чувствительность к красоте природы, способность чувствовать ее звуки, краски, движение. И через это лирическое понимание, через мгновение передать читателю свое настроение, свое понимание красоты и гармонии природы. Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в мир стихотворений Фета, порассуждать об услышанном, понять творческие устремления поэта.

Некрасов особенно близок нам. Музой и вдохновительницей поэта стало человеческое и свое собственное страдание. Оно проявилось уже в самом начале творческого пути поэта. Некрасов и вошел в русскую поэзию как «страстный» к страданию поэт.

 

Сегодня мы с вами в занимательной форме вспомним интересные факты из жизни поэтов, удивительные стихи , почувствуем музыкальность и напевность лирических произведений, проявим знания по литературоведению.

 

Играть будут три команды.

Представление команд (в викторине участвуют учащиеся 6-х классов, они выбирают название команды и девиз)

- Ребята, мы будем путешествовать по творчеству поэтов от станции к станции, отвечать на вопросы по очереди, если у команды нет ответа, то могут помочь болельщики этой команды, если и у них нет ответа, то право ответить переходит к сопернику, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

 

  1. Биографическая
  2. Укажите годы жизни Ф.И.Тютчева (1803-1873)
  3. В каком родстве находился Тютчев с Л. Толстым? (Дальний родственник по материнской линии — шестиюродный брат)
  4. Кто был первым учителем Тютчева? ( С 1813 года домашним образованием Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы)
  5. В каком городе Германии прошли 20 лет дипломатической службы Тютчева? (В Мюнхене)
  6. Какие два факультета закончил А.Фет в университете? (Юридический, филологический )
  7. Как он видоизменил свою фамилию в студенческие годы? (Фёт на Фет)
  8. Чего всю жизнь добивался Фет и в конце концов добился? (Возвращения фамилии Шеншина и получения дворянства).
  9. Впечатления Тургенева, побывавшего в гостях у Фета: «Он вообще стал рьяным хозяином, ... прогнал взашею». Кого прогнал? Как называлось имение, которое купил Фет и которое благодаря его хозяйственности стало процветающим? («Музу». Степановка).
  10. Укажите годы жизни А. А. Фета. (1820-1892)
  11. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова. (1821 – 1877)
  12. Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца. (Охота)
  13. Какой главный положительный образ поэтического мира Некрасова (Матери)
  14. Как назывался первый сборник Некрасова, состоявший из псевдоромантических подражательных балллад
  15. Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года? Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал «Современник»

Творческая

  1. Во сколько лет Тютчев написал свои первые стихотворения? ( Тютчев написал свои первые стихотворения в 11 лет)
  2. Назовите самое известное стихотворение (четверостишие), написанное поэтом 28 ноября 1866 года.

( Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать,

  • Россию можно только верить). Президент России .В.Путин, принимая в Кремле президента Франции Н.Саркози, процитировал строки Тютчева, заменив строчку «в Россию можно только верить» на «в Россию нужно просто верить» )
  1. Кто из великих русских поэтов фактически дал Тютчеву «путёвку» в большую литературу? (А.С. Пушкин, опубликовавший подборку из 24 стихов Тютчева в журнале «Современник» № 3, за 1836 г.)
  2. Кому посвящено стихотворение Тютчева «29-е января 1837» и что произошло в этот день? (29-е января 1837 года – день смерти А.С.Пушкина Тютчев писал: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!…»)
  3. Что вам известно о стихотворении Тютчева, отрывок из которого предлагается ниже: «На севере мрачном, на дикой скале
    Кедр одинокий под снегом белеет,
    И сладко заснул он в инистой мгле,
    И сон его вьюга лелеет»? (Это вольный перевод стихотворения Генриха Гейне «Сосна», опубликовано в «Северной лире» в 1827 г. под заголовком «С чужой стороны», которого нет у Гейне).
  4. Переводы каких поэтов делал Афанасий Фет? (Гете, Гейне, Шиллер)
  5. На какое фетовское стихотворение была написана пародия с такой концовкой: «Утром только я узнала, Что от счастья лес уж плачет, И к тебе я прибежала, Чтоб спросить, что это значит»? Кто её автор? ( «Я пришёл к тебе с приветом...», Д. Минаев)
  6. В каких стихах Фета упоминаются названия деревьев?
    «Печальная берёза у моего окна,
    И прихотью мороза разубрана она».

 

«Уж верба вся пушистая, раскинулась кругом;
Опять весна душистая повеяла крылом».

 

«Как здесь свежо под липою густою –
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал».

  1. В каких журналах печатался А.А. Фет в начале своей поэтической деятельности? («Москвитянин» и «Отечественные записки»).
  2. В каком возрасте Николай Некрасов сочинил первые стихи? (7 лет)
  3. Откуда эти строки: «… русский народ… Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе» (Стихотворение «Железная дорога»)

  1. Какое стихотворение у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова называется одинаково? (Стихотворение «Пророк», посвящённое Н.Г.Чернышевскому. Не говори: "Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!.." Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой).
  2. Жизнь какого класса была чуть ли не впервые отражена в поэзии Некрасова? (Крестьян)
  3. В стихотворении «Железная дорога» есть метафора о голоде:

… Водит он армии; в море судами

Правит, в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей…

  1. Как называет Некрасов голод? (царём)

Стихотворчество.

Вспомните, какие стихотворные размеры вам известны. Определите размеры стиха в следующих отрывках.

Условия конкурса: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты.

1.Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля. (Тютчев Ф. И. (Хорей)

2.Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат… Ф.И.Тютчев (Хорей)

3.С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился.. Ф.И.Тютчев (Ямб)

 

1.Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит… Н.А.Некрасов (Дактиль)

2.Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг… Н.А.Некрасов (Анапест)

3.Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз… Н.А.Некрасов (Амфибрахий)

 

1.Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму. А.А.Фет (Хорей)

2. Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край! А.А.Фет (Ямб)

3. Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора. А.А.Фет (Ямб)

 

Вспомните известные изобразительно –выразительные средства языка. Найдите их в данных отрывках из текста.

 

  1. Какой художественный приём использован Ф. Тютчевым в стихотворении «Листья»:

 

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,—
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе—
Играли с лучами,
Купались в poce!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..

 

 

Примеры: «ветра тёплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»? эпитеты

 

  1. Какой художественный приём использовал А.Фет в стихотворении Учись у них - у дуба, у березы.

 

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

 

Эпитеты: лютый холод, ясные дни, жестокая пора, напрасные слезы, ясные дни и новые откровения, скорбящая душа.

Олицетворения: застыли слёзы, за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит.

Есть и метафоры: все злей метель, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью.

 

  1. Какой художественный приём использовал Н.А.Некрасов в отрывке из стихотворения «Железная дорога»:

 

Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

….

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

 

Средства художественной выразительности. Есть в нем многочисленные эпитеты: «неокрепший лед», «морозные ночи», «добрый папаша», «узкие насыпи», «спина горбатая».

Использует автор и сравнения: «лед…, как тающий сахар», «листья… лежат, как ковер», «лабазник… красный, как медь». Применены и метафоры: «здоровый, ядреный воздух», «стекла морозные», «ямою грудь», «ясная дорога». В последних строках произведения автор использует иронию, задавая генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» В поэтической работе есть и стилистические фигуры, например, обращения: «Добрый папаша!», «Братья!» и восклицания: «Чу! восклицанья послышались грозные!»

 

  • стихотворение по рифмам:
    злится - стучится
    вон - трезвон
    хлопочет - хохочет
    злая - убегая. (Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится,,,»)

 

 

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

 

 

Угадай стихотворение по рифмам:

Берёзы – слёзы

Пора – кора

Минутой – лютый

Листвы – и ты ( А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы»)


 

 

Учись у них — у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

 

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

 

 

Ядрёный-студёный

Бодрит – лежит

Постели-успели

Простор-ковёр

 


Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

 

 

Артистическая.

Представитель команд читают стихотворения поэтов

Прошла игра. Хорошие светлые чувства наполняют душу, от того, что вы хорошо знаете произведения великих русских поэтов. Я искренне надеюсь, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Любите поэзию, читайте стихи дома, в библиотеке, на улице и даже на ходу, они сделают нашу жизнь ярче, богаче и приятнее. Пусть каждый из вас в стране Поэзия найдет своего любимого поэта, свои любимые стихи. Всего вам самого доброго! До новых встреч!

 

Подведение итогов. Награждение

 

Литература:

Учебник «Литература 6 класс Часть 1» под ред.Коровиной, В.Я.Москва, 2016 

Интернет-ресурсы:

Комментарии
Комментариев пока нет.