Литературная викторина в 6 классе «Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова»
[ Скачать с сервера (1.93 Mb) ] | 22.03.2018, 13:12 |
( На сцене – рабочий стол, заваленный бумагами, книгами, чернильница, перо; горят свечи, на стенде – портрет Н.А.Некрасова, книги с его произведениями разных годов издания. Звучит музыка, постепенно затихая.) Ход мероприятия Звучит музыка Декабрь… Ступает по земле белая королева Зима, покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего королевства.
Зима… Декабрь…. В этот месяц родились великие классики русской литературы: Золотой век русской поэзии – Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877) – поэт «мести и печали» Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) – «поэт-музыкант» Тютчев Федор Иванович (1803-1873) – «поэт-мысли».
- Наша сегодняшняя встреча и посвящена творчеству этих поэтов. Ребята, в каком веке мы живём? - С чем у вас ассоциируется 19 век? (Балы, дамы в длинных пышных платьях, гусары, дуэли…) - А ещё это золотой век русской литературы… Это Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Некрасов, Тургенев и Толстой, Чехов и Достоевский, Некрасов, Тютчев и Фет. - Что их объединяет? (Тютчев и Фет - поэты, стихи о природе, в один день родились 5 декабря, с разницей в 17 лет) Настоящему поэту неподвластно время. Стихи этих великих поэтов учат нас чувствовать красоту русской природы, духовную красоту и щедрость русского характера, главной особенностью которого была, есть и будет обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, помочь в нужную минуту.
Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт-философ благодаря космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и ночь, жизнь и смерть, зима и весна. Противоречия в лирике Тютчева отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определенными состояниями человеческой души. Афанасий Афанасьевич Фет. У поэта был необычный дар чувствительность к красоте природы, способность чувствовать ее звуки, краски, движение. И через это лирическое понимание, через мгновение передать читателю свое настроение, свое понимание красоты и гармонии природы. Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в мир стихотворений Фета, порассуждать об услышанном, понять творческие устремления поэта. Некрасов особенно близок нам. Музой и вдохновительницей поэта стало человеческое и свое собственное страдание. Оно проявилось уже в самом начале творческого пути поэта. Некрасов и вошел в русскую поэзию как «страстный» к страданию поэт.
Сегодня мы с вами в занимательной форме вспомним интересные факты из жизни поэтов, удивительные стихи , почувствуем музыкальность и напевность лирических произведений, проявим знания по литературоведению.
Играть будут три команды. Представление команд (в викторине участвуют учащиеся 6-х классов, они выбирают название команды и девиз) - Ребята, мы будем путешествовать по творчеству поэтов от станции к станции, отвечать на вопросы по очереди, если у команды нет ответа, то могут помочь болельщики этой команды, если и у них нет ответа, то право ответить переходит к сопернику, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Творческая
( Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать,
«Уж верба вся пушистая, раскинулась кругом;
«Как здесь свежо под липою густою –
Грудью дорогу проложит себе» (Стихотворение «Железная дорога»)
… Водит он армии; в море судами Правит, в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей…
Стихотворчество. Вспомните, какие стихотворные размеры вам известны. Определите размеры стиха в следующих отрывках. Условия конкурса: отрывки из текстов записаны на отдельных листах. Каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 3 минуты. 1.Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. (Тютчев Ф. И. (Хорей) 2.Пусть сосны и ели 3.С поляны коршун поднялся,
1.Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит… Н.А.Некрасов (Дактиль) 2.Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг… Н.А.Некрасов (Анапест) 3.Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз… Н.А.Некрасов (Амфибрахий)
1.Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело,- Я ничего не пойму. А.А.Фет (Хорей) 2. Какая ночь! На всём какая нега! 3. Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора. А.А.Фет (Ямб)
Вспомните известные изобразительно –выразительные средства языка. Найдите их в данных отрывках из текста.
Пусть сосны и ели Мы ж, легкое племя, Но птички отпели, О буйные ветры,
Примеры: «ветра тёплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»? эпитеты
Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Эпитеты: лютый холод, ясные дни, жестокая пора, напрасные слезы, ясные дни и новые откровения, скорбящая душа. Олицетворения: застыли слёзы, за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит. Есть и метафоры: все злей метель, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью.
Добрый папаша! К чему в обаянии Труд этот, Ваня, был страшно громаден … Он-то согнал сюда массы народные. …. Чу! восклицанья послышались грозные!
Средства художественной выразительности. Есть в нем многочисленные эпитеты: «неокрепший лед», «морозные ночи», «добрый папаша», «узкие насыпи», «спина горбатая». Использует автор и сравнения: «лед…, как тающий сахар», «листья… лежат, как ковер», «лабазник… красный, как медь». Применены и метафоры: «здоровый, ядреный воздух», «стекла морозные», «ямою грудь», «ясная дорога». В последних строках произведения автор использует иронию, задавая генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?..» В поэтической работе есть и стилистические фигуры, например, обращения: «Добрый папаша!», «Братья!» и восклицания: «Чу! восклицанья послышались грозные!»
Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Зима еще хлопочет Взбесилась ведьма злая Весне и горя мало:
Угадай стихотворение по рифмам: Берёзы – слёзы Пора – кора Минутой – лютый Листвы – и ты ( А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы»)
Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
Ядрёный-студёный Бодрит – лежит Постели-успели Простор-ковёр
Около леса, как в мягкой постели, Славная осень! Морозные ночи, Всё хорошо под сиянием лунным,
Артистическая. Представитель команд читают стихотворения поэтов Прошла игра. Хорошие светлые чувства наполняют душу, от того, что вы хорошо знаете произведения великих русских поэтов. Я искренне надеюсь, что этот день и наша встреча для всех вас останется в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. Любите поэзию, читайте стихи дома, в библиотеке, на улице и даже на ходу, они сделают нашу жизнь ярче, богаче и приятнее. Пусть каждый из вас в стране Поэзия найдет своего любимого поэта, свои любимые стихи. Всего вам самого доброго! До новых встреч!
Подведение итогов. Награждение
Литература: Учебник «Литература 6 класс Часть 1» под ред.Коровиной, В.Я.Москва, 2016Интернет-ресурсы: |