Проект «Железная дорога в родном краю»
МДОУ « Детский сад №6 «Солнышко»
Проект
«Железная дорога в родном краю»
Разработала воспитатель:
Опарышева Е.В.
г. Семенов - 2018г.
«В некотором царстве, в железнодорожном государстве…»
Детский сад является первой важной ступенью в познании детьми окружающего мира. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с миром природы, родным городом, с различными профессиями взрослых, с транспортом, в том числе железнодорожным , с профессиями работников железной дороги.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям. Дошкольники проявляют живой интерес к труду взрослых, часто стремятся подражать им в игре и быту, что способствует развитию ранней профориентации воспитанников ДОУ.
О железной дороге, о труде людей различных профессий, имеющих к ней отношение, лучше всего рассказывают железнодорожники, поэтому нами разработан цикл экскурсий на железную дорогу, ЖД вокзал, встречи с работниками и специалистами ЖД.
Очень эффективным оказался проектный метод. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое. Реализованный нами проект «Железная дорога в родном краю» дал детям много знаний по теме, подарил часы интересных встреч, помог испытать чувство уважения и восхищения людьми такой важной и нужной для всех профессии. В сборе материала для данного проекта активно участвовали не только педагоги и дети, но и родители.
Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Во время организованной и в свободной деятельности мы формируем знания, развиваем интерес к железнодорожному транспорту, труду взрослых, в том числе железнодорожников через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию. В играх же дети подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли проводников, осмотрщиков вагонов, машинистов, работников вокзала и др. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Игры группируются с учетом сезонного труда, профессионального праздника. Широко используются игры, отражающие новые профессии железной дороги. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. Наши наблюдения показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей железнодорожных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение определенной группе профессий или какой-то конкретной профессии.
Нами был составлен цикл игр по данной теме, которые используются в работе. Особенно любят дошкольники сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: "Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается", "Железная дорога - детям не игрушка".
Совместно с родителями созданы развивающие игры, лото, которые дают возможность превратить обычное занятие с дошкольниками в интерактивную экскурсию. Примером могут служить развивающие игры "Семёнов – Нижний Новгород", "Нижний Новгород - Москва", «Нижний Новгород – Сочи» играя в которые, дети знакомятся с городами и станциями, которые находятся на протяжении этого транспортного пути. Или игра-лото "Наш вокзал", которая заставляет детей мыслить логически, чтобы подобрать карточки с изображениями предметов, относящихся к железной дороге.
Инсценировки и занятия-спектакли позволяют детям, распределив обязанности и надев соответствующую форму, превратиться в строгого начальника поезда, внимательного осмотрщика вагонов, заботливую проводницу, вежливого кассира. Вместе с воспитателями разыгрываются целые сценки, в которых дети в игре учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе. Для отражения полученных впечатлений в работе с детьми широко используется художественно – творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), в процессе которой дети создают художественные работы на железнодорожную тему. На занятиях по конструированию малыши учатся создавать поделки ("Вокзал", "Паровозик из Ромашкова", "Мост через реку", "Загудел паровоз и вагончики повез"), выполняют их из бумаги, деталей конструктора, мягких модулей и подручного бросового материала, осваивают техническое моделирование.
Совместно с воспитателями дети сочиняют стихи, сказки о дороге и железнодорожниках:
«Железная дорога нам очень нужна, «Проводница день за днем
И любая из профессий: Трудится старательно.
Машиниста и кассира, С пассажирами она
Слесаря, проводника, вежлива, внимательна.»
Станции начальника -
И почетна и важна!»
«Быть прекрасно машинистом! Очень трудно быть в пути
Есть, конечно, доля риска: И состав большой вести» и др.
А игра - викторина выявила лучших знатоков правил безопасного поведения на железной дороге.
Цели проекта
1. Ознакомление дошкольников с прошлым и настоящим железной дороги, ее ролью в жизни нашего города, всей страны. Знакомство детей с железнодорожными профессиями. Воспитание чувства гордости за родителей, работающих на железной дороге.
Основные задачи:
1. Познакомить детей дошкольного возраста с миром профессий железнодорожного транспорта;
2. Создать условия ( пополнить предметно – развивающую среду) познания прошлого и настоящего железной дороги, ее роли в современном обществе;
3. Способствовать воспитанию гордости за своих родителей, работающих на железнодорожном транспорте;
4. Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий железнодорожного транспорта.
5. Воспитание положительного отношения и уважения к профессии железнодорожника, желание в будущем посвятить себя профессии на железнодорожном транспорте.
6. Формирование у детей знаний об общественной значимости труда работников на железной дороге, о взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда железнодорожника с другими профессиями.
7. Формирование здоровья у детей, обучение здоровому образу жизни в семье и детском саду – как залог успешного овладения представлениями и знаниями о железнодорожных профессиях.
Участники проекта
Дети старшей – подготовительной группы «Теремок», воспитатель группы, заместитель заведующей по ВМР, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Вид проекта – познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта – краткосрочный
Предполагаемый результат:
1. Развитие познавательной активности детей, любознательности;
2.Сформированность знаний детей о деятельности железной дороги, её роли в жизни города, страны;
3.Сформированность понятий безопасного поведения на железной дороге;
4. Воспитание чувства любви к родному городу, уважения к людям труда.
Реализация проекта
Подготовительный этап
Подбор методической и художественной литературы;
Анкетирование детей;
Установление связей с социумом, родителями воспитанников.
Основной этап (планирования и организации деятельности)
Цикла занятий «Все о железной дороге»:
- «Какие бывают поезда»;
- Экскурсия на ЖД «Здесь, дружок, ты не зевай, все правила соблюдай!» (беседа с Ю.А.Латышевой – инспектором ПДН линейного пункта полиции станции Семенов);
- Экскурсия в историко – художественный музей. Тема. «История горьковской железной дороги» или «Как человек поехал на поезде»;
- Встречи с работниками ЖД (родителями), представителями трудовых династий.
- Беседы о рабочих железнодорожных профессий «Кто работает на железной дороге»;
- Игра - викторина «Железная дорога детям не игрушка»;
- Экскурсия в локомотивное депо;
- ООД Беседа «Что я видел на вокзале»;
- ООД по конструированию из бумаги и бросового материала «Товарный поезд»
- ООД Беседа «Почему поезд бывает пожарным?»
«Минутки безопасности» - повторная экскурсия на железную дорогу. Цель: дать детям возможность приобрести теоретические знания и практические навыки о правилах поведения вблизи железнодорожных объектов.
Сюжетно – ролевые игры «"Поезд", "Поездка", "Путешествие по железной дороге", "Машинисты", "Быть примерным пассажиром разрешается";
Дидактические игры «Кому что нужно для работы»
Чтение рассказов, стихов о железной дороге:
В. Сута «Едет поезд»
С. Капутлян «Поезд»
Г. Цифиров «Паровозик из Ромашково»
Д. Родари «Путешествие голубой стрелы»
Просмотр мультфильмов «Паровозик из Ромашково», «Человек рассеянный»
Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций о железной дороге.
Изготовление макетов вокзала, железной дороги и поездов.
Совместная деятельность по изготовлению атрибутики к сюжетно- ролевой игре.
Слушание песен «Голубой вагон», «Дорога железная», «На дальней станции сойду».
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на поезде».
Художественная творческая деятельность:
- Рисование « Путешествие по железной дороги», «Поезда»
- Конструирование « «Вокзал», «Мост через реку», «Загудел паровоз и вагончик повез»
Выставки детского творчества «Веселый паровозик», « Мы едем, едем, едем».
Заключительный этап.
Оценка результатов работы всех участников проекта (проводится на основании итогового анкетирования, наблюдения и анализа различных видов деятельности, бесед с детьми и их родителями).
Представление проекта на районном конкурсе проектов «Мир вокруг нас».
Приложение
Варшавская Наталья Владимировна