Упражнение на тему «Найдите три ошибки в приведенном тексте»
В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии проверяются знания и умения,
сформированные при изучении следующих разделов школьной биологии, начиная
с 5 класса: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его
здоровье» , «Общая биология».
Каждый вариант экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух
частей, различающихся по форме и уровню сложности.
Часть 2 содержит семь заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ
формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме.
Задания этой части работы нацелены на выявление тех выпускников, которые имеют
высокий уровень биологической подготовки и вызывают , чаще всего , затруднения у выпускников.
Мне хотелось бы остановиться на линии №24 ( работа с текстом биологического содержания) и рассмотреть алгоритм и примеры решений данных заданий. Как показывает анализ результатов ЕГЭ, задания данной линии вызывают трудности у ребят, так как включают все разделы биологии и требуют практического применения знаний.
Перед тем как начать выполнять задание линии 24 по работе с текстом
биологического содержания, следует обратить внимание на содержание текста- -какая тема прослеживается. Сами ответы должны быть представлены законченными предложениями и не содержать частиц «НЕ» в исправленном предложении. Выпускники должны помнить, что если они решили подстраховаться и исправили четыре или более предложения, то за каждое лишнее исправление правильного предложения на неправильное снимается по 1 баллу.
Я при индивидуальной подготовке учащихся, первоначально прорабатываю задания данной линии по всем разделам биологии ( примеры которых привожу), а затем перехожу к решению КИМ.
РАСТЕНИЯ
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Водоросли – это группа низших растений, обитающих в водной среде.
2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.
3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.
4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.
5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.
6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и не имеют
тканей;
2) 3 – в клетках водорослей не происходит хемосинтеза;
3) 5 – при слиянии гамет образуется зигота, из которой развивается
спорофит, а гаметофит развивается из споры.
2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются.
2. Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от других царств.
3. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли
с клеточным соком.
4. В клетках высших растений имеются центриоли.
5. В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах.
6. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген.
7. По способу питания большинство растений автотрофы.
Ошибки допущены в следующих предложениях:
1. 4 – Центриоли в клетках растений отсутствуют.
2. 5 – Синтез АТФ происходит в митохондриях.
3. 6 – Запасным питательным веществом в клетках растений является крахмал.
3 . Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Бактерии относятся к эукариотам, так как не имеют оформленного ядра.
2. В цитоплазме бактерий имеются рибосомы, митохондрии и эндоплазматическая сеть.
3. На поверхности мембраны бактериальной клетки имеется плотная клеточная стенка. 4. Некоторые бактерии имеют жгутики.
5. Размножаются бактерии с помощью спор.
6. Большинство бактерий выполняет в экосистемах функцию редуцентов.
Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5.
1. 1. Бактерии относятся к прокариотам, т. к. не имеют оформленного ядра.
2. 2. В цитоплазме бактерий имеются рибосомы, но отсутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть и другие мембранные органоиды.
3. 5. Бактерии размножаются путем деления.
4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мицелий пеницилла представляет собой одну сильно разросшуюся клетку. 2. Как и все грибы, пеницилл имеет клеточную стенку из целлюлозы. 3. Питается пеницилл готовыми органическими веществами. 4. Споры пеницилла созревают в шаровидных спорангиях. 5. Пеницилл относится к плесневым грибам. 6. Человек использует пеницилл для получения антибиотиков
Ошибки допущены в предложениях 1,2,4.
1. 1.Мицелий пеницилла состоит из множества клеток.
2. 2. Как и все грибы, пеницилл имеет клеточную стенку из хитина.
3. 4. Споры пеницилла созревают в «кисточках» на концах поднимающихся вертикально гиф.
5 . Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Спирогира, улотрикс и ламинария относятся к зеленым нитчатым водорослям. 2. Их тело не разделено на органы и называется талломом. 3. Бесполое размножение водорослей осуществляется с помощью гамет. 4. Хламидомонада и хлорелла относятся к одноклеточным зеленым водорослям. 5. Хлорелла имеет светочувствительный глазок и передвигается с помощью жгутиков. 6. Водоросли выполняют в водных экосистемах функцию продуцентов.
Ошибки допущены в предложениях 1,3,5.
1. 1. Спирогира и улотрикс относятся к зеленым нитчатым водорослям, а ламинария - к бурым.
2. 3. Бесполое размножение водорослей осуществляется с помощью зооспор.
3. 5. Хламидомонада имеет светочувствительный глазок и передвигается с помощью жгутиков.
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Лишайники представляют собой комплексные организмы, т. к. их тело состоит из гриба и водоросли. 2. Отношения водоросли и гриба в лишайнике носят симбиотический характер. 3. Водоросль обеспечивает гриб водой, а гриб предоставляет ей органические вещества. 4. Лишайники очень неприхотливы и могут расти в самых загрязненных районах. 5. Таллом лишайников может быть накипным, листоватым и кустистым. 6. Лишайники характеризуются быстрым ростом.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.
1. 3. Водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб предоставляет ей воду и минеральные соли.
2. 4. Лишайники очень неприхотливы, но чувствительны к загрязнению окружающей среды.
3. 6. Лишайники характеризуются медленным ростом.
7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Папоротники размножаются спорами, которые образуются в коробочке на ножке. 2. Из споры папоротника развивается заросток. 3. Клетки заростка имеют диплоидный набор хромосом.
На верхней стороне заростка формируются гаметы, при слиянии которых образуется зигота. 5. Из зиготы развивается взрослое растение папоротника - спорофит. 6. Папоротники имеют корневище, от которого отрастают придаточные корни.
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4.
1. 1. Папоротники размножаются спорами, которые образуются на нижней стороне листа.
2. 3. Клетки заростка имеют гаплоидный набор хромосом.
3. 4. На нижней стороне заростка формируются гаметы, при слиянии которых образуется зигота.
8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Рост корня в длину происходит за счет деления клеток, расположенных в основании корня. 2. Кончик корня покрыт корневым чехликом. 3. Корневой чехлик защищает от повреждений зону всасывания. 4. Всасывание растворов минеральных солей осуществляется с помощью корневых волосков. 5. Корневой волосок - вырост корня, образованный группой клеток. 6. Большую часть корня занимает зона проведения.
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1. 1. Рост корня в длину происходит за счет деления клеток, расположенных в кончике корня.
2. 3. Корневой чехлик защищает от повреждений зону деления.
3. 5. Корневой волосок - это вырост клетки покровной ткани корня.
9. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Многие растения опыляются с помощью ветра. 2. Ряд ветроопыляемых растений цветут рано весной до распускания листьев на деревьях. 3. Обычно ветроопыляемые растения имеют крупные цветки с хорошо развитым околоцветником. 4. Пыльца ветроопыляемых растений крупная и липкая. 5. Цветки часто собраны в соцветия.
Нектар обычно выделяется в утренние и вечерние часы.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 6.
1. 3. Обычно ветроопыляемые растения имеют мелкие цветки с невзрачным или редуцированным околоцветником.
2. 4.Пыльца ветроопыляемых растений мелкая и сухая.
3. 6. Нектар отсутствует.
ЖИВОТНЫЕ
1. Прочитайте текст и найдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1. Рыбы – это холоднокровные животные, имеющие обтекаемую форму тела и дышащие жабрами.
2. Большинство существующих на Земле видов рыб имеют хрящевой скелет.
3. Кровеносная система рыб замкнутая, а сердце состоит из желудочка и предсердия.
4. У всех рыб два круга кровообращения.
5. В сердце рыбы течёт венозная кровь, которая насыщается кислородом в жабрах.
6. Направление течения воды, вибрацию воды рыбы воспринимают органами равновесия.
Элементы ответа
1) 2 − скелет у большинства рыб костный.
2) 4 – у рыб один круг кровообращения.
3) 6 – Направление течения воды, её вибрацию рыбы воспринимаютбоковой линией
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. И исправьте их.
1 Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животнве среди других червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представленна окологлоточным нервным кольцом и спинной цепочкой.
Элементы ответа :
2.- Кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему.
4. –Кольчатые черви имеют полость тела – вторичную.
5. – Нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Тело кишечнополостных состоит из двух слоев клеток. 2. Кишечнополостные имеют двустороннюю симметрию тела. 3. Добычу захватывают с помощью железистых клеток. 4. Поглощение пищи и удаление непереваренных остатков происходит через ротовое отверстие. 5. Нервная система кишечнополостных представлена отдельными нервными клетками, образующими нервную сеть. 6. Размножаются только бесполым путем.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 6.
1. 2. Кишечнополостные имеют лучевую симметрию тела.
2. 3. Добычу захватывают с помощью стрекательных клеток.
3. 6. Размножаются бесполым и половым путем.
4. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Одним из наиболее опасных кольчатых червей является аскарида. 2. Заразиться яйцами аскариды можно через плохо промытые овощи или грязные руки. 3. Личинки аскарид развиваются в желудке человека. 4. Взрослые аскариды живут в кишечнике. 5. Аскариды - гермафродиты. 6. Продукты жизнедеятельности аскарид отравляют организм, вызывая расстройства кишечника и головные боли.
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1. 1. Одним из наиболее опасных круглых червей является аскарида.
2. 3. Личинки аскарид развиваются в легких человека.
3.4. Аскариды - раздельнополые организмы.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Тело моллюсков разделено на голову, грудь и брюшко. 2. Кровеносная система моллюсков незамкнутая. 3. Тип Моллюски делится на три класса: брюхоногие, головоногие и двустворчатые. 4. Для большинства брюхоногих характерно фильтрационное питание.
Наиболее высокоорганизованными являются двустворчатые моллюски. 6. Моллюски могут жить как в воде, так и на суше.
Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.
1. 1. Тело моллюсков разделено на голову, туловище и ногу.
2. 4. Фильтрационное питание характерно для двустворчатых.
3. 5.Наиболее высокоорганизованными являются головоногие моллюски.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Ланцетник обитает в морях тропической и умеренной зон.
Роль внутреннего скелета у него выполняет хорда. 3. Кровеносная система ланцетника незамкнутая. 4. Имеется двухкамерное сердце. 5. Пищу захватывает челюстями. 6. Дышит при помощи жабр.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1. 3. Кровеносная система ланцетника замкнутая.
2.4. Сердце отсутствует.
3.5. Питается, создавая ток воды щупальцами, окружающими ротовое отверстие.
7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Земноводные - первые наземные позвоночные. 2. Предками земноводных являются хрящевые рыбы. 3. Земноводные имеют трехкамерное сердце 4. Легкие земноводных хорошо развиты и обеспечивают поступление в организм большого количества кислорода.
Кожа земноводных сухая, покрытая роговыми чешуйками. 6. Размножаются земноводные в воде.
Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.
1. 2. Предками земноводных являются кистеперые рыбы.
2. 4. Легкие земноводных развиты плохо и не обеспечивают поступление в организм большого количества кислорода.
3.5. Кожа земноводных голая, влажная.
8. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Птицы - теплокровные позвоночные животные. 2. Сердце птиц четырехкамерное. 3. Интенсивность газообмена обеспечивается благодаря двойному дыханию с помощью легких и кожи. 4. В дыхательных движениях птиц участвует также диафрагма, разделяющая грудную и брюшную полость. 5. Все отделы головного мозга птиц развиты хорошо, кроме мозжечка. 6. Все птицы раздельно- полые животные.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1. 3. Интенсивность газообмена обеспечивается благодаря хорошо развитым легким и наличию воздушных мешков.
2. 4. Птицы не имеют диафрагмы.
3.5. Все отделы головного мозга птиц развиты хорошо, особенно мозжечок.
ЧЕЛОВЕК
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Сердце располагается в грудной полости позади грудины и окружено соединительнотканной оболочкой – околосердечной сумкой.
2. От правого желудочка отходит дуга аорты , от левого легочный ствол ( артерия).
3. Сердце человека, как и сердце птиц и млекопитающих, четырехкамерное.
4. Сокращение сердечной мышцы называется систолой, расслабление - диастолой.
5. Верхняя и нижняя полые вены впадают в левое предсердие.
6. Полулунные клапаны располагаются между предсердиями и желудочками.
Элементы ответа :
1) 2 - От правого желудочка отходит легочный ствол (артерия), от левого — дуга аорты.
2) 5 - Верхняя и нижняя полые вены впадают в правое предсердие.
3) 6 - Полулунные клапаны располагаются у выхода аорты и легочного ствола.
2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
(2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела.
(3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь.
(4)Железы внутренней секреции – эндокринные железы – выделяют биологически активные регуляторные вещества –гормоны.
(5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы – инсулин – регулирует содержание глюкозы в крови.
(7)Гормон щитовидной железы – адреналин – повышает возбудимость нервной системы, учащает сердечные сокращения.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;
2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;
3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников
3. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,
|
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – желудок расположен под диафрагмой;
2) 4 – железы желудка выделяют соляную кислоту;
3) 5 – амилаза и мальтаза - ферменты слюны
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность,
возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы.
4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом.
5. Численность популяции всегда стабильна.
6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными
генофондами.
Элементы правильного ответа
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 − популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 – популяция – структурная единица вида.
3) 5 – Численность популяции изменяется в зависимости от разных факторов
2. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1.Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию.
2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию.
3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела.
4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом.
5. Полисахариды обладают гидрофобностью
Ответ :
1.1) структурную функцию
2. 2) запасающую функцию
3. 4) целлюлозой
3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Бактерии - прокариоты, наследственное вещество их клеток не отделено от цитоплазмы. (2) ДНК бактерий подставлена одной молекулой, которая имеет линейную форму. (3) Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой. (4) На рибосомах её гранулярной эндоплазматической сети происходит биосинтез белка. (5) При неблагоприятных условиях бактерии размножаются с помощью спор. (6) Бактерии бывают анаэробные и аэробные. (7) Споры бактериям необходимы для размножения. |
||||
1) 2- у бактерий имеется одна кольцевая молекула ДНК 2) 4 - рибосома бактерий расположена в цитоплазме 3) 7 - споры бактериям необходимы для перенесения неблагоприятных условий. Размножаются бактерии делением надвое.
|
|
|
4. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты,консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами. |
Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:
1) 2 – первым звеном являются продуценты;
2) 3 – консументы не способны к фотосинтезу;
3) 4 – кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза
5. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Бактерии относятся к прокариотам. (2)Снаружи клетка бактерий покрыта оболочкой, состоящей из муреина. (3)В цитоплазме бактериальной клетки находятся рибосомы и нуклеотид, содержащий генетическую информацию. (4) По способу питания бактерий относят к гетеротрофам. (5) Основной способ размножения бактерий – это простое деление клетки надвое. (6) Половой процесс для бактерий не характерен. |
Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 – В цитоплазме бактериальной клетки находятся рибосомы и нуклеоид, содержащий генетическую информацию; 2) 4 – по способу питания бактерии могут быть автотрофами и гетеротрофами; 3) 6 – для бактерий характерен половой процесс - конъюгация.
|
6. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Солнечное излучение служит основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле.
(2) Жизнь на Земле возможна лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном.
(3) В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновений рахита у людей, способствуют синтезу пигмента в клетках эпидермиса.
(4) На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности.
(5) Ультрафиолетовые лучи не воспринимаются глазом человека, но они являются важным источником внутренней энергии.
(6) Солнечный свет проникает в глубину океана до 800 м.
(7) На больших глубинах автотрофы используют другие источники энергии.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 - озоновый экран задерживает коротковолновые лучи (УФ)
2) 3 - ультрафиолетовые лучи препятствуют возникновению рахита у людей, способствуют синтезу пигмента в клетках эпидермиса
3) 5 - важным источником внутренней энергии являются инфракрасные лучи.