Урок МХК «Народная художественная культура Донского края (Устное народное творчество)»
Народная художественная культура Донского края (Устное народное творчество) Презентация по ОДНКНР. 7 класс. Автор: учитель Фомченко Елена Сергеевна.
Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Произведения устного народного творчества - сказки, былины, духовные стихи, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды - составляют сокровищницу культуры.
Казак - это устойчивое понятие русского фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец (матёрый казак), Алёша Попович, Добрыня Никитич (Дончак). Первоначально слово казак употреблялось в смысле «храбрец, лихач». Однако в песнях конца XVIII-XIX вв. оно неразрывно связывается с понятием «донцы», появляются различные его оттенки: «казаки лихие», «храбрые казаки», «донцы природные, на все пригодные».
Эпицентром казачьих переживаний являлась река Дон. Это очень сложный, динамичный фольклорный образ. В ранней традиции Дон выступал как мифический прародитель, а в более поздней - как путь-дорога, раздвигающая границы. Дон - своего рода «земля-вода» казака. Для казачества символ родины - это вовсе не земля, как для "обычных людей". Символ родины и символ свободы слились для него в одном образе - это река. Река их кормила, защищала, была домом и дорогой. И еще один постоянный символ - корабль, плывущий по реке. Корабль как родина.
Именно река вошла и в песни донских казаков как образ Родины. Река Дон была колыбелью казачества, их духовной опорой, кормилицей и поилицей. Дону казаки поверяли свои сокровенные, сердечные думы, радость и горе. Песни казаков о Доне исполнены красоты, силы, благородства и подчёркнутого ритма. Запев многих песен начинался со слов, посвященных Дону. Например: «Ой, да ты кормилец, Дон, наш батюшка. Православный тихий Дон Иванович! Про тебя лежит слава добрая. Слава добрая, речь хорошая»
Значительное внимание казаки уделяли жанру военно-бытовых песен. Казачьи песни о войне - это рассказ очевидца. Они описывают происходящие события с исторической точностью, но вплетая в него великое множество тончайших деталей, рассуждений, умозаключений, которые делают этот рассказ необычайно ярким, выразительным и увлекательным.
Обряды у казаков всегда сопровождаются песнями. Календарные и свадебные обряды, как и закрепленные за ними фольклорные жанры, существуют сегодня в сокращенном виде. Календарные представлены зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами.
Зимние святочные песни известны в трех разновидностях: колядки с христианскими сюжетами (Северский Донец и правобережные хутора станицы Мигулинской), детские колядки «Скакал, скакал козлик». С начальным рефренным возгласом «Ой, калёда!» (Северский Донец и Дон у его устья, Хопер); песни с припевом «Щедрый вечер» «(щедровки») западных славянских традиций (Северский Донец, нижнее и среднее течение Дона). Игровые хороводы представлены общеславянскими разновидностями: «Просо», «На горе мак», «Дрема» , и русскими «Плетень», «Ходит барин кругом карагода». Локальное распространение имеют «Олень», «Шла утица по бережку», «Грушица», «Черный баран», «Кострома» (верхнедонские станицы и хутора), «У перепелки головка болит», «Царь22 да по городу гуляет» (среднедонские). Преимущественно на Северском Донце зафиксированы «Конопля», «Краповое колесо».
Свадебный обряд в духовной культуре донского казачества занимает, пожалуй, центральное положение как по сохранности элементов, так и по объему обрядово-ритуальных действий, состояний, речевых и фольклорных текстов, атрибутов, предметов, действующих лиц и словаря. Как и в любой другой этнической культуре, свадьба на Дону имеет свои хронотопные особенности, продолжая одновременно с ними определённую традицию, точнее, возвращаясь к ней в ходе своей эволюции.
Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и другие) составляют важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. Календарные обряды представлены в донском казачьем фольклоре зимними песнями обхода дворов и весенними хороводами.
Ещё одной разновидностью казачьего устного творчества являются сказки-былички, их рассказывает как бы «очевидец» («самовидец»). Посвящены они действительно существовавшим героям, но строятся по правилам сказочного повествования. Любимыми героями сказок являются Степан Тимофеевич Разин и Матвей Иванович Платов. Они и на волшебных шалях плавают, и по воздуху летают, и становятся невидимым. Однако в сказке-быличке легко рассмотреть подлинные события, причём иногда в таких достоверных исторических подробностях, которые, скорее, напоминают документ. В сказке изображаются вымышленные события и лица, однако, многие герои точно передают типологические черты казачьего характера. Сказка тесно связана с фольклорно-мифологическими корнями этнического самосознания.
Особую группу эпоса составляют скоморошины («камарошные»), представленные классическими сюжетами - «Дурней», и вариантами «Птичьей свадьбы». Они фиксировались как в сказовой форме, так и в сочетающей прозаическое повествование, пение и говорной стих, пантомиму. Они входят и в мужской и в женский репертуар. Но более типичны для донской традиции песни-небылицы: «На дубу свинья гнездышко свила», «Как донские казаки рыболовнички», «А мы ноня гуляли», «Как кума то к куме в решете приплыла», «Как сидел комар на дубочку» и др. Записана и песня о скоморохах - «Ой, шли веселые, разговаривали». В небылицах игра формой используется как художественный прием, поэтому вполне логично предположить их профессиональное (скоморошье) происхождение. По стилевому воплощению этой группе близки бытующие в песенной форме сюжеты демократической сатиры XVII в. (например, «Фома и Ерема»).
Женские приуроченные песни не столь оригинальны как мужские и в основном повторяют соответствующие жанровые типы русской традиции (юго-западной, центрально-русской и северной). В колыбельных, причитаниях об умерших, свадебных песнях лишь иногда обнаруживается влияние мужской воинской культуры, проявляющееся во включении сюжетно-поэтических мотивов и синтаксических формул мужского фольклора, использовании местно-характерных песенных интонационных стереотипов. Семейно-обрядовые жанры одиночной исполнительской традиции представлены колыбельными, потешками, относимыми к материнскому фольклору, и причитаниями об умерших. Для первых типичен корпус текстов и напевов, известных на значительной территории. Если записи колыбельных и потешек нашли отражение в публикациях последних лет 25, то причитания пока еще остаются в экспедиционных коллекциях.