Урок «Устное народное творчество. Понятие о фольклоре»

18
0
Материал опубликован 18 September 2017 в группе

Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.

Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.

Планируемые результаты:

Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.

Метапредметные УУД:

Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.

                          Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много  древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.

   - Стоит ли, по-вашему, изучать мифы  своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.    

ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа,   нет настоящего и не будет будущего.

  1.  Введение в тему. Интрига.

Учитель.  Мы часто употребляем на уроках  такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему  не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:

- Что на свете слаще всего?

- Кто на себе дом носит?

- Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?

- Без чего человеку жить нельзя?

Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои  вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.

- Какова задача нашего урока?

 

 

 

  1.  Работа по теме урока.
  1. Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».

«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?

  Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.

- Какие виды УНТ вы знаете?

Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово  «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.

 Составление КЛАСТЕРА

                           СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА

  1. Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.

2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.

  1. Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).
  2. Привязанность к определённой ситуации.
  3. Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).
  4. Произведения УНТ, например, сказка,  должна сказываться, как песня поётся.
  1. Закрепление.

- Что называется фольклором?

Учебная проблема:

- Я  считаю, что в наш компьютерный век  произведения УНТ не нужны. Убедите меня в обратном.

     VI.    Блиц – турнир по сказкам.

  1. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
  2. Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?
  3. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?
  4. Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?
  5. Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?
  6. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?
  7. Назовите магическое число в русских сказках.
  8. Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?
  9. Какие реки текут в сказках?
  10. Где живёт сказочный царь?
  1. Подведение итогов урока (рефлексия)

- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)

- Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной мудрости?

     VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5); прочитать сказку «Горшеня»

Комментарии
Комментариев пока нет.