Урок «Устное народное творчество. Понятие о фольклоре»
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.
Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать вариативную природу фольклора; развивать деятельность уч-ся.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора; причины возникновения жанров фольклора.
Метапредметные УУД:
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Ход урока.
- Оргмомент. Приветствие. В этот хмурый осенний день я хочу пожелать вам радостного настроения. А оно придет к вам тогда, когда вы сделаете много доброго, полезного и узнаете много нового. Этому мы и посвятим наш сегодняшний урок литературы.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель. На предыдущих уроках вы времени даром тоже не теряли. Вспомните, как много древнегреческих и древнеславянских мифов мы узнали, иллюстрировали мифы, пересказывали, составляли кроссворды.
- Стоит ли, по-вашему, изучать мифы своего народа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
ВЫВОД. У того, кто не знает прошлого своего народа, нет настоящего и не будет будущего.
- Введение в тему. Интрига.
Учитель. Мы часто употребляем на уроках такое выражение: «Кто ни о чём не спрашивает, тот ничему не научится». Но сегодня не вы будете спрашивать друг у друга, а я хочу спросить у вас, знаете ли вы ответы на следующие вопросы:
- Что на свете слаще всего?
- Кто на себе дом носит?
- Ты, да я, да мы с тобой. Много ли нас?
- Без чего человеку жить нельзя?
Вы молодцы. Умеете не только спрашивать, но и умно, толково отвечать. А догадались ли вы, как называются мои вопросы? Правильно, это загадки. Вот мы и разгадали интригу. Как вы думаете, чему посвящен будет наш сегодняшний урок? Правильно, устному народному творчеству.
- Какова задача нашего урока?
- Работа по теме урока.
- Знакомство с понятием «ФОЛЬКЛОР».
«Учение без размышления бесполезно» (Конфуций). Поразмышляем?
Произведения УНТ знакомы нам с самых первых дней жизни.
- Какие виды УНТ вы знаете?
Это колыбельные песни, пестушки, которые напевают малышам мамы и бабушки уже много столетий, приговорки и потешки (ладушки). Подрастая, дети любят слушать сказки, разгадывать загадки, рассказывать небылицы, скороговорки. В речи каждого человека можно услышать пословицы и поговорки. (ПРИМЕР). Всё это – произведения УНТ, или ФОЛЬКЛОРА. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «Народная мудрость». Понимают это слово по-разному: иногда под ним подразумевают любое народное искусство: танцы, музыку, плетение кружев, вышивание, резьбу по дереву, лаковую миниатюру и т. д.). Более узкое значение слова – устная словесность, устное поэтическое творчество. Мы будем рассматривать фольклор именно в этом значении.
Составление КЛАСТЕРА
СВОЙСТВА ФОЛЬКЛОРА
- Важнейшие особенности Ф. – коллективность, устная форма бытования, традиционность. Фольклорные произведения передаются из поколения в поколение, передавая традиции народа. Автором их можно считать весь народ.
2. Понятие «Малые жанры фольклора» - загадки, скороговорки, пословицы, поговорки; лаконичны, ритмичны, легко запоминаются.
- Вариативность фольклора – сказки (зависит от лексического запаса, воображения, речи рассказчика).
- Привязанность к определённой ситуации.
- Люди, сочинявшие фольклорные произведения, есть у всех народов (русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские акыны, кавказские ашуги, французские трубадуры).
- Произведения УНТ, например, сказка, должна сказываться, как песня поётся.
- Закрепление.
- Что называется фольклором?
Учебная проблема:
- Я считаю, что в наш компьютерный век произведения УНТ не нужны. Убедите меня в обратном.
VI. Блиц – турнир по сказкам.
- Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
- Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку?
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь?
- Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля?
- Какую пословицу повторяют герои перед трудным заданием?
- Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-нибудь приходит к ней в гости?
- Назовите магическое число в русских сказках.
- Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса?
- Какие реки текут в сказках?
- Где живёт сказочный царь?
- Подведение итогов урока (рефлексия)
- Почему в глубокой древности люди сочиняли сказки, загадки, пословицы? (так выражалось представление людей о жизни)
- Почему Ф. является неиссякаемым источником истинной мудрости?
VIII. Домашнее задание. Стр. 45(Задания 1 – 5); прочитать сказку «Горшеня»