Мы выбираем спорт
МАОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
«КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕРВОГО ДОКЛАДА»
МЫ ВЫБИРАЕМ СПОРТ
Подготовила:Квирам Е. А., МАОУ «СОШ №3»,
ученица 4 «а» класса.
Руководитель: Гезенко Л.Д., учитель начальных
классов МАОУ «СОШ №3»,
высшая квалификационная категория
ул. Кармелюка – 11,
8(34535)2-00-46, school-3yal.69@mail.ru,
yalschool3.ru
Город Ялуторовск
2015-2016 учебный год
Спорт – залог здоровья
Автор: Квирам Екатерина Андреевна
Россия, Тюменская область, г. Ялуторовск, МАОУ «СОШ №3», 4 «а» класс
АННОТАЦИЯ
Работа посвящена исследованию значения спорта для человека.
Цель моей работы: Изучить влияние спорта на здоровье человека.
В данной работе использовала следующие методы:
изучение информационного материала по теме;
анкетирование;
интервью;
обобщение результатов.
На первом этапе была изучена научная литература о значении спорта для здоровья человека. Для проведения данного исследования осуществлен подбор энциклопедической и учебной литературы.
На втором этапе исследования я взяла интервью у моего учителя физкультуры Кириллова А. В. Он отметил, что одних уроков физкультуры недостаточно для улучшения физического развития. Необходимы либо занятия в спортивных секциях, либо самостоятельные занятия физкультурой в свободное время.
Третьим этапом данной работы было анкетирование моих одноклассников. Я выяснила, что только 65% детей нашего класса занимаются в спортивных секциях.
На четвёртом этапе я посетила различные спортивные учреждения: ДЮСШ, Спорткомплекс «Атлант», Спорткомплекс «Старт» и др.
На следующем этапе своей работы из беседы с тренерами Нориной Д. Ю., Филатовым А. А., Вьючко В. И. я узнала, что каждый вид спорта направлен на развитие определённых умений, но занятие любым из них одинаково полезно для здоровья.
Из беседы со школьным медицинским работником Кабировой Л.А. я узнала индекс здоровья моих одноклассников за зимний период 2015 г. и 2016 г. Он оказался гораздо выше в 2016 году. И учатся спортсмены хорошо, только на «4»и «5».
Систематические занятия спортом развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость, развивают умственные способности, укрепляют здоровье. В нашем городе достаточно спортивных секций для занятий. Важно лишь иметь желание заниматься спортом.
Спорт – это жизнь.
Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться.
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это физические и духовные качества человека, которые являются основой его долголетия? В нашей жизни каждому надо глубоко задуматься, как сохранить здоровье. Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Будет здоровым тело - будет здоровый дух! Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения. Занятия спортом приносят радость и удовольствие. Человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Также спорт – это способ самовыражения, способ достигнуть определённых вершин и целей
Я считаю, что эта тема актуальна, потому что современный человек мало двигается, т.к. его труд на производстве заменяется специальной техникой, развиваются средства транспорта, а телевидение и компьютеры не желают отпускать от своего экрана. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, а, значит, к болезням.
Проблема. Не у всех школьников сформирована потребность заниматься спортом.
Целью моей работы стало изучение влияния спорта на здоровье человека.
Для достижения цели я поставила перед собой задачи:
- выяснить, действительно ли здоровье и спорт тесно связаны друг с другом;
- проанализировать анкеты одноклассников;
- посетить ДЮСШ, спорткомплексы «Атлант» и «Старт» г. Ялуторовска и рассмотреть возможности занятия спортом, которые предоставляют детям;
- Сформулировать рекомендации и выводы;
- создать видеофильм о моих одноклассниках – спортсменах.
Объект исследования: учащиеся 4 а класса МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №3».
Предмет исследования- занятия спортом.
Цель работы: привлечь внимание моих друзей, одноклассников, знакомых ребят к необходимости регулярного посещения секций.
Задачи:
Изучить теоретическую часть данного вопроса;
Провести анкетирование учащихся по данному вопросу;
Исследовать отношение детей к спорту среди учащихся 4 а класса.
Проанализировать отношение детей к спорту;
Сформулировать рекомендации и выводы;
Создать фильм о моих одноклассниках, занимающихся в спортивных секциях.
Использованные методы: анкетирование, интервью, изучение информационного материала по теме.
Гипотеза: Занятия физической культурой положительно влияют как на здоровье, так и на учёбу.
Значение спорта для здоровья человека
Откуда появилось это хорошо знакомое всем слово? Слово «спорт» родилось давно во Франции. И произносилось оно не так как теперь, а «депорт», что значит «развлечение», «забота». В Англии это слово стали произносить по – своему: «диспорт», а потом отбросили первые две буквы. Получилось «спорт». Более 100 лет назад слово «спорт» попало в Россию. Сначала в России спортом называли коллекционирование марок, игру в домино, разведение домашних животных и рукоделие. Позднее - только такие физические упражнения, которые помогают укреплять здоровье, делают человека сильным, смелым, ловким и выносливым.
Прочитав соответствующую литературу, я узнала, что физическое воспитание - очень серьёзная проблема в современном обществе. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура - это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость. Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни.
Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.
Результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья.
Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».
Спорт – это сила, здоровье, успех и хорошее времяпровождение, помогает завести новые знакомства, даже помогает определиться с выбором будущей профессии. Многие остаются в спорте и продолжают в нем свою карьеру, добиваясь огромных успехов, даже на мировом уровне. Физкультура и спорт позволяют человеку, как это принято говорить, иметь в "здоровом теле - здоровых дух". В самом деле, для полноценной умственной деятельности, для хорошего самочувствия необходимо быть здоровым.
Глава II. Виды спорта, которыми занимаются мои одноклассники
2.1. Исследование заинтересованности детей спортом
Я провела анкетирование в своём классе. В моём исследовании приняли участие 25 человек (учащиеся 4а класса). Детям предлагалось заполнить анкеты, отметив свои ответы на вопросы на специально приготовленном бланке. (Приложение 1)
Анкета включала следующие вопросы:
Занимаешься ли ты спортом?
Каким видом спорта ты занимаешься?
Как часто ты занимаешься спортом?
Где ты занимаешься спортом?
Какой вид спорта тебе больше всего нравится?
Занимаетесь ли вы спортом: Да – 16 человека (65%); Нет – 9 человек (35%).
Нравится заниматься спортом: Да – 16 человек (63%); Нет – 3 человека (12%).
Я выяснила, что 7 девочек нашего класса занимаются в секции волейбола, восточными единоборствами – 3 мальчика, в лыжной секции – 1 человек, хоккеем – 1 человек, танцами – 4 девочки. Из оставшихся 9 человек – 4 мальчика ещё думают, каким видом спорта им заняться и предпочитают компьютерные игры.
Ребята - спортсмены тренируются не более 3-х раз в неделю, 1 человек 4 раза в неделю. Они занимаются, в основном, в ДЮСШ (36 %), танцами занимаются 4 девочки (16%).
На вопрос: «Какой вид спорта тебе больше всего нравится?» подавляющее большинство мальчиков (76%) ответили - «футбол». Троим из опрошенных мальчиков нравятся боевые искусства. У девочек пристрастия более разнообразные. Им интересны и танцы, и волейбол.
В то же время, не все школьники занимаются спортом (35%).
2.2. Двигательная активность учащихся на уроках физкультуры
Следует отметить, что ведущую роль в приобщении младших школьников к занятиям спортом играют учителя физической культуры. Именно они на своих уроках прививают детям любовь к занятиям физическими упражнениями, учат их заботиться о своем здоровье, первыми замечают и развивают спортивные способности школьников.
Для того, чтобы выяснить, достаточно ли уроков физкультуры для нормального физического развития, я обратилась с этим вопросом к учителю физкультуры Кириллову Александру Владимировичу. Он ответил так: «Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время. Физические упражнения, как основное средство физического воспитания, формирует здоровую, активную, сильную личность.
2.3. Волейбол
Девочки (7 человек) занимаются волейболом с 1класса. Сейчас нас тренирует Норина Д.Ю. Мы занимаемся в ДЮСШ 3 раза в неделю по 2 часа.
Волейболом можно заниматься с 5-6 лет. Совершенствуются опорно-двигательный аппарат, работа вестибулярного и зрительного анализаторов, повышаются функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается координация движений. Развиваются быстрота и точность реакций, ловкость, глазомер, улучшается осанка. Воспитываются волевые качества. Все командные виды спорта развивают в ребенке социальное мышление, учат работать с группой, что поможет в дальнейшем легко адаптироваться в обществе. Волейбол развивает умственные способности, потому что на обработку мяча есть всего лишь доли секунды, и за это время нужно сориентироваться в ситуации.
Для тренировок лучше приобрести форму из хлопка, Занятия в волейбольной секции бесплатные. Комплект формы волейболиста состоит из кроссовок, носочков, шорт, наколенников и майки. Экипировка юного баскетболиста состоит из майки, шорт и кроссовок.
2.4. Восточные единоборства
Восточные единоборства: айкидо, тхэквондо, каратэ, дзюдо и ушу. В нашем классе в секции айкидо занимается Иванов Глеб.
Айкидо
Айкидо - одна из разновидностей японской борьбы. Основой техники айкидо стало движение по окружности, вращение, позволяющее не только быстро, неожиданно и даже незаметно для противника уйти с линии атаки, но и вывести противника из равновесия, а затем отбросить его от себя по касательной в нужном направлении. Моральной обязанностью каждого ученика является никогда не использовать техники айкидо во вред другому человеку.
Заниматься этим видом спорта можно с 4 лет. Воспитывает характер, развивает ловкость, гибкость, чувство ориентации в пространстве и многие другие физические и психические качества.
Есть ограничения по здоровью. Нельзя заниматься с любой степенью близорукости, при наличии врожденных и приобретенных пороков сердца (в частности, с пролапсом 1-й степени), а также с нестабильностью шейных позвонков.
Занятия проходят в зале. Дети постепенно привыкают к тому, что изучение приема – это, прежде всего, многократное повторение движений, в каждом из которых есть своя тонкость. Режим занятий 2-3 раза в неделю по 1,5 часа. Для занятий необходимы тренировочные брюки и футболка, обувь не нужна.
Тхэквондо
Этим видом спорта занимается Тарасов Егор у тренера Филатова А.А. Тренировки проходят в ДЮСШ. У тхэквондо есть ряд неоспоримых преимуществ. Хорошая физическая подготовка является основой для всех единоборств, но именно в тхэквондо уделяется повышенное внимание растяжке и выносливости. Высокие удары и многочисленные прыжки – это коронный прием в этом виде единоборств, и без отличной акробатической подготовки, гибкости, умения владеть своим телом и разумом ими не овладеешь.
Вопрос о том, что лучше – карате или тхэквондо – неоднозначен, поскольку в первую очередь стоит выбирать прежде всего хорошего тренера и школу, в которой большое внимание уделяется нравственным аспектам воспитания. И в каратэ, и в тхэквондо существует несколько направлений, отличающихся друг от друга нюансами техники, системой подготовки и проведения соревнований. Однако существенное преимущество тхэквондо заключается в том, что оно на порядок менее травматично, так как спарринги проходят в полной экипировке – то есть, с одной стороны защищены жизненно важные органы, а с другой – спортсмен может работать в полный контакт, не боясь при этом навредить сопернику. Исследования, регулярно проводимые во время детских соревнований в Европе, показывают, что в каратэ травматизм очень высок – 60-70 процентов, в то время как в тхэквондо всего лишь 6-7 процентов. И это огромный плюс при выборе секции для ребенка – выбирая тхэквондо, родители могут не опасаться за здоровье и физическое самочувствие своего ребенка.
Многие современные дети гиперактивны, и родители часто не знают, что с этим делать. Поэтому тхэквондо, как и другие восточные единоборства, является отличным способом справиться с чрезмерной активностью ребенка самым безвредным для окружающих способом. Занятия тхэквондо могут помочь в решении проблемных моментов в поведении детей, предлагая им модель «игры» в храбрых воинов-защитников, призванных помогать и заботиться об окружающих. Таким образом, это помогает ребенку справиться со своим эго, направляя и воспитывая в нем качества настоящего лидера. Есть, однако, и другой тип детей – застенчивых, слабых здоровьем, которым на первый взгляд нужна постоянная опека. Они чаще других становятся мишенью для проказ со стороны более активных и уверенных в себе ребят в школе и во дворе. Или же надолго замыкаются в себе, лишая себя возможности выстраивать дружеские отношения со сверстниками. Таким детям занятия тхэквондо помогут преодолеть внутренние страхи, стать более здоровыми и сильными, воспитать в себе силу духа, научиться общаться и сделать первые шаги к самостоятельности и уверенности. Если заниматься тхэквондо всерьез и надолго, то через несколько лет спортсмены уже могут показывать необычные трюки – взбегать на стену, делать в воздухе шпагат и удар обеими ногами, прыгать с места на высоту в человеческий рост. Тхэквондо прекрасно подходит девочкам и женщинам. Занятия тхэквондо хорошо укрепляют тазовые мышцы и полезны для общего оздоровления. В тхэквондо есть элементы спортивной акробатики, силовых тренировок, аэробики. Тхэквондо – очень подвижный, безопасный и красивый вид спорта, где девочки могут получить хороший опыт и физического развития, и освоить приемы самозащиты.
По статистике тхэквондо – один из самых безопасных контактных видов единоборств. Одной из причин является введение очень строгих правил проведения боев. В тхэквондо существует запрет на проведение ударов по спине, затылку, в пах. Во время соревнований не допускаются захваты, броски, толчки, подсечки, которые характерны для многих видов единоборств и являются одной из причин повышенного травматизма. Спортсмены обязательно соревнуются в защитном снаряжении. В тхэквондо, как и в других восточных боевых искусствах, прежде всего учат контролировать агрессию, потому что совершенствование человека как воина всегда было тесно связано с постижением морально-этических принципов. ДзюдоЭтим видом спорта у нас занимается Крутиев Саша в ДЮСШ у тренера Вьючко В.И. Занятия проходят 4 раза в неделю по 2 ч.
Дзюдо рекомендуется мальчикам с 7 лет. Способствует гармоничному развитию всех мышц тела, прекрасно развивает правильное дыхание, дисциплину, умение владеть собой, веру в себя. Запрещается при заболеваниях позвоночника. Нежелательно для детей с чувствительной кожей, так как вполне вероятны многочисленные синяки из-за падений.
2.5. Лыжи
В лыжной секции в ДЮСШ занимается Фомин Кирилл 3 раза в неделю. Заниматься этим видом спорта можно с 5-6 лет, как девочкам, так и мальчикам. Но лучший возраст – около 10-11 лет. Солнце, чистый зимний воздух сами по себе очень полезны. Занятия лыжами помогут ребёнку быть увереннее в себе, закалиться. В упражнениях задействованы все мышцы тела.2.6. Хоккей
Петряков Данила с 1 класса занимается хоккеем в спорткомплексе имени Альфера. Тренировки проходят 4 раза в неделю.
Этим видом спорта можно заниматься с 4 лет. Существуют ограничения по здоровью. Нельзя заниматься с любой степенью миопии (близорукости), при наличии врожденных и приобретенных пороков сердца.
В хоккее укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Дети становятся более дисциплинированными и организованными.
Малыши учатся стоять на коньках, привыкают ко льду, часто занимаются вместе со своими родителями, которые контролируют процесс. Команды формируются из детей более старшего возраста. Тренировки проходят почти каждый день, дошкольники в большинстве клубов занимаются в раннее время (в районе 7 утра).
Для занятий приобрести необходимо полный комплект хоккейной формы, который включает коньки, шлем, щитки для ног, краги (специальные перчатки), рейтузы, майку, ракушку (защита для грудной клетки), штаны и клюшку.
Глава III. Создание видеофильма
Чтобы выполнить свою задачу, мне необходимо было собрать видео. Некоторые видео мне предоставили родители спортсменов: Иванов О.К., Крутиева О.А., Петряков А.Н. Некоторые я снимала сама на камеру. Музыку к видео я нашла в Интернете. Самым сложным оказалось создание фильма. Здесь мне пришлось обратиться к специалисту. Длительность некоторых видео пришлось изменять.
Так был создан видеофильм. Длится он всего 5,5 минут. А затрачено сил и времени несравненно больше. Но я довольна, что всё получилось, и я не отступила, несмотря на трудности.
Я подготовила сообщение о значении спорта для здоровья человека, выступила перед одноклассниками, показала видео. Ребята заинтересовались моей работой: слушали меня внимательно, высказали желание тоже заниматься в спортивных секциях.
Заключение
В ходе написания этой исследовательской работы мною были изучены интересы детей к спорту и важность спорта в нашей жизни.
В результате исследования было выявлено, что многим детям нравится спорт, но нет систематичности их занятий. А из бесед с ребятами мы делаем вывод, что интерес к компьютерным играм занимает первостепенное место. Компьютер со временем начинает заменять и книги, и спорт, и общение, и родителей. Я думаю, что на нашем примере эти дети заинтересуются и пересмотрят свое отношение к спорту в лучшую сторону.
Благодаря моей работе мои товарищи увидят, что из себя представляют восточные единоборства, почувствуют значимость таких видов спорта, как волейбол, хоккей, лыжи.
Я выяснила, что систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость, развивают умственные способности. Все наши спортсмены учатся только на «4» и «5» или только на «5».
Мне эта работа дала возможность работать с книгой, выделять главное в тексте, искать информацию в Интернете. Я по-новому взглянула на свои занятия спортом, стала более осмысленно к ним подходить. Я училась брать интервью, проводить анкетирование.
Результатом моего труда стал видеофильм. Теперь я имею представление о том, как сделать видеофильм.
Список литературы
1. Ковалев Л.Н.«Спорт в семейном воспитание детей» - 1999г.
2. Нечаева А.Б. «Семья и спорт» - 1998г.
3. Реймерс Н.Ф. «Спорт в современной семье» - Дрофа, 2004г.
Интернет
Приложение 1
Анкета
Занимаешься ли ты спортом?
Каким видом спорта ты занимаешься?
Как часто ты занимаешься спортом?
Где ты занимаешься спортом?
Какой вид спорта тебе больше всего нравится?
Приложение 2
Синий – число спортсменов.
Красный – число детей, не занимающихся в спортивных кружках.