Внеклассное мероприятие на тему «Народные праздники в детском саду»
«Народные праздники в детском саду»
Проект для детей 5-7 лет
Борисова Елена Анатольевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №22 «Журавленок»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Народные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании словаря ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю, расширяется словарный запас. Проведение праздника эмоционально насыщено выразительными средствами устного, музыкального и изобразительного искусства. Яркостью, колоритностью и простотой народные праздники особенно привлекательны для дошкольников. Они могут быть разнообразными по содержанию, посвящены многогранным сторонам социальной жизни дошкольного образовательного учреждения, природе, разным видам народного искусства. Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых.
Цель проекта. Выявление условий развития словаря детей посредством народных праздников.
Тип проекта. Средней продолжительности
Продолжительность. 4 месяца
Участники. Педагоги старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), дети старшего дошкольного возраста.
Задачи.
изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
изучить методическую литературу по проблеме использования народных праздников в дошкольных учреждениях;
определить содержание и методы развития словаря детей;
выявить уровень развития словаря детей;
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
беседы;
отбор художественных произведений и музыкальных произведения для проведения народных праздников;
мониторинг сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о народных праздниках;
проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте;
проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом
Основной Этап:
Познавательное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми (знакомство с народными праздниками).
Просмотр видеофильмов.
Речевое развитие
Разучивание стихов, прибауток, пословиц, частушек, попевок для театрализованного фольклорного представления.
Социально-коммуникативное развитие
Проведение тематической недели, посвященной народным праздникам, организация народных праздников.
Художественно-эстетическое
Организация народных праздников.
Слушание музыкальных произведений посвященных народным праздникам.
Организация и проведение фольклорного праздника, разнообразных игр в рамках темы проекта.
Физическое развитие
Организация и проведение народных игр в рамках темы проекта.
Работа с родителями
Изготовление одежды стилизованной под народный костюм.
Консультация с родителями группы «Народные праздники в детском саду как средство развития словаря детей».
Проведение родительских собраний.
День открытых дверей (просмотр образовательной деятельности детей).
Введение портфолио.
Совместное проведение и участие в народных праздниках.
Выставки работ родителей и детей.
Выпуск информационных проспектов для родителей.
Заключительный этап:
Проведение повторного мониторинга сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о народных праздниках.
Оформление фотовыставки «Народные праздники в детском саду».
Участие в итоговом мероприятии, посвященном народным праздникам.
В период реализации проекта родители были самыми активными участниками: шили народные костюмы для детей, оформляли детские портфолио, пополнили «Национальный уголок» атрибутами, старинными предметами. Изготовили дидактический материал и пособия для занятий с детьми по ознакомлению с народными праздниками.
Дети познакомились с народными праздниками и приняли в них участие: «Осенины», «Коляда», «Масленица».
Познакомились с народными чувашскими национальными праздниками: «Çǎварни» - праздник проводов зимы у чувашей, его справляют одновременно с русской Масленицей. В день празднования «Çǎварни» украшают лошадей, запрягают их в нарядные сани и устраивают «катаччи» катания. По всей деревне разъезжают нарядные девушки и поют песни.
«Мǎнкун» - самый светлый и большой праздник у чувашей. Перед пасхой женщины обязательно моют избу, белят печи, мужчины наводят порядок во дворе. В день перед пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли». На пасху и взрослые, и дети наряжаются в новые одежды. Красят яйца, готовят «чǎкǎт», пекут пироги.
Год для чувашей начинается со старинного народного новогоднего праздника - Сурхури, который празднуют целую неделю. После принятия христианства, этот национальный праздник нового года совпал по времени со Святками – неделей от Рождества и продолжается до Крещения. Во время празднования проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Перспектива проекта состоит в дальнейшей активизации всех участников образовательного процесса по приобщению к народной культуре при проведении народных праздников.
ИСТОЧНИКИЗацепина, М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду [Текст] : метод. Пособие / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. М.: Мозаика-Синтез, 2013. 142 с.
Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие /сост. Н.А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016 – 108с
Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т. И. Петрова. М.: Владос, 2014. – 182 с.
Проектная деятельность в детском саду: метод. пособие /авт.-сост. Н.А.
Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017.