Доклад на родительское собрание по теме «Нарушение дисциплины на уроках» (10 класс)
Республика Крым
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Яснополянская школа» Джанкойского района
296120, Российская Федерация, Джанкойский район, с.Яснополянское,
ул.Первомайская, 2а,
тел/факс 0(6564) 5-27-21, e-mail: yasnaja.school@mail.ru
Доклад
Подготовили:
Джепарова С.М.
Корнеев А.А.
Нарушение дисциплины на уроке (1 слайд)
Все учителя в школе, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.
Самые распространенные виды нарушения дисциплины: (2 слайд)
- 1 место - разговоры школьников на уроках;
- 2 место – не выполненное домашнее задание;
- 3 местo – грубое отношение к окружающим;
- 4 место - прогулы уроков;
- 5 местo – хождение по классу во время урока;
В ответ учителя наказывают их: (3 слайд)
А теперь действия родителей, за что они ругают детей (4 слайд)
- 1 место - плохие оценки;
-2 место – не желание учиться;
- 3 место – не выполненные поручения;
- 4 место – плохая компания;
- 5 место – позднее возвращение домой;
Как наказывают (5 слайд)
А теперь, как вы думаете какое насилие детям сложнее пережить физическое или моральной? (6 слайд)
(7 слайд) Физическое насилие бывает двух типов: с проявление внешних признаков (синяки, ссадины), повреждение внутренних органов.
А вот в чем дети проявляют свой характер после наказаний: (8 слайд)
Раздражительное поведение
Агрессивность
Грубость
Жестокое обращение с животными
Подавленное состояние
(9 слайд) Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую — осознанно или нет — проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода. (10 слайд)
Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось.
Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют.
Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора.
Следует выделить три основных закона поведения (11 слайд)
1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
привлечение внимания
власть
месть
избегание неудачи.
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, учителя должны как-то взаимодействовать с ними. "Если они научатся понимать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный.
Школьный план действий (12 слайд)
Составление ШПД требует времени, но правильно составленный план сторицей оправдывает затраты. Уже само его составление снижает тревогу и снимает стресс.
Составляя Школьный план действий — индивидуальную программу построения взаимоотношений с конкретным учеником, учитель фактически разрабатывает оптимальную стратегию и тактику общения с ним. При этом он решает последовательно пять задач, как бы делает пять «шагов».
Шаг № 1. Объективное описание поведения ребенка.
Шаг № 2. Понимание мотива «плохого» поведения.
Шаг № 3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
Шаг № 4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика
для повышения его самоуважения.
Шаг № 5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию конкретного ШПД.
(13 слайд) Педагогическое воздействие должно быть «Быстрым» -но не значит импульсивным, спонтанным. Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна остановить проступок здесь и сейчас
«Верным» - т.е. учитывающим истинную цель «плохого» поведения ребенка. Например, техника отсроченного реагирования подходит ученикам, ищущим власти, но не подходит ученикам, боящимся неудачи.
Еще одно свойство педагогического воздействия - оно должно быть неминуемым, обязательным, неизбежным. Это означает, что учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок.