Статья на тему «Родительское собрание»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Родительское собрание»
Классный руководитель 9 класса
Ивлиева Н.А.
г. Саратов
Введение.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Традиционные формы работы с родителями:
• родительские собрания
• общеклассные и общешкольные конференции
• индивидуальные беседы и консультации педагога
• посещения на дому.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
· организационными;
· текущими или тематическими;
· итоговыми;
· общешкольными и классными.
Организационное собрание это собрание, на котором решаются следующие вопросы: знакомство с родителями; рассказ о себе (в 1 и 5 кл.); знакомство родителей с основными делами на год, с режимом работы школы; информация о работе кружков и секций, о сменной обуви, о ведении дневников, об организации классного фонда и об избрании родительского комитета (как минимум 3 человека).
Текущие родительские собрания это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.
Тематические родительские собрания это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.
Итоговые родительские собрания это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей
Организационная работа по подготовке родительского собрания
Подготовка родительского собрания начинается с определения его повестки и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание. Опыт показывает, что накануне собрания разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:
• заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения;
• подготовить альбомы, стенгазету или видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей;
• заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания оформление классного помещения, в котором оно будет проводиться. Наверняка вам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в празднично оформленном, чисто убранном классе.
Разработка сценария проведения собрания.
Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся класса.
В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
2. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».
3. Психолого-педагогическое просвещение.
Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.
4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные
вечера, приобретение учебных пособий и т.д.).
Оно состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.
5. Личные беседы с родителями.
На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.
Советы классному руководителю по проведению собрания
• Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
• Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов.
• Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
• Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
• Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
• Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
• Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).
• Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
• В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
• Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
• Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит:
• Осуждать присутствующих родителей за неявку отсутствующих.
• Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
• Давать негативную оценку всему классу.
• Переоценивать значение отдельных предметов.
• Избирать для общения назидательный тон.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей и быть актуальной для родителей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
5. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.
6. План проведения родительского собрания должен быть им известен.
7. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.
8. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.
9. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.
Осмысление итогов родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании - необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:
• явка родителей, причины отсутствия;
• персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
• вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Тематику родительских собраний можно брать из сборников «Родительское собрание». Приведу примеры:
Начальные классы.
• Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
• Режим дня и его влияние на качество обучения.
• Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
• Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
• Роль игры в расширении кругозора ребенка.
• Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
• Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.
• Шалость и хулиганство - есть ли различия?
• Роль семьи в формировании личности ребенка.
Средние классы.
• Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе:
проблемы и задачи.
• Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
• Когда легко учиться?
• Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.
• Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
• Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.
• Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.
• Особенности межличностных отношений подростков.
• Психологический стресс и подросток.
• Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.
• Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.
• Воспитание детей и «ножницы времени».
• Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.
Старшие классы.
• Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
• Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
• Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
• Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.
• Профессиональные намерения и возможности учащихся класса.
Заключение
Таким образом, родительское собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию детей.
Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".
Манина Ольга Борисовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Рагулина Любовь Давыдовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Анна Александровна Устименко
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кокарева Оксана Игоревна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Цинцадзе Екатерина Владимировна