Наше питание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени героя Советского Союза И.И. Юркова» с. Сиваковка Хорольского муниципального района
Приморского края
Урок
окружающего мира
3 класс
Тема: «Наше питание»
Провела
учитель начальных классов
Шелудько Наталия Ивановна
2025 год
Цели:
- формирование первоначального представления о значении питания в жизни человека, познакомить учащихся с необходимыми для организма питательными веществами.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- совершенствовать умение самим выбирать наиболее полезные продукты питания и отказываться от вредных.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные УУД:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- принятие установленных правил в планировании и контроль способа решения;
Коммуникативные УУД:
- владение диалогической формой коммуникации, воспитывать культуру взаимодействия учащихся в парной и групповой работе.
Ход урока
Организационный момент
Дети слушают фрагмент песни « Песенка про короля – сладкоежку)
II. Актуализация знаний
1. Проверка задания в рабочей тетради
No 4 (c. 63)
- Расскажите о спортсменах, с чьими биографиями вы познакомились, и других сильных, ловких и выносливых людях, информацию о которых вы смогли найти. (Заслушиваются два-три ученика.)
2. Текущий контроль знаний (Используются КИМы.)
III. Самоопределение к деятельности
- Для чего человек должен есть? (Для того чтобы жить: ходить, бегать, дышать, играть, работать и т. д.)
- Может ли человек обойтись без пищи? (Нет; может, но недолго (в течение 30-40 дней).)
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке и чему будем учиться.
(Ученики высказывают предположения.)
- Откройте учебник на с. 135, прочитайте тему и учебные задачи урока. Подтвердились ли ваши предположения?
Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем питании.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Всю пищу, которую мы съедаем, наш организм разбирает на части.
- Как вы думаете, много ли частей в нашей пище? (Предположения учеников.)
Георгий Юдин в книге «Главное чудо света» писал: «Вся еда, какая бы она сложная ни была, ну, например, маринованный в горчичном соусе осьминог, фаршированный рисом, айвой, черносливом и красным перцем, с гарниром из солёных грибов, печени молодого удава и трёх ломтиков лимона, состоит всего из трёх главных частей: белков, жиров и углеводов».
Белки - это строительный материал. Например, белок-кератин образует волосы, а коллаген входит в состав сухожилий (с их помощью мышцы крепятся к скелету). Без белков невозможны многие прецессы в организме. Так, белки-ферменты участвуют в переваривании пищи, белки-антитела защищают нас, распознавая и уничтожая вирусы, попавшие в наш организм. Благодаря белкам человек растёт. Белков много в мясе, рыбе, сыре, твороге, бобах, орехах.
Углеводы - дают нам энергию (например, глюкоза). А у растений оболочки клеток состоят из углевода целлюлозы. Углеводы мы получаем из фруктов, разных круп, хлеба, овощей, варенья.Сахар тоже относится к углеводам, но его избыток может вызвать ожирение, кариес, диабет.
Жиры - продовольственные и топливные склады на чёрный день (болезнь, голод), «тёплое бельё» и амортизатор от ударов. сметана.Источники жиров - сливочное и растительное масло, маргарин, сметана.
Ещё человеку нужны кальций, железо, медь, сера, марганец цинк, йод , которые есть в природе.А эти вещества витаминами в наш организм могут попасть только с разнообразной, богатой витаминами пищей. Витаминов много в овощах и фруктах.
2. Работа по учебнику
(Ученики читают текст, а затем отвечают на вопросы учителя - находят ответы в тексте.)
C. 135
- Какую работу в организме выполняют белки? (Они служат для роста и развития.)
- Какие продукты богаты белками? (Творог, яйца, мясо, рыба...)
- Какую работу в организме выполняют жиры? (Они обеспечивают организм энергией, это запас пищи на случай болезни.)
- Какие продукты богаты жирами? (Сливочное масло, сметана...)
- Какую работу в организме выполняют углеводы? (Это энергия для нашего тела.)
- Какие продукты богаты углеводами? (Хлеб, крупы, макароны....)
- Какую работу в организме выполняют витамины? (Они служат для сохранения и укрепления здоровья.)
- Какие продукты богаты витаминами? (Овощи и фрукты.)
3. Выполнение задания в рабочей тетради Nº 1 (c. 64)
- Прочитайте задание. С помощью учебника заполните таблицу.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
4. Практическая работа
(Учитель делит класс на команды и каждой раздаёт разные этикетки от продуктов. Ученики выполняют практическую работу по инструкции и заполняют таблицу на с. 64 в рабочей тетради.
Инструкция
1. Внимательно изучите этикетки на упаковках от продуктов. Обратите внимание, что на них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
2. Сравните данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
3. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь. Укажите продукты, богатые белками, жирами, углеводами.
(Ниже приведён пример заполненной таблицы.
2. Игра «Путешествие бутерброда»
Инструкция. Учитель выбирает участников игры: «бутерброд». «ротовая полость с зубами и языком», «глотка», «пищевод», «желудок», «кишечник толстый и тонкий», «печень» и расставляет их как указано в схеме, созданной на предыдущем этапе урока.
Остальные ученики рассказывают и показывают, что происходит с бутербродом в каждом органе:
1. Ротовая полость - зубы и язык пережёвывают, перемешивают, слюна смачивает пищу.
2. Глотка, пищевод - идёт процесс переваривания, пиша движется в желудок.
3. Желудок - пища переваривается под действием желудочного сока.
4. Кишечник - заканчивается переваривание пищи. Частицы питательных веществ попадают в кровь, которая разносит их по всем органам.
5. Печень - в кишечник выделяется желчь, необходимая для переваривания пищи.
3. Работа в парах C. 137
- Прочитайте и обсудите в парах правила здорового питания.
- Какие правила вы выполняете?
- Расскажите о своём режиме питания. Что вы едите на завтрак, обед, ужин?
- Почему человек должен питаться разнообразной пищей?
- Какие правила здорового питания стали для вас новыми?
Продукты | Пищевая ценность | |||
Белки | Жиры | Углеводы | Витамины | |
Подсолнечное масло | | 99,9 | | |
Молоко «Топтыжка» | 2,9 | 3,2 | 4,6 | Кальций, медь, цинк, С, |
Зелёный горошек (консервированный) | 2,4 | | 5,0 | |
Сметана 20% | 2,8 | 20 | 3,2 | |
Говядина тушёная (мясные консервы) | 15 | 20 | 0,2 | |
- В каком из этих продуктов самое высокое содержание белков?
- В каком из этих продуктов самое высокое содержание углеводов?
- В каком из этих продуктов самое высокое содержание жиров?
- Какие вещества нужны вам для роста и развития? (Белки, так как они нужны для роста и развития человека.)
V. Физкультминутка
Меж еловых мягких лап (Постучать пальцами по столу.)
Дождик кап-кап-кап! (Коснуться стола кистями рук.)
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох. (Поднять руки над столом, пальцы сложить вместе, а потом широко раскрыть.)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки коснуться поочерёдно всех пальцев левой руки.)
Кто нашёл его, друзья? (Сжать все пальцы левой руки, кроме мизинца, и по-казать.)
Это я, я, я!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику C. 136
- Изучите строение и работу пищеварительной системы. Составьте схему переваривания пищи.
(Учитель рисует схему на доске по ответам учеников. После окончания игры (см. следующий этап урока) схема дополняется.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради Nº 3 (c. 65) (Самостоятельная работа. Самопроверка по учебнику.) Nº 4 (c. 65)
- Прочитайте задание. Обозначьте путь пищи. Куда сначала поступает пища? (В ротовую полость.)
- Поставьте около этих слов цифру 1.
- Продолжите работу самостоятельно.
VII. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальной ленты «Светофор».
(Дети показывают сигнальные карточки, устно дают комментарий.)
VIII. Подведение итогов урока
- Что вам было особенно интересно на уроке?
- Давайте сделаем вывод вместе с Мудрой Черепахой.
Домашнее задание
Учебник: с. 135-137 - прочитать и пересказать текст, с. 137 -
выполнить задания для домашней работы (на выбор).