Урок окружающего мира в 3 класе по теме: «Наше питание. Пищеварительная система»

3
0
Материал опубликован 14 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Урок окружающего мира по теме: «Наше питание. Пищеварительная система»

Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
  • Составить с детьми правила правильного питания;
  • Развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
  • Развивать мышление, память, умение слушать;
  • Воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
  • Воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.

Оборудование:

- Учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;

Этикетки от продуктов питания,

Карточки (таблицы для внесения продуктов питания и питательных веществ)

Компьютер, программа PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.


 

Ход урока

Организационный момент.

Минута гармонии. Приветствие гостей.

2) Психологический настрой.

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач!

II. Актуализация знаний.

Начать урок окружающего мира мне хотелось бы следующим:

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее, богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А другой мудрец cказал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, но только тогда, когда его уже нет».

– Прислушайтесь к этим словам и твердо запомните, что самое важное для человека это его здоровье и заботиться о нем нужно всегда.

– Давайте попробуем выяснить от чего же зависит наше здоровье?

(От окружающей среды, экологического благополучия, наследственности – предрасположенности к различным заболеваниям, образа жизни – без вредных привычек, занимающийся спортом человек крепче здоровьем, питания).

– На какие факторы мы можем повлиять, чтобы сохранить здоровье на долгие годы? (На образ жизни и питание).

О чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (О питании.)

Назовите тему урока.

Итак, тема урока «Наше питание». СЛАЙД 1

- Все живые существа питаются. Чем питаются растения? (Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал.)

- Чем питаются животные? (Растениями и другими животными.)

- Чем питается человек?

- А какую пищу должен получать человек, чтобы быть здоровым?

- Вся пища полезна для человека?

Что значит правильное питание?

- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)

Узнать что такое правильное питание. - ЦЕЛЬ

«Открытие» нового знания.

Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? (При длительном голодании человек слабеет, через 2 – 3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10 – 15 он может умереть).

- Приходилось ли вам долго испытывать чувство голода? Что вы чувствовали при этом?

- Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость.

- Сколько раз в день должен есть человек? (4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин).

Какую пищу должен употреблять человек? (Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.)

Что относится к животной пище? (Мясо, рыба, молоко, яйца и т.д.)

Почему эту пищу называют животной? (Потому что её дают животные.)

Какую пищу называют растительной? (Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т.д.)

Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.

Пользу продуктов определяют такие питательные вещества, которые содержатся в них.

СЛАЙД 2

- А именно- белки, жиры, углеводы.

(Сообщения детей)

Белки СЛАЙД 3

Белки необходимы для построения мышц, обновления клеток, выработки гормонов и т. д. Если человек не получает достаточного количества белков, то его физическая и умственная работоспособность снижается, увеличивается потребность во сне, ускоряется старение. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль.

 

Жиры СЛАЙД 4

К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию. Жиры бывают растительные и животные. Если человек получает с пищей слишком много жиров, их энергия полностью не тратится, и они откладываются в виде запасов, образуя толстый слой подкожного жира. Иногда жир откладывается вокруг внутренних органов – сердца, почек, затрудняя их работу. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений - кукурузы, подсолнечника, сое и др.).

 

Углеводы СЛАЙД 5

Углеводы являются третьим основным пищевым веществом. Люди, занятые физическим трудом, активно занимающиеся спортом, могут потреблять больше углеводов, чем те, кто мало двигается, больше сидит за письменным столом, телевизором, компьютером. Избыточное количество сахара приводит к излишней полноте, ожирению, сахарному диабету и другим болезням.

К углеводам относится также и крахмал. Он усваивается не так быстро, как сахар, но тоже может стать причиной избыточной массы тела и других неприятностей, особенно для любителей булочек, сдобы, пирожков, блинов и пончиков. Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах, фруктах.

Физминутка

Работа «научных» групп. Практическая работа 1.

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Назовите правила работы в группах.

1. Уважай своего товарища

2. Умей каждого выслушать

3. Не согласен – предлагай!

У вас на столах лежат упаковки различных продуктов. На них указано сколько белков, жиров и углеводов содержится в них. Посмотрите как это обозначено.

СЛАЙД 6

Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в таблицу.

Отчет результатов по группам.

 

Анализ по таблице. СЛАЙД 7

- В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов?

Название продуктов

Состав (в 100 г.)

Белки

Жиры

Углеводы

Горох

21,0 г.

2,0 г.

49,0 г.

Гречка

12,6 г.

3,1г.

60,7 г.

Крупа пшеничная

11 г.

3,5 г.

60,7 г.

Молоко

2,9 г.

3,2 г.

4,7 г.

Творог

16,0 г.

4,0 г.

3,0 г.

Хлеб с отрубями

11.2 г.

2.3 г.

65,0 г.

Масло сливочное

1,0 г.

72,5 г.

1,4 г.

Сметана

2,2 г.

30,0 г.

3,1 г.

- А знаете ли вы, что в сутки ребенок 9 лет должен получать с пищей 80 г белков, 80 г жиров и 350 г углеводов? Но наши продукты не содержат такое количество граммов питательных веществ. Как же быть?

- Для этого пища наша должна быть разнообразной.

- А что еще мы должны получать с пищей, чтобы быть здоровыми? (Витамины).

СЛАЙД 8

 

- Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащийся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах.

А какие бывают витамины и в каких продуктах они содержатся, расскажут наши ребята.

 

Витамины. СЛАЙД 9

В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” - витамины.

Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.

 

Витамин B1. СЛАЙД 10

 

Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.

Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.

Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.

 

Витамин С. СЛАЙД 11

Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке. Если не хватает этого витамина, организм перестает сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, воспаляются десны, снижается иммунитет.

- Жизненно необходимым компонентом здорового питания являются витамины, которые содержатся во всех овощах и фруктах. Ешьте их на здоровье!

- Итак, мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма.

Из этого нужно сделать вывод: Ни один продукт не содержит всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти. Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

- Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать как они попадают в наш организм, уметь соблюдать правила правильного питания и составлять меню.

Работа в группах. Практическая работа 2.

Поработайте в группах. 1 группа - правила питания, 2 группа – вредные советы из правил питания, 3 группа - меню для школьника, 4 группа – прочитав статью из учебника, расскажет как происходит переваривание пищи.

Вредные советы по правилам питания.

Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

Перед сном покушай плотно.

Жареная, копченая, соленая, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.

- Можно ли следовать этим советам?

Правила питания

Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого.

Ужинать нужно не позже чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.

Не ешь всухомятку. Никогда не отказывайся от супа: ведь в нём много веществ, которые способствуют правильному пищеварению.

Нужно стараться есть в одно и тоже время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.

- Можно считать советы этой группы правильными?

Меню

Завтрак

Омлет

Творожок

Кисель

Булочка

Обед

Салат

Борщ

Макароны с мясом

Ягодный морс

Полдник

Фрукты

Ужин

Рыба с картофельным пюре

Кефир

Булочка

- Четвертая группа нам расскажет что происходит с пищей, когда она попадает в рот.

СЛАЙД 12

Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы ее пережевываем и она начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, там ее переваривает желудочный сок. Далее пища поступает в кишечник. Кишечник состоит из толстой кишки и тонкой. Там и заканчивается переваривание.

Главную роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку жидкость – желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по телу.

Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества.

VI. Итог урока.

А теперь подведем итоги.

- Как называется тема урока по которой мы работали? Наше питание.

- Какую цель мы поставили в начале урока? Что мы хотели узнать? (Узнать что такое правильное питание.)

- Что же такое правильное питание? Из каких питательных веществ оно должно состоять?

VII. Рефлексия.

-Узнаем, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке. Каждый возьмите и положите перед собой тарелочку с двумя ложками синего и оранжевого цвета.

Если вы считаете что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – возьмите ложку оранжевого цвета и наклейте ее на тарелку. А тот, кто думает, что всё, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – наклейте синюю ложку.

- Мне приятно видеть на ваших тарелочках ложки оранжевого цвета, а это значит, что вы дорожите здоровьем и соблюдаете правила питания.

VIII. Домашнее задание. СЛАЙД 13.

Проанализировать завтрак, обед и ужин семьи: написать каких полезных веществ больше получает семья, является ли питание разнообразным, не забывают ли члены семьи об употреблении витаминов.

Дополнительные задания (на выбор):

Cоставить меню на день для человека, который занимается спортом.

Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины».

 /data/edu/files/e1460656889.ppt (Презентация)
 

Предварительный просмотр презентации

Наше питание В Б У

Питательные вещества Б У Ж

Питательные вещества Белки

Питательные вещества Жиры сметана

Питательные вещества Углеводы

Название продукта Белки Жиры Углеводы

Название продуктов Белки Жиры Углеводы Горох 21 г 2,0 г 49 г Гречка 12,6 г 3,1г 60,7 г Крупа пшеничная 11 г 3,5 г 60,7 г Молоко 2,9 г 3,2 г 4,7 г Творог 16 г 4 г 3 г Хлеб с отрубями 11.2 г 2.3 г 65 г Масло сливочное 1 г 72,5 г 1,4 г Сметана 2,2 г 30 г 3,1 г

Витамины

Витамин А

В Витамин

С Витамин

Ротовая полость Пищевод Глотка Печень Желудок Толстая кишка Тонкая кишка Прямая кишка

Домашнее задание Проанализировать завтрак, обед и ужин семьи: написать каких полезных веществ больше получает семья, является ли питание разнообразным, не забывают ли члены семьи об употреблении витаминов. Дополнительные задания (на выбор): Cоставить меню на день для человека, который занимается спортом. Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.