Методическая разработка «Наше здоровье в наших руках» по окружающему миру для 2 класса
Методическая разработка
«Наше здоровье в наших руках»
по окружающему миру для обучающихся 2 класса
Актуальность:
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Учитывая особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителем работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Проведение внеклассных мероприятий, посвящённых здоровью, способствуют формированию у учащихся привычки здорового образа жизни.
Реализация данного мероприятия создает условия для получения практических знаний и навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, правилам личной гигиены, необходимых учащимся.
Проведение внеклассного мероприятия обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Методические рекомендации:
Методическая разработка предназначена для учащихся 2 класса начальной школы. Данное мероприятие проводится в форме классного часа и позволяет в игровой форме с использованием, интерактивных форм обучения, создания проблемных ситуаций закрепить у учащихся знания по сохранению и укреплению здоровья, формировать у детей привычки здорового образа жизни. Проведение классного часа требует использование ИКТ, обучающиеся по желанию готовят
дополнительный материал в виде рисунков, пословиц, поговорок, стихов, загадок о здоровье, читают дополнительную литературу по данной теме.
Цель мероприятия:
-Пропаганда здорового образа жизни.
-Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие умения работать с информацией;
-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.
-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
-формирование умения грамотно строить математические речевые высказывания;
-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
-формирование умения взаимодействовать в группах.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формирование представлений о:
-факторах, оказывающих влияющих на здоровье;
-правильном (здоровом) питании и его режиме;
-полезных продуктах;
-рациональной организации режима дня, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья.
Обучение:
-осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Предварительная подготовка:
1.Оформление выставки рисунков на тему: “Калейдоскоп здоровья”.
2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Сказочный справочник здоровья», энциклопедия «Азбука здоровья»
3. Разучивание стихов и песен о семье.
Оборудование: Аудиотехника и фонограмма песен , ИКТ,презентация “Наше здоровье в наших руках”, разрезные карточки пословиц, костюмы для мышки, Мойдодыра, Незнайки, Докторов, дидактические карточки –картинки, предметы личной гигиены для дидактической игры
Психолого-педагогическое сопровождение:
Занятие строится на принципах деятельностного обучения и включает следующие методы: проблемное изучение материала, учебный диалог, самостоятельная работа, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала, повышает степень активности учащихся на занятии, используются приемы самоконтроля и взаимопроверки. На занятии применяются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах постоянного состава.
Учащиеся класса имеют разный уровень развития: из 29 учащихся -6 учеников могут работать на повышенном уровне, 6 учеников –уровень ниже среднего, остальные на базовом уровне. На уроке организована работа в группах. Организованы две группы учащихся с низким уровнем обученности и 2 группы учащихся , способных работать на повышенном уровне. Лидерами в данных группах-ученики среднего уровня обученности. Три группы – у всех участников средний уровень усвоения учебного материала. На занятии используется презентация, которая содержит необходимый материал к каждому из этапов урока. Презентация развивает зрительное восприятие, учит рассуждать и сравнивать. Показ развивает любознательность и смекалку, воспитывает интерес к учебе. В течении всего занятия организована работа по самоконтролю изучаемого материала. Благодаря использованию современных технологий, различных форм организации учебной деятельности позволит оптимально добиться осуществления поставленных целей и задач на занятии.
Ожидаемые результаты:
Результатом мероприятия должно стать:
-осознание учащимися ценности и значимости здоровья для человека,
-готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-понимание необходимости соблюдать режим дня,
-соблюдение правил личной гигиены,
-правильное питание,
-занятия спортом,
-не бояться обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья.
В ходе проведения внеклассного мероприятия учащиеся смогут:
-формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;
- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-получить опыт работы в парах сменного состава;
-отрабатывать навыки работы с информацией, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- с достаточной полнотой и точностью высказывать своё предположение (версию) поведения в различных ситуациях, способствующих сохранению или разрушению здоровью;
-оценивать своё физическое состояние, использовать приёмы сохранения и укрепления физического здоровья.
Ход мероприятия:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Психологический настрой. | Учитель: Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. Солнышко, солнышко, я тебя люблю! Солнышко, солнышко, я тебя прошу, Дай ты мне, солнышко, мира и добра. Дай ты мне, солнышко, здоровья и тепла! /Источник:https://infourok.ru/sbornik-razlichnie-priyomi-psihologicheskogo-nastroya-uchaschihsya-na-uroke-1150048.html/ | Дети выполняют задания учителя |
2.Создание проблемной ситуации. Постановка темы, цели, задач занятия. | Учитель читает сказку В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: … - Как вы думаете, что? Учитель выслушивает ответы детей, подводит их к выводу, что здоровье в наших руках и приглашает их в путешествие по городу Не болейка Формулирует вместе с детьми задачи занятия. Слайд2 | Дети внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы Дети соглашаются Вместе с учителем формулируют задачи занятия |
3. Актуализация знаний | Учитель: А что такое здоровье? Слушает ответы детей Проводится игра «Здоровье –это…» Учитель перечисляет слова, словосочетания. Если это относится к здоровью-дети хлопают, если нет-топают. | Дети высказывают свои предположения Дети играют, вспоминая, что они уже знают по теме |
4.Открытие нового | Учитель: А чтобы отгадать, по каким станциям мы будем путешествовать – надо собрать пословицы Источник: http://posloviz.ru/category/zdorove/page3.html https://docplayer.ru/32502959-Stihi-zagadki-poslovicy.html/ | Дети в группах собирают пословицы: Чистота-залог здоровья. Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Один плохой зуб, поражает всю челюсть. Питайся правильно и лекарство не надобно. Здоровому врач не надобен. Чистая вода для болезни беда. |
5.Работа по теме | Учитель объявляет о первой остановке В класс вбегает грязный мальчик. Слайд3 Заходит мойдодыр и читает стих. Слайд 4 Слайд 5 Слайд6 Мальчик начинает плакать. Учитель интересуется, что случилось Слайд8.Читает Мойдодыр Проводится игра «Мои друзья» (На столе перед детьми разные вещи: мочалка, расческа, мыло, шампунь, полотенце, зубная щётка, зубная паста). Детям предлагают по очереди выбрать только те предметы, которые нужны для личной гигиены Учитель с Мойдодыром напоминают детям правила личной гигиены. Герои сценки уходят. Учитель приглашает детей на 2 станцию | Ребята из 1 группы читают и объясняют смысл собранной пословицы « Чистота-залог здоровья».) Подготовленный ребенок читает стих со слайда Дети наблюдают за диалогом учителя и мальчика, потом отгадывают загадки, чтобы помочь 1.Ускользает, как живое, 2.Костяная спинка, Слайд 7 3.Хожу, брожу не по лесам, 4.Говорит дорожка — Источник: http://www.vsezagadki.ru/2010/11/zagadki-pro-chistotu/ Дети играют в игру Дети формулируют правила личной гигиены Ребята из 2 и 3 группы читают и объясняют смысл пословиц «Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим». «Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой» |
6.Музыкальная пауза | Под песню В.Высоцкого «Утренняя гимнастика» в класс входит мышка-ребенок Слайды-10-14 Мышка: Каждый день по утрам Делаем зарядку, Очень нравится нам Делать по порядку. Чтобы нам не болеть И не простужаться, Мы зарядкой всегда Будем заниматься. Пусть не всё хорошо Может получиться, Не печалься, дружок, Надо научиться. Мышка уходит | Дети делают зарядку с мышкой (З. Петрова « Утренняя зарядка») /источник: http://www.zanimatika.narod.ru/ZOJ_fizra.htm/ |
7.Продолжение работы по теме | Учитель помогает детям сформулировать свои высказывания Выходит Незнайка с перевязанной щекой Незнайка : Ой, как больно…Ой-ой-ой!!!! Учитель: Что, Незнайка, что с тобой? Незнайка : Болят зубы у меня, Видно, что-то скушал я… Учитель: Ребята, а как вы думаете, у Незнайки почему болят зубы? Слушает ответы детей. Подводит их к выводу-правилу уходу за зубами По слайдам повторяет с детьми правила доктора Пилюлькина Организует игру «Кто быстрее почистит морковку» Выходит Доктор Айболит.Учит в игре Незнайку чистить зубы | Ребята из 4 и 5 групп читают и объясняют собранные пословицы : «Один плохой зуб, поражает всю челюсть». «Питайся правильно и здоровье не надобно».) Высказывают свои предположения Интерактивная игра « Вредные-полезные продукты.» ( Дети работают на листочках. Каждый ребенок пишет в 2 столбика по 1 полезному и одному вредному продукту. Далее работают в паре. Дописывают себе в листок продукты соседа по парте. Потом по принципу игры «Ручеек» ребята одного из вариантов пересаживаются на следующую за ним парту и по аналогии продолжают работу с новым соседом и т.д. В результате у детей пополняется список новыми продуктами. Дети играют в парах и съедают морковку Подготовленный ученик читает стихотворение про то, как надо чистить зубы Дети вместе с Незнайкой учатся правильно чистить зубы |
8. Обобщение изученного | Учитель приглашает детей на последнюю станцию Входят три доктора: Доктор Витаминка, Доктор Чистюлька, Доктор Здоровейка и дают детям в стихах советы /Источник: http://ivanok.ru/stikhi/pro-zdorove-dlya-detej-korotkie/ /Источник: http://ivanok.ru/stikhi/pro-zdorove-dlya-detej-korotkie/ Игра « Светофор здоровья» ( Доктора по очереди показывают картинки. Дети их оценивают. Если они согласны с действием на картинке, то рисуют зелёный кружок, а если нет – то красный) -Девочка причёсывается у зеркала. -Девочка облизывает ссадины, порезы. -Мальчик умывается. -Мальчик в грязном белье. -Девочка занимается спортом. -Две девочки вытираются одним полотенцем. -Мальчик чистит зубы. -Мальчик ест не мытое яблоко. (Правильность выполнения дети проверяют самостоятельно. Должна получиться цепочка из чередующихся зеленого, красного кружков) Учитель подводит детей к выводу | Дети читают и объясняют девиз «Здоровому врач не надобен». «Чистая вода для болезни беда») Дети являются активными участниками. Дети проверяют правильность выполнения задания. Самооценка. Вместе с учителем делают вывод: чтобы быть здоровым, надо соблюдать чистоту, правильно питаться, заниматься спортом, выполнять режим дня |
9Рефлексия | Учитель: Каждый человек – хозяин своей жизни. На доске висит плакат, на котором изображено дерево без листьев. Учитель просит детей на листочке написать,что они будут делать для сохранения и укрепления своего здоровья, начиная со слов «Я буду…», и прикрепить его на дерево. | Учащиеся читают свои записи на листочках и прикрепляют их на дерево. Поют песню «Всё отлично»,сл. А. Хайта, муз.Б.Савельева. |
Самоанализ внеклассного мероприятия:
Данное мероприятие достигло поставленной цели и задач.
Благодаря интерактивным методам обучения, работе в группах, парах, дети были активными участниками, а не пассивными слушателями. Сказочные герои помогли детям лучше усвоить информацию через сопереживание к Грязнуле и Незнайке. Использование здоровье сберегающих технологий помогло сохранить на занятии положительную мотивацию, эмоциональный настрой, сохранить двигательную активность, провести музыкальные минутки для отдыха, осанки и глаз.
В процессе проведения тематического внеклассного мероприятия отрабатывались навыки общения, совместной работы, взаимоуважения.
Учащиеся получили возможность работы в парах сменного состава, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение других, отстаивать свою позицию.
Учащиеся расширили свои знания по данной теме.
Учащиеся получили возможность:
- закрепить знания и навыки о необходимости соблюдения режима дня, правил личной гигиены, о пользе зарядки, о правильном питании,
-формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;
-перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- с достаточной полнотой и точностью высказывать своё предположение (версию) поведения в различных ситуациях, способствующих сохранению или разрушению здоровья
Интернет – источники дополнительной информации к внеклассному мероприятию( загадки, пословицы, поговорки, стихи):
https://docplayer.ru/32502959-Stihi-zagadki-poslovicy.html
http://www.vsezagadki.ru/2010/11/zagadki-pro-chistotu
http://posloviz.ru/category/zdorove/page3.html
http://www.zanimatika.narod.ru/ZOJ_fizra.htm
http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-zuby-chistit-zuby