12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Павловна34

Методическая разработка

«Наше здоровье в наших руках»

по окружающему миру для обучающихся 2 класса

Актуальность:

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Учитывая особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая  учителем работа, способству­ющая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной ор­ганизации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Проведение внеклассных мероприятий, посвящённых здоровью, способствуют формированию у учащихся привычки здорового образа жизни.

Реализация данного мероприятия создает условия для получения практических знаний и навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, правилам личной гигиены, необходимых учащимся.

Проведение внеклассного мероприятия обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья. 


Методические рекомендации:

Методическая разработка предназначена для учащихся 2 класса начальной школы. Данное мероприятие проводится в форме классного часа и позволяет в игровой форме с использованием, интерактивных форм обучения, создания проблемных ситуаций закрепить у учащихся знания по сохранению и укреплению здоровья, формировать у детей привычки здорового образа жизни. Проведение классного часа требует использование ИКТ, обучающиеся по желанию готовят

дополнительный материал в виде рисунков, пословиц, поговорок, стихов, загадок о здоровье, читают дополнительную литературу по данной теме.

Цель мероприятия:

-Пропаганда здорового образа жизни.

-Формирование осознанного отношения младших школьников к своему физическому и психическому здоровью.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.


Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-развитие умения работать с информацией;

-развитие мышления: умение сравнивать, сопоставлять, выделять лишнее, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать.

-формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

-формирование умения грамотно строить математические речевые высказывания;

-формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

-формирование умения взаимодействовать в группах.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование представлений о:

-факторах, оказывающих влияющих на здоровье;

-правильном (здоровом) питании и его режиме;

-полезных продуктах;

-рациональной организации режима дня, основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

-влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья.

Обучение:

-осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

-правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).


Предварительная подготовка:

1.Оформление выставки рисунков на тему: “Калейдоскоп здоровья”.

2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Сказочный справочник здоровья», энциклопедия «Азбука здоровья»

3. Разучивание стихов и песен о семье.


Оборудование: Аудиотехника и фонограмма песен , ИКТ,презентация “Наше здоровье в наших руках”, разрезные карточки пословиц, костюмы для мышки, Мойдодыра, Незнайки, Докторов, дидактические карточки –картинки, предметы личной гигиены для дидактической игры

Психолого-педагогическое сопровождение:

Занятие строится на принципах деятельностного обучения и включает следующие методы: проблемное изучение материала, учебный диалог, самостоятельная работа, что обеспечивает наиболее полное усвоение материала, повышает степень активности учащихся на занятии, используются приемы самоконтроля и взаимопроверки. На занятии применяются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах постоянного состава.

Учащиеся класса имеют разный уровень развития: из 29 учащихся -6 учеников могут работать на повышенном уровне, 6 учеников –уровень ниже среднего, остальные на базовом уровне. На уроке организована работа в группах. Организованы две группы учащихся с низким уровнем обученности и 2 группы учащихся , способных работать на повышенном уровне. Лидерами в данных группах-ученики среднего уровня обученности. Три группы – у всех участников средний уровень усвоения учебного материала. На занятии используется презентация, которая содержит необходимый материал к каждому из этапов урока. Презентация развивает зрительное восприятие, учит рассуждать и сравнивать. Показ развивает любознательность и смекалку, воспитывает интерес к учебе. В течении всего занятия организована работа по самоконтролю изучаемого материала. Благодаря использованию современных технологий, различных форм организации учебной деятельности позволит оптимально добиться осуществления поставленных целей и задач на занятии.

Ожидаемые результаты:

Результатом мероприятия должно стать:

-осознание учащимися ценности и значимости здоровья для человека,

-готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье;

-понимание необходимости соблюдать режим дня,

-соблюдение правил личной гигиены,

-правильное питание,

-занятия спортом,

-не бояться обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья.

В ходе проведения внеклассного мероприятия учащиеся смогут:

-формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем поискового характера;

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-получить опыт работы в парах сменного состава;

-отрабатывать навыки работы с информацией, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- с достаточной полнотой и точностью высказывать своё предположение (версию) поведения в различных ситуациях, способствующих сохранению или разрушению здоровью;

-оценивать своё физическое состояние, использовать приёмы сохранения и укрепления физического здоровья.


Ход мероприятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент. Психологический настрой.


Учитель: Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Солнышко, солнышко, я тебя люблю!

Солнышко, солнышко, я тебя прошу,

Дай ты мне, солнышко, мира и добра.

Дай ты мне, солнышко, здоровья и тепла!

/Источник: https://infourok.ru/sbornik-razlichnie-priyomi-psihologicheskogo-nastroya-uchaschihsya-na-uroke-1150048.html /

Дети выполняют задания учителя

2.Создание проблемной ситуации. Постановка темы, цели, задач занятия.


Учитель читает сказку

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: …

- Как вы думаете, что?

Учитель выслушивает ответы детей, подводит их к выводу, что здоровье

в наших руках и приглашает их в путешествие по городу Не болейка

Формулирует вместе с детьми задачи занятия. Слайд2 t1650466115aa.png

Дети внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы









Дети соглашаются















Вместе с учителем формулируют задачи занятия

3. Актуализация знаний


Учитель: А что такое здоровье?

Слушает ответы детей

Проводится игра «Здоровье –это…»

Учитель перечисляет слова, словосочетания. Если это относится к здоровью-дети хлопают, если нет-топают.

Дети высказывают свои предположения

Дети играют, вспоминая, что они уже знают по теме

4.Открытие нового


Учитель: А чтобы отгадать, по каким станциям мы будем путешествовать – надо собрать пословицы

Источник: http://posloviz.ru/category/zdorove/page3.html

https://docplayer.ru/32502959-Stihi-zagadki-poslovicy.html/



Дети в группах собирают пословицы:

Чистота-залог здоровья.

Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Один плохой зуб, поражает всю челюсть. Питайся правильно и лекарство не надобно. Здоровому врач не надобен. Чистая вода для болезни беда.


5.Работа по теме


Учитель объявляет о первой остановке


В класс вбегает грязный мальчик. Слайд3

t1650466115ab.png

Заходит мойдодыр и читает стих.

Слайд 4

t1650466115ac.png

Слайд 5

t1650466115ad.png

Слайд6

t1650466115ae.png

Мальчик начинает плакать.

Учитель интересуется, что случилось

Слайд8.Читает Мойдодыр

t1650466115af.png

Проводится игра «Мои друзья»

(На столе перед детьми разные вещи: мочалка, расческа, мыло, шампунь, полотенце, зубная щётка, зубная паста). Детям предлагают по очереди выбрать только те предметы, которые нужны для личной гигиены

t1650466115ag.png

Учитель с Мойдодыром напоминают детям правила личной гигиены.

Герои сценки уходят.

Учитель приглашает детей на 2 станцию

Ребята из 1 группы читают и объясняют смысл собранной пословицы « Чистота-залог здоровья».)

Подготовленный ребенок читает стих со слайда





Дети наблюдают за диалогом учителя и мальчика, потом отгадывают загадки, чтобы помочь

1.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!(Мыло)

2.Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.(Зубная щетка)

Слайд 7

t1650466115ah.png

3.Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.(Расческа)

4.Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —(Полотенце)

Источник: http://www.vsezagadki.ru/2010/11/zagadki-pro-chistotu/


Дети играют в игру






Дети формулируют правила личной гигиены


Ребята из 2 и 3 группы читают и объясняют смысл пословиц «Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим». «Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой»

6.Музыкальная пауза

Под песню В.Высоцкого «Утренняя гимнастика» в класс входит мышка-ребенок

Слайды-10-14

Мышка: Каждый день по утрам

Делаем зарядку,

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Чтобы нам не болеть

И не простужаться,

Мы зарядкой всегда

Будем заниматься.

Пусть не всё хорошо

Может получиться,

Не печалься, дружок,

Надо научиться. Мышка уходит

Дети делают зарядку с мышкой

(З. Петрова « Утренняя зарядка»)

/источник: http://www.zanimatika.narod.ru/ZOJ_fizra.htm/


7.Продолжение работы по теме

Учитель помогает детям сформулировать свои высказывания

Выходит Незнайка с перевязанной щекой

Незнайка : Ой, как больно…Ой-ой-ой!!!!

Учитель: Что, Незнайка, что с тобой?

Незнайка : Болят зубы у меня,

Видно, что-то скушал я…

Учитель: Ребята, а как вы думаете, у Незнайки почему болят зубы? Слушает ответы детей. Подводит их к выводу-правилу уходу за зубами


По слайдам повторяет с детьми правила доктора Пилюлькина

Организует игру «Кто быстрее почистит морковку»


Выходит Доктор Айболит.Учит в игре Незнайку чистить зубы


Ребята из 4 и 5 групп читают и объясняют собранные пословицы : «Один плохой зуб, поражает всю челюсть». «Питайся правильно и здоровье не надобно».)




Высказывают свои предположения

Интерактивная игра « Вредные-полезные продукты.»

( Дети работают на листочках. Каждый ребенок пишет в 2 столбика по 1 полезному и одному вредному продукту. Далее работают в паре. Дописывают себе в листок продукты соседа по парте. Потом по принципу игры «Ручеек» ребята одного из вариантов пересаживаются на следующую за ним парту и по аналогии продолжают работу с новым соседом и т.д. В результате у детей пополняется список новыми продуктами.

Дети играют в парах и съедают морковку

Подготовленный ученик читает стихотворение про то, как надо чистить зубы

Дети вместе с Незнайкой учатся правильно чистить зубы

8. Обобщение изученного


Учитель приглашает детей на последнюю станцию

Входят три доктора: Доктор Витаминка, Доктор Чистюлька, Доктор Здоровейка и дают детям в стихах советы

/Источник: http://ivanok.ru/stikhi/pro-zdorove-dlya-detej-korotkie/

/Источник: http://ivanok.ru/stikhi/pro-zdorove-dlya-detej-korotkie/

Игра « Светофор здоровья»

( Доктора по очереди показывают картинки. Дети их оценивают. Если они согласны с действием на картинке, то рисуют зелёный кружок, а если нет – то красный)

-Девочка причёсывается у зеркала.

-Девочка облизывает ссадины, порезы.

-Мальчик умывается.

-Мальчик в грязном белье.

-Девочка занимается спортом.

-Две девочки вытираются одним полотенцем.

-Мальчик чистит зубы.

-Мальчик ест не мытое яблоко. (Правильность выполнения дети проверяют самостоятельно. Должна получиться цепочка из чередующихся зеленого, красного кружков)

Учитель подводит детей к выводу

Дети читают и объясняют девиз «Здоровому врач не надобен». «Чистая вода для болезни беда»)


Дети являются активными участниками.














Дети проверяют правильность выполнения задания. Самооценка.


Вместе с учителем делают вывод: чтобы быть здоровым, надо соблюдать чистоту, правильно питаться, заниматься спортом, выполнять режим дня

9Рефлексия

Учитель: Каждый человек – хозяин своей жизни.

На доске висит плакат, на котором изображено дерево без листьев. Учитель просит детей на листочке написать,что они будут делать для сохранения и укрепления своего здоровья, начиная со слов «Я буду…», и прикрепить его на дерево.

Учащиеся читают свои записи на листочках и прикрепляют их на дерево.


Поют песню «Всё отлично»,сл. А. Хайта, муз.Б.Савельева.

Самоанализ внеклассного мероприятия:

Данное мероприятие достигло поставленной цели и задач.

Благодаря интерактивным методам обучения, работе в группах, парах, дети были активными участниками, а не пассивными слушателями. Сказочные герои помогли детям лучше усвоить информацию через сопереживание к Грязнуле и Незнайке. Использование здоровье сберегающих технологий помогло сохранить на занятии положительную мотивацию, эмоциональный настрой, сохранить двигательную активность, провести музыкальные минутки для отдыха, осанки и глаз.

В процессе проведения тематического внеклассного мероприятия отрабатывались навыки общения, совместной работы, взаимоуважения.

Учащиеся получили возможность работы в парах сменного состава, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение других, отстаивать свою позицию.

Учащиеся расширили свои знания по данной теме.

Учащиеся получили возможность:

- закрепить знания и навыки о необходимости соблюдения режима дня, правил личной гигиены, о пользе зарядки, о правильном питании,

-формулировать цель своей деятельности на уроке с помощью учителя;

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- с достаточной полнотой и точностью высказывать своё предположение (версию) поведения в различных ситуациях, способствующих сохранению или разрушению здоровья



Интернет – источники дополнительной информации к внеклассному мероприятию( загадки, пословицы, поговорки, стихи):

https://docplayer.ru/32502959-Stihi-zagadki-poslovicy.html

http://www.vsezagadki.ru/2010/11/zagadki-pro-chistotu

https://infourok.ru/sbornik-razlichnie-priyomi-psihologicheskogo-nastroya-uchaschihsya-na-uroke-1150048.html

http://posloviz.ru/category/zdorove/page3.html

http://www.zanimatika.narod.ru/ZOJ_fizra.htm

http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-zuby-chistit-zuby


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.