Конспект занятия по теме «Наше здоровье в наших руках» (5–9 классы)
Тема: «Наше здоровье в наших руках»
Форма занятия. Защита проекта «Юные санитары»
Цель: формирование способности к самооценке, обобщению санитарно–гигиенических знаний и навыков.
Задачи:
· Выявить знания о личной гигиене, о необходимости соблюдать санитарно — гигиенические требования.
· Развивать эстетический вкус; воспитывать аккуратность, чистоплотность, соблюдать гигиену.
· Продолжить развивать умения ухаживать за собой, своим внешним видом, поддерживать чистоту рабочего места и помещений: классов, спален, бытовок.
· Корректировать эмоционально — волевую сферу, внимание, память, монологическую речь, личностные качества учащихся.
· Воспитывать культуру поведения.
· Создать условия для формирования у воспитанников позитивного настроения, адекватной самооценки и активного участия в процессе взаимодействия с окружающими.
Оборудование : презентация, шифрограмма, ромашка, выставка книг и рисунков о личной гигиене, плакаты с пословицами, чудесный мешочек с предметами, буклеты, эмблема «Юный санитар» , интернет ресурсы, футболки, галстуки.
-Орг. момент. Эмоциональный настрой «Поделись улыбкою».
- Здравствуйте!
-Слово, какое чудесное,
-Красивое, доброе, чуточку нежное.
- Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
- Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
И Здоровья пожелаем всем нам!
Ребята, давайте подарим улыбки нашим гостям, а теперь улыбнёмся друг другу. (Дети – улыбнулись). У нас прекрасное настроение. И мы начинаем нашу работу!
-Внимательно посмотрите на доску. Предлагаю прочитать шифрограмму. –
НА ШЕ РУК РО НА ЗДО ШИХ В АХ ВЬЕ (работа у доски)
Итак, что у нас получилось, прочитайте? (прикрепить к доске и прочитать) «Наше здоровье в наших руках».
· Какая тема нашего занятия? (Ещё раз прочитать)
«Наше здоровье в наших руках».
· А чтобы бы вы хотели узнать на этом занятии? (О здоровье и как его сохранить).
· Ребята, а как вы понимаете, что такое здоровье? (Ответы детей)
Здоровье – это драгоценный дар человека. Каждому из нас хочется быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию! Ведь от здоровья человека зависит его жизнь.
Послушайте, как говорил о здоровье древнегреческий врач Гиппократ.
«Утренняя гимнастика, физические упражнения, игры, бег, ходьба должны прочно войти в повседневную жизнь каждого, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, полноценную радость жизни»
Гиппократ
( на слайд) «Юные санитары».
1.Ведущая: В детской организации «Весёлый улей», работает санитарный клуб, в который входят санитары каждого класса. Санитарный клуб - учит юных санитаров основным правилам соблюдения личной гигиены, опрятного внешнего вида и поддержания чистоты вокруг себя.
· Ведущая: Занятия санитарного клуба проходят регулярно, один- два раза в неделю. Состав клуба, периодически обновляется. Когда отсутствует санитар в школе, мы привлекаем его одноклассников, что позволяет охватить большинство ребят санитарной работой и заниматься своим здоровьем.
Два года мы работаем по проекту. Наш проект
Все: «Юные санитары».
Целью нашего проекта является соблюдение правил личной гигиены, гигиены жилища, культуры поведения учащимися школы.
3. Задачи нашего проекта: (на слайд)
· Узнать и соблюдать санитарно — гигиенические требования.
· Воспитывать в себе эстетический вкус, аккуратность, чистоплотность,
· Учиться ухаживать за собой, своим внешним видом, поддерживать чистоту рабочего места и помещений: классов, спален, бытовок
· Учиться вести себя дома, в школе, общественных местах
· Развивать в себе неравнодушие, активность, самостоятельность, ответственность.
· Помочь другим учащимся понять важность соблюдения санитарно-гигиенических навыков.
(на слайде )1 этап. Информационный. (фото)
1. Мы считаем, что личная гигиена – основа здоровья, которое является важнейшей ценностью человека.
2. Мы помогаем усвоить всем ребятам основные правила гигиены.
3. А начали мы проект с того, что врач Нина Андреевна познакомила нас с требованиями выполнения санитарных норм, рассказала, почему важно соблюдать личную гигиену.
4. Сначала мы нашли информацию в библиотеке и в интернете, познакомились с ней. Мы вместе с Татьяной Витальевной оформили книжную выставку, о личной гигиене и здоровом образе жизни. ( Обратить внимание на выставку).
Получили ответы на вопрос: Почему так важно ответственно относиться к своему здоровью - соблюдать личную гигиену, поддерживать чистоту на парте, в классе – в шкафах, в бытовках, в спальнях?
(на слайде) Личная гигиена – основа здоровья. Картинки-комиксы
· Ведущая: Очень важную проблему
Я хочу сейчас поднять:
Рассказать, что гигиену,
Всем нам надо соблюдать.
А что вы знаете об этом?
1. «Если хочешь быть здоровым….. »
2. Встань с кровати и не охай!
Быть лентяем, очень плохо!
Лень опасна, лень вредна,
Губит организм она.
Ведь тебе так мало лет,
Не кряхти, как старый дед.
3. Даже в плотном распорядке
Место быть должно зарядке.
Без нее любой малыш,
Станет слабеньким, как мышь.
4. Кто с зубной не дружит пастой,
У зубного гость тот частый –
Зубы у него болят,
То дерут их, то сверлят.
Кто видал, тому не лень,
Чистить зубы дважды в день!
5. Перед тем, как есть, и пить,
Надо руки с мылом мыть,
А иначе прямо в рот,
Попадет микробов взвод,
И, грязнуля, заболеет.
Быть здоровым, веселее!
6.Таня Б. На нечёсаных, немытых,
Заведутся паразиты,
Будут их они кусать,
Как пиявки, кровь сосать.
Потому, все непременно,
Соблюдайте гигиену!
7. Даша С. Чтоб от пыли не чихать,
Надо в доме убирать –
Пылесосить, мыть полы,
Тряпкой вытирать столы.
Тот, кто дышит пылью часто,
Заработать может астму.
8.Настя К. Нужно мозгу для работы,
Очень много кислорода.
Если в помещенье душно,
То его проветрить нужно!
9.Настя Кл. Не ходи зимой раздетым,
И не парься в шубе летом.
Одевайся не по моде –
Одевайся по погоде,
И болеть тебе тогда,
Не придется никогда!
10. Таня Б. Тот, кто больше прочих злится,
Очень частый гость в больнице.
А кто весел, тот здоров,
И без всяких докторов.
Настроением хорошим
Мы лечить болезни можем!
· Ведущая: Почему нужно соблюдать эти правила?
Чтобы быть здоровым! Ведь личная гигиена – основа здоровья
5.Такой был первый этап нашего проекта – мы получили новые знания, как заботиться о себе и своем здоровье.
(на слайде ) Игра «Собери ромашку» (рисунок)
· Ведущая: - Чтобы быть активным, радостным, улыбаться, быть счастливым - нужно быть здоровым. Какими качествами нужно обладать, здоровому человеку?
· Предлагаю поиграть в игру «Собери ромашку ». На лепестках написаны слова, которые способствуют здоровью. Вы берёте лепесток, называете и прикрепляете к серединке цветка на доске словами вверх.
Сильный, активный, аккуратный, трудолюбивый, весёлый, грустный, ленивый, жизнерадостный, неряшливый, грязный…….
· Вывод после игры: У нас получилась красивая ромашка. Итак, какими качествами нужно обладать, здоровому человеку?
· . Давайте ещё раз назовём их и запомним. Конечно же, это не все положительные качества, их очень много.
Слайд – 2 этап. Практический. Рейды
6. Мы не только изучаем – как соблюдать основные правила личной гигиены, но и проводим рейды по классам, бытовкам и спальням.
Почему эта работа важна? Мы не только проверяем, но и стремимся, чтобы все ребята поняли важность соблюдения этих простых ежедневных правил. Ведь полезные привычки - это необходимая часть каждого дня. Без этого немыслима жизнь человека.
(На слайде) Игра «Угадай»
· Ведущая: А какие бывают полезные привычки? Ответить на этот вопрос нам помогут загадки. А загадают вам их Татьяна и Игорь.
1.Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(Зарядку)
2. Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я… (Вода)
3. Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит… (Зубная щётка)
4. Ускользает как живое,
Очень юркое такое.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится… (Мыло)
5. Там, где губка не осилит,
Не домоет, не до мылит ,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю… (Мочалка)
6.Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -
Всё как есть, ему покажет… (Зеркало)
7. Мы ей пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать… (Расчёска)
8.Лёг в карман и караулю –
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос(Носовой платок)
· Ведущая: Вывод. О чём все эти загадки? О гигиене школьника.
А что входит в гигиену школьника?
-Гигиена тела
- Внешний вид
- Сменная обувь
- Порядок в классе, спальнях, бытовках.
· Ведущая: Давайте немного поговорим о каждом направлении!
(На слайд) Гигиена тела + фото
Во время рейда мы проверяем чистоту рук, шеи, лица, ушей, у всех ли учащихся подстрижены ногти.
Ведь «Чистота - это залог здоровья», так гласит народная мудрость.
v Вода очищает наш организм изнутри и обновляет снаружи.
v Не упускайте возможность пользоваться ею как можно чаще.
v Умывайтесь, обливайтесь, купайтесь, обтирайтесь, пейте на здоровье.
12 Таким правилам ухода за своим телом, мы следуем.
Правила ухода за своим телом
v Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться нужно и после прогулок и вечером.
v Перед сном обязательно мойте ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.
v Всё тело нужно мыть не реже одного раза в неделю, в бане, ванне, или под душем. Для того, чтобы снять с кожи жир и грязь. Мыться нужно обязательно тёплой или горячей водой, натирая тело мочалкой с мылом.
v После мытья следует надеть чистое бельё
· Ведущая: Предлагаю вам послушать стихотворение и ответить на вопрос:
· Какое правило личной гигиены нарушил ученик?
Стихотворение Лившица « Неряха »
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, -
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
· Ведущая: Какое правило личной гигиены нарушил ученик? Что именно, поразило автора? (неряшливый внешний вид)
Слайд «Внешний вид + фото
· Вопрос. Вам приятно будет общаться с таким мальчиком (появляется и исчезает фото неряхи)
· А с такими ребятами? (фото красивый внешний вид остаётся)
· Каким должен быть внешний вид учащихся? (Ответы детей)
13.Внешний вид учащихся это залог успеха, потому что опрятный, аккуратный человек вызывает к себе уважение и доверие. Внешний вид может сказать о человеке очень многое. С ним приятно находиться в одной компании, играть, общаться.
14. В нашей школе требование для всех одно: светлый верх и тёмный низ. Это опрятность и аккуратность во всём: чистые рубашки и брюки у мальчиков, блузки и юбки у девочек. Волосы должны быть чистыми и причёсаны. В каждом классе есть такие ребята, которые являются примером для подражания.
15. Одежда должна соответствовать сезону года, климату.
Если в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот – это приведет к переохлаждению организма или к перегреванию и человек заболеет. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой.
16. Таким правилам ухода за внешним видом, мы следуем
Правила «Внешний вид учащихся»
v Должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий.
v Волосы должны быть аккуратно подстрижены и причёсаны. Длинные волосы заплести или собрать, чтобы не мешали.
v Не ходить в верхней одежде по школе без особых на то причин.
v Ходить в помещении в сменной обуви.
v Не применять излишней косметики и не носить украшения на занятия.
v Девочкам рекомендуется ходить в обуви на низком или среднем каблуке.
· Ведущая: Ребята, а вы знаете, что о здоровье сложено много пословиц и поговорок?
Игра «Доскажите пословицу»
· Если хочешь быть здоровым (закаляйся)
· Чаще мойся, воды (не бойся)
· Кто рано встаёт, тот долго (живёт)
· Чтобы быть к труду готовым, надо быть всегда (здоровым)
· Чистота – залог (здоровья)
· Двигайся больше, проживёшь (дольше)
· Береги платье снова, а здоровье (смолоду) А как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей.)
· Ведущая: А какие пословицы и поговорки вы ещё знаете?
(Пословицы прикреплены, дети читают и объясняют)
v Здоровье – всему голова
v Здоров будешь, всё добудешь
v Чисто жить, здоровым быть
v Каждый человек - кузнец своего здоровья.
· А как вы понимаете эту пословицу?
(на слайде) Гигиена жилища. Порядок в классе, бытовке + фото
17. Чистота и порядок дома, в школе - классах, спальнях, бытовках, коридорах имеет огромное значение для здоровья человека. Проверяя порядок в школе, мы обращаем внимание:
v Проветривается класс или нет.
v На школьные принадлежности, которые должны быть аккуратно сложены на столе и в шкафу.
v На сохранность школьного имущества.
v А чтобы в классе всегда был уют и порядок, нужно поддерживать его и соблюдать правила поведения учащихся.
v Мы проверяем порядок в бытовке, обращая внимание на то, как висят пальто, куртки, сложены головные уборы, стоит обувь и в каком она состоянии.
18. Не всегда нас радовали классы и бытовки чистотой и порядком. Но как приятно войти в помещении, где чисто, свежо, уютно, царит рабочая атмосфера и порядок.
Слайд . 4. Порядок в спальне + фото
· Ведущая: Ребята, какой вы хотите видеть свою спальню? (Чистой, свежей, светлой, красивой).
· А что для этого нужно? (ответы)
· Как вы понимаете пословицу «Впусти меня в дом, и я скажу – кто ты» (ответы)
Вывод: Если в доме чисто и красиво, сразу видно, что здесь живут люди аккуратные, трудолюбивые, которые следят за порядком в доме. О человеке судят по порядку в его доме.
19. Оценивая порядок и чистоту спален, мы обращаем внимание:
1.Проветривается спальня или нет.
2.Как заправлены кровати, отодвинуты ли они от стены.
3.Как сохраняются обои, не порваны ли они.
4.Порядок в тумбочках, шкафах. Как сложены вещи на полочках.
1. Игра «Уберите лишние предметы – им не место в спальне»
2.
· Вывод: Так что же делает спальню уютной? ( Ответы детей).
20.Таким правилам гигиены жилища мы следуем.
Правила гигиены жилища
v Вытирайте ноги при входе в помещение.
v Находитесь в помещении в сменной обуви.
v Проветривайте свою комнату, класс, спальню в течение дня и перед сном.
v Протирайте пыль, делайте влажную уборку.
v Школьные принадлежности, вещи держите в чистоте и порядке.
v Следите за сохранностью мебели, обоев.
Слайд. Культура общения + фото
21. Всё о чем мы говорим – важно. Но не менее важно приветствие, уважение, внимание, доброжелательное отношение друг к другу.
Мы обращаем внимание на настрой ребят в классе, как они нас встречают и провожают, как ведут себя вовремя рейда. При подведении итогов мы это учитываем.
· Ведущая. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто уважает, любит людей и помогает им. Желает им здоровья. А любовь и помощь согревают, как солнце.
22. Таким правилам культуры общения мы следуем.
Правила культуры общения
· Будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, уходя, прощайся, благодари за помощь.
· Старайся не волновать окружающих: уходишь – скажи, куда идёшь и когда вернёшься.
· Веди себя так, чтобы другим было приятно общаться с тобой .
· Чаще говори вежливые слова.
· Говори всегда правду, ложь не красит человека.
· В общении с окружающими будь вежливым, внимательным, заботливым.
· Помните: общение – это ежедневный труд.
23. В каждом классе мы отмечаем в своих дневниках результаты рейда и пожелания, и доводим их до сведения учащихся.
Слайд. 3 этап. Заключительный. Подведение итог
24. После проведенного рейда мы подводим итоги: собираемся, обсуждаем, отмечаем положительные стороны, недостатки, выводим общую оценку по всем направлениям, вносим ее в экран санитарного клуба на стенде детской организации «Весёлый улей».
25. Готовим выступления на общешкольную линейку.
Итоги за четверть, за год по каждому классу озвучиваем на сборе детской организации.
Лучшие классы отмечаем грамотами. За активную работу наш санитарный клуб награждён грамотами.
26. Мы составили памятки - буклеты по правилам соблюдения личной гигиены, которые поместим на стенд детской организации и раздадим в каждый класс.
Слайд. Мы за здоровый образ жизни
· Ведущая: Дальнейшее развитие проекта предполагает более глубокое знакомство с понятием здорового образа жизни. Правильное питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек. А вот полезные привычки мы уже приобретаем, работая по проекту.
Наши планы мы отразили в своих рисунках «Мы за здоровый образ жизни» (выставка рисунков)
· Итак, какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Вывод: Помните: ваше здоровье в ваших руках. Если вы будете ухаживать за собой, следить за внешним видом, содержать в чистоте свои вещи, помещения, где вы находитесь, заниматься спортом, вы будете здоровы!
Рефлексия:
· Ребята, если вам понравилось наше занятие и то, что вы сегодня услышали, и вам пригодится это в дальнейшей жизни. Подойдите к столу и возьмите для себя один смайлик. А кому не понравилось, останьтесь на месте. Я благодарю вас за работу.
И в заключении нашего занятия я предлагаю спеть гимн детской организации. Песня «Дорога Добра», муз. М.Минкова, сл. Ю. Энтина
Список используемой литературы:
1.Н.Б.Коростелёв. Воспитание здорового школьника. Под редакцией В.Н. Кардашенко, - М., Просвещение, 1986,-176 с.
2.Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина Мастерская для учителя Школа докторов природы или 135 уроков здоровья Москва «Вако» 2004
3. Интернет ресурсы