Сценарий классного часа «Что такое ответственность? Наши права и обязанности» (5–7 классы)
Сценарий классного часа
«Что такое ответственность? Наши права и обязанности».
Цель:
- Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению;
- Воспитывать ответственность за свое будущее;
- Развивать умение прогнозировать последствия поступков.
Доброе утро дорогие друзья!
Я рада Вас приветствовать на занятии! «Что такое ответственность?».
Игра на сплочение:
Вы видите у меня в руках клубок ниток, сейчас мы сыграем в игру. Я назову свое имя и скажу что-то приятное одному из вас, передавая ему клубочек, а он – следующему с хорошими пожеланиями и т.д.
После того как клубок обойдет всех, задаются вопросы:
- С чем можно сравнить наш клубочек? (Жизнь)
- А если мы сейчас смогли бы найти конец нашей нитки, то как протекала бы наша жизнь? (Жизнь протекает легко)
- А если запутать нашу нить, что будет? А применительно к нашей жизни?
Вот и представьте себе, что жизнь любого человека – это наша нить и любой узелок может привести к тяжелым последствиям.
Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов.
Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».
Ваше положение в мире права определяется правовым статусом. Как вы думаете, из чего состоит правовой статус? (Права, обязанности и ответственность).
А что такое право?
Право – это условия для учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку.
Обязанность – это требования к поведению и отношению (к учебе, к работе, к людям), которые человек должен выполнять.
Ответственность — субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.
Действительно, как в геометрии положение определяется тремя координатами, так и в праве положение человека определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Какие документы регламентирую ваши права? (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации).
А какой документ в школе определяет ваши права? (Устав школы).
Какие права дают вам данные документы?
право на имя, отчество и фамилию;
право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
право на заботу и воспитание;
право на общение со своими родителями;
право на защиту и воспитание;
право выражать своё мнение;
право на уважение человеческого достоинства;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право на личное имущество;
право на получение образования и др.
А какие обязанности эти документы накладывают на вас?
добросовестно учиться;
соблюдать правила поведения;
бережно относиться к имуществу школы;
уважать старших;
заботиться о красоте родной речи;
быть всегда чистым и опрятным;
не курить, не употреблять спиртные напитки.
А может ли кто-то ограничить вас в правах? Сейчас постараемся рассмотреть, где заканчиваются права и начинается ответственность.
1. Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что у тебя есть свобода передвижения. (Право на свободу передвижения. Законная обязанность не нарушать порядок в классе).
2. Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова. (Право на свободу слова. Обязанность уважать учителя, не мешать проведению урока).
3. На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями. (Право на пользование культурными достижениями. Обязанность выполнять все распоряжения учителя на уроке).
Кто имеет право ограничить ваши права?
Твоя совесть, мораль
Общепринятые нормы и правила - этикет
Законы
По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.
А сейчас давайте проверим как вы ориентируетесь в мире ответственности. Попробуйте отгадать, в каких случаях наступает юридическая, в частности административная и уголовная ответственность, а в каких моральная. Сейчас вы получите листочки с заданиями:
Задания:
Ученик разбил стекло (Административная)
Гражданин без лицензии поймал на удочку 15кг рыбы (Административная)
Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)
Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую на парковке «Волгу» (Административная)
Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)
Браконьер выловил 3 осетров (Уголовная)
Учащийся техникума угнал автомашину и разбил ее (Уголовная)
Сергей солгал матери (Моральная)
Владимир положил в карман финский нож (Моральная)
Анатолий пожадничал (Моральная)
Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (Моральная)
Рефлексия
Несовершеннолетним необходимо запомнить три правила:
- Нет прав без обязанностей.
- «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
- Твои права заканчиваются там, где начинаются права других людей.