Занятие для коррекции тревожности и страхов «Наши страхи»
Занятие для коррекции тревожности и страхов
"Наши страхи"
I.Приветствие
1. Упражнение «Мы здороваемся по - разному»
Цель: близкое, дружеское приветствие друг с другом разными способами, установление тесного контакта.
Инструкция: детям предлагается поздороваться с каждым участником своей группы разными способами:
- дружеское рукопожатие;
- ладошками;
- плечиком;
- спинками;
- бочком и пр.
II. Разминка
Цель: настроить детей на продуктивную деятельность, активизация детей, поднятие настроения, развитие мелкой и крупной моторики рук, памяти
2 Пальчиковая игра «Как живешь?» (1мин)
Как живешь?
- Вот так!
А плывешь?
- Вот так!
Как бежишь?
- Вот так!
Вдаль глядишь?
- Вот так!
Ждешь обед?
- Вот так!
Машешь вслед?
- Вот так!
А шалишь?
- Вот так!
Утром спишь?
- Вот так!
III. Основное содержание
3 Сценка по произведению К.И. Чуковского "Тараканище"
Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.
Педагог предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались "страшного" и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: "У страха глаза велики".
4 Упражнение "Расскажи свои страхи"
Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия. Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: "Когда я был таким маленьким, как вы, то..." Затем задает вопрос: "А у вас такое бывало?", "А кто еще боится чего-то, расскажите!" Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)
5 Рисование на тему "Нарисуй свой страх"
Цели. Снятие страхов, осознание своих страхов.
Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.
6 Релаксация
Плывем в облаках
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.
Дышите спокойно, свободно.
Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.
Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень пошевелиться. Вы отдыхаете.
Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже, пока не достигнет земли.
Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».
I V. Рефлексия занятия
Оценка занятия детьми:
Эмоциональная
-понравилось / не понравилось
-какая игра запомнилась?
-было хорошо или плохо
- с желанием выполняли упражнения
V. Ритуал прощания
Игровое упражнение « Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.»
Спасибо всем! На этом наше занятие завершается. До свидания!
Литература:
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
- Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Книголюб, 2004
- Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост.Т.В. Калинина (и др.). - Волгоград, 2013
- Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / сост. Ю.В. Останкова. - Волгоград, 2007
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2009.
- Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов н/Д: Феникс, 2014