Конспект занятия «Коррекция страхов с помощью метода сказкотерапии»
Автор-составитель: Хромова Наталья Валерьевна, педагог-психолог МОУ ДО ДЭЦ «Родник», г. Ярославль
Цель: коррекция страха темноты у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить представления детей о способах преодоления страхов.
2. Помочь детям в преодолении негативных переживаний.
Оборудование и материалы: клубок шерстяных ниток, «волшебный цветок», нарисованные домики и деревья.
Формы работы:
Постановка (разыгрывание) сказок. Постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.
Дописывание сказки. Ребенок находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.
План занятия:
1. Игра-приветствие. Эмоциональный настрой на занятие. (5 минут)
2. Основная часть. Чтение и обсуждение сказок «Маленький совенок», «Как темнота боялась сов». Игры «День-ночь», «Темнота ищет дом»(30 минут)
3. Прощание. Проведение обратной связи. (5 минут)
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Игра-приветствие «Волшебный клубочек». Детям предлагается сесть в круг и передавать друг другу клубочек шерстяных ниток, называя свое имя и наматывая нитку себе на палец (Психолог начинает). После приветствия все вместе любуются получившимся узором из нитей, созданным совместно. Игру можно продолжить в обратном порядке, распутывая нитки и называя имя того, кому передается клубочек.
Психолог: Сегодня клубочек поможет нам попасть в чудесную страну сказки. Клубочек вел нас и привел к волшебному цветку:
- Для нас ты смелость и свет подари
И сказку новую нам оживи.
2. Основная часть.
Психолог: все люди, звери и, наверное, предметы чего-то боятся. Психолог: сегодня мы узнаем, что же думал и чувствовал маленький совенок, который очень боялся…темноты.
Сказка про маленького совенка. Итак, жил-был на свете малютка-совенок. У него были очень красивые перышки и большие глазки. Жил он с мамой и папой на дереве в гнезде. Каждое утро все трое умывались, устраивались на веточке, крутили головой вправо-влево и смешно ухали. Ребята, давайте покажем, как ведут себя совы (Дети изображают). Малютка-совенок часто проделывал путь с одного дерева на другое днем, но летать поздно вечером ему еще не приходилось-он раньше ложился спать в гнездышко. К тому же, он очень боялся темноты.
Психолог: Ребята, давайте покажем, как он боялся? Дети изображают страх.
А что можно сказать совенку, чтобы он не боялся темноты? Какими словами утешить, подбодрить? Дети предлагают свои варианты (Попробовать полетать ночью, сказать совенку, что он скоро будет таким же сильным и смелым, как папа).
Психолог: а еще, совы-очень мудрые птицы, и они умеют хорошо видеть в темноте. Послушайте – ка еще одну историю, которая рассказала совенку его мама.
Сказка «Как темнота боялась сов». Давным-давно темнота очень боялась сов. И однажды подруга-луна сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звезды не узнают, что пора светить. Ну же смелей!»
Дети выполняют пантомимный этюд «Темнота боится». Ребята показывают состояние и настроение темноты:
«Мне страшно, мурашки бегут по спине.
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Пойду я направо, налево, кругом,
Но только спуститься я вниз не могу.
Сов я страшно боюсь. Но, друзья,
На землю спускаться — работа моя». [3]
Психолог: наконец темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как рядом пролетела сова. Какая неожиданность, но ей понравилось. Пожалуй, немножко щекотно, но очень весело.
Дети играют в подвижную игру «День-ночь». «Выбирается водящий — «сова». Остальные игроки — «птички». Звучит команда «День!» — «сова» засыпает, а «птички» резвятся. По команде «Ночь!» они должны замереть. «Сова» выходит на охоту — увидев, что кто-то пошевелился, она уводит его в свое гнездо. Выигрывает тот игрок, который останется непойманным. Он становится новой «совой». Правила: когда охотящаяся «сова» отворачивается, игроки могут менять позу и шевелиться. «Сова» не может уводить тех, кто переменил позу, если она не заметила движения». [4]
Психолог: ночь подошла к концу, наступает утро.
Дети играют в игру «Темнота ищет дом». Спрятаны нарисованные дома, деревья, психолог направляет ребят на поиски по помещению или говорит где, «горячо», где «холодно».
Психолог: когда совенок послушал сказку про темноту, он сказал: «Ладно, полечу». Детям предлагается показать, как летит смелый совенок (в помещении приглушается свет).
Психолог: а теперь, ребята, нам пора домой, пройдем к Чудо – цветку.
«Цветок, цветок, сказка пришла,
Нам много чудного преподнесла.
Скорее домой нас отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани!» [3]
3. Прощание. Проведение обратной связи. Психолог: ну вот, ребята, мы узнали новую историю. Как вы думаете, теперь темнота будет бояться сов? Дети: нет
Психолог: а совенок темноту будет бояться? Дети: нет
Психолог: что нужно для того, чтобы не бояться? Дети: попытаться понять, что скрывает темнота.
Список информационных источников
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
2. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. - Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 167 с.
3. Электронный ресурс. Режим доступа:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/19/tsikl-zanyatiy-po-preodoleniyu-strakhov-u-detey-starshego-doshkolnogo
4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://edetkam.ru/20110331383/igri-s-detmi/podvijnie-igri-dlya-deteie/2011-03-31-15-25-56.html