Наследники Алексея Михайловича

1
0
Материал опубликован 13 May



Тема урока: Наследники Алексея Михайловича

Предмет: история России.

Класс: седьмой.

Четверть (триместр): _3___.

Глава 3. Россия при первых Романовых.

Количество часов: 1.

Цель урока

Формирование представлений о внутренней и внешней политике царя Фёдора Алексеевича, причинах и результатах Стрелецкого бунта 1682 г.

Программные требования

Личностные результаты: Освоение норм и правил поведения в классе. Уважительное отношение

к учителю и одноклассникам. Познавательный интерес к истории России. Выработка собственного мнения о деятельности Фёдора Алексеевича. Эмпатическое восприятие событий 1682 г.

Метапредметные результаты: Познавательные УУД: умение анализировать информацию, выделять в тексте главное, характеризовать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять и анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, высказывать своё мнение

Предметные: Знание основных дат и значения понятий темы урока. Умение характеризовать внешнюю и внутреннюю политику царя Фёдора Алексеевича. Умение оценивать значение отмены местничества. Умение характеризовать политическую обстановку и объяснять причины Стрелецкого бунта 1682 г. Умение составлять исторический портрет Софьи Алексеевны

Программное

содержание


План изучения нового материала






Основные понятия

Правление царя Фёдора Алексеевича. Отмена местничества. Стрелецкий бунта 1682 г. Царевна Софья Алексеевна.


1.Повторение изученного материала.

Правление Алексея Михайловича (1645-1676)

2.Изучение нового материала:

1. Дети Алексея Михайловича. Федор Алексеевич.

2. Правление Федора Алексеевича ( 1676 – 1682).

3. События 1682 года.

3. закрепление

Местничество , Стрелецкий бунт.

Имена исторических деятелей

Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Иван Алексеевич, Петр Алексеевич, Софья, Симеон Полоцкий, Никита Добрынин, Иван Андреевич Хованский.

Основные даты

1676 г. – смерть Алексея Михайловича

1676 – 1682 гг. – правление Федора Алексеевича

1677 г. – нападение на крепость Чигирин турками и крымцами

1682 г. – отмена местничества

1682 г. – стрелецкий бунт.

Тип урока:Изучение нового материала


Оборудование Учебник Е.В.Пчелов, П.В. Лукин. История России XVIXVII века. Мультимедийная презентация.

Домашнее задание

Параграф 23, выучить основные даты и события.



Ход урока:

1.Организационный. 1минута

Приветствие обучающихся. Настрой на работу. Постановка учебной задачи.

Здравствуйте, ребята обратите внимание на плакат с изображением древа «Династия Романовых» в ходе урока мы с вами должны заполнить.

2. Актуализация знаний. Слайд№2.

1. Повторение изученного материала. 5минут

Работа с классом по раннее изученному материалу. Отвечая на вопросы учитель подводит к новой теме.

1. Кто был первым царем из династии Романовых на русском престоле? Когда он правил?

(После ответа ученика . Дети клеют его изображение на древо).

2. Этот царь вошел в историю под прозвищем Тишайший. Назовите его имя и даты правления? (Ученики клеют его изображение на древо).

3. Кто оказывал влияние в начале царствования на Алексея Михайловича?

4. Какие народные волнения произошли в годы правления Алексея Михайловича?

5. . Протопоп Аввакум и патриарх Никон – с какими историческими событиями связаны эти личности?

6. Какая территория была присоединена к России при Алексее Михайловиче?


Учитель. Так ребята мы с вами кратко вспомнили правление Алексея Михайловича (1645-1676)

Как вы думаете сегодня на уроке какую тему мы затронем?

Учащиеся называют свои варианты.

3. Изучение нового материала.20минут

Учитель. Да дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать главу III «Россия при первых Романовых». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях число и тему, план.

Цель урока: изучение изменений России при наследниках Алексея Михайловича. Слайд №1

Рассказ учителя о детях Алексея Михайловича. Дети выписывают схему с презентации.

1. Дети Алексея Михайловича. Федор Алексеевич. Слайд №4

Алексей Михайлович

М.И.Милославская Н.К.Нарышкина

13 детей 3 детей

Фёдор Иван 6 дочерей старший – Пётр

Софья

1676 год – умер Алексей Михайлович. Царствование Фёдора Алексеевича

Организация работы с текстом учебника стр.166 – 167 и презентацией. Слайд№5

Вопрос: - Кто являлся прямыми наследниками русского престола после смерти Алексея Михайловича?

-Какое воспитание получил Федор Алексеевич? Кто был его воспитателем?

-Какое состояние было его здоровья?

-Как отразилось воспитание Федора на его правление государством?

2. Правление Федора Алексеевича ( 1676 – 1682). Рассказ учителя, входе объяснения темы обучающиеся с презентации делают записи в тетрадь.

Внешняя политика.слайд№6

Важнейшие события царствования Федора во внешней политики было Русско-турецкая война 1677 – 1681. Война велась против Османской империи и союзного с ней Крымского ханства, вызванная агрессивной политикой правительство Турции на Украине. 1677 г. – нападение на крепость Чигирин турками и крымцами. По Бахчисарайскому миру Турция признала за Россией Левобережную Украину и Киев.

Последствия войны с Османской Империей слайд №7

Армия России требовала преобразований – В.В. Голицын предложил царю отменить местничество. Вспомним, что это такое?

Это система замещения служебных должностей в войске и в администрации по степени родства и близости к царскому двору.

Суть отмены местничества в том, что благодаря новому закону старая боярская знать вытеснялась из сферы управления государством. На первые места выдвигались представители дворянства и приказных дельцов.

Боярская Дума приняла решение «отменить братоненавистное и любовь отгоняющее местничество» 12 января 1682 года. В Кремлье торжественно сожгли Разрядные Книги.

Внутренняя политика. Слайд№8

Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными преобразованиями и реформами:

1678 - общая перепись населения

1679 - введен новый подворный налог

12 января 1682 - отменена местничества (назначение на должность по знатности рода и богатства)

Реформа армии (формирование полков иноземного строя)

Задание: выписать события по деятельности Фёдора Алексеевича во внутренней и внешней политике.

3. События 1682 года.

-Организация работы с портретом Ивана Алексеевича, Петра Алексеевича и Софьи Алексеевны. Три ученика дают краткую характеристику о каждой личности.

1 ученик рассказывает о Иване 5 Алексеевиче.

2 ученик рассказывает о Петре Алексеевиче

Учитель.Фёдор Алексеевич, умер, не оставив наследника, 15-летний Иван Алексеевич, как следующий по старшинству, должен был наследовать престол. Слайд№9

Ученик. Иван Алексеевич был с детства болезненным, страдал цингой и был неспособным к управлению страной. 2 минуты

Об Иване Алексеевиче говорили, будто бы он слабоумен, что, возможно, являлось наветом Нарышкиных, который они распространяли в период ожесточённой борьбы за власть с Милославскими. Известно, что находясь в самом центре этой борьбы, Иван Алексеевич ни разу не попытался принять в ней активное участие, и не проявлял интереса к государственной деятельности.

Австрийский дипломат отмечал, что «Иван говорил слабым и неясным голосом, а когда встал, то едва мог стоять на ногах, и его поддерживали два камергера по руки».

Пётр I Алексеевич (1682-1725) слайд№10 2 минуты

Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте.

Царевич рос крепким и смышленым ребенком. Его любимыми игрушками были лошадкой, пушечками и барабаном. В два года мальчику подарили серебряный кораблик. В Кремле по приказу царя Федора, выкопали прудик. Там Петрушка плавал в легком суденышке. Любовь к военному делу и морю осталось у него на всю жизнь.

Учитель. Ребята вот вы выслушали две характеристики царевичей. Если вам дали право выбирать, то какого царя вы предпочли бы?

Ученики дают свои варианты ответов.

Учитель. Новым царем был избран после смерти Федора Петр. Но тут вмешалась Софья.

Ученик читает характеристику Софьи Алексеевны.

Софья Алексеевна (1657-1704) слайд№11 2 минуты

Старшая дочь царя Алексея Михайловича от 1-го брака с царицей Марией Ильиничной Милославской. Получила хорошее домашнее образование, знала отлично латынь, свободно говорила на польском, писала стихи, много читала, имела красивый почерк. Стараясь на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья на самом деле с юности стремилась к полноте власти.

После смерти матери в 1671 году, она болезненно пережила скорый 2-й брак отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I).  После смерти отца в 1676 году, Софья Алексеевна начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 годах правил ее родной брат Федор Алексеевич, который был несамостоятелен в своих действиях.

Учитель.Поначалу страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица, но родственники Федора и Софьи смогли отстранить Наталью Кирилловну, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку», в село Преображенское. Наша задача выяснить как им удалось это сделать.

Цель работы: подвести обучающихся к пониманию целей основных участников стрелецкого бунта. Роль Софьи в событиях 1682 года. Слайд№12

Работают с иллюстрацией в учебнике стр.170 . и презентацией. Участвуют в обсуждении событий 1682 года, анализируют услышанный от учителя материал

Рассказ учителя.

Софья Алексеевна была против воцарения Петра. Ее поддерживали Милославские и стрельцы. Впрочем, последних обманули, распустив слух о том, что Нарышкины убили Ивана.

15 мая 1682 года – Первый стрелецкий бунт. Стрельцы ворвались в Кремль и потребовали показать им царевичей. Перепуганная Наталья Кирилловна вывела на крыльцо их обоих.

Стрельцы расправились с двумя братьями царицы, а неугодных бояр сбросили на копья.

Софья победила. Ивана провозгласили старшим царем, Петра – вторым, а соправительницей при них стала сама царевна Софья. Слайд№13.

1682-1689 – регентство Софьи Алексеевны. Слайд№14

Преобразования правительства Софьи Алексеевны:

Усмирение стрельцов, казнь начальника Стрелецкого приказа И. Хованского, восстановление порядка.Слайд№15-16

1686 – заключение «Вечного мира» с Польшей, вступление России в антитурецкую Священную лигу

1687, 1689 – Крымские походы, приведшие к провалу внешней политики В. Голицына. Слайд№23

1684 – чеканка монеты с изображением Софьи

1686 – за Софьей закреплен титул самодержица

-Учащиеся выписывают основные события с презентации.

Учитель. В период регентства Софьи ей помогал ее фаворит В.В.Голицын. о нем расскажет нам ученица.

Василий Васильевич Голицын (1643- 1714) слайд№17 Рассказ ученика. 1минута

Фаворит Софьи Алексеевны, происходил из старинного княжеского рода, дипломат, государственный деятель. Получил прекрасное образование, знал иностранные язык, обладал недюжинным умом и способностями. Сторонник сближения и установления тесных связей с Европой. При Софье возглавлял Посольский приказ.

4. Первичное повторение и закрепление.

К концу урока учащиеся завершают заполнять древо.

1 задание. Двум ученикам дается задание «Восстановить изображение»- собирают мозаику картина событие 1682г. 5м

2 задание. Остальные ученики выполняю т задание соотнесите даты и события. На доске 13 дат и к ним события (в разброс).-3м

3 задание. Проверим себя? – черный ящик. Слайд №18

Класс делится на три команды. С каждой команды ученики вынимают вопрос и зачитывают. Если это команда не смогла ответить то другие команды имеют право ответить и засчитывается бал той команде которая ответила.

1. Даты правления Федора Алексеевича? Почему он правил так недолго?

2. Что нам известно о образовании Федора? Кто был учителем Федора?

3. Что такое местничество?

4. После какой войны было решено отменить местничество и почему это срочно потребовалось?

5. Благодаря каким событиям царевна Софья смогла прийти к власти?

6. Назовите даты двух Крымских походов В.В. Голицына.

7. Когда и зачем был заключен Вечный Мир с Польшей?

8. Причины русско-турецкой войны 1677-1681.

9. С какого времени портрет Софьи стали чеканить на русских монетах?

10. Назовите дату присвоение Софье титула САМОДЕРЖИЦЫ.

11. Какие боярские роды боролись между собой при наследниках Алексея Михайловича?

13. Почему Петр был избран царем вместо Ивана.

4 задание. Индивидуальная работа по карточкам.

5. Подведение итогов урока. Слайд№19

Оценка деятельности и достижений учащихся.

Монета Федора-5

Монета с портретом Софьи-4

Монета с изображением Ивана и Петра -3

Домашнее задание

Параграф 23, выучить основные даты и события















































Ф.И. учащегося _____________________________________________________________________Дата________


А)Правление Михаила Федоровича

Задание №1 Запишите термин, о котором идёт речь.

«Название правительства, образовавшегося в России в июле 1610 г. и формально просуществовавшего до избрания на трон царя Михаила Романова»._____________________

_________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

«…И великая государыня, старица Марфа Ивановна молений и слёз наших не презрела, пожаловала нас, благословила сына своего, государя нашего _________________, на царство всея великой России; а государь наш, Богом избранный государь царь и великий князь ________________, всея России самодержец, великой государыни, матери своей, послушал и моления слёз наших не презрел, нас пожаловал, на государстве Владимирском и Московском и всея великой России государем учинился... И мы царские богомольцы… благословляем со всем освященным собором на том: что вам великому государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, царю и великому князю, всея России самодержцу, и его благоверной царице и их царским детям, которых им, государем, вперёд Бог даст, служити верою и правдою». 

Назовите царя, имя которого дважды пропущено в тексте. _________________________________

Укажите название одного любого мирного договора (перемирия), заключённого в период правления этого царя. ____________________________________________________________________


Б)Правление Алексея Михайловича

Задание №3 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание.

 

«Когда вступил на престол великий князь Алексей Михайлович и был ещё весьма молодым государем, при нём оставался бывший его гофмейстер и воспитатель ___________, по воле и хотению которого направлялись и великий князь и всё управление. Прежде всего он привлёк на свою сторону тех, кто могли более всего служить его воле. Что же касается до родственников его царского величества, в особенности со стороны матери, он их удалил от двора. Чтобы сохранить себе милостивое расположение его царского величества, он стремился вступить с ним в близкое родство. ______________ предложил ему в жёны дочь дворянина, на сестре которой предполагал жениться сам». 

Укажите дважды пропущенную в тексте фамилию. _______________________________________

Назовите государство, с которым Россия вела наиболее длительную войну в период правления упомянутого в тексте царя. _________________________________________________________


В)Россия в 17 веке

Задание №4

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца._______________________________________________________________________

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Предприятие, основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции._____________________________________________________________

3. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Воинские части (полки), формировавшиеся в России XVII века из служивых, «охочих» вольных людей, иностранцев, казаков и других наёмников по образцу западноевропейских армий».___________________________________________________________________________________________________

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Регулярные празднично-торговые события года, организуемые в традиционно определённом месте, получившие развитие в Московском государстве в XVII веке.»_______________________________________________

5. Запишите термин, о котором идёт речь.

Органы центрального управления в России XVI — начала XVIII вв., находившиеся в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Каждый из этих органов ведал определённым кругом вопросов, но строгого разграничения функций между ними не существовало. ___________________________________________________________________



Задания для закрепления:


Задание №1

Используя знание исторических фактов, объясните, почему полная отмена местничества имела большое значение (важные последствия) в истории нашей страны____________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________



Задание №2 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание. 


«Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».

 

Укажите имя и отчество исторической личности, которой дается характеристика в источнике. _____________________________________________________________________________________

Укажите век, к которому относится ее активная политическая деятельность.

























Задания для закрепления:


Задание №1

Используя знание исторических фактов, объясните, почему полная отмена местничества имела большое значение (важные последствия) в истории нашей страны____________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________



Задание №2 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание. 


«Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».

 

Укажите имя и отчество исторической личности, которой дается характеристика в источнике. _____________________________________________________________________________________

Укажите век, к которому относится ее активная политическая деятельность.





Задания для закрепления:


Задание №1

Используя знание исторических фактов, объясните, почему полная отмена местничества имела большое значение (важные последствия) в истории нашей страны____________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________



Задание №2 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание. 


«Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».

 

Укажите имя и отчество исторической личности, которой дается характеристика в источнике. _____________________________________________________________________________________

Укажите век, к которому относится ее активная политическая деятельность.




приложение

Иван Алексеевич был с детства болезненным, страдал цингой и был неспособным к управлению страной.

Об Иване Алексеевиче говорили, будто бы он слабоумен, что, возможно, являлось наветом Нарышкиных, который они распространяли в период ожесточённой борьбы за власть с Милославскими. Известно, что находясь в самом центре этой борьбы, Иван Алексеевич ни разу не попытался принять в ней активное участие, и не проявлял интереса к государственной деятельности.

Австрийский дипломат отмечал, что «Иван говорил слабым и неясным голосом, а когда встал, то едва мог стоять на ногах, и его поддерживали два камергера по руки».





Петр Алексеевич.

Лишившись в 1676 отца, Петр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Федора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте.

Царевич рос крепким и смышленым ребенком. Его любимыми игрушками были лошадкой, пушечками и барабаном. В два года мальчику подарили серебряный кораблик. В Кремле по приказу царя Федора, выкопали прудик. Там Петрушка плавал в легком суденышке. Любовь к военному делу и морю осталось у него на всю жизнь.



Василий Васильевич Голицын (1643- 1714)

Фаворит Софьи Алексеевны, происходил из старинного княжеского рода, дипломат, государственный деятель. Получил прекрасное образование, знал иностранные язык, обладал недюжинным умом и способностями. Сторонник сближения и установления тесных связей с Европой. При Софье возглавлял Посольский приказ.



Софья Алексеевна.



Старшая дочь царя Алексея Михайловича от 1-го брака с царицей Марией Ильиничной Милославской. Получила хорошее домашнее образование, знала отлично латынь, свободно говорила на польском, писала стихи, много читала, имела красивый почерк. Стараясь на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья на самом деле с юности стремилась к полноте власти.

После смерти матери в 1671 году, она болезненно пережила скорый 2-й брак отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I).  После смерти отца в 1676 году, Софья Алексеевна начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 годах правил ее родной брат Федор Алексеевич, который был несамостоятелен в своих действиях.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.