Презентация «Национально-государственные религии Месопотамии и Египта»
Национально-государственные религии Месопотамии и Египта.
Национально-государственные религии – это религии, ограниченные рамками одного народа или государства. Они характеризуются политеизмом, развитым учением о загробном мире и загробном воздаянии, установлением религиозного ритуала, появлением жречества.
С изменением характера жизнедеятельности людей, возникновением частной собственности и формированием государственного института происходят неизбежные изменения в религиозных верованиях и обрядах. Новые религиозные системы предполагали выделение вождей в особую социальную группу. Власть правителей этих государств провозглашалась божественной, а сами обладатели считались богами на земле согласно концепции о „дважды рожденных” (один раз, конечно, от земной женщины-матери, а второй раз - после обряда освящения Богом, что символизировало новое рождение). Появляются новые верования и обряды при возведении этих вождей в статус правителей. Вожди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Всё, что окружало вождя, становится священным и недоступным для соплеменников. Организаторы этих верований выделяются в отдельную группу, формируя религиозные организации: касты священнослужителей - жрецов, которым принадлежало исключительное право в совершении обрядов и ритуалов. Жрецы выступают хранителями веры, культа, мифов, гимнов и фактически осуществляют посредническую функцию между богами и людьми. Вся государственная жизнь строго регламентировалась религиозными нормами и правилами. Религия освящала все сферы жизни, каждый шаг человека и социума, предопределяла тотальную сакрализацию общества. Таким образом, религия способствовала укреплению авторитарных деспотических режимов. Этому способствовало освящение самого государственного строя, когда священным признается разделение общества на отдельные касты и сословия. Духовная власть окончательно отделяется от светской и получает небывалую силу в обществе.
Возникает и социальная иерархия, свойственная государству. Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определялась принадлежностью к данному государству.
Исторические, бытовые и культурные условия развития той или иной народности определяют особенности национальных религий. Верования и культовая система национальных религий отражали и закрепляли специфику культуры и быта определенной этнической общности. Поэтому национальные религии, как правило, не выходили за рамки той или иной народности.
К ранним национальным религиям зачисляют религии, которые функционировали в древнейших цивилизациях: шумеро-вавилонской, древнеегипетской, древнеиранской, древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой, древнеримской и др. Большинство этих религий не сохранились до нашего времени, но хорошо изучены на основе археологических и письменных источников. Они перестали существовать вместе с упадком древних государств, но основные вероисповедные идеи, моральные принципы, устоявшаяся культовая обрядность в несколько видоизмененном виде перешла к более поздним религиозным системам или ощутимо повлияла на них.
Одно из первых государственных образований, возникших в долине реки Нил во II тысячелетии до Новой эры, — Древний Египет. (Презентация. Слайд №2)
Религия древних египтян носила политеистический характер. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между египетским царем Рамзесом II (слайд №3) и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподобными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в религии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе, и богов общеегипетских, почитаемых во всей стране.
Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядочения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культовых действий — жрецы (слайд №4) — стремились провести эту работу. На основе этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра (слайд №5), странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах (слайд №6), создавший мир богов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис (слайд №7), олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида (слайд №8) — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.
Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фараона (слайд №9). Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божественного повеления.
Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огромные материальные и денежные средства.
Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись разливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он являлся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фараона — его способность воздействовать на богов, быть среди них представителем своих подданных.
Египтяне представляли своих богов могущественными и грозными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе благоволение богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы (слайд №10), создавались статуи богов (слайд №11), содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выделились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране, потому что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царство. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюдения, писали законы и т. д.
В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали большое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельможей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отдавали большие средства на строительство гробниц, заупокойных храмов, статуй, рельефных изображений и т. д.
Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являются жертвоприношения. Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязанностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом, в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала центральная роль.
Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопотамии (слайд №12), в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумерское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеистической (слайд №13). Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану (слайд №14), бог земли — Энлиль (слайд №15), бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.
По представлениям шумеров, жизнь во Вселенной управлялась божественными законами. Известно более ста таких законов ("Мэ"). Они определяют единственную реальность — Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с человеком и общественными институтами. Все установлено законами, непреложно и неизменно. Мироощущение древних шумеров определяется представлением о неизменяющейся природе мира. Вселенная для них — совокупность земли и неба: над круглой и плоской землей возвышалось небо — купол огромных размеров. Законы "Мэ" определяли принципы ремесел и искусств, поведение человека, его жизнь и смерть, управление обществом, бытие божественных существ. Опыт восприятия божественного был связан со звездным небом и космическим порядком, неизменным ходом небесных светил. Эта религия видела в небесных телах первоначало и первообраз земных событий и полагала, что с помощью возникшей тогда астрологии по звездам можно угадывать судьбы людей.
Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизованных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс видоизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большинство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообразный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифологии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представление о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным установлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих государств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небесными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах видели первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помощью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.
С мифологическими представлениями месопотамской цивилизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятельности был храм (слайд №17). Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храмами, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности государства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продукции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль последней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.
Таким образом, между древнеегипетской и шумерской религиозными системами существовали как сходства, так и различия. Сходство:
- политеистическая форма религии;
- жрецы – отправители культов;
- храм – центр культовой деятельности
Различия:
- в Египте правитель – фараон – воплощение божества; у шумеров правитель – царь;
- в Египте культ загробной жизни; шумеры не сильно беспокоились о загробной жизни.
Используемая литература:
1. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000
Презентация
Национально-государственные религии Месопотамии и Египта.
PPTM / 10.06 Мб