Презентация «Национально-государственные религии Месопотамии и Египта»

3
0
Материал опубликован 29 July 2018 в группе

Национально-государственные религии Месопотамии и Египта.

Национально-государственные религии – это религии, ограниченные рамками одного народа или государства. Они характеризуются политеизмом, развитым учением о загробном мире и загробном воздаянии, установлением религиозного ритуала, появлением жречества.

С изменением характера жизнедеятельности людей, возникновением частной собственности и формированием государственного института происходят неизбежные изменения в религиозных верованиях и обрядах. Новые религиозные системы предполагали выделение вождей в осо­бую социальную группу. Власть правителей этих государств провозглашалась божественной, а сами обладатели считались богами на земле согласно концепции о „дважды рожденных” (один раз, конечно, от земной женщины-матери, а второй раз - после обряда освящения Богом, что символизировало новое рождение). Появляются новые верования и обряды при возведении этих вождей в статус правителей. Вож­ди становятся объектами религиозного почитания как при жизни, так и после их смерти. Всё, что окружало вождя, становится священным и недоступным для соплеменников. Организаторы этих верований выделяются в отдельную группу, фор­мируя религиозные организации: касты священнослужителей - жрецов, которым принадлежало исключительное право в совершении обрядов и ритуалов. Жрецы выступают хранителями веры, культа, мифов, гимнов и фактически осуществляют посредническую функцию между богами и людьми. Вся государственная жизнь строго регламентировалась религиозными нормами и правилами. Религия освящала все сферы жизни, каждый шаг человека и социума, предопределяла тотальную сакрализацию общества. Таким образом, религия способствовала укреплению авторитарных деспотических режимов. Этому способствовало освящение самого государственного строя, когда священным признается разделение общества на отдельные касты и сословия. Духовная власть окончательно отделяется от светской и получает небывалую силу в обществе.

Возникает и социальная иерархия, свойственная государству. Формирование государств означало становление национально-государственных религий, принадлежность к которым определя­лась принадлежностью к данному государству.

Истори­ческие, бытовые и культурные условия развития той или иной народ­ности определяют особенности национальных религий. Верования и культовая система национальных религий отражали и закрепляли спе­цифику культуры и быта определенной этнической общности. Поэто­му национальные религии, как правило, не выходили за рамки той или иной народности.

К ранним национальным религиям зачисляют религии, которые функционировали в древнейших цивилизациях: шумеро-вавилонской, древнеегипетской, древнеиранской, древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой, древнеримской и др. Большинство этих религий не сохранились до нашего времени, но хорошо изучены на основе археологических и письменных источников. Они перестали существовать вместе с упадком древних государств, но основные вероисповедные идеи, моральные принципы, устоявшаяся культовая обрядность в несколько видоизмененном виде перешла к более поздним религиозным системам или ощутимо повлияла на них.

Одно из первых госу­дарственных образований, возникших в долине реки Нил во II тыся­челетии до Новой эры, — Древний Египет. (Презентация. Слайд №2)

Религия древних египтян носила политеистический характер. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из ста­тей международного договора между египетским царем Рамзесом II (слайд №3) и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. В религии древних египтян еще сильно влияние тотемизма. Все божества наиболее древнего периода представляются звероподоб­ными — в виде сокола, быка, коровы, барана и т. д. Постепенно в ре­лигии происходит изживание следов тотемизма и это отражается на образе богов. Они приобретают облик полузверей, полулюдей. Например, Бог Ра изображался человеком с головой сокола. Бог Хнум — человеком с головой барана, символом Бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом отдельном регионе, и богов общеегипетских, почитаемых во всей стране.

Обилие богов, переплетение их функций требовало упорядо­чения их взаимоотношений. Исполнители и организаторы культо­вых действий — жрецы (слайд №4) — стремились провести эту работу. На осно­ве этой деятельности формировался пантеон египетских богов, в котором устанавливалась их иерархия. Наиболее чтимыми верховными божествами были бог солнца Ра (слайд №5), странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, бог-творец Птах (слайд №6), создавший мир бо­гов и людей своим божественным словом. Популярными божествами были также Осирис (слайд №7), олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира и его сестра и жена Изида (слайд №8) — богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства.

Особую роль в Древнем Египте играло обожествление фарао­на (слайд №9). Согласно верованиям египтян фараон считался воплощением бо­жества в человеческом облике, богочеловеком. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например, Ра или Амон — Ра и земной матери фараона. Имя фараона было священно. Никто не мог его произносить (табу), чтобы не нанести царю вред. Собственно слово фараон и означает иносказательное имя царя — «великий дом». Все распоряжения фараона приобретали характер божествен­ного повеления.

Во время жизни ему воздавались все божественные почести, воздвигались грандиозные гробницы — пирамиды, на строительство которых сгонялись десятки и сотни тысяч рабов и тратились огром­ные материальные и денежные средства.

Фараон — живой бог — обеспечивал всю жизнедеятельность государства и своих подданных. Благодаря ему осуществлялись раз­ливы Нила, помогающие земледельцам выращивать урожай, он яв­лялся гарантом общественного порядка. Главное достоинство фара­она — его способность воздействовать на богов, быть среди них пред­ставителем своих подданных.

Египтяне представляли своих богов могущественными и гроз­ными. Боги создали людей с одной целью, чтобы заставить их слу­жить себе. Если люди об этом забывали, то их ждала суровая кара. От покровительства богов, их расположения или нерасположения зависели судьбы людей. Поэтому люди, чтобы обеспечить себе бла­говоление богов, должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. С этой целью в Древнем Египте сформировалась развитая культовая система: строились храмы (слайд №10), создавались статуи богов (слайд №11), содержалось огромное количество жертвенных животных. Служение богам осуществляли жрецы, которые постепенно выде­лились в особую касту. Они обладали большой силой и влиянием в стране, потому что совершали все необходимые для жизнедеятельности государства и отдельных его членов обряды. Считалось, что без этих обрядов земля не принесет плодов, войско не одержит победы, ни один умерший не попадет в загробное царст­во. Кроме того жрецы выполняли ряд важных государственных функций по ведению хозяйства, вели астрономические наблюде­ния, писали законы и т. д.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Согласно верованиям древних египтян, каждый человек представляет собой синтез трех основных субстанций: его физичес­кого тела, его духовного двойника и его души. Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, то есть посмертное существование. Поэтому египтяне придавали боль­шое значение посмертному сохранению тела. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа оставался вельмо­жей, раб — рабом и т. д. От того, как проведено и обставлено захоронение, зависела и жизнь на том свете. Поэтому ритуал захоронения знатных лиц и вельмож был очень дорогостоящим. Наследники отда­вали большие средства на строительство гробниц, заупокойных хра­мов, статуй, рельефных изображений и т. д.

Египтяне считали, что основой взаимоотношений людей с богами являются жертвоприношения. Приношение богам жертв являлось главной привилегией и обязан­ностью фараонов. Жрецы приносят эти жертвы не сами по себе, а лишь как представители фараонов. Таким образом, в религиозно-культовой системе Древнего Египта фараонам принадлежала цент­ральная роль.

Примерно в то же время, как в Египте, в древней Месопота­мии (слайд №12), в междуречье Тигра и Евфрата, формируется крупное шумер­ское государство с высоко развитой культурой, составной частью которой была и религия. Шумерская религия также была политеи­стической (слайд №13). Каждый шумерский город имел своего бога-покровителя. Кроме того были общегосударственные боги, хотя для каждого из них были свои особые места поклонения. Бог небес — Ану (слайд №14), бог земли — Энлиль (слайд №15), бог луны — Наинар, бог Солнца — Уту и т. д. Постепенно на основе этих представлений сформировался пантеон богов во главе с богом Ану.

По представлениям шумеров, жизнь во Вселенной управлялась боже­ственными законами. Известно более ста таких законов ("Мэ"). Они определяют единственную реальность — Вселенную и все, что в ней заключено, вместе с человеком и общественными институтами. Все ус­тановлено законами, непреложно и неизменно. Мироощущение древ­них шумеров определяется представлением о неизменяющейся при­роде мира. Вселенная для них — совокупность земли и неба: над круглой и плоской землей возвышалось небо — купол огромных раз­меров. Законы "Мэ" определяли принципы ремесел и искусств, пове­дение человека, его жизнь и смерть, управление обществом, бытие бо­жественных существ. Опыт восприятия божественного был связан со звездным небом и космическим порядком, неизменным ходом небес­ных светил. Эта религия видела в небесных телах первоначало и пер­вообраз земных событий и полагала, что с помощью возникшей тогда астрологии по звездам можно угадывать судьбы людей.

Шумерское государство было не единственным государством Месопотамии. В этом регионе не было стабильных централизован­ных государств. Они периодически сменяли друг друга: Шумер, Ак­кад, Вавилония, Ассирия. Поэтому здесь постоянно шел процесс ви­доизменения религиозно-культовых систем: отмирали одни боги и посвященные им храмы, на их смену приходили другие, которым приписывались функции и заслуги уже отмерших богов. Большин­ство богов месопотамской цивилизации уже имели человекообраз­ный облик, хотя семь из них отождествлялись с планетами. Мифо­логии шумеров, аккадов и вавилонян содержат в себе представле­ние о сотворении мира и всемирном потопе. Согласно этой мифологии жизнь во Вселенной происходит по божественным уста­новлениям. В месопотамской цивилизации получила широкое развитие астрономия. Поэтому в религиозных системах этих госу­дарств заметная роль принадлежит взаимодействию людей с небес­ными светилами. Эти религиозные системы в небесных телах виде­ли первоначало и прообраз земных событий и считали, что с помо­щью возникшей тогда астрологии можно по звездам угадывать жизнь людей.

С мифологическими представлениями месопотамской циви­лизации связаны и особенности культа. Центром культовой деятель­ности был храм (слайд №17). Каждый храм посвящался какому-то одному богу и считался местом его постоянного обитания. Все горожане, включая рабов, принадлежали определенному храму и назывались в соответ­ствии с именем бога — покровителя этого храма. Руководство храма­ми, организацию и совершение культовой деятельности совершали жрецы. Храм выполнял все важнейшие функции в деятельности го­сударства: управление строительством ирригационных каналов, сбором налогов, хранением и распоряжением излишками продук­ции, торговли. Он выполнял судебные функции, играя роль послед­ней инстанции в регулировании взаимоотношений и улаживании споров между населением и государством.

Таким образом, между древнеегипетской и шумерской религиозными системами существовали как сходства, так и различия. Сходство:

- политеистическая форма религии;

- жрецы – отправители культов;

- храм – центр культовой деятельности

Различия:

- в Египте правитель – фараон – воплощение божества; у шумеров правитель – царь;

- в Египте культ загробной жизни; шумеры не сильно беспокоились о загробной жизни.

Используемая литература:

1. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000

Презентация


Национально-государственные религии Месопотамии и Египта.
PPTM / 10.06 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.