Конспект урока обществознания «Национально-государственное устройство» (9 класс)
Класс: 9
Тема: « Национально-государственное устройство»
Цели: Образовательная:
Выявить и осмыслить тенденции в мировом сообществе
Изучить централизованное государство как основную форму государственности
Познакомить с централизацией на Руси
показать роль объединения и отделения наций
Воспитательная:
Способствовать осознанию значимости национального государства
Способствовать понимаю процесса сепаратизма и централизации государства
Развивающая:
Развивать понимание, память, навыки работы с текстом учебника
Способствовать дальнейшему развитию аналитических умений
Развивать умения выделять главное
Оборудование урока:
Учебник: Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразоват. учреждений / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. – 13-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник» , 2013. – 224с.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Активизация познавательной деятельности учащихся |
1.Орг момент |
Приветствие учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку, количество отсутствующих в классе. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку: Т – етрадь Р – учка У – чебник Д - невник |
2. Опрос домашнего задания Индивидуально-письменный опрос по карточкам |
На предыдущем уроке мы начали изучать тему «Государство». Сейчас для начала мы проверим, как вы поняли эту тему. Вы получили карточку с заданием. заданиями. Вам дается 3 минуты, чтобы ответить на вопрос. Не забудьте подписать свою фамилию и имя. |
Ученики получают индивидуальные карточки с заданием. |
3. Переход к изучению нового материала Вводный вопрос. |
На прошлом уроке мы познакомились с определениями «государство» и суверенитет» Ответ: суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Государство – организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории Правильно. А теперь мы продолжим разговор о государстве, но в другом русле |
Ученики отвечают с помощью поднятой руки на вопрос учителя: Дайте определения терминов «государство», «суверенитет» ? |
4. Изучение нового материала Рассказ учителя Работа с учебником Закрепление Работа с текстом учебника Работа с текстом учебника Закрепление Работа с текстом учебника Работа с текстом учебника Закрепление |
Запишем в тетрадь тему план сегодняшнего урока. Тема: « Национально-государственное устройство» План: Основные тенденции национальных взаимоотношений в мире. Что такое централизованное государство? Процесс распада национальных государств 1.Основные тенденции национальных взаимоотношений в мире. Запишите схему в тетрадь тенденции объединение наций отделение наций Откройте учебник на стр. 21. Прочтите вслух предпоследний абзац и назовите что такое сепаратизм. Запишите схему в тетрадь Разделение наций мирный путь военный путь Продолжите предложение «Сепаратизм – это …» 2.Что такое централизованное государство? Откройте учебник на стр. 22. Прочтите вслух 3-ий абзац. И на стр. 23 предпоследний абзац. Скажите, как вы поняли, что такое централизованное государство? Что такое собирание земель? Правильно. Запишем в тетрадь определение «централизованное государство». «централизованное государство» – это основная форма государственности, при которой государство имеет большой размер, многочисленное население, хорошее вооружение и четко организованный аппарат государственного управления. Прочтите на стр. 22-23 о собирании земель на Руси. Выпишите этапы процесса. Ответ: Собирание земель на Руси - 2 этапа: А) период Древнерусского государства. Б) период Московского царства. Схематически зарисуйте в тетради как вы поняли понятие «централизованное государство». 3.Процесс распада национальных государств Прочтите на стр. 24 предпоследний абзац. Назовите отличия централизованного государства от национального. Разделимся на 3 группы. На стр. 24-25 прочтите о распаде Югославии, СССР и Грузии. Расскажите о выбранной стране. По цепочке охарактеризуйте одним предложением распад национальных государств. |
Ученики записывают тему и план в тетрадь. Ученики слушают рассказ учителя о ЕС. Ученики записывают в тетрадь схему деления тенденций Прочитав абзац, ученики по поднятой руке называют определение сепаратизма. Ученики записывают в тетрадь схему путей разделения наций Ученики продолжают предложение «сепаратизм – это …» Прочитав абзацы, один из учеников (по выбору учителя) называет, что такое централизованное государство, собирание земель. Ученики записывают в тетрадь определение термина «централизованное государство». Ученики читают учебник на странице 22-23 о собирании земель на Руси. Выписывают в тетрадь этапы процесса собирания земель. Ученики читают учебник на стр. 24 предпоследний абзац. По поднятой руке называют отличия централизованного государства от национального. Ученики делятся на 3 группы. И читают на стр. 24-25 о распаде Югославии, СССР и Грузии. После прочтения, каждый ученик рассказывает о выбранной стране. Ученики по цепочке характеризуют одним предложением распад национальных государств. |
5. Итоговое закрепление |
Итак, мы рассмотрели централизацию государств в мире. Выяснили тенденции и истории распада некоторых стран. Как вы думаете, что является положительным явлением объединение или распад наций и почему так считаете? |
Ученики по поднятой руке отвечают на вопрос: «что является положительным явлением объединение или распад наций и почему так считаете?» |
6. Рефлексия Прием «Пантомима» |
Вы должны пантомимой показать результаты своей работы на уроке. руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. |
Ученики с места показывают пантомимой (без слов, а только жестами) свое отношение к уроку. |
6.Домашнее задание |
Открываем дневники и записываем домашнее задание: § 3 стр. 20-29. |
Ученики открывают дневники и записывают домашнее задание: § 3 стр. 20-29. Выписать в тетрадь основные формы национально-государственного устройства. Кроссворд (по желанию) по § 1-3 – минимум 8 слов |