12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дашиева Цындыма Ивановна19
3

Научно-исследовательская работа " Религиозная идентификация- как способ познания мира"

Научно-исследовательская работа: « Религиозная идентификация как способ познания мира».

Актуальность: В современном обществе усиливается интерес к духовным ценностям. Это является обратной реакцией на глобальное доминирование материальных ценностей почти в каждой сфере жизни человека. В создавшейся обстановке возникла острая потребность в обогащении человека духовным богатством. В данном контексте рассматривается проблема религиозной идентификации.

Объект исследования: религиозная идентификация современной молодёжи.

Предмет исследования: основные направления религиозной идентификации современной молодёжи.

Гипотеза исследования: Особенности религиозной идентификации в юношеском возрасте определяются индивидуальными особенностями и личностными потребностями молодого человека.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- сформулировать понятие религиозной идентичности( идентификации) ;

- определить пути установления индивидом истинности религиозного знания, содержащегося в том или ином религиозном комплексе;

- определить основные направления религиозного поиска молодёжи в Бурятии;

- выявить место религиозной идентификации в контексте развития личности;

Для достижения цели использовались следующие методы исследования:

Теоретические: изучение и анализ отечественной научной литературы по рассматриваемой проблеме;

Эмпирические : наблюдение, исследовательские беседы; методы обработки данных: количественный и качественный анализ.

Исследование проводилось на базе 8ж класса МАОУ СОШ№32. В исследовании принимали участие 34 человека.

Религия - особая форма мировоззрения и человеческих взаимоотношений, основу которой составляет вера в сверхъестественное.

Религиозная культура - это совокупность имеющихся в религии способов и приемов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в ее продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

Религиозная идентичность — форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании своей принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм.

Содержание религиозной идентичности составляют разного рода представления, разделяемые в той или иной степени членами данной религии .

Так же хотелось бы выделить определение, выработанное непосредственно в современном религиоведении: «Религиозная идентичность — категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе» .

Понятие религиозной идентичности включает как общее религиозное самоопределение человека, так и конкретную форму конфессиональной идентичности. Религиозная идентичность является способом осознания своей духовной ориентации в ее соотнесенности с иной формой духовности.

Типы религиозной идентичности могут быть выделены по различным основаниям. Например, по субъекту выделяются типы индивидуальной и групповой идентичности.

Индивидуальная религиозная идентичность обретается в процессе социализации личности, включения человека в систему определенных конфессиональных отношений, с одной стороны, восприятия и внутреннего усвоения человеком религиозных идей, ценностей и норм с учетом индивидуальных личностных особенностей — с другой.

В двадцать первом веке мы начали по-другому думать о религии и нашей принадлежности к ней, и зачастую нам бывает весьма сложно определить нашу позицию. Но одна вещь является очевидной: наша социальная религиозная принадлежность может часто выглядеть в корне отличающейся от той, что является нашей личностной. Вероятно, один из вызовов духовной жизни заключается в необходимости обнаружения надежного моста между этими видами религиозной идентичности.



Глава1. История развития мировых религий

Основными мировыми религиями признаются христианство, ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты.

Христианство.

Возникло в I веке в восточной части Римской империи.

Основатель – Иисус Христос, потомок царя Давида (Христос означает «мессия», «посланец»).

На Руси христианство стало официальной религией при князе Владимире в 988 г.

В XI в. епископ Рима, папа Римский, заявил, что ему принадлежит юридическая власть над всеми христианскими общинами в мире.

Большинство церквей в восточных странах отвергли притязания папы. Они признавали всеобщую власть только за Вселенским собором, вели богослужения на национальных языках, а не на латыни, сохраняли традиции раннего христианства. Произошёл раскол - Схизма.

Официальное разделение христианства на католицизм и православие произошло в 1054 г.

Православие (по-гречески - «ортодокс» - правильные), как и католики, считают, что для спасения человеку необходима помощь духовенства.

В православии нет единого церковного центра. Верховное положение среди глав православных церквей занимает Патриарх Константинопольский, не являясь единоличным главою всей Православной церкви. Все решения принимаются на Соборах (высший орган управления между Соборами – священный Синод).

Католикам и православным сопутствуют 7 священных таинств – крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), исповедь (покаяние), священство, церковный брак, елеосвящение (соборование). Из Нового Завета следует, что крещение и причащение установил сам Иисус Христос.

Протестантское движение в среде католиков, закончившееся реформацией, возникло в XVI в.

Основателями Реформации были Лютер и Кальвин.

Религиозные войны во Франции длились с 1562 до 1598 г. Варфоломеевская ночь (1572 г.) во Франции унесла жизни 30 тыс. протестантов (гугенотов).

Только в 1787 г. протестанты были допущены в лоно церкви.

Протестантов всего – более 800 млн.чел.

Из протестантизма вышли (поздний протестантизм): квакеры, методисты. Адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны (святые последних дней), «Армия спасения», пятидесятники и др.

Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции церквей (сближение – экуменизм).

Экуменизм-универсальность, всеобщность.

Ислам

(1,6 млрд. приверженцев)

Приверженцев этой веры называют мусульманами.

Это третья мировая монотеистическая религия после иудаизма и христианства, провозглашенная пророком Мухаммедом, который в истории религии играет не меньшую роль, чем Авраам, Моисей и Иисус.

Ислам зародился на Аравийском полуострове в начале VII в. (Ирак, Иордания, Сауд.Аравия, Иемен).

Коран – божественное послание Мухаммеда. Предписывает женщинам - мусульманкам носить одежду, скрывающую лицо и тело.

Ислам требует терпимости по отношению к другим религиям.

В 655 г. произошел раскол и мусульмане разделились на суннитов и шиитов.

Буддизм (500 млн. чел. в 86 странах)

Основатель буддизма Сиддхартха (Сидарта) Гаутама (позже получил имя Будды, что значит «просветленный», «мудрый

В основе учения - переход в состояние нирваны – спокойствия души. «Если ты успокоился, ты достиг нирваны: нет в тебе раздражения».

Для того, чтобы перейти в нирвану надо идти по пути «праведной веры, праведной решимости, праведных слов, праведных стремлений, праведных помыслов, праведного созерцания».

Также приоритетами буддизма считаются:

- любовь ко всему живому (а не только к ближнему своему);

- приоритет духовных потребностей перед материальными.

Учение Будды пошло по трем направлениям:

-учение тхеравады (человек не зависит от воли богов). Духовное совершенство достигается через смирение, милосердие и самоконтроль. (Тайланд, Лаос, Камбоджа, Мьянма);

- учение махаяны обожествляет личность Будды (допускается существование первичных Будд, предшественников Гаутамы. Есть и будущий Будда, называемый Майтрея). (Китай, Вьетнам, Шри-Ланка (бывш. о.Цейлон), Корея);

- ламаизм – Буддизм пришел в Тибет в VII в. Буддизм махаяны в Тибете испытал влияние старой религии шаманского типа и вобрал в себя таинственное тантрическое учение с элементами магии (священнослужители-ламы, Верховный лама – далай – лама) (Монголия, Тибет, Бурятия, Вьетнам, Бутан, Китай).

Буддисты поддерживают экуменические убеждения, устанавливают контакты с христианами.

Эта религия привлекает интерес во всем мире. Она не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую веру.


Глава2 Религиозная идентификация населения Бурятии

Исторически духовная сфера общества в Бурятии формировалась под взаимным влиянием буддизма, шаманизма коренных народов и старообрядчества. В республике живут православные, мусульмане, католики, иудеи, протестанты, баптисты, адвентисты и представители других религиозных организаций, мирно сосуществующие друг с другом. Такое взаимообогащение обусловило особый социально-психологический климат общества, где в равной степени уживаются различные религии и конфессии.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Светлана Бураева и доктор исторических наук, директор Научной библиотеки Бурятского государственного университета Светлана Васильева составили обзор религиозной жизни в Бурятии.

Согласно результатам исследования, уровень образования, материального достатка, возраст и социальный статус респондентов не оказывают существенного влияния на отношение к религии.

По мнению жителей Бурятии, буряты должны быть буддистами, а русские — православными. При этом православие в Бурятии исповедуется людьми, относящими себя к армянам, полякам, венграм, украинцам, эвенкам, татарам, корейцам; старообрядчество исповедуют «семейские», указавшие, что не являются русскими; католицизм — поляками и литовцами; буддизм — эвенками, сойотами, калмыками, китайцами; ислам — азербайджанцами, киргизами, узбеками, татарами, дагестанцами; шаманизм — эвенками, сойотами, метисами; язычество — эвенками. Самыми многочисленными группами по конфессиональной принадлежности являются православные и буддисты.

Традиционные и самые экзотичные религиозные течения республики

В СССР Бурятия считалась центром советского буддизма. Сейчас – российского. Неудивительно, что это привлекает не только паломников, но и туристов. Люди едут, чтобы поклониться нетленному телу пандитоХамбо ламы XII Даша-ДоржоИтигэлова.

В настоящее время в Бурятии, помимо Буддийской традиционной сангхи России, зарегистрированы буддийские религиозные организации, самостоятельные общины и дацаны. Буддийская традиционная сангха России представлена 28 учреждениями, двумя учреждениями профессионального религиозного образования «Буддийская духовная академия», десятью «Объединениями буддистов Бурятии». Работают буддийские общины «Мандала», «Дхарма», буддийские центры «Ламрим», «Шакьямуни ЗанданЖуу», «Ринпоче-Багша» и др.

Шаманизм.

Шаманизм - одна из самых ранних форм религиозных верований коренного населения республики. В настоящее время в Бурятии зарегистрировано три шаманских объединения - «Боомургэл», «Лусад», «Тэнгэри», которые проводят коллективные молебны. Возродилась и приобрела устойчивую форму такая обрядовая традиция, как тайлган, связанная с системой родовых отношений бурят. Обычно, как и в старину, этот обряд проводится весной или осенью и собирает всех родственников.

Поводом для их проведения обычно служит желание верующих, чтобы год был счастливым, урожайным, не было болезней, засух и т.д. Тайлган может быть устроен отдельным лицом, семьей или родом, чаще всего по причине тяжелых заболеваний, отсутствия потомства, семейных проблем или обычного почитания духов предков.

Шаманистами являются около 3% жителей республики.

Православная Бурятия

Распространению православия в Бурятии придавалось большое значение в царской России. Укрепление власти в приграничных территориях зависело и от менталитета населения. В настоящее время РПЦ активно вовлекает прихожан и органы власти в восстановление храмов. Со стороны государства оказана помощь в реставрации Успенской и Воскресенской церквей в Кяхте, Свято-Троицкой церкви в Улан-Удэ, Спасо-Преображенской церкви в Баргузине, Спасской церкви в Турунтаево и др. Внутри православия выделяются приверженцы старообрядчества. Они проживают как компактно, так и рассеянно. Староверы есть как среди пожилых, так и среди молодежи.

Православные религиозные организации в Бурятии ныне объединяют русскую православную церковь, старообрядческую церковь и древлеправославную.

Старообрядчество делится на два течения – поповцы и беспоповцы. Поповство возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века. Поповцы приемлют все семь таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах.

Сегодня поповцы делятся на две основные группы: русская православная старообрядческая церковь и русская древлеправославная церковь.

Беспоповство возникло также в XVII веке. Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства, сформировала беспоповский толк.

В Бурятии старообрядчество представлено Русской православной старообрядческой церковью во имя св. Афанасия Великого (Белокриницкой митрополии, Улан-Удэ) и Русской древлеправославной церковью (Новозыбковской митрополии, Улан-Удэ).

Как в Бурятии появились мусульмане?

В Бурятию мусульмане прибывали двумя путями: по воинской повинности и «кандальному этапу» (каторжане и ссыльные). Первыми мусульманами, добровольно осевшими на бурятской земле, были татары Поволжья. Наряду с русским крестьянством они активно заселяли восточные рубежи империи в период аграрных реформ и в годы строительства Транссиба. В конце ХIХ века в Верхнеудинске татары образовали общину, в 1904 году получили разрешение на строительство мечети. Участок был выделен в 1907 году в районе современного проспекта Победы. Строительство деревянной мечети началось в 1908 году. Кроме этой мечети, в 1923 году, ко времени образования Бурят-Монгольской АССР, в населенных пунктах с компактным проживанием татар на территории автономии насчитывалось еще пять мечетей.

В 1990-е и 2020-е годы численность мусульманского населения в Бурятии выросла за счет трудовой миграции из республик Средней Азии и Кавказа.

Сейчас в республике проживает около 20 тысяч приверженцев ислама.


Глава3. Нетрадиционные религии в Бурятии.

В Бурятии представлены практически все мировые религии и конфессии. Сегодня к нетрадиционным религиям для Бурятии можно отнести мусульманство, иудаизм, католицизм, протестантизм, а также новые религии, многие из которых возникли в середине и конце ХХ столетия. В большинстве своем это так называемые неохристианские (Свидетели Иеговы, муниты, мормоны) и неориенталистские (кришнаиты, бахаи) течения.

Мормоны.

В конце 1990-х в Бурятии появились старейшины Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Организация входит в структуру религиозной ассоциации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), расположенной в городе Солт-Лейк-Сити, штат Юта (США). Основателем Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в свое время выступил американец Джозеф Смит. Ему якобы несколько раз являлись Иисус и пророк Мороний, возвестившие о том, что все существующие христианские вероучения неверны. Они поведали ему новое истинное откровение Божие, которое было изложено Смитом в книге Мормона.

Численность организации составляет около 30 - 40 человек.

«Свидетели Иеговы».Иеговисты появились в Бурятии в середине 1970-х. Некоторые религиоведы считают «Свидетелей Иеговы» религиозной организацией протестантского происхождения адвентистского направления. Их деятельность носила нелегальный характер и подвергалась юридическому преследованию со стороны государства по идеологическим причинам. Организация «Свидетели Иеговы» во многих странах мира определяется как тоталитарная секта и является запрещенной в связи с экстремистским характером ее деятельности. На территории республики были зарегистрированы две организации «Свидетелей Иеговы» – в Улан-Удэ и Гусиноозерске. Отдельные группы иеговистов действовали в Кабанске, Селенгинске, Усть-Баргузине. Число их последователей составляло порядка 500 человек. На данный момент эта деятельность этой организации запрещена на территории России.

«Церковь Объединения Преподобного Муна»

Без официальной регистрации с 1996 года на территории республики действует южнокорейская «Церковь Объединения Преподобного Муна». Деятельность мунитов в Бурятии в 90-е годы велась при поддержке местных властей. В январе 1997 года в Доме правительства республики прошла международная конференция «Нравственное возрождение: истинные семьи и здоровое общество». В рамках конференции прошел «Праздник истинной семьи». Все мероприятия организовала и провела Федерация женщин «За мир во всем мире».

По утверждениям самих мунитов, в проводимую ими в 1997 году церемонию «Благословление» и другие мероприятия было вовлечено свыше шести тысяч жителей республики.

«Фалуньгун»

Учение «Фалуньгун» возникло в КНР в начале 1990-х годов на основе традиционной китайской гимнастики цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма и народных верований и впоследствии получило распространение за пределами страны.

В КНР учение «Фалуньгун» запрещено. Запрет не действует в Гонконге и на Тайване.

Запрет «Фалуньгун», произошедший на пике его популярности, повлёк за собой общенациональную кампанию по борьбе с «организациями культа».

В Бурятии последователей учения пока очень мало.

Кришнаиты

В Бурятии община кришнаитов была зарегистрирована в январе 1992 года как Бурятский проповеднический центр «Xаре Кришна». Летом 1995 года в республике появился филиал кришнаитской благотворительной организации «Пища жизни», который был официально зарегистрирован как Республиканское благотворительное общество «Пища жизни».

В 2000 году община прошла перерегистрацию как Улан-Удэнское общество сознания Кришны. К началу 2000-х годов бурятская община вошла в десятку крупнейших кришнаитских проповеднических центров в СНГ, ведущих по численности монашествующих верующих, размаху проповеднической и благотворительной деятельности. Бурятская община превратилась в региональный центр российского ИСККОН в Восточной Сибири, принимающий монахов-послушников из других сибирских городов. На сегодня численность организации порядка 500 человек.

Бахаи

«Вера Бахаи» - религия последователей Баха-Уллы. В переводе с арабского это имя означает «Слава Господа». Последователи Баха-Уллы называют себя бахаи.

Бахаизм - относительно новое религиозное течение, подчеркивает свою связь с исламом, но предпочитает видеть в себе не мусульманскую секту.

Официальную регистрацию в Бурятии община «Веры Бахаи» прошла в январе 1993 года (первая регистрация была в 1990 году).

Глава 4 Место религиозной идентификации в контексте развития личности.

Каждый человек вправе мыслить так, как он хочет. Права человека гарантируют каждому возможность придерживаться любых убеждений, выбирать любое мировоззрение. В религиозном же пространстве выбор убеждения, или веры, делается только один раз, в дальнейшем работа разума происходит уже в рамках сделанного выбора.

Именно в юности начинаются поиски своего места в мире, поиски смысла жизни. Возникают потребности интеллектуального и социального порядка. У некоторых молодых людей этот период может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту своей жизни.

Самоопределение в юношеском возрасте обладает двуплановостью, т.е. самоопределение осуществляется через выбор профессии и через искания смысла своего существовании, в том числе и через религию. Существует и социальный запрос важности изучения поведения современной молодежи: религиозное сознание гибко и податливо и быстрее всего поддается воздействию с целью внушения тех ли иных идеологических

установок. Это проблема психологической безопасности личности.

Л. Блюм и М. Зембар считают, что религиозная идентичность начинает формироваться в подростковом возрасте. Поиск подростковой идентичности часто описывается как поиск смысла, и психологи отмечают положительную взаимосвязь формирования

Религия воздействует на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Нравственные правила, обращенные к внутреннему духовному миру человека, не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл. С их помощью люди, уставшие от непрекращающихся социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Влияние церкви особенно возрастает в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утратили свою ценность, а новые еще не успели закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными заповедями.

Несмотря на различия мировых религий, у проповедуемых ими духовных, нравственных ценностей много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий. Он находит выражение в терпимости к чужой религии и признании ее права на свободное существование, в свободе совести - праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Основными направлениями религиозного выбора молодежи в Бурятии является обращение молодого человека либо к традиционным религиям— православию, буддизму, шаманизму, либо к находящим все большее распространение в современной России протестантизму и новым религиозным движениям. Распространенным явлением в последние годы в Бурятии также стала вера формальная, основанная только на самоопределении вследствие личных взглядов или социальных представлений.

Заключение.

Таким образом, в современном мире, в силу интенсификации новых явлений, в первую очередь глобализации, значительно меняется ситуация с определением религиозной идентичности. Ее становление происходит в условиях разнонаправленных тенденций: с одной стороны, мы имеем дело с реальностью глобализации в ее различных сферах — культуре, политике, экономике и т.д., значительно осложняющей поиск национальной и религиозной идентичности в новых условиях, с другой стороны, усиливается тенденция роста этнорелигиозного сознания в различных формах. Возникшим в обществе процессам разобщения должна быть противопоставлена признаваемая всеми система ценностей и стандартов поведения. Таким образом, религия приобретает глобальный характер, окончательно оформляясь в социально-интегрирующую силу.

Религия - это основа и фундамент положительных качеств в человеке. Она ведет его к человечности, любви к ближнему, сочувствию, порядочности, отзывчивости и терпимости. Истинная религия ведет человека к добродетели в борьбе с его низменными качествами характера и поощряет стремление к чистоте, любви и благородству. Она есть основа самосовершенствования человека . Религия указывает человеку на превосходящие его силы, обладающие собственными законами. Но все же не всегда влияние религии носит абсолютно положительный характер.

В конце хотелось бы сказать, что вопрос определения идентичности остается открытым полем для исследований.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2006. - 48 с.

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», в ред. 23.07.08.

3. Горбачук Г.Н. Личная религиозная идентичность: формирование, социокультурная реализация (на материале творчества С.И. Фуделя). Владимир: Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2011. 268 с.

4 .БураеваС, Васильева С « Современная религиозная ситуация в Бурятии . https://www.sova-center.ru/religion/publications/2016/09/d354013 .

5. Жаде З.А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Сайт Cyberleninka [Электронный ресурс]

6.Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — М.: Икар, 2-е изд, 2012.

7. Ляушева С.А. Религиозная идентичность в современной культуре // Сайт Cyberleninka [Электронный ресурс]

8. Малафеева М. А. Этническая и религиозная идентичности: содержание понятий и современное состояние. ГБНУ «МИРО» (Москва)



10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.