Научно-исследовательская работа. "Воздействие музыки на человека".
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»
Воздействие музыки на человека
Научно-исследовательская работа
Выполнила:
Протасова Алина
Владимировна,
ученица 4 класс А
Руководитель:
Хренова Марина
Александровна, учитель
начальных классов
Таштып, 2020
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………...….…3
1. Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия………………………………………..5
2. Влияние музыки на человека.................................................................................................6
3. Факторы воздействия музыки на человека………………………………………………..7
4. Воздействие классической музыки………………………………………………………...8
5. Воздействие современной музыки……………………………………….............................9
6. Лечебное воздействие музыкальных инструментов……………………………………..10
7. Экспериментальное исследование………………………...………………………………11
8. Выводы и результаты исследования……………………………………………………….13
9. Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка»………………………………….. 13
10. Заключение…………………………………………….……………………………………14
11. Информационное обеспечение …………………………………………………………...16
12. Приложение…………………………………………………………………………………17
Музыка – это стенография чувств.
Л. Н. Толстой
Введение
Музыка сопровождает нас с самого раннего детства. Музыка прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и навсегда в ней осталась. Мы слышим её повсеместно и везде, она звучит и в праздники, и в горе.Музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. Музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека, что приобретает сегодня особую актуальность.
Я
люблю слушать музыку, люблю танцевать и петь. С четырёх лет занимаюсь в кружке танцев, пою в школьном хоре. И я заметила, что разная музыка вызывает у меня разные чувства, что она влияет на моё настроение. От одной хочется танцевать, от другой плакать, бывает тяжёлая музыка, которую неприятно слушать.
В нашей повседневной жизни возникает много стрессовых ситуаций: контрольные работы, объемные домашние задания, конфликты с родителями, с учителями и одноклассниками.В связи с этим у меня возник такой вопрос – можно ли с помощью музыки при стрессовых ситуациях улучшить своё эмоциональное состояние? Этот вопрос и побудил меня к исследованию данной темы. Исследованием воздействия музыкального искусства на организм человека и формирование духовного мира занимаются учёные всего мира и в наше время. Поэтому тема моей исследовательской работы «Воздействие музыки на человека» является актуальной и сегодня.Данная работа посвящена исследованию основных музыкальных стилей и их влиянию на эмоциональное состояние человека и конкретно на учащихся нашей школы.
В ходе работы была выдвинута проблема – как наши музыкальные предпочтения влияют на состояние нашего организма.
1. Цельмоего исследования:
Изучить влияние музыки на эмоциональное состояние человека.
2. В процессе написания исследовательской работы выдвинула следующую гипотезу:
предполагаю, что музыка обладает силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях.
3. Для достижения поставленной цели определены следующиезадачи:
1. Изучить литературу, интернет-информацию по истории целебного воздействия музыки.
2. Узнать, что такое музыкотерапия?
3. Выяснить, что лежит в основе музыкального воздействия.
4. Разработать анкету и провести анкетирование среди учащихся четвёртых классов с целью изучения влияния музыки на эмоциональное состояние.
5.Сравнить, через прослушивание, влияние музыкальных произведений различных направлений на эмоциональное состояние школьников.
6. Провести эксперимент.
7. Разработать и выпустить буклет «Музыкальная аптечка».
4. Методы исследования:
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Анализ.
3. Метод сравнения.
4. Поисковый метод.
5. Иллюстрационный метод.
6. Метод анкетирования.
7. Метод: воздействие музыки через цветовую гамму.
5. Объект исследования:
Эмоциональное состояние человека.
6. Предмет исследования:
Музыкальные произведения различных направлений.
7. Форма продукта исследовательской деятельности:
Буклет «Музыкальная аптечка».
Ожидаемый результат: исследовательская работа будет способствовать:
повышению уровня знаний по истории целебного воздействия музыки;
информированности в области музыкотерапии;
использованию полученной информации на практике;
Практическая значимость: проведённый анализ позволит использовать результаты исследования для создания в школах специально оборудованных кабинетов, где каждый учащийся с помощью психолога сможет выбрать для себя произведение для музыкальной терапии. Что позволит снизить уровень стресса и напряжения среди школьников. Данный теоретический материал может быть использован на уроках музыки в нашей школе, на классных часах, направленных на здоровый образ жизни. Буклет «Музыкальная аптечка» может быть использован любым школьником для улучшения эмоционального состояния. Благодаря исследованию, ребята смогут ориентироваться в мире музыки, руководствуясь не только своими предпочтениями, но и полученными знаниями.
1.Из истории врачевания музыкой. Музыкотерапия
О благотворном влиянии музыки знали давно, ещё в глубокой древности. Из Ветхого Завета известно, что царь Давид игрой на арфе исцелил депрессию у царя Саула. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима.
Виднейшие древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле.
Музыкальные инструменты использовали колдуны, маги, шаманы. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов - шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал:музыка может создавать определённое настроение и влиять на эмоции, усиливать любую радость, успокаивать печаль, изгонять болезни, смягчать боль.
На Руси для лечения головной боли, болезней суставов, снятие порчи и сглаза использовали мелодию колокольного звона. Современные учёные объяснили это тем, что колокольный звон обладает ультразвуковым и резонансным излучением, которые способны моментально уничтожить большинство вирусов и возбудителей опасных болезней.
В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла солдат, придавала бойцам силу и бодрость, помогала легче переносить разлуку с близкими, вселяла веру в победу.
Известный русский хирург академик Борис Васильевич Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
Позднее научно было доказано, что музыка способна повышать или снижать уровень кровяного давления, участвовать в газообмене, ЦНС, воздействовать на глубину дыхания, ритм сердечных сокращений и практически на все процессы жизнедеятельности. Кроме того, в ходе специальных экспериментов было установлено влияние музыки на воду и на рост растений.
В настоящее время в Китае, в аптеках можно обнаружить музыкальные альбомы – пластинки или диски – с названиями «Пищеварение», «Бессонница», «Печень», «Почки». Примерно тоже самое, существует в Японии и в Индии.
Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.
Пифагор
Он создал методику «музыкальной терапии» и успешно применял её.
«Музыкотерапия» в переводе с греко-латинского означает «лечение музыкой».Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно лечит не только тело, но и душу человека.
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения.Музыкотерапия стала новым, эффективным методом лечения. Появились современные, в первую очередь компьютерные, технологии.
На основе представленных литературных источников и материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы:
достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик,
более нагрузочных и отнимающих больше времени.
2. Влияние музыки на человека
В первую очередь прослушивание музыки влияет на эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека.
Только сейчас ученые начали понимать, каким образом музыка воздействует на организм человека.
Факторы воздействия музыки на состояние человека: ритм, индивидуальное восприятие, громкость.
Физиологическое воздействие музыки на человека основанона том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм.
Все наши органы имеют свой определенный ритм, частоту колебаний. Этот ритм, как и отпечатки пальцев, у всех разный.
Влияние музыки на здоровье объясняется воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма.
Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, давление, температуру, снимает напряжение.
Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под неё. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.
Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца.
При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости.
В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны.
Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие.
Ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие.
Танец — это отличное терапевтическое средство. Движения под звуки музыки нормализуют обмен веществ, работу сердца и сосудов, повышают иммунитет. Поэтому правильно подобранная мелодия благоприятно воздействует на больных людей и ускоряет выздоровление.
3. Факторы воздействия музыки на состояние человека
В целом, понятие «правильной» и «здоровой» музыки формируется из довольно реальных понятий. Прежде всего, это ритм и громкость мелодии.
Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише. Так, музыка с ритмом 60 ударов в минуту – как медитация – замедляет бета-волны в головном мозге, и мозг в таком расслабленном состоянии прекращает испытывать стресс и стабилизируется. Именно поэтому прослушивание музыки с таким ритмом позволяет избавиться от нервозности и тревоги, улучшить трудоспособность и внимательность, нормализовать общее состояние и вернуть чувство умиротворения.
Зато, когда мы начинаем слушать максимально ритмичную музыку, происходит обратное воздействие. Частота волн головного мозга начинает превышать допустимые нормы, и мозг начинает испытывать стресс. И если таким нагрузкам мозг подвергать постоянно, появляется не только повышенная утомляемость, раздражительность и бессонница, но и более серьезные проблемы.
Влияние музыки разной частоты на поведение и людей изучали многие ученые. В частности, специалист из Израиля Уоррен Бродски наблюдал за студентами, которые ездили по улицам виртуального города под музыку разной частоты. В итоге он выяснил, что с увеличением темпа музыки, водители чаще выезжали на красный свет и попадали в ДТП. И в целом у них было в два раза больше шансов попасть в автокатастрофу, чем у любителей медленных записей.
Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость.
Канадскими учеными удалось доказать, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. В своем исследовании специалисты просили добровольцев выполнять различные задания под музыку, изменяя громкость от 53 дБ (типичный уровень шума в офисе) до 95 дБ. В итоге было отмечено, что с ростом громкости реакция людей сильно падала. Недавно были опубликованы и исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), которые изучали, насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники.
В итоге были сделаны выводы, что громким считается звук, когда он превышает 80% возможной громкости. И слушать музыку такой громкости безопасно для здоровья только в том случае, если это делать не дольше 90 минут в день. Что же касается наушников, было доказано, что прослушивание музыки таким образом при 10-50% громкости в течение продолжительного времени не опасно для слуха. Но если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Причем относится это и к детям, и к взрослым. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые постоянно громко слушают музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет. И у подростков, привыкших к громкой музыке, слух нарушится уже к 25 годам и уже не вернется.
Впрочем, помимо громкости и частоты звучания на показатель «качественности» и «полезности» влияет и абсолютно субъективный фактор – индивидуальное восприятие музыки конкретным человеком.
Дело в том, что одну и ту же музыку разные люди воспринимают по-разному. Поэтому и воздействие одной и той же композиции на разных людей будет совершенно разным. И для кого-то разрушительным воздействием будут обладать и детские песни, а кто-то сможет лечить бессонницу, прослушивая шансон или хип-хопа. Одним словом, главное, чтобы музыка нравилась. Тогда мозг перестанет тратить энергию на негативные эмоции, что положительным образом скажется на общем состоянии и поможет достичь полного умиротворения.
4. Воздействие классической музыкина состояние человека
Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали её душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна.
Всеми своими составляющими: ритмически, мелодически, гармонически, классическая музыка упорядочивает нарастающую путаницу жизни, вносит в её понимание ясность. Она мягко, но всевластно противостоит катастрофически растущей в обществе бездуховности, ожесточению, утрате нравственных, а порой и смысл жизненных ориентиров.
Моцарт – один из музыкальных гениев.
В.А. Моцарт
Произведения Моцарта универсальны, многочисленные исследования показали, что они активизируют практически все участки коры головного мозга - при этом улучшают внимание, память и математические способности, обостряют слух и зрение они рекомендуются для снятия стресса, от головной боли. Причём лечебным эффектом обладают все произведения Моцарта. Это явление получило название «эффект Моцарта».
Так же целительную силу признают за произведениями таких композиторов как Вивальди, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси, Шуман и многих других.
В Японии были протестированы музыкальные произведения композиторов 115 стран для определения особенностей их влияния на слушателей. Оказалось, самые полезные для человека – миниатюры П.И. Чайковского «Времена года». Именно эту музыку «Русскими народными песнями», японцы рекомендуют сердечникам, как профилактическое и восстановительное средство.А если послушать одну из самых популярных пьес этого альбома – «Баркарола» (песня лодочника). Композитор вложил в неё свои личные переживания, и нас, слушателей, мелодия завораживает. Или из этого же альбома – «Апрель. Подснежник». Музыка рисует картину пробуждающейся весны и как символ её - подснежник, выглядывающий из-под снега, нежный, хрупкий. Прислушайтесь, и вы почувствуете, как на душе становится теплее, спокойнее. Такие мелодии врачуют, оздоровляют.
Особенности восприятия классической музыки:
Повышение эмоциональной активности человека;
Повышение умственных способностей;
Воспитание;
Лечение.
5. Воздействие современной музыки на состояние человека
Проблема современной школы — это и физическое, и психическое здоровье детей, а урок музыки — один из помощников в её решении. Сейчас подростки повально увлечены рок - и реп - музыкой.
Она звучит через стены квартир, у подъездов домов, её пытаются петь, танцевать, под эту же музыку едят и делают уроки. В школе на перемене ребята «скачивают» друг у друга поп-музыку со своих мобильных телефонов.
Что происходит с психикой, здоровьем в то время, когда мы слушаем музыку?
Как привлечь сверстников к познанию, пониманию другой, «высокой музыки»? Как научиться слушать и разбираться в разных музыкальных жанрах, стилях? По известной формуле: от «простого» — к «сложному»! Иначе: от «лёгкой» музыки — к «серьезной», классической.
Разные источники дают очень интересную информацию о влиянии музыки на живые организмы.
Полезна не только классическая музыка. Тяжелый рок тоже способен лечить. Хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы “ПинкФлойд”.
Но музыка, к сожалению, может превратиться из друга во врага.
Российские учёныепровели исследование наиболее агрессивных образцов рок - и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. И вот, что получилось.
Частота основного ритма композиции «ДипПёрпл»«Дым над водой»от двух до четырёх герц. Такие скачки при громкости в 40-50 децибел, вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе.
Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».
Ученые сделали вывод: рок-музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.
Особенности восприятия рок-музыки:
Побуждение к действию;
Выплеск недовольства и злобы;
Свобода, раскованность,выражение своего мнения.
Нарекания в отношении рок-музыки во многом обоснованы. Но, в то же время, рок-музыкантами создано немало безупречных с точки зрения ритма и гармонии произведений, доставляющих их поклонникам немало приятных и полезных минут.
6. Лечебное воздействие музыкальных инструментов
Специалисты всего мира отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от её характера, но и от музыкального инструмента, с помощью которого она исполняется.
Клавишные инструменты уравновешивают психику, нормализуют работу мочевого пузыря и почек, щитовидную железу. Мозговую деятельность могут улучшить звуки органа, а также они нормализуют потоки энергии в позвоночнике. Инструменты ГАРМОНЬ, БАЯН, АККОРДЕОН – активизируют работу всей брюшной полости.
Струнные инструменты: скрипка, гитара, арфа, виолончель, альт –действуют на сердечно-сосудистую систему, на тонкий кишечник и почки, медленная негромкая музыка струнных инструментов снижает кровяное давление, вызывают чувство сострадания, лечат душу, успокаивают психику.
Духовые инструментыочищению легких и бронхов, действуют на кровообращение и работу почек.
Ударные инструменты способствуют излечению печени и кровеносной системы, восстанавливают ритм сердца.
Металлофон и колокольчики – излечивают болезни легких, толстой кишки, устраняют тоску (депрессию).
В ходе исследований было установлено, что лучше всего успокаивают нервы скрипка и фортепиано, расслабляет – флейта, активизируют (или подавляют – в зависимости от музыки и времени суток) – гобой и кларнет, лечит сердце – виолончель.
7. Экспериментальное исследование
На основании изученного теоретического материала, я провела мини-исследование в группе сверстников.
Цель экспериментальной работы – выяснить предпочтение музыкального направления и цвет, ассоциирующийся с данной музыкойи какое эмоциональное состояние переживают испытуемые, и меняется ли поведение детей во время прослушивания музыки.
В нашем эксперименте приняли участие учащиеся трёх классов:4 «а» - 20 учеников, 4 «б» - 16, 4 «г» - 18 (всего – 54 ученика) обучающихся в нашей школе.
Была разработана анкета, предложенная учащимся.Эксперимент прошёл в несколько этапов:
1 этап исследования:школьникам было предложено прослушать последовательно 4 музыкальных произведения (Приложение1. Анкета), которые были распределены по музыкальным жанрам:
классическаямузыка:
Эдвард Григ - «Утро»
П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», затем
современная музыка:
1. Iowa - Улыбайся
2. метал-группа Rammstein - Zeigdich (покажись).
После прослушивания музыкальных композиций предлагалось определить предпочтения того или иного музыкального направления и выбрать цвет, соответствующий настроению, эмоциямвызванному прослушанной музыкой в виде рисунков. Я спросиладетей, какие чувства, эмоции вызывает та или иная музыка, что им хочется делать под такую музыку?
Таким образом, я получила показатели, которые зафиксированы в таблицах результатов (Таблица 1) и приложение №2: предпочтение музыкального направления и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).
Настроение и эмоциональное состояние после прослушивания музыкальных направлений (Таблица 2) и приложение №2.
Таблица 1
Методика определения музыкальных предпочтений и цветовой тест Люшера
Учащиеся классов | Классическая музыка | Современная музыка | Цвет, ассоциирующийся с данной музыкой | ||
Классическая музыка | Современная музыка | ||||
4 «а» (20 ч) | 3 ч. - 15% | 17 ч. - 85% | Желтый, красный, серый, зеленый | Серый, синий, коричневый, красный чёрный | |
4 «б» (16ч) | 2 ч. - 12 % | 14 ч. - 88 % | Красный, синий, зелёный | Синий, серый, красный, фиолетовый | |
4 «г» (18 ч) | 1 ч. - 5% | 17ч. - 95% | Желтый, зеленый, красный, серый | Синий, фиолетовый, серый, коричневый, чёрный | |
2этап: ребятам предлагается выразить после прослушивания музыкальных произведений свои эмоции в виде рисунков через цветовую гамму (серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный).
Какие чувства, эмоции и настроение вызывает у вас классическая музыка и что вам хочется делать под такую музыку? Выразите свои эмоции в виде рисунков через цветовую гамму (серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный).
Какие чувства, эмоции и настроение вызывает у вас современная музыка и что вам хочется делать под такую музыку? Выразите свои эмоции в виде рисунков через цветовую гамму (серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный).
3 этап:Анкетирование предназначено для выявления, какое воздействие оказывает музыка на настроение, эмоциональное состояние учеников. Респонденты дают ответ на первый и второй вопросы анкеты.
В результате исследовательских этаповя выяснила:
Отношение учащихся к классической музыке и
преобладание цветов – символизирующих эмоциональное состояние человека после прослушивания классической музыки:
поднимает настроение –9 ч. – 17%
вызывает раздражение и дискомфорт –3ч. – 5%
создает ощущение спокойствия – 40 ч. – 74 %
вызывает иные ощущения – 2 ч. – 4 %
преобладали цвета: зеленый, желтый, серый, то есть светлые тона.
Отношение учащихся к современной музыке, преобладание цветов – символизирующих эмоциональное состояние человека после прослушивания современной музыки:
поднимает настроение - 43 ч. - 80%
вызывает раздражение и дискомфорт – 4 ч. – 7 %
создает ощущение спокойствия –2 ч. - 4 %
вызывает иные ощущения – 5 ч. – 9%
преобладали цвета: красный, фиолетовый, коричневый, чёрный, тоесть темные тона.
Таблица 2
Эмоциональное состояние после прослушивания музыкальных направлений
| Классическая музыка | Современная музыка |
Ответы детей: | поднимает настроение – 17% | поднимает настроение – 80% |
раздражает – 5% | раздражает - 7% | |
успокаивает – 74% | успокаивает – 4% | |
иные ощущения – 4% | иные ощущения– 9% | |
| |
Наука психология может объяснить значение цветовой гаммы, которую выразилиучащиеся после прослушивания музыкальных произведений.
Характеристика цвета на основе цветового теста швейцарского практического психолога Люшера:
1. Синий - удовлетворенность, спокойствие, принятие.
2. Зеленый – уверенность, настойчивость, иногда упрямство
3. Красный– активность, агрессивность, воля
4. Желтый– активность, общительность, энтузиазм.
5. Фиолетовый – неопределенность, загадочность, непредсказуемость.
6. Коричневый– напряжение, разочарование, стремление уйти от проблем, усталость.
7. Черный – беспокойство, бездеятельность, стресс, депрессия.
8. Серый – апатия, разочарование, усталость.
8. Выводы
Ознакомившись с литературой о воздействии музыки на человека и после проведения исследования, я сделала следующие выводы:
Современная музыка для учащихся является источником поднятия настроения. Однако, наука психология указывает на то, что это состояние ребят больше характеризуется как беспокойство, напряженность и усталость.
Классическая музыка оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, стремление к гармонии. Это подтверждает и наука психология на основе цветового теста: уверенность, настойчивость, активность, общительность.
Конечно, мы, подростки, больше увлекаемся и любим слушать современную музыку. Но здесь надо во всём знать меру. Поэтому, продолжая работу над исследованием, попытаюсь разработать рекомендации для сверстников для полезного прослушивания музыки.
9. Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка»
План деятельности
№ | Действие |
| Разработка и выпуск буклета «Музыкальная аптечка». 1. Сбор и обобщение информационного материала, направленного на профилактику стрессовых ситуаций, улучшения самочувствия. 2. Составление советов для полезного прослушивания музыки. 3. Разработка эскиза буклета в печатном варианте. |
10. Заключение
Из приведённых примеров и опытов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на эмоциональное, душевное состояние человека, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль, усиливать агрессию. Её сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу, в подсознание и создает настроение человека. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка изменяет восприятие времени и пространства. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни.По своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые высокие и благородные чувства или, наоборот, вызывать самые мрачные желания.
Составив список музыкальных рецептов, я выяснила, что одна музыка -
лечит головную боль, другая - помогает от бессонницы и т.д. Узнала, что
разная музыка влияет по-разному на человека. Например, классическая
музыка может помочь человеку в лечении разных болезней и недугов, а рок-музыка
повлиять на человека негативно. В ходе исследования я узнала, что с
помощью музыки можно избавляться от проблем и плохого самочувствия,
она может поднять настроение. Для решения многих проблем связанных с психологическими нагрузками, заболеваниями учащихся, предлагается использование музыкотерапии в образовательном процессе. Она научит учащихся слушать классическую музыку в целях сохранения здоровья как физического, так и духовного.
Выше перечисленные факты ещё раз подтверждают и доказывают мою гипотезу: «Музыка обладает силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни при стрессовых ситуациях».
11. Информационное обеспечение
Лихолет Н. «Лечебные свойства музыки».
https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200500212
Влияние современной популярной музыки на человека. https://whatisgood.ru/raznoe/music/vliyanie-sovremennoj-populyarnoj-muzyki-na-cheloveka/
Влияние музыки на человека интересные факты истории и современности
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/06/03/muzykoterapiya
Почему и какая музыка лечит?
https://vahe-zdorovye.ru/muzikoterapiya/pochemu-i-kakaya-muzyka-lechit
Собник Л. И. «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». «Речь». Санкт-Петербург. 2001
Бузук С.И. Музыка и здоровье. //Музыка в школе, 2011, № 6, с.3-10
Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Москва/ авт. Климов А.С. Под общ. ред. Хинн О.Г. – М.: издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 448 с.
12. Приложение
Приложение №1. Анкета
Дорогой друг!
Просим тебя ответить на вопросы, ответы на которые помогут нам выяснить популярные музыкальные стили среди обучающихся и влияние музыки на настроение, эмоциональное состояние человека.
Какие чувства вызывает у вас прослушивание современной музыки?
a) поднимает настроение -
b) вызывает раздражение и дискомфорт -
c) ощущение спокойствия -
d) иные -
Какие чувства вызывает у вас прослушивание классической музыки?
a) поднимает настроение -
b) вызывает раздражение и дискомфорт -
c) ощущение спокойствия -
d) иные -
Какие чувства, эмоции и настроение вызывает у вас классическую музыка и что вам хочется делать под такую музыку? Выразите свои эмоции в виде рисунков через цветовую гамму (серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный).
Какие чувства, эмоции и настроение вызывает у вас современная музыка и что вам хочется делать под такую музыку? Выразите свои эмоции в виде рисунков через цветовую гамму (серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный).
Приложение №2.
Приложение №3. Музыкальная аптечка
Советы и рекомендации для полезного прослушивания музыки
В буклете «Музыкальная аптечка» представлен список музыкальных произведений, которые могут помочь вам справиться с негативными эмоциями, столь распространенными в нашей жизни. Кроме того, все эти мелодии повышают творческий потенциал и помогают настроиться на рабочий лад.
Следует уточнить, что все специалисты в области музыкотерапии делятся на две группы. Одни считают, что человеку помогает та музыка, которую он любит. Другие (и их большинство) говорят, что все люди одинаковы, а потому на всех на них определенным образом действуют одни и те же звуковые волны. При этом целебная сила не зависит от таких понятий как «нравится» и «не нравится».
Приведенный список музыкальных произведений основан на второй точке зрения и включает в себя мелодии, отобранные специалистами в ходе клинических испытаний на добровольцах, имеющих разные музыкальные пристрастия.
Специалисты уверяют, что музыка тем полезнее, чем она менее ритмична и тише.
Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение.
Музыка должна как бы проходить сквозь вас, всецело заполняя сознание и мысли. Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас.
Замечено, что «незнакомая» классическая музыка имеет больший позитивный эффект, чем знакомая.
Не переборщите! Часовое слушание, например, симфонии Бетховена, может оказать прямо противоположный эффект: не только не расслабит, но вызовет раздражение и усталость.
Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на это несколько минут в день, желательно вечером.
Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю громкость - это раздражает и напрягает организм.
Если мелодия будит в вас приятные чувства и воспоминания, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии.
Информация к размышлению
У
становлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ).
Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Так что делайте выводы!
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:
Ф. Шопен. Мазурки и прелюдии.
И. Штраус. Вальсы.
А. Рубинштейн. «Мелодия».
Для уменьшения раздражительности, разочарования:
И.С. Бах. «Кантата 2».
Л. В. Бетховен. «Лунная соната», «Симфония ля-минор».
Для общего успокоения, удовлетворения:
Л. В. Бетховен. «Шестая симфония», часть 2.
И. Брамс. «Колыбельная».
Ф. Шуберт. «Аве Мария».
Ф. Шопен. «Ноктюрн соль-минор».
К. Дебюсси. «Лунный свет».
Т. Альбинони. «Адажио» из Органного концерта ре-минор.
И.С. Бах. «Сицилиана».
И. Брамс. «Гавот ля-мажор».
Снятие симптомов напряженности в отношениях с другими людьми:
И. С. Бах. «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21».
Б. Барток. «Соната для фортепиано», «Квартет 5».
А. Брукнер. «Месса ля-минор».
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
В. А. Моцарт. «Дон Жуан».
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».
А. Хачатурян. «Сюита Маскарад».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
П. И. Чайковский. «Шестая симфония», 3 часть.
Л. В. Бетховен. «Увертюра Эдмонд».
Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».
Ф. Лист. «Венгерская рапсодия».
В. Монти. «Чардаш».
От бессонницы:
Григ. «Сюита «Пер Гюнт».
Я. Сибелиус. «Грустный вальс».
Ф. Шуман. «Грезы».
Пьесы Чайковского.
8. Для профилактики утомляемости:
Э. Григ. «Сюита «Пер Гюнт», «Утро».
П. Чайковский. «Времена года»
9. Для концентрации внимания, сосредоточенности:
П. И. Чайковский. «Времена года».
К. Дебюсси. «Лунный свет».
Ф. Мендельсон. «Симфония №5».
Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания:
Вальсы из балетов П. Чайковского.
А. Вивальди. «Времена года», «Весна».
К. Дебюсси.» Лунный свет".
Ф. Мендельсон «Симфония №5»
Современная музыка
Для поднятия общего жизненного тонуса:
Исполнители: Брайан Адамс, ТинаТернер, БонДжови.
Инструментальные записи гитарного фламенко.
Марши.
Расслабляют, умиротворяют:
Жан Мишель Жарр.
Оркестр Поля Мориа.
Эстрадные обработки: Л. В. Бетховен: «Лунная соната», «К Элизе».
В. Моцарт. «Турецкий марш».
Слушайте музыку и будьте здоровы!
21