ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЧАТ-БОТОВ

0
0
Материал опубликован 20 December 2024 в группе

Презентация к урокуPDF / 1.35 Мб

/data/files/f1734685542.pdf (Презентация к уроку)Обособленное структурное подразделение

«Детский технопарк «Кванториум»

Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Липецкой области

«Институт развития образования»










ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ЧАТ-БОТОВ









Разработал:

Марасанова Е.В.,

педагог дополнительного образования

















2024


КЛАСС: 8.


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Технология создания чат-ботов


Тип занятия: формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями


Формат занятия: структура урока усвоения новых знаний.


Цели занятия:

1. Познавательная цель: познакомить учащихся с концепцией ботов.

2. Развивающая цель: развить умение анализа и синтеза информации при создании чат-бота.

3. Воспитательная цель: сформировать интерес к изучению новых технологий в IT-сфере.


Задачи занятия:

Образовательные:

сформировать знания, умения и навыки при работе с конструктором чат-ботов;

сформировать начальные навыки проектирования сценария;

сформировать умение тестировать чат-бот;

освоить технологию создания чат-бота в конструкторе.

Развивающие:

развить навыки логического мышления;

развить навыки алгоритмического мышления в процессе разработки сценария;

расширить представления учащихся о современных информационных технологиях и профессиях IТ-сферы.

Воспитательные:

привить ответственное отношение к выполнению задачи по разработке чат-ботов;

поддерживать толерантное отношение к мнению и идеям других учащихся в процессе совместного творчества.


Планируемые результаты:


1. Предметные: уметь разбираться в разновидностях ботов; уметь использовать конструкторы для создания чат-ботов; уметь создавать чат-бот по сценарию, проводить тестирование продукта и исправление ошибок сценария.

2. Метапредметные:

познавательные: уметь анализировать информацию; уметь самостоятельно выбирать эффективные способы решения учебных задач; осуществлять самоконтроль;

регулятивные: уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; оценивать качество своей работы.

коммуникативные: уметь слушать друг друга; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в диалоге.

3. Личностные: уметь проявлять самостоятельность в работе; развивать творческое мышление; формировать коммуникативные навыки.


Оборудование: компьютеры/ноутбуки с доступом в Интернет, мультимедийный проектор.


Учебно-методическое обеспечение: демонстрационные материалы: авторская презентация к уроку (изображения взяты из открытых информационных источников сети Интернет), иллюстрация для специальной зарядки для глаз по Жданову, карточки для рефлексии.


Интернет-ресурсы:

Каталог навыков Алисы [Электронный ресурс]. URL: https://dialogs.yandex.ru/store

Конструктор ботов Aimylogic [Электронный ресурс]. URL: https://aimylogic.com/

Об Aimylogic. Документация Электронный ресурс]. URL: https://help.cloud.just-ai.com/aimylogic/basics/blocks



Этапы урока:

Организационный этап (2 минуты).

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся (6 минут).

Актуализация знаний (5 минут).

Первичное усвоение новых знаний (13 минут).

Первичная проверка понимания (5 минут).

Первичное закрепление (7 минут).

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты).

Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут).







Технологическая карта учебного занятия


Этап занятия

Деятельность учителя, содержание занятия

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный этап


Организует работу детей. Создает положительный эмоциональный настрой



Организация рабочего места. Отвечают на приветствие учителя

Уметь вести диалог этикетного характера

Коммуникатив-ные: продуктив-ное взаимо-действие и сотрудничество. Регулятивные: самоорганизац-ия и организа-ция своего рабочего места

Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся


Зачитывает цитаты занятия.

Слайд 1


С какими понятиями мы познакомились на предыдущем занятии?

Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью современного мира и главным помощником в самых разных производственных сфера.

Подскажите, а в повседневной жизни вы сталкиваетесь с искусственным интеллектом? Где он «живет»?


А какие умные устройства есть у Вас дома?

Какие российские умные колонки существуют, и как можно с ними «общаться»?

Слайд 2


Приведите пример диалога с «Алисой»


Диалоги с голосовым помощником «Алиса» называются навыки.

Давайте познакомимся с навыком Алисы, который был разработан командой восьмиклассников.

Слайд 3



Ребята, а Вы бы хотели научиться создавать подобные навыки для голосовых помощников, например, для Алисы? Тогда давайте сформулируем тему и поставим цель и задачи для нашего занятия.

Слайд 4


Беседа, отвечают на вопросы.


- Машинное обучение, искусственный интеллект





- В умных устройствах

- Умные колонки


- Умные колонки «Алиса» «Маруся», «Салют»



Приводят пример диалога с голосовым помощником

Сканируют QR-код и знакомятся с навыком «Спортивный дневник» и др.


Формулировка темы урока. Постановка целей урока с записью на доске

Понимать поставленную цель

Регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места
Личностные:
осмысление внутренней
позиции ученика на уровне
положительного отношения
к занятию, проявлять интерес к новому учебному материалу
Коммуникативные: формули-ровать собственное мнение
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности

Актуализация знаний

А теперь давайте сформулируем, кто же такая Алиса (а также Маруся, Салют, Сири и т.п.)?




Давайте разберемся во всех этих определениях, есть ли между ними различия

Слайд 5


Для удобства, в дальнейшем будем оперировать более общим понятием -«чат-бот».

Как можно создать чат-бота? Кто-нибудь уже создавал? С помощью какой программы?

Как называется профессия того, кто создает чат-боты?

Слайд 6


Давайте сделаем же первый шаг в профессию разработчика чат-ботов

Беседа, отвечают на вопросы.

- Чат-боты, боты, голосовые помощники, умные ассистенты

При необходимости смотрят в интернете с помощью поисковой системы и дают варианты ответов



Отвечают на вопросы


Понимание концепции ботов

Познаватель-ные: устанавливать причинно-
следственные связи;
проводить анализ; уметь ориентироваться в своей системе знаний, анализировать объекты, выделять главное.
Коммуникатив-ные: формули-ровать собствен-ное мнение.
Регулятивные
устанавливать причинно-следственные связи.

Первичное усвоение новых знаний

В любом случае, нам необходимо выбрать и освоить инструмент для создания чат-ботов. Предлагаю познакомиться с Aimylogic —платформой для создания ботов с использованием искусственного интеллекта

Слайд 7


и создать простейший чат-бот «Викторину про все на свете».

Слайд 8

Выполняем пошагово:

1. Нажать на кнопку «Создать чат-бота».

2. Выбрать «В конструкторе».

3. Выбрать «Пустой шаблон» (все остальное оставить как есть).

4. Ввести название проекта «Викторина «Обо всем на свете» на нажать кнопку.

5. Нажать мышкой на слово «Текст» из бокового меню.

Мы будем создавать бота в стиле навыка для голосового помощника. Поэтому реплики бота должны быть от первого лица.

6. Ввести в поле «Реплика бота» приветствие и вопрос или побудительную фразу, например: «Привет! Хочешь сыграть в интересную викторину?» и нажать «Сохранить».

7. Создать кнопки «Да» и «Нет».

8. Теперь необходимо добавить экран с первым вопросом викторины и вариантами ответов. Для этого мы выполняем действия, аналогичные пунктам 5-7.

9. После добавляем текстовые блоки с реакцией бота для вариантов, когда пользователь ответил правильно и когда неправильно.

10.. Также необходимо создать текстовый блок с вариантом ответа бота, если пользователь не захотел играть в викторину.

11. Теперь осталось добавить связи между блоками, протестировать чат-бот и, при необходимости, исправить ошибки

Слайды 9-15


После работы за компьютером уделим две минуты специальной зарядке для глаз

Слайд 16

Регистрируется на платформе aimylogic.com








Базовый уровень: создает бота синхронно с действиями педагога


Продвинутый уровень:

смотрит и слушает педагога, после чего воспроизводит по образцу, пользуясь справочной системой https://help.cloud.just-ai.com/aimylogic


























Выполняют зарядку для глаз

Уметь работать по плану, создавать простейшие чат-боты в конструкторе по образцу

Регулятивные:
планирование этапов пред
стоящей работы;

выполнение работы по предложенному образцу.
Познаватель-ные: извлечение необходимой
информации из текста; определение основной и второстепенной информации


Первичная проверка понимания

Ребята, у всех получилось? Кому-то нужна помощь?

Итак, у нас разработан чат-бот, реализующий викторину из одного вопроса. Скажите, как можно доработать проект?

Подумайте, какой возможен вариант развития сценария, если пользователь дал неверный ответ?




Подумайте над реализацией досрочного завершения работы бота по желанию пользователя.



Отвечают на поставленные вопросы.




- прописать в этом блоке верный ответ,

-попросить ответить еще раз;

- начать сначала и т.д.


Анализируют варианты развития сценария, высказывают свое мнение, графически изображают логику работы бота на бумажном носителе.


Владеть терминоло-гией

Познаватель-ные: ориентиро-ваться в своей системе знаний

Коммуникатив-ные: высказывать свое мнение


Первичное закрепление

Предлагаю доработать викторину по собственному сценарию, добавив не менее двух вопросов.

После доработки сначала самостоятельно протестируйте и исправьте найденные ошибки бота сначала, а после осуществите тестирование ботов друг у друга.






Для тех, кто справился с заданием раньше времени, предлагаю добавить блоки с изображением, видео, звуком. Чтобы понять, как это сделать, можно воспользоваться документацией Aimylogic https://help.cloud.just-ai.com/aimylogic/basics/blocks


Самостоятельно дорабатывают викторину, добавляя необходимые блоки.

Тестируют своего бота, исправляют ошибки.

Тестируют боты других учеников группы.

Продвинутый уровень:

Добавляют блоки с мультимедийным контентом.

Пользуются документацией

Уметь пользоваться справочной системой, тестировать информационный продукт и исправлять алгоритмические ошибки

Коммуникатив-ные: умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли;
умение излагать логически правильно сценарий бота;
демонстриро-вать возмож-ности бота


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


На следующем занятии мы начнем создавать полноценный навык для голосового помощника «Алисы». Для этого предлагаю выполнить домашнее задание: познакомиться с уже существующими навыками https://dialogs.yandex.ru/store и придумать идею своего.

Фиксируют домашнее задание



Рефлексия (подведение итогов занятия)

Акцентирует внимание на
конечном результате.

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались….

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

На следующем занятии я хочу…


- Оцените себя по пятибалльной шкале, какой вы разработчик чат-ботов

Подводят итоги своей деятельности









Проводят самооценку


Регулятивные: уметь
адекватно оценивать свою
деятельность
Познаватель-ные: контроль, самооценка, обобщение







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.