Конспект родительского собрания «Готов ли ты, как родитель, к школе?»
Методическая разработка
Нетрадиционное родительское собрание
«Готов ли ты, как родитель, к школе?»
подготовила
педагог-психолог
Павлова Галина Витальевна
Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Каждый из Вас должен взять бейджик, написать своё имя и прикрепить на одежду.
Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Ваши дети скоро вступят на новый виток свой жизни. Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребёнка: каждый дошкольник, достигая определённого возраста, идёт в школу. Справится ли ваш ребёнок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями?
Эти вопросы беспокоят многих родителей будущих первоклассников.
Озабоченность родителей понятна: ведь от того, насколько успешным будет
начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению, и в конечном счёте благополучие в его школьной и взрослой жизни.
А готовы ли вы как РОДИТЕЛЬ к обучению в школе?
Исследования показали, что для успешной адаптации одной подготовки к школе детей недостаточно, нужна подготовка и родителей. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.
Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.
Родители на заготовках листочках пишут свои ожидания и прикрепляют к импровизированному дереву.
Педагог-психолог делает вывод.
У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающей школьной жизнью ребёнка :
карточка синего цвета – сильное беспокойство;
карточка жёлтого цвета – проявляется иногда;
карточка зелёного цвета – отсутствует вообще.
Задать вопрос родителям :
- В чем вы видите проблему вашего беспокойства?
- От кого или от чего зависит улучшение вашего самочувствия?
Далее педагог-психолог анализирует данную ситуацию и ответы на вопросы. На большом ватмане записываются итоги «Утрата веры в себя, возникшее чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребёнку или наоборот чрезмерная любовь к нему и является причиной беспокойств родителей».
Для того чтобы ваш ребёнок чувствовал себя уверенным, защищённым Вы сами должны быть уверенным в себе человеком.
А теперь с помощью теста, определим, какой вы родитель – уверенный или неуверенный? (приложение №1)
Думаю каждый из вас, сделает для себя небольшой вывод.
Сейчас мы с вами научимся простому упражнению, с помощью которого можно очень легко навести «порядок в голове» и, как следствие, обрести уверенность в себе. Это упражнение хорошо бы применять в моменты, когда очень нужно сосредоточиться на чем-то очень для Вас важном. (приложение №2)
Про уверенность мы выяснили, а что насчет тревожности за будущую учёбу. Ведь ваша тревожность может передаться и вашему ребёнку. И тогда ему будет нелегко в его новой роли – роли ученика. Давайте, узнаем, каков же ваш уровень тревожности и что с этим делать. (приложение №3)
Вы как родители должны учиться осознавать и принимать права своего ребёнка. Для этого мы сейчас выполним упражнение «Диктат». (приложение №4)
Уважаемые родители, давайте сейчас с вами попробуем окунуться на некоторое время в будущее. Вы родители первоклассников. Предлагаю решить вам несколько проблемных задач. Сейчас мы разделимся на группы. Каждой группе для обсуждения будут предложены проблемные задачи. Прочитайте их, обсудите и выступите со своим видением решения данной в задаче проблемы. (приложение№5)
Для более лучшего взаимопонимания с вашим ребёнком Вы должны учиться разговаривать с ним с помощью Я – сообщений. Мы с вами попытаемся разобраться в разнице восприятия ТЫ - сообщения и Я – сообщения. Когда родитель пользуется ТЫ - сообщением, он вешает
ярлык на ребенка, лишая его шанса на самовыражение.
Я - сообщение предполагает, что ребенок его расценит как элемент общения, без эффекта "красного карандаша". ТЫ - сообщение нарушает
коммуникацию, т.к. вызывает у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. Я - сообщение является более эффективным способом в плане влияния на ребенка и сохраняет благоприятные взаимоотношения ("Мне хотелось бы …","Я думаю …", "Мне кажется …", "Я злюсь …", "Я рад …" и т.д.). (приложение №6)
Благополучие и спокойствие вашего ребёнка во многом зависит от вашего спокойствия. Вы пришли с работы, уставшие, раздражённые, а тут еще предстоит выполнение домашних заданий. Переведите дух, успокойтесь, выпейте стакан чая и выполните небольшое упражнение, которое мы с вами сейчас поучимся выполнять. (приложение№7)
Я хочу поделиться с вами занимательной историей.
Жил когда-то на свете скульптор. Однажды его спросили, как ему удалось
превратить бесформенную глыбу гранита в статую парящего орла. Он ответил, что просто отсёк всё то, что не было орлом.
Я хочу, чтобы мы вместе подумали над этой фразой.
Наши дети могут стать «парящими орлами», если мы будем их любить, направлять и поддерживать, хорошо учить, а учителя всегда будут действовать заодно с родителями. Вместе мы сможем «отсечь» всё ненужное.
Время, в котором мы живём, трудное. Мы должны стараться сделать всё возможное, чтобы избавить детей от всего, что мешает им «воспарить» к вершине возможностей. Мы уверены, что можем рассчитывать в этом на вас, родителей. Знайте, что и вы можете рассчитывать на нас - педагогов.
Всё, что случается или не случается с ребёнком, длится всю его жизнь.
Мы, родители и педагоги, помогаем ребёнку стать личностью, и этот процесс будет длиться всю жизнь.
Родители - это первые и лучшие учителя ребёнка. Вы, родители, создаете
вашего ребёнка, исходя из вашего представления о ценности образования.
Ваши дети могут стать «парящими орлами». Объединитесь со школой, станьте активными партнёрами в искусстве создания детства, которое длится всю жизнь.
В заключении давайте обратимся к цветным карточкам. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребёнка после нашей встречи:
карточка синего цвета – сильное беспокойство;
карточка жёлтого цвета – проявляется иногда;
карточка зелёного цвета – отсутствует вообще.
Педагог-психолог делает вывод.
Обратная связь. Родители делятся своими впечатлениями о встречи.
Желаю Вам удачи!
Приложение №1
Тест «Уверенный ли вы родитель?»
1. Бывало ли так, что Вы покупаете вещь только потому, что Вам трудно
сказать "нет" продавцу?
2. Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в
театре, стесняетесь ли Вы попросить его быть потише?
3. Трудно ли Вам спросить о чем-нибудь незнакомого человека?
4. Испытываете ли Вы напряжение при необходимости поддерживать
разговор в малознакомой компании?
5. Неловко ли Вам критиковать друзей, если они очевидно неправы?
6. Часто ли Вы чувствуете, что люди используют Вас в своих интересах?
7. Трудно ли Вам отказать хорошему знакомому, когда вы понимаете, что
эта просьба неразумна?
8. Бывает ли что Вам неудобно отказаться дать свой телефон при
Настойчивой просьбе, а Вы этого не хотите?
9. Считают ли Вас Ваши дети или подчиненные по службе слишком
мягким?
10. Чувствуете ли Вы зажатость и трудность спонтанного самовыражения в
интимных отношениях?
11. Предпочитаете ли Вы чаще подавлять свои чувства, вместо того,
чтобы открыто и искренне выразить их?
Если Вы ответили "ДА" больше чем на три вопроса, можно предположить, что Вам свойственна неуверенность в себе.
Приложение №2
Упражнение на уверенность в ходе собственных мыслях:
Мысленно (можете закрывать глаза можете не закрывать – как кому удобно)
представьте перед собой три стоящие в один ряд мусорные корзины:
1. Левая мусорная корзина будет наполнена Вашими мыслями о прошлом.
2. Корзина по центру наполнена Вашими мыслями о настоящем.
3. Правая корзина будет наполнена Вашими мыслями о будущем.
Далее некоторое время Вам просто нужно мысленно понаблюдать за ходом возникновения Ваших мыслей, перемещая их в ту корзину, которой они соответствуют. Если мысль возникла о чем-то, пережитом в прошлом —
помещайте ее в левую корзину, а если к Вам пришли мысли о будущем –
в правую и т.д. Думать в нужных направлениях и «перемещать» свои мысли нужно около пяти минут. По прошествии пяти минут, Вы должны почувствовать, что в голове, как будто, что-то прояснилось, а ум Ваш становится более острым.
Упражнение хоть и простое, но очень эффективное в обретении в себе
уверенности. Его полезно выполнять и на сон грядущий и днем, особенно когда едешь в общественном транспорте, стоишь в какой-то очереди и при этом постоянно попадаешь под влияние навязчивого негатива подрывающего уверенность в себе. И кстати, чем чаще практиковать это упражнение наведения порядка и уверенности, тем быстрее начинаешь получать от него нужный результат.
Со временем, будет достаточно просто представить себе корзины с мыслями и мысли тут же успокаиваются.
Приложение №3
Тест «Уровень тревожности»
Если Вы согласны с утверждением поставьте 1 балл.
- Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе?
- Вы опасаетесь, что, придя в школу, Ваш ребенок чаще будет болеть?
- Вы не можете себе представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и
успешно овладеет чтением, письмом, счетом?
- Вы думаете, что он не сможет быть лучше всех?
- Вы считаете, что "дети-первоклашки" не умеют быть достаточно
самостоятельными?
- Вас волнует вопрос, будет ли "первый” учитель внимательным к Вашему
ребенку?
- Вы опасаетесь, не будут ли обижать и дразнить Вашего ребенка?
- Вы не уверены в объективности и справедливости будущей учительницы
Вашего ребенка?
- Без Вас ребенок часто плачет, угнетен?
- По Вашему мнению, в таком возрасте ребенка лучше обучать дома, чем в
школе?
- Вы считаете, что Ваш ребенок будет сильно уставать в школе?
- Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться?
- Вы опасаетесь, что с приходом в школу ребенок станет непослушным?
- Ваш ребенок напрочь отказывается идти в школу без Вас?
- Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на
взаимопомощь и дружескую поддержку?
10 и более баллов. У Вас повышен уровень тревожности. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте ему контактировать со сверстниками.
Займитесь закаливанием малыша, поиграйте в школу.
5-10 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь своими опасениями с будущим учителем. Возможно, Вы станете спокойнее и правильно подготовите малыша к школе.
4 и менее баллов. Вероятно, Вам сопутствует оптимизм и уверенность.
Хорошим советом для Вас будет не быть беспечным и невнимательным.
Приложение №4
Упражнение «Диктат»
Для этого упражнение нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.
- Если ребенок капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!».
Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
- Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай!» (у добровольца завязываются руки)
- Если ребенок разбегался, мешает Вам, что мы говорим: «Не бегай!»
(у добровольца связываются ноги)
- Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы
реагируем: «Не слушай!» (добровольцу завязывают уши)
- Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!»
(у добровольца завязывают рот)
А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует?
Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? Во время обсуждения нужно добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том, что нужно спросить самого ребенка, нельзя принимать решение за ребенка.