Статья «Основные положения, необходимые для создания уроков по здоровьесберегающей технологии»
Здоровьесберегающие технологии.
Основные положения, необходимые для создания уроков по данной технологии.
Учет состояния здоровья современных школьников
Учитывая данные Минздравсоцразвития России, можно отметить, что в настоящее время лишь 10 – 12% выпускников общеобразовательных школ России могут быть отнесены к категории здоровых. Это свидетельствует о том, что продолжается ухудшение здоровья детей. Поэтому необходимо использовать в школах здоровьесберегающие технологии.
Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.
Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.
В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:
социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников;
недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей;
рост числа учащихся, входящих в группу риска по употреблению ПАВ;
2. Основные факторы, негативно влияющие на здоровье школьников.
Основные факторы, негативно влияющие на здоровье школьников:
- Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями).
-
Общепатогенные факторы (все остальные, потенциально оказывающие воздействие на здоровье человека).
3. Надо знать каждому учителю определения важных понятиё понятиям в здоровьесберегающих технологиях.
ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровый образ жизни это:
- благоприятное социальное окружение духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Культура здоровья - сознательная система действий и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих. Важнейшей установкой формирующей культуру здоровья является ценность здоровья как такового.
Здоровьесберегающая педагогика - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – совокупность условий, создаваемых администрацией школы, педагогическим коллективом при участии самих обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников и создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
4. Учитывать цели, задачи, особенности здоровьесберегающей педагогики (ЗСП).
Цель ЗСП – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков для ведения ЗОЖ и воспитав у него культуру здоровья.
Задачей минимум ЗСП является принцип «Не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения и воспитания, при которых не оказывается негативного воздействия на организм учащихся. Задачей максимум ЗСП нужно считать не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание культуры здоровья, а так, же охрану здоровья педагогов.
Главной отличительной особенностью ЗСП является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса. Создание в школе образовательного пространства на основе принципов здоровьесбережения, в котором педагоги, родители и дети вместе решают общие задачи и несут ответственность за результаты своей работы.
5. Показатели рациональной организации учебного процесса и отдельного урока.
Показателями рациональной организации учебного процесса являются:
объем учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в ОУ: факультативов, индивидуальных занятий и т.п.;
занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия и т.п.;
рациональная организация урока.
6. Условия необходимые для организации здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).
Для создания ЗПШ необходимо выполнение ряда следующих условий, которые для удобства будут обозначены следующими понятиями.
Приоритет: признание школой сохранение и укрепление здоровья учащихся, как одной из важнейших задач.
Для решения этой задачи необходимо:
разработать школьную программу здоровья;
в каждом серьезном решении принимаемом администрацией школы (управлением образованием), отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье детей;
обеспечить проведение диагностики и мониторинга здоровья;
учет результатов мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования и т.п.
Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения, без чего невозможно утверждение приоритета здоровья.
Для этого рекомендуется:
в должностные обязанности учителей включить пункты, касающиеся сохранения здоровья детей;
заключить со школьниками индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен или не должен учащийся, чтобы заботится о своем здоровье и помочь в школе в решение данных задач;
подобные соглашения заключить и с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности.
Урок: обеспечение благоприятного психолого-педагогического воздействия учителя на своих учеников с максимальной индивидуализацией этого воздействия.
Обучение: обеспечение необходимого уровня компетентности по вопросам сохранения здоровья педагогов, учащихся и родителей.
Укрепление здоровья и физическое развитие учащихся: при появлении у школы достаточных финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для сохранения здоровья учащихся и педагогов: открытие фитобара, строительство и оборудование тренажерных залов, бассейна, комплекса медицинской диагностики, комнат психологической разгрузки, горного воздуха и др.
Механизм формирования здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).
Реализация принципов ЗСП и внедрение ЗСТ могут быть осуществимы только на основе комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы ОУ по охране здоровья учащихся, что отвечает представлениям о ЗПШ.
Последовательность формирования ЗПШ в школе
Шаг 1. Создание небольшой группы (5 – 10 человек), которая будет осуществлять проектную деятельность по формированию ЗПШ. В состав группы могут войти учителя, администрация образовательного учреждения, родители, специалисты ИРО, ученые и т.п. Социальные роли в группе могут быть такими: «генераторы идей», «критики», «организаторы», «коммуникаторы».
Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы, учитывая имеющиеся у школы или управления образованием ресурсы (кадровые, финансовые, организационные, информационные); разработка и принятие проекта «Здоровая школа»; поиск дополнительных источников финансирования. Если проект разработан самостоятельно, то необходимо провести его экспертизу.
Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики (обучение педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с центрами повышения квалификации).
Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, спонсоров, администрации школы, управления образованием для успешной реализации проекта.
Шаг 5. Разработка программы диагностики и мониторинга здоровья учащихся. Введение на каждого ученика паспорта здоровья.
Шаг 6. Анализ полученных результатов диагностики и мониторинга здоровья и учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 2 этапе.