Статья «Основные положения, необходимые для создания уроков по здоровьесберегающей технологии»

4
0
Материал опубликован 29 February 2016

Здоровьесберегающие технологии.

Основные положения, необходимые для создания уроков по данной технологии.

 

Учет состояния здоровья современных школьников

Учитывая данные Минздравсоцразвития России, можно отметить, что в настоящее время лишь 10 – 12% выпускников общеобразовательных школ России могут быть отнесены к категории здоровых. Это свидетельствует о том, что продолжается ухудшение здоровья детей. Поэтому необходимо использовать в школах здоровьесберегающие технологии.

Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт.

Таким образом, уровень здоровья учащихся с 1 по 11 класс резко снижается. И происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по укреплению здоровья детей очевидна.

В процессе взросления проявляется еще один фактор негативно влияющий на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя.

Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить следующие:

социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;

увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников;

недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей;

рост числа учащихся, входящих в группу риска по употреблению ПАВ;

 

2. Основные факторы, негативно влияющие на здоровье школьников.

Основные факторы, негативно влияющие на здоровье школьников:

  • Внутришкольные факторы (непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями).
  • Общепатогенные факторы (все остальные, потенциально оказывающие воздействие на здоровье человека).
     

3. Надо знать каждому учителю определения важных понятиё понятиям в здоровьесберегающих технологиях.

ЗДОРОВЬЕ - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый образ жизни это:

  • благоприятное социальное окружение духовно-нравственное благополучие;
  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Культура здоровья - сознательная система действий и отношений к своему здоровью и здоровью окружающих. Важнейшей установкой формирующей культуру здоровья является ценность здоровья как такового.

Здоровьесберегающая педагогика - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) – совокупность условий, создаваемых администрацией школы, педагогическим коллективом при участии самих обучающихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников и создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.

 

4. Учитывать цели, задачи, особенности здоровьесберегающей педагогики (ЗСП).

Цель ЗСП – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков для ведения ЗОЖ и воспитав у него культуру здоровья.

Задачей минимум ЗСП является принцип «Не навреди» и заключается в обеспечении таких условий обучения и воспитания, при которых не оказывается негативного воздействия на организм учащихся. Задачей максимум ЗСП нужно считать не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание культуры здоровья, а так, же охрану здоровья педагогов.

Главной отличительной особенностью ЗСП является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса. Создание в школе образовательного пространства на основе принципов здоровьесбережения, в котором педагоги, родители и дети вместе решают общие задачи и несут ответственность за результаты своей работы.

 

5. Показатели рациональной организации учебного процесса и отдельного урока.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

объем учебной нагрузки – количество уроков, их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в ОУ: факультативов, индивидуальных занятий и т.п.;

занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные занятия и т.п.;

рациональная организация урока.

 

6. Условия необходимые для организации здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).

Для создания ЗПШ необходимо выполнение ряда следующих условий, которые для удобства будут обозначены следующими понятиями.

Приоритет: признание школой сохранение и укрепление здоровья учащихся, как одной из важнейших задач.

Для решения этой задачи необходимо:

разработать школьную программу здоровья;

в каждом серьезном решении принимаемом администрацией школы (управлением образованием), отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье детей;

обеспечить проведение диагностики и мониторинга здоровья;

учет результатов мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программы развития, финансирования и т.п.

Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести ответственность за решение вопросов здоровьесбережения, без чего невозможно утверждение приоритета здоровья.

Для этого рекомендуется:

в должностные обязанности учителей включить пункты, касающиеся сохранения здоровья детей;

заключить со школьниками индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен или не должен учащийся, чтобы заботится о своем здоровье и помочь в школе в решение данных задач;

подобные соглашения заключить и с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности.

Урок: обеспечение благоприятного психолого-педагогического воздействия учителя на своих учеников с максимальной индивидуализацией этого воздействия.

Обучение: обеспечение необходимого уровня компетентности по вопросам сохранения здоровья педагогов, учащихся и родителей.

Укрепление здоровья и физическое развитие учащихся: при появлении у школы достаточных финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для сохранения здоровья учащихся и педагогов: открытие фитобара, строительство и оборудование тренажерных залов, бассейна, комплекса медицинской диагностики, комнат психологической разгрузки, горного воздуха и др.

Механизм формирования здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).

Реализация принципов ЗСП и внедрение ЗСТ могут быть осуществимы только на основе комплексного подхода, позволяющего предусмотреть все основные аспекты работы ОУ по охране здоровья учащихся, что отвечает представлениям о ЗПШ.

 

Последовательность формирования ЗПШ в школе

Шаг 1. Создание небольшой группы (5 – 10 человек), которая будет осуществлять проектную деятельность по формированию ЗПШ. В состав группы могут войти учителя, администрация образовательного учреждения, родители, специалисты ИРО, ученые и т.п. Социальные роли в группе могут быть такими: «генераторы идей», «критики», «организаторы», «коммуникаторы».

Шаг 2. Подготовка и принятие обоснованного решения о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы, учитывая имеющиеся у школы или управления образованием ресурсы (кадровые, финансовые, организационные, информационные); разработка и принятие проекта «Здоровая школа»; поиск дополнительных источников финансирования. Если проект разработан самостоятельно, то необходимо провести его экспертизу.

Шаг 3. Повышение квалификации педагогического коллектива в сфере здоровьесберегающей педагогики (обучение педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с центрами повышения квалификации).

Шаг 4. Активизация возможностей родительского комитета, спонсоров, администрации школы, управления образованием для успешной реализации проекта.

Шаг 5. Разработка программы диагностики и мониторинга здоровья учащихся. Введение на каждого ученика паспорта здоровья.

Шаг 6. Анализ полученных результатов диагностики и мониторинга здоровья и учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на 2 этапе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.