Неделя физики в школе. Мероприятия на каждый день недели
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Никольска».
Методическая разработка
«Неделя физики
в школе»
Составитель:
Пахолкова Ольга Ивановна
учитель физики
МБОУ «СОШ № 2 г. Никольска»
2016-2017г.
Цели:
1. Стимулирование учащихся к более глубокому и всестороннему изучению физики.
2. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
3. Развитие навыков общения, умения работать в команде
4. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества
5. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения
6. Расширение кругозора в результате организованного общения.
Задачи
1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.
2. Способствовать всестороннему развитию личности ученика.
3. Предоставить возможность учащимся попробовать себя в роли учителя.
Время проведения: одна учебная неделя (24.10-28.10)
Этапы подготовки « Недели физики»:
Во-первых, за неделю до проведения мероприятия в школах вывешивается красочно оформленное объявление.
Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения мероприятий. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.
В третьих оформляется стенд с рисунками «Инерция в рисунках», кроссвордами и ребусами, выпущенными учащимися с 7-го по 11 класс.
План проведения недели физики
24.10.16
1.Физическая викторина -11класс
2.Защита творческой работы «Исследование зависимости давления твердых тел от силы давления и от площади поверхности, на которую действует сила давления » -10 класс
3. А) Презентация книжек: « Загадки, ребусы, сказки и детективы по физике»
В) конкурс загадок (личное первенство)
С) конкурс книжек малышек « Загадки по физике» ( подведение итогов 28.10.16) – 7 классы
4. физический диктант-7,10,11 класс
25.10.16
1.«Путешествие в страну любознательных физиков»-8 класс
2.конкурс «Эксперимент и не только»-9 класс.
3.физический диктант-8,9 класс
26.10.16
Школьная олимпиада по физике 7-11 классы
27.10.16
1.« ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБМАНЫ И ИЛЛЮЗИИ»-8 класс
2.физическая викторина «Их знали только в лицо…» ( личное первенство)-9 класс
3.«Путешествие в мир известных людей»-9 класс
28.10.16
1.защита творческой работы «Выращивание кристалла»-7 класс
2.игра «Что, где, когда?»-10,11 класс
Объявляются конкурсы в личном первенстве:
1.Конкурс на лучшую «шпаргалку» по физике, на любую тему.
2.Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по физике.
3.Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд и т.д.
3.Конкурс на лучшую загадку, стихотворение, частушку, песню о физике и по физике.
Итоги конкурсов будут подведены 28.10.16
Внимание!
1. Любознательные физики 11 класса – объединяйтесь!
24 октября в школе для вас
проводится «Физическая викторина»
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
2. Любознательные физики 10 класса– объединяйтесь!
24 октября в школе для вас
проводится защита творческой работы «Исследование зависимости давления твердых тел от силы давления и от площади поверхности, на которую действует сила давления »
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
3. Любознательные физики 7 классов - объединяйтесь!
24 октября в школе для вас
проводится 1.презентация книжек: « Загадки , ребусы, сказки и детективы по физике»
2. конкурс загадок (личное первенство)
3. конкурс книжек малышек « Загадки по физике» ( подведение итогов 28.10.16)
4.Любознательные физики 7,10,11 классов - объединяйтесь!
24 октября в школе для вас
проводится физический диктант:
1.личное первенство
2. конкурс между параллелями классов
Объявляются конкурсы в личном первенстве:
1.Конкурс на лучшую «шпаргалку» по физике, на любую тему.
2.Конкурс на лучшую рабочую тетрадь по физике.
3.Конкурс на лучший ребус, чайнворд, кроссворд и т.д.
3.Конкурс на лучшую загадку, стихотворение, частушку, песню о физике и по физике.
Итоги конкурсов будут подведены 28.10.16
1.Физическая викторина для учащихся 11 класса
Викторины по физике имеют большое познавательное значение, но достигнуть желаемого эффекта логично только при тщательной подготовке:
Организация подготовки викторины – составление команд и выбор капитанов, назначение ведущего и его помощников.
Разработка программы и содержания викторины в соответствии с образовательными и воспитательными задачами.
Подготовка ведущих, жюри, капитанов.
Вопрос 1 Почему так ужасно скрипит мел, если мы неправильно держим его, когда пишем на доске? Как влияет при этом положение мела относительно доски и чем определяется частота издаваемого им звука?
Почему скрипят двери и почему визжат шины автомобиля, когда он резко трогается с места.
Вопрос 2 Если гроза происходит в нескольких километрах от вас и двигается по направлению к вам, то куда дует ветер: в сторону грозы или в вашу сторону? Скорее всего, вы заметите, что направление ветра меняется. Почему?
Вопрос 3 Какова температура в космосе? Что покажет термометр, который космонавт возьмёт с собой, выходы в открытый космос?
Вопрос 4 Не должны ли все предметы, находящиеся при одинаковой температуре, создавать у нас одинаковое ощущения тепла или холода? Вы без малейшего колебания надеваете на себя одежду, имеющую комнатную температуру, примерно 200С, но попробуйте раздетым сесть в сухую ванну, которая, казалось бы, должна иметь ту же температуру, и вы почувствуете, как велика тут разница. Почему?
Вопрос 5 Почему нельзя слепить снежок при низкой температуре? Вообще, как лепить снежок? При какой примерно самоё низкой температуре ещё можно слепить приличный снежок?
Вопрос 6 Почему холодно на вершинах гор? Разве на единицу площади в горах приходится меньше тепла, чем на уровне моря? И разве холодный воздух не должен опускаться в низ?
Вопрос 7 Почему ниппель велосипедной камеры нагревается, когда вы накачиваете её насосом? Может быть, из-за трения воздуха, через ниппель? Однако почему в таком случае ниппель не нагревается, если накачивать камеру от баллона со сжатым воздухом?
Вопрос 8 Если брызнуть водой на горячую сухую сковородку, то на ней начнут прыгать и плавать капли. Почему вода не испаряется сразу? Почему капли двигаются? Как это не удивительно. Но капли испаряются быстрее, если сковородка менее горячая. Почему ?
Вопрос 9 Оперный певец способен разбить большой винный бокал, сняв очень громко определённую ноту. Почему разбивается стекло и почему для этого должна быть снята в течении нескольких секунд определённая нота?
Вопрос 10 Водители много спорят о том, как следует трогаться с места на скользкой дороге. Одни утверждают, что это надо делать на низкой передаче, другие говорят, что на высокой. Что требуется, чтобы автомобиль тронулся с места? Почему его начальная скорость должна быть малой?
Вопрос 11 Это случилось в 1831 году. По подвесному мосту близ города Манчестера в Англии проходил военный отряд, маршируя в такт с колебаниями моста. В результате мост обрушился. Почему? Насколько реальна опасность такого происшествия?
Вопрос 12 Почему мы видим с Земли всегда только одну сторону Луны?
Вопрос 13 Почему тело утонувшего человека вначале погружается на дно, а через насколько дней всплывает?
Вопрос 14 Накройте стакан с водой (не обязательно полный) куском картона. Затем, придерживая картонку. Осторожно переверните его. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте и вода не выливается из стакана. Почему ?
Вопрос 15 Неоднократно наблюдалось, как дельфины, не совершая никаких движений, плывут на небольшой глубине перед носом корабля: видимо, сам корабль каким то образом толкает их вперёд. Так дельфины могут плыть без всяких усилий более часа, время от времени поворачиваясь на бок или вращаясь вокруг оси. Что же толкает дельфинов вперёд?
Вопрос 16 Как удерживаются в полёте воздушные змеи? Для чего змеям приделывают хвосты ?
Вопрос 17 Почему отверстие водопроводного крана часто закрывают металлической сеточкой? Она конечно может задержать мелкие камешки, если они случайно попадут в водопровод; однако, кроме того утверждается, что такая сеточка делает воду“ мягче”. Почему ?
Вопрос 18 Почему глаза кошки светятся в темноте, если на них направить луч фонарика? Почему днём блеск кошачьих глаз значительно слабее?
Вопрос 19 Почему “противотуманные” фары автомобиля делают жёлтого цвета? Помогает ли то, что они жёлтые на самом деле?
Вопрос 20 Одновременное мерцание множества светлячков производит потрясающее впечатление. Каков механизм наблюдаемого свечения?
Вопрос 21 Сколько времени проходит между моментом поворота выключателя и моментом, когда лампочка загорается? Требуется ли какое-то время, чтобы электроны по проводам “добрались” до лампочки? Через какое время после того, как в цепи пошёл ток, лампочка начинает светится?
Вопрос22 Возможно во время грозы вы замечали, как за ударом молнии следуют сильные порывы дождя или града. Имеется ли какая-нибудь связь между порывом дождя и ударом молнии? Или это просто совпадение?
Вопрос 23 При прямом ударе молнии в человека с него вполне могут слететь одежда и обувь. Почему это происходит?
Вопрос 24 Огонь святого Эльма – это довольно продолжительный светящийся разряд, который при приближении грозы можно увидеть на корабельных мачтах, концах крыльев самолёта и даже на кустарниках. Голубое. Зелёное или фиолетовое свечение сопровождается потрескиванием. Чем вызвано это свечение и почему оно имеет именно такой цвет?
Вопрос 25 Почему при взрыве атомной бомбы вздымается огненный светящийся шар? Что именно излучает свет в данном случае?
Ответы на вопросы:
Вопрос 1
Скрип и визг в рассмотренных случаях обусловлены “зацеплением и соскальзыванием”. Так, мел, когда его неправильно держат, вначале зацепляется за доску, но когда пишущий достаточно сильно нажимает на мел, он внезапно соскальзывает и начинает вибрировать, периодически “зацепляясь” за доску и вновь соскальзывая. Вследствие этого и возникает скрип.
Вопрос 2
Если газовое облако находится от вас на расстоянии нескольких километров, то там, где вы стоите, ветер направлен в сторону облака, т.к. воздушный поток на переднем фронте облака двигается вверх. Когда же туча расположена достаточно близко к вам, то ветер дует со стороны тучи, поскольку поток холодного воздуха, увлекаемого дождём, направлен вниз.
Вопрос3
Термометр вынесенный в космическое пространство, будет нагреваться до тех пор, пока количество поглощаемого и излучаемого им тепла не сравняются. Если термометр находится от Солнца на том расстоянии, что и Земля, то он должен показывать примерно “земную” температуру.
Вопрос 4
Ощущение холода, которое вызывает у вас тот или иной предмет, зависит не только от его температуры, но и от теплопроводности. Чем быстрее холодный предмет отводит тепло от вас, тем более холодным он вам кажется.
Вопрос 5
Когда лепят снежок, комок снега сжимают. Под давлением снег (по крайней мере верхний слой) растапливается, затем, замерзая, он удерживает слепленый снежок ( не ниже 170С).
Вопрос 6
Воздух, поднимающийся по склону горы, попадая в область более низкого атмосферного давления, расширяется и при этом охлаждается.
Вопрос 7
Когда вы качнёте насос, совершаете работу по сжатию воздуха, при этом внутренняя энергия, а значит, и его температура повышается.
Вопрос 8
Когда капля попадает на раскалённую сковороду, её нижняя часть мгновенно испаряется и образует паровую подушку между сковородой и оставшейся частью капли. Для того, чтобы капля прогрелась до температуры кипения потребуется 1-2 мин. в течении этого времени паровая подушка предохраняет каплю от испарения.
Вопрос 9
Бокал имеет определённые резонансные частоты. Если певец в течении нескольких секунд будет петь на одной из этих частот, то колебания бокала могут усилится до такой степени, что стекло треснет.
Вопрос 10
Начальная скорость вращения колёс должна быть мала. Момент сил, действующих на колёса со стороны трансмиссии должен быть меньше момента сил трения покоя. Иначе колёса будут проворачиваться -“буксовать”. Какую передачу выбрать, зависит от опыта водителя и плавности работы сцепления.
Вопрос 11
Чёткий ритм шага военных при марше по мосту могут попасть в резонанс с собственными колебаниями моста. Хотя каждый шаг сообщает колебаниям моста очень небольшую дополнительную энергию, при наличии резонанса энергия будет суммироваться и накапливаться; в результате амплитуда колебаний моста может увеличиться настолько, что тот рухнет.
Вопрос 12
Из-за приливного трения на Луне создавали момент сил, замедляющих вращение Луны вокруг собственной оси. В результате оно синхронизировалось с вращением Луны вокруг Земли. Благодаря такому синхронному вращению Луна всегда обращена к Земле одной и той же стороной.
Вопрос 13
Тела утонувшие всплывают потому, что их объём увеличивается под действием скопившихся в них газов.
Вопрос 14
Картонку удерживают две силы: атмосферное давление и поверхностное натяжение. Когда вы переворачиваете стакан, столб жидкости в нём немного опускается, и давление воздуха в верхней части стакана становится ниже атмосферного.
Вопрос 15
Перед носом движущегося корабля возникает область повышенного давления. Дельфины плывут перед кораблём между областями повышенного и нормального давления.
Вопрос 16
Воздушный змей разделяет воздушный поток так, что давление снизу оказывается больше, чем сверху; в результате и возникает подъёмная сила. Хвост змея выполняет две функции:
Создаваемое им аэродинамическое сопротивление стабилизирует полёт змея;
Хвост помогает выдерживать нижний угол между направлением ветра и плоскостью змея.
Сетка сужает отверстие, через которое проходит вода и вызывает в потоке воды вихри и образование пустотных пузырьков. Ощущение “мягкости” обусловлено наличием этих пузырьков.
Вопрос 18
Глаза кошек и других животных отражают свет в направлении, обратном направлению его прихода, поэтому их видно в темноте. У плотоядных животных сильное отражение света обусловлено тем, что под сетчаткой находится слой кристаллов цистеина, содержащего цинк.
Вопрос 19
Несмотря на соответствующие исследования, смысл жёлтых противотуманных фар до сих пор остаётся неясным. Рассеяние света различных цветов зависит от размера частичек, образующих туман.
Вопрос 20
Светлячки светятся благодаря соответствующим химическим реакциям. Свет, испускаемый светлячками, называется холодным, поскольку он обусловлен не тепловым движением атомов, а химическими реакциями.
Вопрос 21
Электроны движутся по цепи с относительно небольшой скоростью. Однако сигнал (электрическое поле) распространяется почти со скоростью света. Свет “зажигается”. Когда до лампочки доходит электрическое поле, а не сами электроны. Чтобы нить начала светится, электрический ток должен нагреть её до температуры несколько тысяч Кельвин (около 10-1С – 10-2С).
Вопрос 22
Может оказаться, что водяные капельки в облаках удерживаются существующим внутри облака электрическим полем. При разряде молнии электрическое поле ослабляется, и капельки летят вниз, создавая порыв дождя. Затем электрическое поле внутри облака вновь начинает нарастать, и интенсивность дождя снова уменьшается.
Вопрос 23
Причиной такой неприятности может быть испарение и соответственно расширение имеющейся на ноже влаги. Человек может не пострадать, если ток молнии не проникнет в тело.
Вопрос 24
Огни святого Эльма – пример коронного разряда, который возникает, когда электрическое поле вокруг остроконечных предметов становится настолько большим, что происходит электрический пробой воздуха.
Вопрос 25
Часть энергии частиц и электромагнитного излучения, возникающих при ядерном взрыве поглощается воздухом, молекулы которого ионизируются и излучают свет. Примерно через 10-4с после взрыва температура на поверхности светящегося шара достигает 3·105К.
2. Защита творческой работы «Исследование зависимости давления твердых тел от силы давления и от площади поверхности, на которую действует сила давления» ( презентация)
В 7 классе мы выполняли задание по расчету давления, которое производит человек , стоя на одной ноге. Задание интересное , познавательное и имеет большое практическое значение в жизни человека. Мы решили изучить этот вопрос.
Цель: исследовать зависимость давления от силы давления и площади поверхности, на которую действует сила давления
Использовали:
обувь с разной площадью подошвы;
бумага в клетку;
фотоаппарат.
Введение.
Что такое давление? Давление - это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
Единица давления – Паскаль (Па).
Используя также другие единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа)
1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа
1 гПа = Па 1 Па = 0,01 гПа
Методика вычисления площади тел неправильной формы такова:
- подсчитываем количество квадратов целых,
- подсчитываем количество квадратов известной площади не целых и делим пополам,
-суммируем площади целых и нецелых квадратов
Для этого я с помощью карандаша обвела края подметки и каблука; посчитала число полных (В) и неполных клеток (С) и определила площадь одной клетки (Sк);
S1 = (В + С/2) · Sк
. 758 х1/4см2= 129, 5 см2 - S опоры
129,5см2 = 0,01295 м2
Организация опыта №1
Цель: определить зависимость давления твердого тела от силы давления при неизменной площади опоры.
Для того чтобы выполнить задачу исследования мы измерим массу исследуемого ученика, а затем измерим массу ученика с рюкзаком в 1,3,5 кг на электронных весах, не меняя его площадь опоры.
Кстати, вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы 1,5 кг
3-4 классы 2,5 кг
5-6 классы 3 кг
7-8 классы 3,5 кг
9-11 классы 3,5-4 кг
1. P =Fg/S=400H/0,0295 м2=13559,3 н/м2
2. P =Fg/S=410H/0,0295 м2=13898,3 н/м2
3. P =Fg/S=430H/0,0295 м2=14576,3 н/м2
4. P =Fg/S=450H/0,0295 м2=15254,2 н/м2
Построив график зависимости давления твердого тела от силы давления, сделали вывод.
Вывод: давление твердого тела на опору с увеличением силы давления увеличивается.
Организация опыта №1
Цель: определить зависимость давления твердого тела от площади опоры.
Вычислим площадь, не меняя массы:
- одной ступни ученика в обуви;
- площадь опоры на 2-х ногах;
- площадь ученика лежа (допущение – масса распределена равномерно).
Площадь одной ступни в обуви S =129,5 см2= 0,01295 м2,
Давление на одной ноге: Р=400Н:0,01295 м2=27118,6Па
Площадь двух ступней в обуви S = 259 см2= 0,0259м2
. Давление на двух ногах:
Р=400Н:0,0295 м2=13559,3Па
Площадь ученика лежа.
Разделив для удобства и быстроты вычисления площадь опоры лежачего ученика на 5 частей
Суммарная площадь лежащего ученика: S = 3435 см2 =0,3435 м2
Давление лежа: Р=400Н: 0,3435 м2=1164Па
Построив график зависимости давления твердого тела от площади опоры, сделали вывод.
Вывод: с увеличением площади опоры твердого тела при неизменной силе давления давление тела на опору уменьшается
Выводы:
Чем больше масса ученика, тем больше сила давления, тем больше давление, производимое телом на опору (пол). Между силой давления и давлением тела существует прямая зависимость.
Чем больше площадь опоры тела при неизменной массе (силе давления), тем меньше давление, оказываемое телом на опору. Между давлением и площадью опоры тела существует обратная зависимость.
Дальше мы решили провести:
Расчет давления создаваемого на стопу в зависимости от площади подошвы обуви, а значит и от высоты каблука
Широкий каблук – 2 см
≈ 56 000 Па
Толстый каблук – 10 см
≈ 70000 Па
Шпилька – 10 см
≈ 94000 Па
По расчетам ученых при ходьбе это давление еще увеличивается более чем в два раза!!!
≈108888 Па
В результате моего исследования я увидела, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору. А также что давление, оказываемое на стопу в обуви на высокой шпильке высотой 10 см, почти в два раза превышает давление, оказываемое на стопу в обуви на маленьком каблуке высотой 2 см и сравнимо с давлением, которое оказывает гусеничный трактор на почву.
Слон давит на 1 квадратный сантиметр поверхности в 25 раз с меньшим весом, чем женщина на 13 сантиметровом каблуке.
Потом я представила что будет, если женщина массой 70 кг случайно наступит кому-нибудь на ногу своим каблучком или своей шпилькой. Площадь на которую при этом опирается женщина, будет равна для каблучка Sк = 4 см2 = 0,0004 м2 и для шпильки Sш = 1 см2 = 0,0001 м2.
В результате измерений я пришла к выводу, что давление, оказываемое одной шпилькой приблизительно равно давлению, которое оказывают 137 гусеничных тракторов, а давление каблука оказалось в 4 раза меньше давления шпильки на горизонтальную поверхность. Так что берегите свои ноги от чужих каблуков.
Каблуки – главнейшая причина возникновения плоскостопия у женщин
При ношении каблуков происходит повышение и смещение ближе к оси тела центра тяжести, что приводит к усилению нагрузки на передний отдел стопы и подворачивание стопы внутрь. Поэтому чем меньше каблук, тем лучше.
При развитии плоскостопия снижается важнейшая функция стоп - смягчение ударных нагрузок при быстрой ходьбе, беге, прыжках. Впоследствии появляются трудности с долгим стоянием в одной позе, а также нарушается плавность походки.
Отказываться полностью от каблуков тоже нельзя, даже при диагнозе плоскостопии. Если у вашей обуви отсутствует высота, многие любят носить балетки, кеды, мокасины — у вас также повышаются шансы к развитию плоскостопия и можно так же попасть к ортопеду.
Получается противоречие, какое-то, не так ли? Высокую обувь носить нельзя, кеды, балетки тоже. Можно и нужно носить обувь на каблуке, а идеальным вариантом в исчислении каблука станет формула, с помощью которой вычисляется его высота: Надо измерить длину стопы в сантиметрах и разделить её на семь.
Простой и надежный способ, которым можно выявить плоскостопие, следующий. Обильно смажьте жирным кремом поверхность стопы . Встаньте на белый лист бумаги. Лучше смазать сразу обе стопы, чтобы можно было стоять прямо, ни на что не опираясь. Только в этом случае вы получите объективный результат. Образовавшиеся отпечатки внимательно изучите.
3. Презентация книжек: « Загадки , ребусы, сказки и детективы по физике»
4.Физический диктант
7 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл
8 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл, процесс, траектория, диаграмма, коэффициент, мощность, ватт
9 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл, процесс, траектория, диаграмма, коэффициент, мощность, ватт, частота, парабола, принцип, аккумулятор, параллельность, амплитуда
10 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл, процесс, траектория, диаграмма, коэффициент, мощность, ватт, частота, парабола, принцип, аккумулятор, параллельность, амплитуда, Гей-Люссак, изобара, диссоциация
11 класс- молекула, вещество, частица, расстояние, величина, масса, перемещение, гипотеза, диффузия, вакуум, явление, инерция, миллиметр, кристалл, процесс, траектория, диаграмма, коэффициент, мощность, ватт, частота, парабола, принцип, аккумулятор, параллельность, амплитуда, Гей-Люссак, изобара, диссоциация , антенна, корпускула, Максвелл
Поздравляем!!!
победителей конкурсов:
Физическая викторина
Лешуков Валерий 11 класс
Физический диктант
Рулева Любовь 11 класс
Горчакова Татьяна 10 класс
Бушманова Кристина 7 «б» класс
11 класс-91,25%
10 класс- 83,09%
7 «а» класс-75,27%
7 «б» класс-71,71%
Защита творческого проекта «Исследование зависимости давления твердых тел от силы давления и от площади поверхности, на которую действует сила давления»
Барбу Алина-8 «б» класс
Сорина Полина- 8 «б» класс
Внимание!
1. Любознательные физики 8 классов – объединяйтесь!
25 октября в школе для вас
проводится «Путешествие в страну любознательных физиков»
Условия участия:
группа путешественников – 6 чел.
группа спасателей – 6 чел.
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
2. Любознательные физики 9 классов– объединяйтесь!
25 октября в школе для вас
проводится конкурс «Эксперимент и не только»
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
3. Любознательные физики 8,9 классов - объединяйтесь!
25 октября в школе для вас
проводится физический диктант:
1.личное первенство
2. конкурс между параллелями классов
Игра «Путешествие в страну любознательных физиков»
(Проводят учащиеся старших классов)
Жюри: учителя физики, старшеклассники.
План путешествия
1) Выступление ведущих
2) Путешествие по городам
Сценарий внеклассного мероприятия
(проводится во внеурочное время)
Ведущий 1: Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землятресение,
Трудно было ему жить.
Ведущий 2: И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко «физикой» назвал
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
Ведущий 1: Физика - какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук
Физика-опора и основа
Всех без исключения наук!
Ведущий 2: Физика основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.
Физики - очень любознательные люди.
Ведущий 1: Сегодня, я надеюсь, здесь собрались именно такие физики. Мы отправимся с вами путешествовать по «городам физики». Наша цель – попасть в столицу – «Город эксперимента»
Ведущий 2: На пути нам встретятся другие города, так что продолжить путешествие мы сможем, если только преодолеем все препятствия в этих городах.
Ведущий 1: Помогать любознательным физикам будут спасатели. (Они сразу получают свой пакет заданий.) Сдают в жюри по мере выполнения. Если верно выполнили задание – своей группе приносят 0,5 балла.
Ведущий 2: Нашим любознательным физикам за 2 мин нужно найти правильную дорогу. Получите карту – «Найди правильную дорогу». Приглашаются от каждой группы главный любознательный путешественник.
«Найди правильную дорогу»
1-й конверт
Объем, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, время, давление, мощность.
2-й конверт
Весы, динамометр, блок, барометр, спидометр, термометр, жидкость, мензурка, рычаг.
3-й конверт
Молния, инерции, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение.
Количество баллов - 3
Что лишнее в этом слове?
Почему вы так считаете?
На обдумывание 2 минуты.
Ведущий 1
Наше жюри проставляет оценки, а мы двигаемся дальше!
Ведущий 2
Приглашаются от каждой группы главные любознательные путешественники.
Получают конверты с заданием и отправляются в город « Театральный»
Город «Театральный»
1-й конверт
Изобразите деформацию
2-конверт
Изобразите процесс кипения жидкости
3-й конверт
Изобразите ситуацию: воздушный шарик надули, а завязать не успели - он вырвался.
(Спасатели каждой группы должны отгадать что изображают их товарищи)
Количество баллов - 3
Ведущий 2
Ну что ж наше путешествие продолжается. Пойдем в город «Теоретиков».
Опять выдаются конверты с заданием, для этого приглашаются главные любознательные путешественники. Время для обдумывания 3мин.
Город «Теоретиков»1-й конверт
Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день со средней температурой от –5 до -100С или в большой мороз? Объясните почему?
(Ответ: в обычный зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает, уменьшая водой, как смазкой, трение.)
2-й конверт
Почему в сильный мороз слышан треск стен деревянного дома? Объяснить.
(Ответ: вода, содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед, расширяясь, разрывает волокна и создает этим треск)
3-й конверт
Шерсть собак очень теплая, потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап), а собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Что делают собаки, чтобы охладить себя? Объясните, почему они так делают?
(Ответ: чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюсти и небе начинает интенсивно испарятся, и температура тела понижается до нормальной)
Количество баллов-3
Ведущий 1
Давайте немного отдохнем и сделаем привал. Во время привала мы расскажем интересные истории, которые случались с вами на уроках физики.
Физические истории на привале(На обдумывание 3мин, могут помогать спасатели)
Количество баллов-3
Ведущий 2
А сейчас нам предстоит отправиться в город « Тайн». (Ведущие выносят черный ящик, в котором лежат приборы. Ведущие загадывают загадки)
Город «Тайн»
№1 Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
№2Две сестрицы качались,
Правды добивались,
А когда добились- остановились. (Весы)
№3К низу лежит капельками
А к верху - невидимкою. (Вода)
Количество баллов -3
Ведущий 1
Чтобы попасть в главный город надо пройти «Загадочное поле», на котором нас ждут коварные вопросы. Но мы же учимся хорошо и без труда ответим на них! Вперед!
Вопросы (по 4 для каждой команды):
1) Прибор для измерения силы. (Динамометр)
2) Давление измеряется в…(Паскалях)
3) Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)
4) То, из чего состоит физическое тело. (Вещество)
5) Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)
6) Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)
7) Источники тока в проводниках создают и поддерживают. (Электрическое поле)
8) Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
9) Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)
10) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние (Конденсация)
11) Частица с наименьшим отрицательным зарядом. (Электрон).
12) Сила, которая возникает при деформации. (Сила упругости)
Спасатели могут помочь ответить на 2 вопроса из представленных команде.
Количество баллов - 4
Ведущий 2
Наконец мы попали в главный город любознательных путешественников – Город «Эксперимента». Приглашаются главные любознательные путешественники от каждой группы для получения конвертов с заданием. (Отдельно на столе стоят приборы, которые должны взять сами учащиеся после того, как получат задание в конверте)
Город «Эксперимента»
№1 Определить архимедову силу, действующую на груз.
Приборы: стакан без делений, динамометр, груз.
№2 Определить плотность деревянного бруска.
Приборы: брусок, линейка, весы.
№3 Определите диаметр проволоки.
Приборы: проволока, карандаш, линейка.
Эксперимент:
1) Рассказать о технике безопасности при проведении эксперимента.
2) Перечислить взятые приборы
3) Назвать цель эксперимента
4) Если использовали измерительные приборы, найти цену деления
5) Затем рассказать что измеряли, как измеряли и получить результат
Задание для спасателей
Нужно составить как можно больше слов из букв данного вам слова. Все слова-имена существительные в единственном числе, в именительном падеже.
Например – Механизация (мех, заяц, мина, мах, замена, низ, мания, яма, хан, зима, замах, химия и т.д.). Задание оценивается по количеству составленных слов.
2. Конкурс « Эксперимент и не только»
Команды должны решить по 6 экспериментальных или конструкторских задач на смекалку (каждую – один из участников команды).1.На катушках ниток написаны номера (№20,40). Вычислите толщину ниток , имея только карандаш и линейку.
2.Как с помощью деревянной линейки измерить диаметр футбольного мяча?
3.Как с помощью рулетки определить вес воздуха в комнате?
4.Определить плотность статуэтки, используя весы с разновесами, отливной сосуд, мензурку.
5.Определите быстроту реакции человека, имея только линейку и лист бумаги.
6.Вычислите работу, совершенную человеком при подъеме с первого этажа на второй, используя рулетку.
Нужно составить новое слово, если к имеющемуся слову добавить (или отнять) букву
Например: Топка + и=Оптика
Ряд + о = ядро
Алмаз + п =
Динар + а =
Марк + е =
Изба + с =
Катер + г =
Статор + е =
Горн + а =
Алиса – а =
Астра + с =
Кузов – о =
Метро + е =
Томат – т =
Блок + а =
Балкон – н =
Табор + а =
Нуклон – н =
Лапа + м =
Поздравляем!!!
победителей конкурсов:
Эксперимент и не только
Черняева Анна, Баева Ксения ( 9 «а»)-1 место
Киселев Кирилл, Куклин Эдуард ( 9 «а» )- 1 место
Горбунов Даниил, Шиловский Евгений ( 9 «в» )- 1 место
Москалев Кирилл, Московкин Юрий ( 9 «а» )- 2 место
Патракова Юлия, Сверчкова Анна ( 9 «а» )-3 место
Физический диктант
Павлова Елизавета 9 «а» класс
Поникарова Юлия 9 «б» класс
Рулев Сергей 9 «б» класс
Слепухина Дарья 8 «а» класс
Камкина Алена 8 «а» класс
Нестерова Маргарита 8 «а» класс
9 «а» класс - 83,17 %
9 «б» класс - 82,21 %
9 «в» класс - 70,19 %
8 «а» класс - 79,03 %
8 «б» класс – 78,33 %
На лучшую рабочую тетрадь
7 класс: Бушманова Кристина, Бушманова Юлия,Парфенов Виктор, Рыжкова Ксения, Корепина Валентина, Поникарова Яна.
8 класс: Коровинская Анастасия, Кокшарова Алина,Слепухин Роман, Зубова Ангелина,Барбу Алина.
9 класс: Павлова Елизавета, Рыжкова Ольга, Карачев Виталий, Меньшикова Алена
Поздравляем!!!
Победителей школьной олимпиады:
1 место-Пахолкова Ульяна 11 класс
2 место- Шиловский Иван 11 класс
3 место- Лешуков Валерий 11 класс
1 место- Пирогов Дмитрий 10 класс
1 место – Меньшикова Алена 9 «б» класс
2 место-Куклин Эдуард 9 «а» класс
3 место- Киселев Кирилл 9 «а» класс
3 место-Воронин Роман 9 «а» класс
1 место – Сурин Владимир 8 «а» класс
1 место- Михеев Михаил 8 «а» класс
2 место-Щукин Илья 8 «а» класс
3 место- Зорина Анастасия 8 «а» класс
1 место- Рябечков Павел 7 «б» класс
2 место- Ботвин Артем 7 «б» класс
2 место- Зотиков Максим 7 «б» класс
3 место- Рыжкова Ксения 7 «а» класс
Внимание!
Любознательные физики 8 классов – объединяйтесь!
27 октября в школе для вас
Потрясающее зрелище « ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБМАНЫ И ИЛЛЮЗИИ»
Любознательные физики 9 классов – объединяйтесь!
27 октября в школе для вас
1. проводится физическая викторина
«Их знали только в лицо…» ( личное первенство)
2. «Путешествие в мир известных людей»
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
1.« ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБМАНЫ И ИЛЛЮЗИИ» ( презентация)
2. физическая викторина «Их знали только в лицо…» ( личное первенство)- презентация
3. «Путешествие в мир известных людей»
Наука физика прошла большой и сложный путь развития – от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов и т.д. Человечество прошло и проходит длинный и трудный путь от незнания к знанию. Стремление к знаниям, любопытство присуще природе человека. Но если бы не было великих людей, ученых-физиков, благодаря деяниям которых мы можем многое в нашем мире объяснить, представить, описать, то не было бы и науки. Любая наука является суммой знаний, достигнутых многими людьми прошлых поколений и современниками: это результат коллективного труда. Для дальнейшего развития науки и техники, для понимания размеров и сущности происходящих перемен важно оглянутся на прошлое науки. Третий этап называется “Люди науки”. Вам предстоит узнать по описанию, фотографиям - ученых – физиков, назвать их изобретения. Побыть в роли ученого и написать его доклад.
Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
В 1664 г. Ньютон открыл биноминальное разложение для произвольного рационального показателя. Это было первое математическое открытие Ньютона.
Позже Ньютон откроет математический метод разложения функции в бесконечный ряд.
Изучал Ньютон труды физиков: Галилея, Декарта, Кеплера. На основе их теорий им была создана универсальная система мира.
Закон всемирного тяготения – это величайшее открытие Ньютона, сделанное им в «чумные годы» (с 1665 по 1667).
В начале 1672 г. в Королевском обществе был продемонстрирован телескоп-рефлектор, который сделал Ньютона знаменитым. Ньютон стал членом Королевского общества.
В 1686 г. Ньютон сформулировал три закона механики, описал орбиты небесных тел: гиперболические и параболические, доказал, что Солнце также подчиняется общим законам движения. Всё это было изложено в первом томе «Математических начал».
В 1704 г. выходит монография «Оптика».
А в 1705 г. за научные заслуги Исааку Ньютону было присвоено звание рыцаря. Это случилось впервые в истории Англии.
Знаменитый сборник лекций по алгебре, вышедший в 1707 г. и называвшийся «Универсальная арифметика», положил начало рождению численного анализа.
Андре-Мари Ампер(1775 - 1836)
- великий французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук (1814). Член многих академий наук, в частности иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1830). Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Амперу принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». Джеймс Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества». Работал также в области механики, теории вероятностей и математического анализа.
В 1820 году он открывает магнитное взаимодействие токов, устанавливает закон этого взаимодействия (позднее названный законом Ампера) и делает вывод, что "все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам". Согласно гипотезе Ампера, любой магнит содержит внутри себя множество круговых электрических токов, действием которых и объясняются магнитные силы.
В 1822 году Ампер открыл магнитный эффект катушки с током - "соленоида". Именно Амперу принадлежит заслуга введения в науку терминов "электростатика", "электродинамика", "электродвижущая сила", "напряжение", "гальванометр", "электрический ток" и даже… "кибернетика".
Ампер предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается "положительное электричество".
Классический труд Ампера "Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта" (1826 г.) внес огромный вклад в науку об электричестве.
Единица силы электрического тока, введенная в 1881 г., названа ампер (А) в честь Андре-Мари Ампера.
Роберт Гук (1635-1703)
- английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист. Гука смело можно назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий.
- 1660 - Открытие пропорциональности между упругими растяжениями, сжатиями и изгибами, и производящими их напряжениями (закон Гука).
Идея о волнообразном распространении света (более или менее одновременно с Гюйгенсом), экспериментальное обоснование её открытой Гуком интерференцией света, волновая теория света.
Гипотеза о поперечном характере световых волн.
Открытия в акустике, например, демонстрация того, что высота звука определяется частотой колебаний.
Теоретическое положение о сущности теплоты как движения частиц тела.
Открытие постоянства температуры таяния льда и кипения воды.
Живая клетка с помощью усовершенствованного им микроскопа.
В 1684 изобрёл первую в мире систему оптического телеграфа.
Людвиг Больцман (1844-1906)
-австрийский физик-теоретик, основатель статистической механики и молекулярно-кинетической теории. Член Австрийской академии наук (1895), член-корреспондент Петербургской академии наук (1899) и ряда других.
Работы Больцмана касаются преимущественно кинетической теории газов, термодинамики и теории излучения, а также некоторых вопросов капиллярных явлений, оптики, математики, механики, теории упругости и т. д.
В 1866 получил формулу для равновесного распределения по импульсам и координатам молекул идеального газа, находящегося во внешнем потенциальном поле (распределение Больцмана).
В 1871 году предложил эргодическую гипотезу для обоснования закономерностей статистической физики.
В 1872 году вывел основное уравнение микроскопической теории неравновесных процессов (физической кинетики).
В 1872 году показал статистический характер второго начала термодинамики, связав энтропию замкнутой системы с числом возможных микросостояний, реализующих данное макросостояние.
В 1884 он вывел закон для испускательной способности абсолютно чёрного тела с учётом пропорциональности давления равновесного излучения, предсказанного теорией Максвелла, и плотности его энергии. Этот закон был эмпирически получен Й. Стефаном в 1879 и носит название закона Стефана — Больцмана.
Экспериментальные исследования Больцмана посвящены проверке максвелловской теории электромагнетизма, измерению диэлектрических постоянных различных веществ и их связи с показателем преломления, изучению поляризации диэлектриков.
Больцман являлся активным сторонником атомистических представлений и отстаивал их в борьбе с представителями махизма и других идеалистических учений (среди них — Э. Мах и В. Оствальд).
Шарль Огюсте́н де Куло́н (1736 - 1806)
- французский военный инженер и учёный-физик, исследователь электромагнитных и механических явлений; член Парижской Академии наук. Его именем названы единица электрического заряда и закон взаимодействия электрических зарядов.
Публиковал работы по технической механике (статика сооружений, теория ветряных мельниц, механические аспекты кручения нитей и т. п.).
Кулон сформулировал законы кручения; изобрёл крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия.
В 1773 году опубликовал статью, ставшую основанием теории Мора — Кулона, описывающей зависимость касательных напряжений материала от величины приложенных нормальных напряжений.
В 1781 году описал опыты по трению скольжения и качения и сформулировал законы сухого трения.
С 1785 по 1789 год опубликовал семь мемуаров, где сформулировал закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов (закон Кулона), а также закономерность распределения электрических зарядов на поверхности проводника. Ввёл понятия магнитного момента и поляризации зарядов.
В 1789 году у него вышел труд по теории трения скольжения.
Эмилий Христианович Ленц (1804 - 1865)
- русский физик немецкого происхождения. Выходец из балтийских немцев. Э. Х. Ленц является одним из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока.
Многие его научные исследования относятся к физической географии (о температуре и солености моря, об изменчивости уровня Каспийского моря, о барометрическом измерении высот, об измерении магнитного наклонения и напряженности земного магнетизма и др.). Но главным образом он работал в области электромагнетизма.
Главнейшие результаты его исследований излагаются и во всех учебниках физики. Именно:
- Закон индукции («Правило Ленца»), по которому направление индукционного тока всегда таково, что он препятствует тому действию (напр. движению), которым он вызывается (1834 г.).
- «Закон Джоуля — Ленца»: количество теплоты, выделяемое током в проводнике, пропорционально квадрату силы тока и сопротивлению проводника (1842 г.).
Опыты, подтверждающие «явление Пельтье»; если пропускать гальванический ток через висмутовый и сурьмяной стержни, спаянные концами и охлажденные до 0 °C, то можно заморозить воду, налитую в ямку около спая (1838).
- Опыты над поляризацией электродов (1847) и т. д.
Некоторые свои исследования Ленц производил вместе с Парротом (о сжатии тел), Савельевым (о гальванической поляризации) и академиком Борисом Якоби (об электромагнитах).
Георг Симон Ом (1787 – 1854)- немецкий физик. Он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением (известен как закон Ома). Его именем названа единица электросопротивления (Ом).
Наиболее известные работы Ома касались вопросов о прохождении электрического тока и привели к знаменитому «закону Ома», связывающему сопротивление цепи электрического тока, напряжение и силу тока.
В 1826 Ом формулирует свой знаменитый закон.
Дальнейшие работы Ома по электричеству касались вопросов униполярной проводимости (1830) и нагревания проводов током (1829).
В 1839 году последовал ряд работ по акустике.
Эрнест Резерфорд (1871-1937)
- британский физик новозеландского происхождения. Известен как «отец» ядерной физики. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года.
В 1911 году своим знаменитым опытом рассеяния α-частиц доказал существование в атомах положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него. На основе результатов опыта создал планетарную модель атома.
Создатель учения о радиоактивности и строении атома.
Открыл в 1899 альфа- и бета-лучи и установил их природу.
Создал в 1903, совместно с Ф. Содди теорию радиоактивности.
Предложил в 1911 планетарную модель атома.
Осуществил в 1919 первую искусственную ядерную реакцию.
Предсказал в 1921 существование нейтрона.
Нобелевская премия (1908).
Майкл Фарадей (1791-1867)
- английский физик-экспериментатор и химик. Член Лондонского королевского общества (1824) и множества других научных организаций, в том числе иностранный почётный член Петербургской академии наук (1830).
Обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом.
Открыл в 1831 электромагнитную индукцию - явление, которое легло в основу электротехники.
Установил в 1833-1834 законы электролиза, названные его именем, открыл пара- и диамагнетизм, вращение плоскости поляризации света в магнитном поле (эффект Фарадея).
Доказал тождественность различных видов электричества.
Ввел понятия электрического и магнитного поля, высказал идею существования электромагнитных волн.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
- физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).
Создал частную (1905) и общую (1907-16) теории относительности.
Автор основополагающих трудов по квантовой теории света:
- ввел понятие фотона (1905)
- установил законы фотоэффекта
- основной закон фотохимии (закон Эйнштейна)
- предсказал (1917) индуцированное излучение.
Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций.
С 1933 работал над проблемами космологии и единой теории поля.
Нобелевская премия (1921).
Антуан Анри Беккере́ль (1852 — 1908)
- французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей радиоактивности.
В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уранилсульфат калия K2(UO2)(SO4)2·2H2O — в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения.
В 1903 году он получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике «В знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности».
Беккерель был избран членом Французской академии наук в 1889 году.
В его честь названы:
- Единица радиоактивности в системе единиц СИ — беккерель (Bq).
- Кратер на Луне.
- Кратер на Марсе.
- Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
Алессандро Вольта (1745- 1827)
- итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве; граф (1801).
Первое научное исследование А. Вольта было посвящено лейденской банке.
В 1771 г. вышла в свет его работа «Эмпирические исследования способов возбуждения электричества и улучшение конструкции машин».
В 1775 г. создает электрофор.
В 1780 г. ученый занялся проблемой атмосферного электричества и создал электроскоп с конденсатором.
Уже в 1792 г. он пришел к заключению, что металлы являются не только совершенными проводниками, но и двигателями электричества.
В 1796 – 1797 гг. А. Вольта установил закон напряжений, по которому напряжение между крайними металлами цепи равно напряжению, возникающему при непосредственном контакте этих металлов.
В 1799 г. он добился значительного увеличения напряжения путем использования прокладок из смоченного картона между парами металлов медь - цинк. Был создан «вольтов столб».
Галилео Галилей (1564-1642)
- итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
В 1582 году, наблюдая за маятниками, Галилей открыл закон изохронности – независимости периода колебаний маятника от размаха колебаний и массы груза – и выдвинул идею применения маятников в часах.
Изобрёл в 1586 году гидростатические весы, которые нашли применение при взвешивании драгоценных металлов и их сплавов.
В последующие 20 лет он экспериментально и теоретически устанавливает основные начала механики:- принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения
- принцип постоянства ускорения под действием силы тяжести.
В 1609 Галилей создаёт свой первый телескоп и начинает систематические астрономические наблюдения.
- Он открывает горы на Луне, четыре спутника Юпитера.
- Обнаруживает, что млечный путь состоит из множества звёзд.
- Открывает пятно на солнце и его вращение, фазы у Венеры.
А в 1610-14 годах, комбинируя и подбирая расстояние между линзами, изобретает микроскоп.
Сформулировал идею конечности скорости распространения света, и провёл эксперименты по её определению.
Джеймс Прескотт Джоуль (1818-1889)
- английский физик, внесший значительный вклад в становление термодинамики. Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил её зависимость от температуры.
Внёс значительный вклад
- в исследование электромагнетизма и тепловых явлений
- в создание физики низких температур
- в обоснование закона сохранения энергии.
Джоуль установил в 1841году, что количество тепла, выделяющееся в металлическом проводнике при прохождении через него электрического тока, пропорционально электрическому сопротивлению проводника и квадрату силы тока.
В 1843-1850 Джоуль экспериментально показал, что теплота может быть получена за счёт механической работы, и определил механический эквивалент теплоты, дав тем самым одно из экспериментальных обоснований закона сохранения энергии.
В 1851, рассматривая теплоту как движение частиц, теоретически определил теплоёмкость некоторых газов.
Совместно с У. Томсоном опытным путём установил, что при медленном стационарном адиабатическом протекании газа через пористую перегородку температура его изменяется
Обнаружил явление магнитного насыщения при намагничивании ферромагнетиков.
Пьер и Мария Кюри (Пьер – 1859-1906; Мария - 1867-1934)
Супруги Кюри - ученые-физики, одни из первых исследователей явления радиоактивности, которые получили Нобелевскую премию по физике за огромный вклад в науку в области радиации.
Пьер открыл в 1880 и исследовал пьезоэлектричество. Исследования по симметрии кристаллов, магнетизму.
Совместно с женой открыл в 1898 полоний и радий, исследовали радиоактивное излучение.
Пьер ввел термин "радиоактивность".
Мария Кюри также доказала, что радий это самостоятельный химический элемент, за что ее наградили Нобелевской премией по химии вместе с Пьером Кюри.
Хендрик Антон Лоренц (1853-1928)
- нидерландский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1902, совместно с Питером Зееманом) и других наград, член Нидерландской королевской академии наук (1881), ряда иностранных академий наук и научных обществ.
Создал классическую электронную теорию, с помощью которой объяснил многие электрические и оптические явления, в т. ч. эффект Зеемана.
Разработал электродинамику движущихся сред.
Вывел преобразования, назв. его именем.
Близко подошел к созданию теории относительности.
Нобелевская премия в 1902.
Джозеф Джон Томсон (1856 – 1940)
- английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1906 года с формулировкой «за исследования прохождения электричества через газы».
Наиболее значимыми его исследованиями являются:
Явление прохождения электрического тока при малых напряжениях сквозь газ, облучаемый рентгеновским излучением.
Исследование «катодных лучей» (электронных пучков), в результате которого было показано, что они имеют корпускулярную природу и состоят из отрицательно заряженных частиц субатомного размера. Эти исследования привели к открытию электрона (1897).
Исследование «анодных лучей» (потоков ионизированных атомов и молекул), которое привело к открытию стабильных изотопов на примере изотопов неона: 20Ne и 22Ne (1913), а также послужило толчком к развитию масс-спектрометрии.
Ханс Кристиан Э́рстед (1777 – 1851)
- датский учёный, физик, исследователь явлений электромагнетизма.
В 1820 году датский профессор физики 43-летний Ганс Кристиан Эрстед демонстрировал на лекции несложный опыт по электричеству. При демонстрации он обнаружил, что электрический ток, проходящий по проволоке, оказывает воздействие на магнитную стрелку компаса, находящуюся под ней. По одной из версий это произошло 15 февраля 1820 года. Это открытие не было случайностью. Научная деятельность Эрстеда построена на убежденности связи между электричеством и магнетизмом. В некоторых источниках даже указывается, что Эрстед якобы всюду носил с собой магнит, чтобы непрерывно думать о связи магнетизма и электричества. Продемонстрировав, как магнитная стрелка поворачивается под действием тока, протекающего по проводу расположенного вблизи компаса, Эрстед открыл еще и вращающий момент сил, до этого науке неизвестный.
Новость об открытии Эрстедом взаимодействия электрического поля и магнита быстро облетела всех физиков. Это дало толчок к выдвижению и развитию новых гипотез и объединило развивающиеся параллельно учения об электричестве и магнетизме. Уже в июне 1820 года Эрстед печатает на латинском языке небольшую работу под заголовком: «Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную стрелку».
Нико́ла Те́сла (1856 - 1943)- изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения, инженер, физик. Родился и вырос в Австро-Венгрии, в последующие годы в основном работал во Франции и США. В 1891 году получил гражданство США.
С 1889 изобрёл первые образцы электромеханических генераторов ВЧ (в том числе индукторного типа) и высокочастотный трансформатор (трансформатор Теслы, 1891).
Экспериментируя на своём теле, Никола изучал влияние переменных токов различной частоты и силы на человеческий организм. Многие правила, впервые разработанные Теслой, вошли в современные основы техники безопасности при работе с ВЧ-токами.
12 октября 1887 года Тесла дал строгое научное описание сути явления вращающегося магнитного поля. 1 мая 1888 года Тесла получил свои основные патенты на изобретение многофазных электрических машин (в том числе асинхронного электродвигателя) и системы передачи электроэнергии посредством многофазного переменного тока. С использованием двухфазной системы, которую он считал наиболее экономичной, в США был пущен ряд промышленных электроустановок, в том числе Ниагарская ГЭС (1895), крупнейшая в те годы.
Тесла одним из первых запатентовал способ надёжного получения токов, которые могут быть использованы в радиосвязи. В 1891 году на публичной лекции Тесла описал и продемонстрировал принципы радиосвязи. В 1893 году вплотную занялся вопросами беспроволочной связи и изобрёл мачтовую антенну.
Поздравляем!!!
победителей конкурсов:
Физическая викторина «Их знали только в лицо…»
Киселев Кирилл 9 «а»класс
На лучшую физическую сказку
Корепина Валентина 7 «а» класс -1 место
Пьянкова Дарья 7 «а» класс -2 место
На лучший кроссворд
Поникарова Яна 7 «а» класс – 1 место
Баданина Анна 7 «а» класс – 2 место
Воронина Анна 7 «а» класс – 3 место
Костина Ксения 7 «б» класс – 3 место
На лучший ребус
Плотникова Екатерина 7 «а» класс – 1 место
Павлова Александра 7 «а» класс – 2 место
Коноплева Елизавета 7«б» класс – 3 место
На лучшие загадки
Шемякин Никита 7 «а» класс – 1 место
Синицина Анастасия 7 «а» класс – 2 место
Рябечков Павел 7«б» класс – 2 место
Парфенов Виктор 7 «а» класс – 3 место
Костина Ксения 7«б» класс – 3 место
Спасибо участникам конкурсов:Чадранцев Даниил, Ларионова Анжела, Бушманова Юлия, Заузольцев Никита, Корепин Дмитрий, Бутусова Наталья, Кучумов Иван, Ботвин Артем, Рыкованова Дарья, Павлова Александра.
Внимание!
1. Любознательные физики 7 классов – объединяйтесь!
28 октября в школе для вас
проводится защита творческой работы «Выращивание кристалла»
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
2. Любознательные физики 10, 11 классов– объединяйтесь!
28 октября в школе для вас
проводится игра «Что, где, когда?»
С собой принести знания, хорошее настроение, умение слышать и слушать других. Желаем удачи!
1.Защита исследовательского проекта: «Выращивание кристаллов из растворов. Исследование их свойств». ( презентация)
Введение
В земле иногда находят камни такой формы, как будто их кто-то тщательно выпиливал. Правильные и совершенные формы этих камней, безукоризненная гладкость их граней поражают нас. Трудно поверить, что такие идеальные многогранники образовались сами, без помощи человека. Вот эти-то камни с природной, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами. Кристаллы, залегающие в земной коре, бесконечно разнообразны. Размеры природных многогранников достигают подчас человеческого роста и более. Встречаются кристаллы-лепестки тоньше бумаги и кристаллы-пласты в несколько метров толщиной. Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые, как иголки, и бывают громадные, как колонны. В некоторых местностях Испании такие кристаллические колонны ставят как столбы для ворот. В музее горного института в Ленинграде хранится кристалл горного хрусталя (кварца) высотой около метра и весом более тонны. Природные формы кристаллов правильны и симметричны, причудливо разнообразны… Мне хочется, чтобы вместе со мной вы приобщились к миру кристаллов и разделили убеждение о том, что этот мир очень красив.
Мир кристаллов – удивительный мир многогранников, привлекающих совершенством и красотой геометрических форм. Это – кристаллы обычной поваренной соли и драгоценные камни, кварц, слюда, кристаллы многих горных пород. Но красота и правильность внешней огранки не обязательное свойство кристаллов. Главное, что их внутреннее строение подчиняется строгим законам симметрии. Так, любой кусок металла состоит из маленьких кристалликов, и в каждом атомы расположены в пространстве строго периодически. Одним из первых, кто выдвинул идею существования кристаллической решетки, был Ньютон. «Нельзя ли предположить, - писал он, - что при образовании… кристалла частицы… установились в строй и в ряды?». Его современник, Христиан Гюйгенс, увидел в этом причину правильной формы кристаллов. Некоторые вещества, имеющие одинаковый химический состав, отличаются по физическим свойствам из-за различия структуры их кристаллических решеток. Кристаллические тела могу быть монокристаллическими и поликристаллическими. Монокристалл - твердое тело, частицы которого образуют единую кристаллическую решетку. Определенный порядок в расположении частиц распределяется на весь объем монокристалла. Его внешняя форма является правильной, углы между внешними гранями оказываются постоянными. К монокристаллам относятся природные кристаллы (кварц, алмаз, турмалин), крупинки соли, сахара, соды. Поликристалл – твердое тело, состоящее из беспорядочно ориентированных монокристаллов. Примерами поликристаллов являются сахар-рафинад, а так же такие металлические изделия как вилки, ложки.
Современная кристаллофизика дает полную геометрическую картину строения реальных кристаллов. Однако почему именно так вырастает тот или иной кристалл, чаще всего объяснить не удается. При росте кристалла атомы находятся в непрерывном тепловом движении и, перебирая разные возможности, как-то находят свое место в кристалле, отвечающее минимуму потенциальной энергии.
Актуальность работы: работа интересная и познавательная. Кристаллы играли и играют до сих пор немаловажную роль в жизни человека. Они обладают оптическими и механическими свойствами, именно поэтому первые линзы, в том числе и для очков, изготавливались из них. Кристаллы до сих пор применяются для изготовления призм и линз оптических приборов. Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках XX века. Кроме того, кристаллы можно выращивать из растворов, расплава, а иногда и из газовой фазы. На кристаллизации основывается производство искусственных кристаллов технического и ювелирного назначения. Кристаллизация помогает выделить отдельные вещества из смесей.
Цель работы: вырастить кристаллы разнообразных веществ из растворов, при различных условиях внешней среды и сравнить их свойства, определить оптимальные условия для выращивания кристаллов.
Для реализации поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи: 1)Приобщиться к миру кристаллов. 2)Вырастить кристаллы из растворов различных веществ, при разнообразных условиях и сравнить их свойства. 3)Изучить свойства кристаллов. 4)Определить роль кристаллов в современном мире.
Объект исследования: способы и условия выращивания кристаллов из растворов.
Предмет исследования: кристаллы медного купороса, поваренной соли, сахара.
Методы исследования: изучение свойств на основе экспериментов.
Кристаллы выращивают из насыщенных (перенасыщенных) растворов веществ на «затравке». Затравкой или центром кристаллизации может являться кристаллик данного вещества или любой другой центр кристаллизации (волокно). Выращивание кристаллов – это искусство. Поэтому получается не все сразу. Немного настойчивости, упорства, аккуратности, и можно стать обладателем красивых кристаллов. В своем экспериментальном задании я попытаюсь выявить наиболее благоприятные условия для роста кристаллов.
Эксперимент №1
Цель: выяснить, как растет кристалл в зависимости от концентрации и температуры раствора CuSO4. Для проведения эксперимента я взяла 3 чистых сосуда, сделала раствор: 60 грамм медного купороса на 70 миллилитров нагретой до 40 градусов воды, и раствор того же вещества с меньшей концентрацией: 40 грамм соли на 70 миллилитров нагретой воды. Профильтровав раствор через фильтровальную бумагу, получила раствор, в котором количество вещества как раз соответствует растворимости при данной температуре; раствор «насытился» и больше он не может поглотить ни крупинки вещества, такой раствор называется насыщенным. Дав раствору остыть, опустила в него «затравки» (кристаллики, полученные из медного купороса заранее) на нити не большой длины. Далее, в течение 6 дней я наблюдала за ростом кристаллов. Все полученные мною данные занесла в таблицу.
Раствор CuSO4. Концентрация - 60 г CuSO4 на 70 мл воды (насыщенный раствор)
10 градусов |
21 градус |
30 градусов |
Кристалл увеличился примерно в 12 раз по сравнению с размером «затравки», за один день. Еще два дня он увеличивался немного в размерах, после чего, рост его прекратился. Кристалл имеет неправильную форму с острыми гранями. Друзы нет. |
Кристалл рос не торопливо, на поверхности жидкости и на стенках сосуда образовалась друза. Постепенно раствор испарялся. За 6 дней затравка превратилась в кристалл Размером меньше, чем первый. Он имеет неправильную форму с острыми гранями. |
Постепенно затравка росла, превращаясь в кристалл. Раствор, из-за высокой температуры, быстро испарялся. В итоге, на 6 день образовался кристалл размером больше чем второй, и друза, наросшая по всей колбе. Кристалл имеет неопределенно форму с нечеткими гранями. |
Раствор CuSO4. Концентрация - 40 г CuSO4 на 70 мл воды (насыщенный раствор)
10 градусов |
21 градус |
30 градусов |
За первые три дня кристалл вырос и превратился в монокристалл. Но еще через 2 дня он перестал расти. |
Кристалл увеличивался в размерах с небольшой скоростью. Форма не определенная - монокристалл с острыми гранями. |
Кристалл рос быстро. В итоге кристалл вырос не очень большой и на нити над ним образовалась друза. Размер кристалла чуть больше второго и он не имеет определенной формы – монокристалл с острыми гранями. |
Эксперимент №2.
1 раствор: 40 г поваренной соли на 70 мл воды, при температуре 40°
2 раствор: 40 г соли CuSO4 на 70 мл воды, при температуре 40°
В полученные растворы опустили «затравку» из поваренной соли и CuSO4 соответственно. Они находились при температуре 10 градусов. Наблюдение за ростом кристаллов продолжалось в течение 5 дней.
Поваренная соль |
CuSO4 |
Сахар |
Образовался маленький монокристалл, не симметричный, но форма, которого напоминала куб. На сосуде вокруг кристалла образовался поликристалл. |
За 5 дней образовался симметричный монокристалл синего цвета. Его размер намного больше, чем размер кристалла поваренной соли. |
На нити образовалось несколько симметричных сросшихся монокристаллов, небольшого размера. |
Вывод: Общее всех кристаллических тел и наших в том числе – наличие кристаллической решетки. Почти все физические свойства – анизотропны в том числе и скорость роста кристалла, поэтому они вырастают в форме многогранников. Если бы скорость роста кристаллов не зависела от направления, была бы во всех направлениях одинаковой, то кристалл рос бы во все стороны одинаково и мог бы иметь только форму шара. Именно потому, что растет он в разные стороны с разными скоростями, и вырастает многогранником.
Таким образом, можно сделать вывод, что скорость роста кристаллов медного купороса больше, чем скорость роста кристаллов поваренной соли и сахара. Анизотропия кристаллического вещества – следствие его правильного внутреннего строения. А внешняя симметричная, многогранная форма образуется из-за анизотропии скоростей роста.
Заключение.
В обычной школьной лаборатории невозможно вырастить большие однородные кристаллы, ведь в комнате температура никогда не остается постоянной, в течение дня она неизбежно колеблется, по крайней мере, на 3 – 4 градуса, а то и больше. А при изменении температуры меняется растворимость вещества и растворы оказываются то недосыщенными то пересыщенными, кристаллы в них то растут, то растворяются. Поэтому большие однородные кристаллы необходимо растить в термостатах, то есть, в установках, в которых, автоматически поддерживается заданная температура. Проведя исследование, я убедилась, что из растворов можно вырастить кристаллы всех тех веществ, которые легко растворяются в воде. Таковы сахар, медный купорос, поваренная соль. Я узнала, что особенно важны в промышленности растворимые в воде кристаллы, широко применяемые в радиотехнике и промышленности.
2.Игра «Что? Где? Когда?»
Цели и задачи мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.
Образовательная:
Повторить, систематизировать знания учащихся;
Расширять кругозор учащихся по предмету;
Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательная:
Воспитать умение и навыки работы в команде;
Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность,
Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающая:
В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
Развить способности логического мышления учащихся;
Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Развивать память, внимание
Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.
Игра представлена в виде видео- презентации
Ход игры:
Ведущий: Добрый день, добрый день дорогие гости! Сегодня, 28 октября 2016 года В нашем интеллектуальном клубе состоится финальная игра «Что, где, когда?» ( звучит музыка). Уважаемые игроки прошу занять свои места за игровым столом. В игре принимают участие 6 человек. Команда садится за игровой стол и выбирает капитана команды. С вами играет команда телезрителей.
Интересы команды «знатоков» защищает директор школы Ф.И.О., интересы команды « телезрителей» защищает председатель профсоюза Ф.И.О. Напомним условия игры.
Условие игры:
Игра ведётся до шести очков;
На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью песочных часов);
После того как время обсуждения завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;
Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;
За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде засчитывается поражение в данном раунде;
Если команда досрочно даёт ответ на вопрос, то она сохраняет дополнительные минуты для обсуждения, которые можно использовать в следующих раундах.
Есть сектор –блиц, в нем три вопрос, если хотя бы на один вопрос нет ответа-то балл присуждается телезрителям.
Итак начинаем первый раунд. ( звучит волчок)
1.(С вами играет жительница Костромской области, самая спортивная участница нашей игры: Ф.И.О.) Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой.
Внимание правильный ответ:
Звук проходит 100 м за 0,2 сек. Иначе спортсмены, услышав выстрел, устремятся вперёд, а хронометристы, стоящие на финише, опоздают включить секундомеры. ( звучит музыка победы или поражения)
2.( с вами играет учащийся нашей школы)Осторожно-листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей.
Внимание правильный ответ: Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам( звучит музыка победы или поражения)
3. (С вами играет коренная Никольчанка, учительница с 40-летним стажем Ф.И.О.)Предшественница электрической лампочки – керосиновая лампа – временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось чёрное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает чёрное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? Почему возникает такая ситуация?
Внимание правильный ответ Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку, образуя пятно над лампой( звучит музыка победы или поражения)
4.( С вами играет выпускница 2000 года нашей школы Ф.И.О.) Почему в сильные морозы деревья трещат?
Внимание правильный ответ В сильный холод замерзают соки в деревьях. При замерзании сок, как и вода, расширяется и разрывает при этом древесину, - трещат сучья раскалываются стволы ( звучит музыка победы или поражения)
5. ( С вами играет учащийся нашей школы) Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей?
Внимание правильный ответ Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила ( звучит музыка победы или поражения)
6.( С вами играет профсоюзный лидер нашей школы Ф.И.О.) Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу?
Внимание правильный ответ В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее ( звучит музыка победы или поражения)
7. ( С вами играет жительница Никольского района Ф.И.О.) Почему нельзя точно установить высоту Эйфелевой башни?
Внимание правильный ответ В жаркий день вершина Эйфелевой башни поднимается выше, чем в холодный.
Ведь высота столь огромного железного сооружения не может быть одинакова при всякой температуре. В теплую солнечную погоду железный материал башни может нагреться в Париже градусов до +40, между тем как в холодный, дождливый день температура его падает до +10°. а зимою до 0°, даже до – 10°
(большие морозы в Париже редки). Как видим, колебания температуры доходят до 40 и более градусов.
При этом высота Эйфелевой башни может колебаться на 12 см) ( звучит музыка победы или поражения)
8.( С вами играет заядлая путешественница Ф.И.О.)Почему в реке над очень глубоким местом уровень воды слегка приподнимается? Внимание правильный ответ: Вода над глубоким местом течёт медленнее, чем на мелководьем
. А так как, согласно принципу Бернулли, при уменьшении скорости
течения жидкости увеличивается давление, то уровень воды над
глубоким местом слегка приподнимается). ( звучит музыка победы или поражения)
9.( С вами играет самый юный участник игры) Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем?
Внимание правильный ответ Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируются на них)
10. ( С вами играет учитель в третьем поколении, дочь военного Ф.И.О.) Почему ночью звуки мы слышим лучше, чем днём?
Внимание правильный ответ Всё дело в неравномерном нагревании воздуха. ( Днём солнце сильнее нагревает тёмный лес, чем пруд и речку. От леса нагревается воздух над деревьями, а тёплый воздух менее плотный, чем холодный. Звук проходит через разные слои воздуха – более и менее плотные. При этом звук меняет своё направление – то уходит, вверх, то ударяется о землю. Ночью, когда температура воздуха равномерна, звуки идут по прямой линии ( звучит музыка победы или поражения)
11.( сектор –блиц) Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»?
Какой учёный с помощью линз и зеркал потопил римский военный флот?
В 1600 г. В Англии вышла книга У. Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом?
Внимание правильный ответ (Ломоносов М.В.)
(Архимед).
Нашу планету Земля. ( звучит музыка победы или поражения)
12.( С вами играет уроженец Алтайского края Ф.И.О.) У артиллеристов есть правило: при стрельбе из орудия открывать рот. На чём основано это странное на первый взгляд правило?
Внимание правильный ответ От выстрела орудия воздух начинает сильно колебаться
и давить на барабанную перепонку. Это давление может порвать её,
и тогда человек оглохнет. Но если открыть рот, воздух из
открытого рта попадает через евстрахиеву трубу в среднее ухо.
Давление воздуха на барабанную перепонку снаружи и изнутри
станет одинаковым, и она не порвётся. ( звучит музыка победы или поражения)
Поздравляем!!!
победителей конкурсов:
Защита творческого проекта «Выращивание кристаллов из растворов. Исследование их свойств»
Рулева Любовь- 11 класс
Игра « Что, где, когда»
Команда «Телезрителей» - 6
«Знатоков» 11 класс -5
Команда «Телезрителей» - 4
«Знатоков» 10 класс - 6
Оформление кабинетов
Выставка рисунков « Инерция в рисунках»