"Неизвестный Гречанинов" Сценарий лекции-концерта к 160-летию со дня рождения композитора
Пояснительная запискаDOCX / 18.32 Кб
«Неизвестный Гречанинов»
Сценарий лекции-концерта к 160-летию со дня рождения композитора
МБУДО «ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока»
Волкова Екатерина Альбертовна
преподаватель теоретических дисциплин
Место проведения: зал ДШИ №8 им. А.В. Воробьёва г. Владивостока
Участники: воспитанники и преподаватели школы
Оборудование: телевизор, ноутбук
Цель: знакомство с творчеством А.Т. Гречанинова
"Неизвестный Гречанинов"PPTX / 10.57 Мб
Задачи:
- расширение кругозора;
- приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;
- развитие познавательной деятельности;
- формирование эстетического восприятия музыки.
Добрый день, дорогие слушатели.
Слайд 1 Мы открываем сезон концертов нашей Музыкальной гостиной, посвященный творчеству выдающихся музыкантов прошлого и современности. Сегодня речь пойдёт о русском композиторе Александре Тихоновиче Гречанинове.
Слайд 2 Композитор писал произведения в различных жанрах. Это - оперы (в том числе и детские), балет, симфонии, камерные произведения, хоры, обработки народных песен, театральная и церковная музыка.
Родился будущий композитор в 1864 году. Родители были музыкальны от природы. Мама часто напевала романсы, отец любил петь церковные песни. Александр с детских лет тянулся к музыке.
Слайд №3 В 14 лет, впервые увидев фортепиано, сразу понял, что это и есть его судьба. С той поры инструмент становится настоящим другом. Лишь в 17 лет Глазунов решил подойти к вопросу получения серьёзного музыкального образования основательно.
Слайд №4 От жены старшего брата Гречанинов узнал о великих музыкантах прошлого и современности, подаривших миру замечательную музыку (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен и другие). Она убедила в необходимости получить музыкальное образование и помогла подготовиться к вступительному экзамену.
Слайды № 5, 6 Гречанинов учился у многих известных музыкантов, сначала в Московской консерватории, а затем продолжил своё обучение в Петербургской консерватории.
Слайды № 7, 8 Его наставниками были выдающиеся метры эпохи, среди которых: Николая Дмитриевич Кашкин, Антон Степанович Аренский, Василий Ильич Сафонов, Сергей Иванович Танеев, Николай Андреевич Римский – Корсаков и другие.
Слайд №9 Велик вклад Гречанинова в детскую музыку и педагогику. Начало работы Гречанинова над музыкой для самых маленьких положила его преподавательская деятельность в Музыкальной школе сестер Гнесиных.
Слайд № 10 «Старшая из сестер – пишет композитор – организовала детский хоровой класс. Несколько песенок Чайковского и Аренского – это все, что существовало тогда в русской музыкальной литературе этого жанра... Елена Фабиановна Гнесина обратилась ко мне с просьбой написать что-нибудь для детей. Я охотно взялся за дело!».
Слайд №11 Детские песни и хоры создавались Гречаниновым на стихи русских поэтов, тексты народных песен и прибауток. Таким был первый сборник «Ай, дуду», за которым последовали «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и другие. Сейчас мы с вами прервёмся и послушаем музыкальный фрагмент.
№1 «Ай, дуду», муз. Гречанинова, слова народные (видео фрагмент)
Слайд № 12 Первые детские пьесы Гречанинова были небольшими и технически несложными, предназначались для начинающих музыкантов. Их композитор, как правило, объединял в «альбомы». Гречанинов написал более 25 фортепианных циклов, среди которых: «Детский альбом», «На зелёном лугу», «День ребёнка», «Стеклянные бусинки», «Дедушкин альбом», «Снежинки», «Тропинки», «Альбом Андрюши» и другие.
Слайд № 13 «Детей я всегда любил, - вспоминал композитор, - и меня никогда не тяготили занятия с ними. С годами постепенно у меня выработалась собственная метода, благодаря которой дети с первых же уроков с увлечением занимались музыкой и делали успехи...».
«С детьми я всегда чувствовал себя равным, - рассказывает также Гречанинов в своей автобиографической книге, - мне не нужно было под них “подделываться».
Большинство детских пьес написано простым музыкальным языком. Круг их образов разнообразен:
- картины природы;
- детские игры и развлечения;
- яркие впечатления;
- эмоциональные состояний, настроения.
Слайд №14 «Детский альбом» А.Т. Гречанинова состоит из 15 пьес, которые» условно можно разделить на несколько мини циклов (по аналогии с «Детским альбомом П.И. Чайковского»).
Слайд № 15 Один из мини циклов включает танцевальные пьесы. Мы прослушаем одну из них. Мазурка - польский трёхдольный народный танец, отличающийся острым ритмом, резкими акцентами на 2 или 3 долю такта. В 19 веке мазурка получила широкое распространение во всех европейских странах в качестве бального танца.
№2 Мазурка из цикла «Детский альбом»
Исп.: Забродина Валерия, 1 класс
Преп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 16 Следующий мини цикл рассказывает о чувствах и настроениях детей. Пьеса «В разлуке» - красочная миниатюра. В ней передаётся детская непосредственность, наивность, чистота, искренность переживаемого.
№3 «В разлуке» из цикла «Детский альбом»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 17 Пьеса «Недовольство» («Заболела няня») пронизана мрачным настроением. Мелодия изложена в левой руке и состоит из мелких мотивов.
№4 «Недовольство» из цикла «Детский альбом»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 18 Пьеса «Необычное происшествие («Страшный рассказ») тонко воплощает растущее чувство тревоги, которое вызванное рассказом о чем-то страшном. Низкий регистр, аккордовый склад фактуры, акценты, всё это придает пьесе таинственность и мрачность.
№5 «Необычное происшествие» из цикла «Детский альбом»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 19 Ещё один мини цикл посвящён играм детей. Марш представляет особую разновидность — это игрушечный марш. Он прост по гармонии и мелодике, написан в трехчастной форме.
№6 Марш из цикла «Детский альбом»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 20 Пьеса «Верхом на лошадке» передаёт ритм скачки. Он не постоянный, прерывистый, лошадка у главного героя игрушечная. Аккорды с акцентами напоминают удары кнута или пришпоривание лошадки.
Музыка среднего раздела рассказывает о том, что всадник сбился с дороги, этому способствует авторская ремарка «Очень далеко заехал». В репризе наездник благополучно возвращается, звучит первоначальная мелодия – яркая и уверенная (указание автора «Но все же благополучно вернулся»).
№7 «Верхом на лошадке» из цикла «Детский альбом»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 21 Пьеса «На лужайке» завершает цикл, связанный с детскими играми и развлечениями. Это игра в «догонялки», быстрая и стремительная.
№8 «На лужайке» из цикла «Детский альбом»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 22 Февральскую революцию Гречанинов встретил, как и многие его современники, с восторгом и даже написал в ее честь «Гимн свободной России» на слова К. Бальмонта. Небольшой фрагмент мы сейчас с вами прослушаем.
№ 9 «Гимн свободной России», слова К. Бальмонта (видео фрагмент)
Слайд № 23 В 1922 году Гречанинов – впервые после революции – оказался за границей. Его произведения исполняются в Праге, Париже, Лондоне, Берлине. Вернувшись в Москву, Александр Тихонович снова думает о зарубежной поездке.
В октябре 1924 года довольно широко отмечалось 60-летие композитора. Концерты прошли в Москве и Петрограде. В 1925 году Гречанинов отправляется в концертную поездку в Париж.
Слайд № 24 Александр Тихонович не открывал новые горизонты в музыке, но всё-таки кое в чем он был новатором. Очень весом его вклад в духовную хоровую музыку. Особое внимание заслуживают сочинения с использованием органа. Новаторским воспринимается использование короля инструментов в православных хоровых произведениях.
Слайд № 25
№ 10 Сугубая ектения из «Демественной литургии» (видео фрагмент)
В Россию Гречанинов больше не вернулся. Решение остаться за границей композитор объяснял, прежде всего, своей не востребованностью в России как духовного композитора.
Слайд № 26 Первые годы пребывания в Париже складывались для Гречанинова довольно успешно. Его произведения исполнялись и издавались, он много гастролировал во многих странах. Но популярность была связана в первую очередь с хоровым творчеством, с духовной музыкой. Гречанинов прожил во Франции 14 лет.
После начала Второй мировой войны Александр Тихонович покидает Европу и поселяется в США. Здесь творчество композитора хорошо было известно благодаря его многочисленным гастролям.
Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму «К победе» (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и «Элегическую поэму памяти героев» (1944).
Слайд № 27 Сейчас мы прослушаем пьесу из цикла «Пастели». Она передаёт душевные переживания человека: неустойчивое настроение, переходящее в безудержный крик.
№ 11 «Жалоба» из цикла «Пастели»
Исп.: Ярцева Светлана Викторовна
24 октября 1944 года в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.
Слайд № 28 Мечтам вернуться на родину не суждено было осуществиться. Умер композитор в возрасте 92 лет.
«За его долгий жизненный путь сколько переменилось в музыкальном мире тенденций, теорий и направлений! Сколько восставало новых имен, шумело, открывало новые пути, которые оказывались тупиками без выхода… Сколько имен погасло и впало в безвестность! А имя Гречанинова теперь уже не вычеркнешь из истории русской музыки, хотя он и не желал блистать новизной технических приемов.
Слайд № 29 Александр Тихонович Гречанинов писал всегда искренне, так как чувствовал. Музыка была для него языком души.
№ 12 «Пьеса»
Исп.: Забродина Елена Григорьевна
Ярцева Светлана Викторовна
Слайд № 30 На этом сегодня всё. До новых встреч, до свидания!
Список информационных источников:
Гимн свободной РоссииMP4 / 29.73 Мб