Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда
«Использование нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя - логопеда » Выполнила: Учитель – логопед КГКОУ ШИ 10 Петрова Н.Г.
Основная цель: коррекция проблем психического развития нейропсихологическими методами Задачи Функциональная активация подкорковых образований мозга Стабилизация эмоциональной регуляции Обеспечение и регуляция общего энергетического активационнго фона, на котором развиваются все психические функции Стабилизация межполушарного взаимодействия Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела Развитие высших психических функций
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия.
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Двуручное рисование. Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Л (любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком. Выкладывание цветными магнитами. Одновременно двумя руками просим ребенка выложить буквы разными цветами или написать одновременно двумя руками простые слова
Двуручные упражнения для развития межполушарных связей Одновременно показать и назвать букву Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор Одновременно писать буквы или цифры
Игры на выкладывание одновременно двумя руками Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п. Выкладывание букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой – З, а левой Ж Выкладываем картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.
Корреционные нейроигры При дифференциации звуков, например С и Ш логопед ставит перед ребенком задачу, если он услышит звук С, то берет камушек зеленого цвета левой рукой, если услышит звук Ш – то красный камень - правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно. Игра: «Поймай звук» Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: Правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Руки можно чередовать, а можно делать работу одновременно. Игра: «Собери дорожку к мышкам»
Выкладывание букв или цифр из палочек одновременно двумя руками. С помощью таких нейроупражнений игр и упражнений ребенок не только запоминает буквы или цифры, но и учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь.
Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый камушек или помпон. Нейроигры с пинцетом На дифференциацию звуков в словах. Если услышишь Ж берешь правой рукой желтый помпон, если З левой рукой – зеленый.
При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ)
Виды нейроупражнений
Нейроупражнения при автоматизации звуков «Печка» «Колечко» «Червячок» «Зайка»
«Ухо-нос» «Ухо-нос» Упражнение применяю при автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках Упражнение «Ухо-нос» способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.
«Кулак-ребро -ладонь» Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук Ж — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Упражнение: «Скакалка» Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Прыгая как на скакалке,у детей развивается способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Например при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку, скачет на одной (ла,ла), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).
Упражнение «Зеркало» Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук, ног или позу, которую он видит на картинке или ему показывает учитель. Для этого ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей, развитию координации движения.
«Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Использую эту игру при автоматизации звуков в словах и чистоговорках.
Игры с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку) 1 вариант: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук Ш то сверху правая рука, если Ж – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.
Задания могут быть такими: -если услышишь звук Ш, сожми колечко правой рукой, если Ж– левой, если Ч то двумя руками. - при проговаривании чистоговорок на автоматизацию звука, задается определенный ритм, который ребенок должен повторить, сжимая колечко. - при определении места звука в слове, ребенку предлагается сжать правой рукой, если услышит звук в начале слова, и левой если звук находится в конце. Применение эспандеров в коррекционной работе. Использую эспандеры при дифференциации звуков, их автоматизации, выделении в словах, в определении места звука в слове.
Ауриколотерапия, как метод стимулирования мозговой деятельности.
Оригами - способствует концентрации внимания, имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения. Оно стимулирует развитие речи, памяти и активизирует мыслительные процессы, развивает мелкую моторику пальцев рук. Это упражнение положительно сказывается на зрительно-моторной координации, логическом мышлении и воображении, а так же способствует развитию межполушарных связей. Упражнения для формирования и развития межполушарных связей
Чка-чка-чка бегает собачка. Чку-чку-чку – я люблю собачку. Мы лисичку смастерили, вместе звуки повторили Мы собачку собираем сразу звуки закрепляем Са-са са – в лесу живет лиса Су су су – я сделала лису. Коалу сделали мы сами, она поможет со слогами. Ла-ла-ла – у нас коала Лу-лу-лу – сделал сам коалу. Оригами как один из приемов нейроупражнений в коррекционной работе логопеда.