Задания на тему «Некрасовский диктант»

5
0
Материал опубликован 14 February 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4» г. Малая Вишера Новгородской области


 


 


 

Некрасовский диктант.

Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых


 

Составители: учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Забелина Ольга Игоревна и Агеева Татьяна Ивановна

 

Сложно представить человека, который не был бы знаком с поэзией Н.А.Некрасова. В его стихах живет боль о судьбе народа и чувство любви к родному краю. Данная публикация – дань памяти великому национальному поэту, 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году. Целью диктанта является популяризация творчества Н.А. Некрасова, чья биография теснейшим образом связана с Новгородской областью.
 

«t1613334863aa.jpg Стремление же его к народу столь высоко,

что ставит его как поэта на высшее место»

Ф.М. Достоевский


 

 

 

 

НЕКРАСОВСКИЙ ДИКТАНТ

Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых

 

ФИО ________________________________________________

Место учебы, работы __________________________________

Город ________________________________________________


 

1. Прочитайте отрывок из статьи о Н.А. Некрасове, вставьте пропущенные слова

Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821, Немиров, Подольская губерния, — 8 января 1878 , Санкт- Петербург) — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.

С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «……………………..», с 1868 года — редактор журнала «……………………………. записки». По взглядам его причисляют к «революционным ……………………….»

2. Восстановите строчки стихотворений Н.А. Некрасова, вставив на месте пропусков недостающие слова:

1) И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под узцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке ......................,

В больших рукавицах, а сам ………… !

2) Скучно! Скучно! Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, ……………. , запой

Про ……………………….. набор и разлуку.

3) Что ты …………… глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило ……………. тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

4) Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не сделал в жизни зла.

Жена моя, закрыв лицо ……….. ,

Под вечерок к ……………….. пошла.

5) Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били ……………… кнутом,

крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

……………… твоя родная!»

6) Суров ты был, ты в молодые годы

Умел ……………… страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты ……………….. .

7) Пускай нам говорит изменчивая …………..,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, …………….! не стареет она!

8) Выдь на Волгу! Чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас ……………. зовется –

То …………. идут бечевой!

9) Поэтом можешь ты не быть,

Но …………………. быть обязан!

3. Название какого произведения Н.А. Некрасова ассоциируется с данными словами: дорога, счастье, пир, помещик, холоп, богатырь, ярмарка, жизнь, ключи?

Ответ: _______________________________________

4. Соотнесите произведение Н.А. Некрасова и жанр

Название произведения

Жанр

«Русские женщины»

сказка

«Поэт и гражданин»

стихотворение

«Баба-Яга, костяная нога»

пьеса

«Размышления у парадного подъезда»

элегия

«Актер»

роман о путешествиях

«Три стороны света»

поэма

5. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Вставьте пропущенные буквы в глаголы, выделите окончания, укажите спряжение

Тем часом птенчик крохотный,

Помалу, по полсаженки,

Низком перелетаючи,

К костру подобрался.

Поймал его Пахомушка,

Поднес к огню, разглядывал

И молвил: «Пташка малая,

А ноготок востер!

Дыхну – с ладони скат…шься,

Чихну – в огонь укат…шься,

Щелкну – мертва покат…шься,

А все ж ты, пташка малая,

Сильнее мужика!

Окрепнут скоро крылышки,

Тю-тю! куда ни вздума…шь,

Туда и полетишь!

Ой ты, пичуга малая!

Отдай свои нам крылышки,

Все царство облетим,

Посмотр…м, поразведа…м,

Поспрос…м – и дозна…мся:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?»

6. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель  — российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей. В 1842—1855 годах — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. В каком стихотворении Н.А. Некрасова есть упоминание об этом человеке?

t1613334863ab.jpgОтвет ______________________________________


 

НЕКРАСОВСКИЙ ДИКТАНТ

Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых

Ключи

1. Современник, Отечественные, демократам

За каждое правильно вставленное слово 1 балл. Слово не вставлено или вставлено неверное слово 0 балл. Максимальное количество баллов за задание3 балла

2. Восстановите строчки стихотворений Н.А. Некрасова, вставив на месте пропусков недостающие слова:

1) И шествуя важно, в спокойствии чинном

Лошадку ведет под узцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном

В больших рукавицах, а сам с ноготок !

2) Скучно! Скучно! Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку.

3) Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

4) Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не сделал в жизни зла.

Жена моя, закрыв лицо вуалью,

Под вечерок к любовнику пошла.

5) Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

6) Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать .

7) Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна.

Не верьте, юноши! не стареет она!

8) Выдь на Волгу! Чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!

9) Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

За каждое правильно вставленное слово 1 балл. Слово не вставлено или вставлено неверное слово 0 балл. Максимальное количество баллов за задание17 баллов

3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Название указано верно – 2 балла, неверно или не указано – 0 баллов. Указан жанр «поэма» - 2 балла. Жанр не указан или указан неверно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4 балла

4. Соотнесите произведение Н.А. Некрасова и жанр

Название произведения

Жанр

«Русские женщины»

поэма

«Поэт и гражданин»

элегия

«Баба-Яга, костяная нога»

сказка

«Размышления у парадного подъезда»

стихотворение

«Актер»

пьеса

«Три стороны света»

роман о путешествиях

За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов

5. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Вставьте пропущенные буквы в глаголы, выделите окончания, укажите спряжение

Тем часом птенчик крохотный,

Помалу, по полсаженки,

Низком перелетаючи,

К костру подобрался.

Поймал его Пахомушка,

Поднес к огню, разглядывал

И молвил: «Пташка малая,

А ноготок востер!

Дыхну – с ладони скатИшься, (2 спр.)

Чихну – в огонь укатИшься, (2 спр.)

Щелкну – мертва покатИшься, (2 спр.)

А все ж ты, пташка малая,

Сильнее мужика!

Окрепнут скоро крылышки,

Тю-тю! куда ни вздумаЕшь, (1 спр.)

Туда и полетишь!

Ой ты, пичуга малая!

Отдай свои нам крылышки,

Все царство облетим,

ПосмотрИм, (2 спр.) поразведаЕм, (1 спр.)

ПоспросИм (2 спр.)– и дознаЕмся (1 спр.):

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?»

За каждый правильный ответ 1 балл (правильно вставлена буква – 0,5 б верно указано спряжение – 0,5 б.) Максимальное количество баллов за задание8 баллов

6. «Железная дорога»

Правильный ответ – 1 балл. Ответ не дан или дан неверный ответ – 0 баллов. Есть указание на эпиграф, в котором встречается упоминание о графе – 1 балл. Нет указания на эпиграф – 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание – 2 балла.

Максимальное количество баллов за диктант – 40 баллов

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.