Задания на тему «Некрасовский диктант»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 4» г. Малая Вишера Новгородской области
Некрасовский диктант.
Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых
Составители: учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории Забелина Ольга Игоревна и Агеева Татьяна Ивановна
Сложно представить человека, который не был бы знаком с поэзией Н.А.Некрасова. В его стихах живет боль о судьбе народа и чувство любви к родному краю. Данная публикация – дань памяти великому национальному поэту, 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году. Целью диктанта является популяризация творчества Н.А. Некрасова, чья биография теснейшим образом связана с Новгородской областью.
« Стремление же его к народу столь высоко,
что ставит его как поэта на высшее место»
Ф.М. Достоевский
НЕКРАСОВСКИЙ ДИКТАНТ
Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых
ФИО ________________________________________________
Место учебы, работы __________________________________
Город ________________________________________________
1. Прочитайте отрывок из статьи о Н.А. Некрасове, вставьте пропущенные слова
Николай Алексеевич Некрасов (10 декабря 1821, Немиров, Подольская губерния, — 8 января 1878 , Санкт- Петербург) — русский поэт, прозаик и публицист, классик русской литературы.
С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «……………………..», с 1868 года — редактор журнала «……………………………. записки». По взглядам его причисляют к «революционным ……………………….»
2. Восстановите строчки стихотворений Н.А. Некрасова, вставив на месте пропусков недостающие слова:
1) И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под узцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке ......................,
В больших рукавицах, а сам ………… !
2) Скучно! Скучно! Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, ……………. , запой
Про ……………………….. набор и разлуку.
3) Что ты …………… глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило ……………. тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
4) Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо ……….. ,
Под вечерок к ……………….. пошла.
5) Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били ……………… кнутом,
крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
……………… твоя родная!»
6) Суров ты был, ты в молодые годы
Умел ……………… страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты ……………….. .
7) Пускай нам говорит изменчивая …………..,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, …………….! не стареет она!
8) Выдь на Волгу! Чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас ……………. зовется –
То …………. идут бечевой!
9) Поэтом можешь ты не быть,
Но …………………. быть обязан!
3. Название какого произведения Н.А. Некрасова ассоциируется с данными словами: дорога, счастье, пир, помещик, холоп, богатырь, ярмарка, жизнь, ключи?
Ответ: _______________________________________
4. Соотнесите произведение Н.А. Некрасова и жанр
Название произведения |
Жанр |
«Русские женщины» |
сказка |
«Поэт и гражданин» |
стихотворение |
«Баба-Яга, костяная нога» |
пьеса |
«Размышления у парадного подъезда» |
элегия |
«Актер» |
роман о путешествиях |
«Три стороны света» |
поэма |
5. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Вставьте пропущенные буквы в глаголы, выделите окончания, укажите спряжение
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скат…шься,
Чихну – в огонь укат…шься,
Щелкну – мертва покат…шься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздума…шь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотр…м, поразведа…м,
Поспрос…м – и дозна…мся:
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
6. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель — российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей. В 1842—1855 годах — главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий. В каком стихотворении Н.А. Некрасова есть упоминание об этом человеке?
Ответ ______________________________________
НЕКРАСОВСКИЙ ДИКТАНТ
Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых
Ключи
1. Современник, Отечественные, демократам
За каждое правильно вставленное слово – 1 балл. Слово не вставлено или вставлено неверное слово – 0 балл. Максимальное количество баллов за задание – 3 балла
2. Восстановите строчки стихотворений Н.А. Некрасова, вставив на месте пропусков недостающие слова:
1) И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под узцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах, а сам с ноготок !
2) Скучно! Скучно! Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку.
3) Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
4) Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не сделал в жизни зла.
Жена моя, закрыв лицо вуалью,
Под вечерок к любовнику пошла.
5) Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
6) Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать .
7) Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она!
8) Выдь на Волгу! Чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!
9) Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
За каждое правильно вставленное слово – 1 балл. Слово не вставлено или вставлено неверное слово – 0 балл. Максимальное количество баллов за задание – 17 баллов
3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Название указано верно – 2 балла, неверно или не указано – 0 баллов. Указан жанр «поэма» - 2 балла. Жанр не указан или указан неверно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4 балла
4. Соотнесите произведение Н.А. Некрасова и жанр
Название произведения |
Жанр |
«Русские женщины» |
поэма |
«Поэт и гражданин» |
элегия |
«Баба-Яга, костяная нога» |
сказка |
«Размышления у парадного подъезда» |
стихотворение |
«Актер» |
пьеса |
«Три стороны света» |
роман о путешествиях |
За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов - 6 баллов
5. Прочитайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Вставьте пропущенные буквы в глаголы, выделите окончания, укажите спряжение
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднес к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востер!
Дыхну – с ладони скатИшься, (2 спр.)
Чихну – в огонь укатИшься, (2 спр.)
Щелкну – мертва покатИшься, (2 спр.)
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаЕшь, (1 спр.)
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
ПосмотрИм, (2 спр.) поразведаЕм, (1 спр.)
ПоспросИм (2 спр.)– и дознаЕмся (1 спр.):
Кому живется счастливо,
Вольготно на Руси?»
За каждый правильный ответ – 1 балл (правильно вставлена буква – 0,5 б верно указано спряжение – 0,5 б.) Максимальное количество баллов за задание – 8 баллов
6. «Железная дорога»
Правильный ответ – 1 балл. Ответ не дан или дан неверный ответ – 0 баллов. Есть указание на эпиграф, в котором встречается упоминание о графе – 1 балл. Нет указания на эпиграф – 0 баллов. Максимальное количество баллов за задание – 2 балла.
Максимальное количество баллов за диктант – 40 баллов