Мероприятие «Неожиданные встречи с биологией» для 9-10 классов
Неожиданные встречи с биологией.
Цель: увлечь обучающихся биологией, показать практичность биологических знаний, раскрыть обучающимся метапредметные связи, тем самым создав заинтересованность и мотивированность в изучении биологии.
Целевая аудитория: обучающиеся 9-10 классов.
Ход мероприятия.
1. Видеоролик из школьной жизни:
Ученик №1: (Очень огорчённо отвечает учительнице) Да не нужна мне Ваша биология! Я не собираюсь её сдавать, я не буду врачом…я, между прочим, буду юристом!
Ученик №2: А я настолько далёк от биологии, как и моя будущая карьера в туристическом бизнесе…
Ученица №3: А мне кроме кино ничего не интересно…(Напевает) «Она была актрисою, и даже за кулисами…»
Ученик №4: Что вы на меня смотрите?.. Я – технарь, а не ботаник, все мои мысли о технике…о своей лаборатории…
Ученица №5: (застенчиво) А я удачно выйду замуж и буду домохозяйкой…
2. Звучит музыка, появляется Госпожа Мудрость.
Мудрость: Я - Мудрость, обитаю с благоразумием…
Правители с моею помощью
творят свои законы.
Все добрые правители земли
Используют меня в своём правлении.
Я тех люблю, кто меня любит,
И тот, кто ищет, тот меня найдёт.
Я приношу богатство и успех,
И честь, и славу.
Мои дары дороже золота и лучше
Серебра чистейшего.
Веду людей я правильным путём,
Тропою справедливости.
Теперь послушайте меня.
Вы будете счастливы,
Если пойдёте моими путями.
Слушайте мои наставления
И будьте мудры,
Не отказывайтесь слушать.
Я приглашаю Вас пройти со мной по дороге Разума.
Мы отправляемся в путешествие в Лилипутию, где все вы – Гулливеры…
3. Гулливеры в Лилипутии. (предварительно подготовили делянки для групп размером 1м×1м)
Все участники разбиваются на туристические группы и сопровождаются «гидами» (они могут снабдить лупами «туристов») в школьный двор, в парковую часть. Каждой группе предлагают найти как можно больше «лилипутов» (растения, беспозвоночные и позвоночные животные, грибы, лишайники и т.д.), зарисовать и/или сфотографировать их на земельном участке размером 1м2.
После этого туристическим группам представляют время подготовить и представить туристическую рекламу заповедного уголка Лилипутии.
4.Исковое заявление.
Ученик – юрист: Да! Дела! Тебе, мой друг точно придётся изучать биологию, чтобы обеспечить не только интересные туристические маршруты, но и безопасные! Иначе…неизбежать судебных исков, поверь, я знаю, о чём говорю…
Хорошо, что мне не надо в это вникать…
Мудрость: Вас ждут клиенты в вашей адвокатской конторе… Входит секретарь и зачитывает
В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Вам пообещали солидное вознаграждение за быстрое решение этой проблемы.
Определите родителей обоих детей.
Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа.
Женщина хочет знать, какое решение должен вынести суд?
Каждая группа решает задачку и представляет свой вариант решения проблемы.
Ученица – обеспеченная домохозяйка: Ой, как у вас всё сложно…Самое главное – погода в доме…Обязательно заведу котика, черепахового. Как же я забыла! Подруга не знает, как определить их пол… Помогите определить генотип кошки, фенотип кота, а также пол черепахового и чёрных котят.
У кошек и котов ген чёрной окраски шерсти (А) и рыжей окраски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование – черепаховую окраску (АВ). От чёрной кошки родились черепаховый и два чёрных котёнка.
После решения задач юрист зачитывает как приговор: ты никогда не будешь иметь черепахового котика! Черепаховыми могут быть только кошечки, т.к. ген черепаховой окраски передается при сочетании генов: Ха и/или ХА , а у котов только одна такая комбинация.
Ученица – обеспеченная домохозяйка: Ой, какая досада!!! Никуда без биологии! Детей без биологии не родить! В отпуск не съездить! Даже в юридическом консультировании надо иметь биологические познания! Устала я! Пойдемте в кино!!!
(Просит внести афиши)
АФИША №1 АФИША №2
ДИВИРГЕНТ ЭВОЛЮЦИЯ БОРНА
ТЕРМИНАТОР ДЕНЬ СУРКА
МАТРИЦА ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД
ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА КНИГА ДЖУНГЛЕЙ
Ученица – обеспеченная домохозяйка: Кто – нибудь мне может перевести с русского на русский эти слова? Что всё это значит? Помогите мне сделать выбор, пожалуйста…
Группы расходятся по местам и со своими «гидами – консультантами» готовят «переводы» этих слов, давая биологические определения и соотнося их с возможным смыслом кинофильма.
Ученица – обеспеченная домохозяйка: (восхищённо) Какие вы умные! Откуда вы всё это знаете?
Ученик – инженер: Учи биологию, красавица! И жизнь будет прекрасна!
(Обращаясь к Мудрости) А чем вы хотите убедить меня, что инженеру нужна старушка – биология?
Мудрость: Мы отправляемся в ПрироЛабораторию. Внесите инструменты и прототипы! Выполните предложенные задания и защитите свою работу.
Консультанты вносят для каждой группы свой набор:
ПРОТОТИП: ИНСТРУМЕНТЫ: ЗАДАНИЕ:
1. Лист растения Спички в коробке Построить крышу дома
(Каркас дома приготовили заранее из любого материала)
2. Рак с клешнями Плоскогубцы Продемонстрировать работу
3. Бегемот Детали конструктора Закончить модель конструктора
4. Осьминог Присоска Продемонстрировать работу
Ученик – инженер: Эврика! Я понял! Это же бионика! Даааааааа! Не зря символом бионики выбрали скальпель, скрещённый с паяльником, соединённые в центре знаком интеграла.
Мудрость: А девиз бионики: "Живые прототипы - ключ к новой технике!"
(обращается к ученице - актрисе) Настал ваш звёздный час. Я предлагаю вам красочно и увлекательно прочитать сценарий спектакля, а присутствующие здесь будут в нём актёры. (интерактивная сценка «Я тебя съем, или Круговорот пищи в природе»)
Необходимо выбрать актёров: птица, семечко, почва, дождевая вода, свет солнца, воздух, минеральные вещества, цветок, нектар, бабочка, лягушка, змея, ястреб, насекомые, грибки.
Текст интерсценки:
«Однажды над небольшой полянкой в глубине леса пролетела птица и выронила из своего клюва семечко. Оно попало в почву. Тут же дождевая вода, свет солнца и воздух принялись питать и взращивать его. Семечко росло, его корни впитывали растворённые в земле минеральные вещества. Свет солнца укреплял цветок, и он начал раскрывать свои лепестки. С помощью почвы, минеральных веществ, воды и солнечного света внутри него появился нектар. Подлетела бабочка и выпила его. Теперь нектар был внутри неё, а в нём – минеральные вещества, свет солнца и вода. Лягушка поглотила бабочку, а вместе с ней нектар и немного почвы, свет солнца и воду. Вскоре лягушку поймала голодная змея, съела свою жертву, а с ней и бабочку, нектар, минеральные вещества из почвы, солнечный свет, воздух и воду. После трапезы змея устроилась на выступе скалы, чтобы погреться на солнышке. Но её схватил пролетевший мимо ястреб и тут же проглотил. Внутри него оказалась змея, а в ней лягушка и бабочка, нектар и минералы из почвы, свет солнца, воздух, вода. Дожив до почтенного возраста, ястреб умер, и его тело упало в лесу. Ему помогли разложиться насекомые и грибки, после чего через останки ястреба все питательные вещества вернулись в почву. Некоторое время спустя над этим местом летела птица и выронила из клюва семечко…»
Ученица – актриса: (обращаясь к Мудрости) Спасибо Вам! Я совсем упустила из вида, что природа полна образов, которые обогатят любого актёра, режиссёра, художника, поэта, музыканта… Искусство природы – источник вдохновения! Чтобы им пользоваться надо познавать окружающий мир, а значит Биологию…
Мудрость: (держит клубок толстых ниток или верёвку и таблички с надписями: солнце, почва, различные растения и животные, люди, дома, заводы, машины, т.е. то, что приемлемо для конкретной местности) Я приглашаю Вас создать круг. Выберите себе таблички и наденьте их. А теперь «Солнце» берёт конец нитки или верёвки и разматывает клубок дальше.
Все участники оказываются связаны друг с другом, что символизирует взаимосвязь всего живого и неживого. Эти взаимосвязи можно обсудить. Можно попросить кого-либо пошевелить нитку. Если кто-то ощутит колебание, тоже должен шевелить нитку.
Мудрость: «Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья». (Хосе́ Хулиа́н Марти́). Желаю Вам обрести крылья и научиться ими пользоваться, и помощницей в этом вам будет БИОЛОГИЯ!
Список литературы:
1. Сборник задач по генетике с решениями; © Издательство "Лицей"© Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.
Уманец Ольга Алексеевна
Бондаренко Марина Владимировна
Дьячкова Наталья Анатольевна