Мероприятие «Неожиданные встречи с биологией» для 9-10 классов

21
3
Материал опубликован 27 April 2016

Неожиданные встречи с биологией.

Цель: увлечь обучающихся биологией, показать практичность биологических знаний, раскрыть обучающимся метапредметные связи, тем самым создав заинтересованность и мотивированность в изучении биологии.

Целевая аудитория: обучающиеся 9-10 классов.

 

Ход мероприятия.

1. Видеоролик из школьной жизни:

Ученик №1: (Очень огорчённо отвечает учительнице) Да не нужна мне Ваша биология! Я не собираюсь её сдавать, я не буду врачом…я, между прочим, буду юристом!

Ученик №2: А я настолько далёк от биологии, как и моя будущая карьера в туристическом бизнесе…

Ученица №3: А мне кроме кино ничего не интересно…(Напевает) «Она была актрисою, и даже за кулисами…»

Ученик №4: Что вы на меня смотрите?.. Я – технарь, а не ботаник, все мои мысли о технике…о своей лаборатории…

Ученица №5: (застенчиво) А я удачно выйду замуж и буду домохозяйкой…

2. Звучит музыка, появляется Госпожа Мудрость.

Мудрость: Я - Мудрость, обитаю с благоразумием…

Правители с моею помощью

творят свои законы.

Все добрые правители земли

Используют меня в своём правлении.

Я тех люблю, кто меня любит,

И тот, кто ищет, тот меня найдёт.

Я приношу богатство и успех,

И честь, и славу.

Мои дары дороже золота и лучше

Серебра чистейшего.

Веду людей я правильным путём,

Тропою справедливости.

Теперь послушайте меня.

Вы будете счастливы,

Если пойдёте моими путями.

Слушайте мои наставления

И будьте мудры,

Не отказывайтесь слушать.

Я приглашаю Вас пройти со мной по дороге Разума.

Мы отправляемся в путешествие в Лилипутию, где все вы – Гулливеры…

3. Гулливеры в Лилипутии. (предварительно подготовили делянки для групп размером 1м×1м)

Все участники разбиваются на туристические группы и сопровождаются «гидами» (они могут снабдить лупами «туристов») в школьный двор, в парковую часть. Каждой группе предлагают найти как можно больше «лилипутов» (растения, беспозвоночные и позвоночные животные, грибы, лишайники и т.д.), зарисовать и/или сфотографировать их на земельном участке размером 1м2.

После этого туристическим группам представляют время подготовить и представить туристическую рекламу заповедного уголка Лилипутии.

4.Исковое заявление.

Ученик – юрист: Да! Дела! Тебе, мой друг точно придётся изучать биологию, чтобы обеспечить не только интересные туристические маршруты, но и безопасные! Иначе…неизбежать судебных исков, поверь, я знаю, о чём говорю…

Хорошо, что мне не надо в это вникать…

Мудрость: Вас ждут клиенты в вашей адвокатской конторе… Входит секретарь и зачитывает

В родильном доме перепутали двух детей. Первая пара родителей имеет I и II группы крови, вторая пара – II и IV. Один ребенок имеет II группу, а второй – I группу. Вам пообещали солидное вознаграждение за быстрое решение этой проблемы.

Определите родителей обоих детей.

Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа.

Женщина хочет знать, какое решение должен вынести суд?

Каждая группа решает задачку и представляет свой вариант решения проблемы.

Ученица – обеспеченная домохозяйка: Ой, как у вас всё сложно…Самое главное – погода в доме…Обязательно заведу котика, черепахового. Как же я забыла! Подруга не знает, как определить их пол… Помогите определить генотип кошки, фенотип кота, а также пол черепахового и чёрных котят.

У кошек и котов ген чёрной окраски шерсти (А) и рыжей окраски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование – черепаховую окраску (АВ). От чёрной кошки родились черепаховый и два чёрных котёнка.

После решения задач юрист зачитывает как приговор: ты никогда не будешь иметь черепахового котика! Черепаховыми могут быть только кошечки, т.к. ген черепаховой окраски передается при сочетании генов: Ха и/или ХА , а у котов только одна такая комбинация.

Ученица – обеспеченная домохозяйка: Ой, какая досада!!! Никуда без биологии! Детей без биологии не родить! В отпуск не съездить! Даже в юридическом консультировании надо иметь биологические познания! Устала я! Пойдемте в кино!!!

(Просит внести афиши)

АФИША №1                                                                    АФИША №2

ДИВИРГЕНТ                                                        ЭВОЛЮЦИЯ БОРНА

ТЕРМИНАТОР                                                      ДЕНЬ СУРКА

МАТРИЦА                                                           ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД

ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА                                     КНИГА ДЖУНГЛЕЙ

Ученица – обеспеченная домохозяйка: Кто – нибудь мне может перевести с русского на русский эти слова? Что всё это значит? Помогите мне сделать выбор, пожалуйста…

Группы расходятся по местам и со своими «гидами – консультантами» готовят «переводы» этих слов, давая биологические определения и соотнося их с возможным смыслом кинофильма.

Ученица – обеспеченная домохозяйка: (восхищённо) Какие вы умные! Откуда вы всё это знаете?

Ученик – инженер: Учи биологию, красавица! И жизнь будет прекрасна!

(Обращаясь к Мудрости) А чем вы хотите убедить меня, что инженеру нужна старушка – биология?

Мудрость: Мы отправляемся в ПрироЛабораторию. Внесите инструменты и прототипы! Выполните предложенные задания и защитите свою работу.

Консультанты вносят для каждой группы свой набор:

ПРОТОТИП:                                    ИНСТРУМЕНТЫ:                                       ЗАДАНИЕ:

1. Лист растения                      Спички в коробке                       Построить крышу дома

(Каркас дома приготовили заранее из любого материала)

2. Рак с клешнями                        Плоскогубцы                      Продемонстрировать работу

3. Бегемот                               Детали конструктора          Закончить модель конструктора

4. Осьминог                                     Присоска                       Продемонстрировать работу

Ученик – инженер: Эврика! Я понял! Это же бионика! Даааааааа! Не зря символом бионики выбрали скальпель, скрещённый с паяльником, соединённые в центре знаком интеграла.

Мудрость: А девиз бионики: "Живые прототипы - ключ к новой технике!"

(обращается к ученице - актрисе) Настал ваш звёздный час. Я предлагаю вам красочно и увлекательно прочитать сценарий спектакля, а присутствующие здесь будут в нём актёры. (интерактивная сценка «Я тебя съем, или Круговорот пищи в природе»)

Необходимо выбрать актёров: птица, семечко, почва, дождевая вода, свет солнца, воздух, минеральные вещества, цветок, нектар, бабочка, лягушка, змея, ястреб, насекомые, грибки.

Текст интерсценки:

«Однажды над небольшой полянкой в глубине леса пролетела птица и выронила из своего клюва семечко. Оно попало в почву. Тут же дождевая вода, свет солнца и воздух принялись питать и взращивать его. Семечко росло, его корни впитывали растворённые в земле минеральные вещества. Свет солнца укреплял цветок, и он начал раскрывать свои лепестки. С помощью почвы, минеральных веществ, воды и солнечного света внутри него появился нектар. Подлетела бабочка и выпила его. Теперь нектар был внутри неё, а в нём – минеральные вещества, свет солнца и вода. Лягушка поглотила бабочку, а вместе с ней нектар и немного почвы, свет солнца и воду. Вскоре лягушку поймала голодная змея, съела свою жертву, а с ней и бабочку, нектар, минеральные вещества из почвы, солнечный свет, воздух и воду. После трапезы змея устроилась на выступе скалы, чтобы погреться на солнышке. Но её схватил пролетевший мимо ястреб и тут же проглотил. Внутри него оказалась змея, а в ней лягушка и бабочка, нектар и минералы из почвы, свет солнца, воздух, вода. Дожив до почтенного возраста, ястреб умер, и его тело упало в лесу. Ему помогли разложиться насекомые и грибки, после чего через останки ястреба все питательные вещества вернулись в почву. Некоторое время спустя над этим местом летела птица и выронила из клюва семечко…»

Ученица – актриса: (обращаясь к Мудрости) Спасибо Вам! Я совсем упустила из вида, что природа полна образов, которые обогатят любого актёра, режиссёра, художника, поэта, музыканта… Искусство природы – источник вдохновения! Чтобы им пользоваться надо познавать окружающий мир, а значит Биологию…

Мудрость: (держит клубок толстых ниток или верёвку и таблички с надписями: солнце, почва, различные растения и животные, люди, дома, заводы, машины, т.е. то, что приемлемо для конкретной местности) Я приглашаю Вас создать круг. Выберите себе таблички и наденьте их. А теперь «Солнце» берёт конец нитки или верёвки и разматывает клубок дальше.

Все участники оказываются связаны друг с другом, что символизирует взаимосвязь всего живого и неживого. Эти взаимосвязи можно обсудить. Можно попросить кого-либо пошевелить нитку. Если кто-то ощутит колебание, тоже должен шевелить нитку.

Мудрость: «Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья». (Хосе́ Хулиа́н Марти́). Желаю Вам обрести крылья и научиться ими пользоваться, и помощницей в этом вам будет БИОЛОГИЯ!

 

Список литературы:

1. Сборник задач по генетике с решениями; © Издательство "Лицей"© Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.

2. http://ppt4web.ru/biologija/bionika7.html

4. https://otvet.mail.ru/question/55509916

Комментарии

Спасибо, коллеги, за высокую оценку!

26 May 2016

Так держать! Успехов!!!!

9 January 2018

Очень необычное и интересное мероприятие, Ольга Алексеевна! Спасибо!!!

30 January 2019