Внеклассное мероприятие «Сумка знаний» (9–10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное мероприятие «Сумка знаний».
Цель: активизация познавательной деятельности учащихся посредством игры.
Задачи:
1. Развитие умений осознавать свои индивидуальные возможности и стремление к самосовершенствованию.
2.В ходе обсуждения предложенных ситуаций, заданий способствовать расширению кругозора учащихся.
3.Способствовать развитию речи, внимания, фантазии, памяти, воображения.
4. Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся.
УУД
Личностные: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Познавательные: умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; умение устанавливать причинно - следственные связи, строить логичные рассуждения и делать выводы.
Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: умение самостоятельно определять цели, задачи и планировать пути достижения; поиск, анализ и отбор нужной информации.
Форма проведения: театрализованное представление-спектакль.
Участники: учащиеся 8-9 классов.
Время: 60 мин.
Место проведения: актовый зал или кабинет физики.
Предварительная работа: разучивание текста, подготовка декораций, костюмов, материалов к спектаклю, подготовка презентации.
Действующие лица.
Ведущий;
Сигма – ученица школы, отличница;
Веди – профессор;
Шерлок Холмс – детектив;
Доктор Уотсон – друг Холмса;
Неизвестный;
Сторож музея;
Директор музея.
Ведущий.
Добрый день и добрый час,
Я приветствую всех вас,
Вери гуд, салам алейкум,
Бона сэра, вас из дас…
Дорогие друзья, скажите, пожалуйста, на скольких языках я с вами поздоровался?…
В этот момент на сцену выходит девочка по имени Сигма. На голове у нее магистерская шапочка, в руках блокнот и ручка. Задумчиво что-то пишет в блокноте, останавливается и смотрит на ведущего.
Сигма. На пяти!
Ведущий. Правильно, на пяти. А ты кто такая?
Сигма. Я Сигма.
Ведущий. Сигма?!
Сигма. Да, меня все зовут Сигма. Это псевдоним, отражающий мои научные интересы. Я привыкла к этому имени, и оно мне нравится. «Сигма» - греческая буква. В математике она обозначает «Сумму». Еще вопросы есть?
Ведущий. Сигма, а что ты тут делаешь?
Сигма. Жду профессора Веди. Ах, вот и он!
Профессор Веди с огромным портфелем вбегает в зал.
Веди. Ух! Кажется, я опоздал! Извините, задержался в Академии наук, а потом уехал совсем в другую школу. Проклятая рассеянность! Хотя, например, великий физик Ампер вместо яиц варил свои собственные часы и ничего. А шахматист Алехин бросал вместо сахара в чай пешку и удивлялся, почему она не тает, а я вот все время опаздываю. Еще раз прошу прощения! Разрешите представиться, профессор Веди!
Ведущий. Веди?! Совсем ничего не понимаю! А это, что значит?
Веди. Веди – это мой научный псевдоним. Разве вы не знаете, что Веди – это третья буква в первой славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием. «Аз», «буки», «веди» и так далее. Кстати, корень «вед» означает «Знание».
Ведущий. А! Вот откуда в русском языке слова «ведать», «сведения», «уведомить». Как интересно!
Сигма. Обращается к зрителям. А чему будет равна следующая сумма?
Сигма + Веди =? Что означает данная формула?
Зрители или ведущий. Сумма знаний.
Веди. А может быть «сумка знаний»? Лично мне, так больше нравится. Показывает свой портфель. Открывает.
Ведущий. Ого! Чего здесь только нет! Профессор давайте покажем ребятам.
Ведущий вместе с профессорами достает из сумки и показывает зрителям вещи:
1. колесо,
2. блок,
3. телескоп
4.микроскоп,
5.ртутный термометр,
6.картинку радиоприемника,
7.телефон,
Сигма. С какого предмета началась история вещей? Сложно ответить! Наверное, с момента изготовления каменного топора. Было это очень давно, тысячи лет назад. А теперь мы не можем представить свою жизнь без телевизора, машины, холодильника, телефона… Эти устройства были изобретены человеком. Но кто и когда их создал? Вот вам и первая задача — разместите на ступенях «исторической лестницы» в хронологическом порядке вещи из портфеля профессора Веди.
Ученики выполняют первое задание «Вверх по ступенькам истории».
Ответ к первому заданию.
1. Колесо было изобретено в Месопотамии в IV тысячелетии до нашей эры.
2. Блок - IV век до нашей эры. Изобретатель неизвестен.
3. Телескоп изобретен в XVII веке Галилеем.
4. Микроскоп изобретен Левенгуком во второй половине XVII века.
5. Ртутный термометр разработал в 1714 г. Г. Фаренгейт.
6. Телефон запатентовал в 1876 г. шотландец А. Белл.
7. Радиоприемник - А. Попов в 1895 г.
Ведущий. Профессор, ваша «сумка знаний» опять полна! Это что — фокус? Чем же вы хотите нас удивить?
Веди. Иногда в нашу лабораторию поступают приборы без инструкций и названий. Эти посылки мы называем «кот в мешке». Я вам предлагаю, по моим подсказкам определите название предмета.
1. Ее использование вредит здоровью. Была очень популярна до середины 20 века. После использования требует чистки. Знаменитый персонаж детективов ее очень любил. (Трубка).
2. Она сделана из стекла. Она круглая, чаще всего имеет ручку. Есть у некоторых врачей, часовщика, детектива. Помогает увидеть мелкие предметы. (Лупа).
Профессор Веди достает из своего портфеля трубку и лупу. Показывает зрителям.
Сигма. Вам не кажется, что это вещи какого-то литературного героя? Или я ошибаюсь?
Ведущий. Вещь, которая характеризует своего хозяина?
Сигма. Да, да…вещи известного литературного героя!
Ведущий. Зададим этот вопрос эрудитам: кому из литературных героев принадлежали эти вещи? На кого они указывают?
Отвечают.
Сигма. Совершенно верно – Шерлок Холмс! Литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлом. Его произведения, посвящённые приключениям Шерлока Холмса, знаменитого лондонского частного детектива, считаются классикой детективного жанра. Прототипом Холмса считается доктор Джозеф Белл, сослуживец Конан Дойла, работавший в Эдинбургском королевском госпитале и славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.
На сцене появляется Холмс и доктор Уотсон.
Музыка Из Кинофильмов - Шерлок Холмс
Холмс. Добрый день джентльмены!
Веди. Здравствуйте, дорогой Холмс, как я рад вас видеть! Здравствуйте доктор Уотсон. У нас здесь собралась очень приличная компания. Не желаете присоединиться?
Холмс. С большим удовольствием.
Ведущий. А может быть нам провести экзамен по дедукции? Вы расскажите нам какие-нибудь истории из своей практики, а эрудиты их попробуют распутать.
Холмс. На тему «похитители и детективы»?
Ведущий. Конечно.
Холмс. С удовольствием! Профессионалы, вперед!
Ведущий. История первая.
Холмс. Давайте сверим часы (смотрит на свои часы). Для нашей операции важна точность.
Уотсон. Какая жалость мои опять отстают. Подводят меня в самый ответственный момент. Идут неточно и часто ломаются. (Хочет подвести часы).
Холмс. Не торопитесь дорогой Уотсон. (Останавливает друга). Заводите их только утром. И, тогда они всегда будут идти верно.
Уотсон. Не все ли равно, когда заводить? (Машет рукой).
Холмс. О, нет, друг мой, и в этом надо знать суть!
Ведущий. Что же именно надо знать?
Правильный ответ. Заводить часы вечером не рекомендуется, так как пружина нагревается за день, а после завода и остывания сильно деформируется и может лопнуть.
Ведущий. История вторая.
Холмс. Однажды меня срочно вызвали в музей. Из кабинета директора была похищена бесценная картина.
На сцене условный кабинет директора музея. Директор сидит за столом. На столе настольная лампа.
Директор. Ужасное несчастье, Холмс! Вы не можете представить, как я взволнован!
Холмс. Расскажите все по порядку.
Директор. Да-да, по порядку… Я задержался сегодня в музее, чтобы закончить отчет. Я сидел за этим столом, работал при свете вот этой настольной лампы (показывает), как вдруг увидел с правой стороны тень….
Холмс. И вы не слышали никакого шороха?
Директор. Абсолютно никакого. По радио передавали концерт эстрадной музыки, знаете, вот это….(напевает) и, кроме того я был увлечен своим занятием. И вдруг – тень! Я поднял глаза и увидел, как какой-то человек выскочил в окно. Я тот час включил верхний свет – нет картины! Ее только вчера приобрел наш музей, не успели повесить. Она стояла вот здесь, в углу….
Холмс. (Обращаясь к эрудитам) были ли у меня основания поверить рассказу директора музея.
Ведущий. Слово эрудитам.
Правильный ответ. Лампа стояла таким образом, что никакой тени быть не могло. Значит, директор обманул Холмса.
Ведущий. История третья.
Интерьер гостиничного номера.
Холмс. Мне стало известно, что в гостинице «Хромая лошадь» остановился известный коллекционер живописи. С собой он вез замечательное полотно голландской школы. И вот эту картину должны были похитить! Три дня мне пришлось дежурить в номере коллекционера, поджидая развязки этой истории. На третий день, вечером, неожиданно раздался стук в дверь. Слышится стук в дверь. Холмс молчит. Стук повторяется. Дверь открывается. В комнату входит неизвестный.
Неизвестный (заметив Холмса). О, простите, я был абсолютно уверен, что это мой номер! Еще раз извините за беспокойство.
Холмс. Что же, по-вашему, я должен был сделать? Поверить словам неизвестного или немедленно задержать его?
Правильный ответ. Если бы неизвестный действительно был «абсолютно уверен, что это его номер», то он не стал бы стучать в дверь.
Ведущий. История четвертая.
Холмс. Эта история случилась холодной и снежной зимой. Музейный сторож взволнованно сообщил, что несколько человек только что ограбили художественный музей. Вскоре я был на месте преступления.
Декорация: большое окно музея, покрытое «морозными узорами».
Сторож. Я услышал подозрительный шум в музее, затем мне показалось, что шум переместился под окно запасника, и я бросился туда. Посмотрев с улицы в окно, я ничего не смог увидеть, так как все стекло замерзло. Тогда я продышал небольшую дырочку во льду, покрывавшем оконное стекло, и посветил карманным фонариком. Я заметил трех грабителей и тут же побежал к телефону!..
Холмс. Ну что же, мне все было ясно. А вам, друзья-эрудиты?
Правильный ответ. Лед нарастает только с внутренней стороны окна. Следовательно, сторож пытался обмануть Холмса.
Веди. Благодарю вас друзья. Жмет руку Холмсу и Уотсону. Я думаю, нашим юным эрудитам понравились ваши задачки. Посмотрите, с каким интересом они пытались найти правильный ответ.
Ведущий. Со многими интересными явлениями сталкивается человек. Чтобы их понять, надо много знать, а знания даются главным образом тому, кто любит спрашивать и умеет наблюдать. Профессор, нам всем не терпится еще раз заглянуть в ваш замечательный портфель!
Веди. Нет ничего проще!
Профессор Веди открывает портфель и достает из него несколько репродукций.
Ведущий и Сигма в недоумении.
Веди. Не удивляйтесь, мои дорогие помощники. На днях я просматривал вот эти замечательные репродукции из журнала «Галерея» и у меня возникли вопросы. Какие физические явления и процессы изобразил художник на своей картине?
А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
Примерные ответы.
Плавление, конденсация, испарение, агрегатные состояния вещества, тень от деревьев, отражение в воде и т.д.
В.Г. Перов «Тройка»
Примерные ответы.
Сила трения скольжения, кристаллизация, равнодействующая сила, давление твердых тел и т.д.
Ведущий берет в руки сумку профессора.
Ведущий. На этот раз, профессор, ваша сумка осталась пуста — ни вещей, ни знаний.
Веди. Ошибаетесь, дорогой!
Ведущий. Переворачивает портфель вверх дном. Увы, нет! Я же говорил, что в ней ничего нет!
Сигма. Самого главного глазами не увидишь! Сумка знаний кажется пустой, потому что в ней находится предмет, которого еще нет.
Веди. Молодец Сигма! Верный ответ! В сумке есть идея, а это главное!
Есть ли у вас идея?
1. Погасите свечу с помощью воронки.
Ответ. Чтобы потушить пламя, воронку необходимо держать точно напротив пламени нижним или верхним краем раструба.
2. Загоните металлический шарик в стакан, не касаясь его руками.
Ответ. Раскрутить стакан вместе с шариком и резко его перевернуть.
Ведущий. В «сумке знаний» ничего не осталось! Она пуста!
Веди. Смеется. Не волнуйтесь друзья! Неужели вы не поняли, что сумка знаний – это пытливый человеческий ум. Поэтому «сумка» всегда будет полна. Желаете проверить это?
Ведущий. Нет-нет, я верю в ее неисчерпаемость. Мы сможем убедиться в этом в следующий раз. Спасибо вам, профессор Веди и девочка Сигма! До новых встреч, друзья!
Литература.
Я.Л. Трембовольский, И.В. Чекалов «Ваше слово, эрудиты!»: Книга для учителя./-М.: Просвещение, 1990.-144с.
Источники.
EduContest.net/ru/2431835/портфел-профессора-сигмы/
nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/03/08/portfel-professora-sigmy
Карине Рафаеловна
Забелина Маргарита Владимировна
Карине Рафаеловна
Касимова Людмила Михайловна
Забелина Маргарита Владимировна
Столярова Инна Николаевна
Забелина Маргарита Владимировна
Брянцева Елена Петровна
Забелина Маргарита Владимировна
Чухрий Вера Васильевна
Калинина Анна Родионовна
Забелина Маргарита Владимировна