Презентация к уроку истории в 9 классе «НЭП»
Урок истории в 9 классе
Тема урока: Социально-экономическое развитие СССР в годы НЭП
Цели и задачи: дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: НЭП, продналог, аренда, хозрасчет, кооперация, концессия
Оборудование: Презентация, учебник П.18,
Форма урока: урок-презентация, практическое занятие (самостоятельное добывание знаний) с элементами лекции
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания и подготовка к восприятию нового материала.
-Устный развёрнутый ответ на вопрос: Каковы причины, проекты, значение образования СССР?
-Как называлась экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны?
-В чем заключалась суть политики «военного коммунизма»?
Изучение нового материала
План
1. Причины введения НЭП.
2. Суть и основные мероприятия НЭП.
3. Итоги и значение НЭП.
4.Противоречия НЭП.
Задача: выяснить, чем отличалась НЭП от политики «военного коммунизма»?
Задание для обучающихся: на основе текста учебника П18 сформулировать и записать причины введения НЭП:
Проверка записей в тетради, комментарии учителя.
Причины введения НЭП:
-недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти
-недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны
-хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства.
Слово учителя.
В декабре 1920г. состоялся VIII Всероссийский съезд Советов. Принятые на нем решения носили противоречивый характер: с одной стороны, продолжался курс на развитие «военного коммунизма» и материально-техническую модернизацию народного хозяйства на базе электрификации (знаменитый план ГОЭЛРО), а с другой стороны-отказ от массового создания коммун, совхозов, ставка на «старательного крестьянина», которого предполагалось материально стимулировать, выдвижение задачи борьбы с излишней централизацией и бюрократизацией. После съезда двойственность политики сохранялась: декретом от 22 февраля 1921г. была создана общеплановая комиссия-Госплан.
На X съезде РКП(б), состоявшемся в марте 1921г., были утверждены важнейшие направления новой экономической политики: замена продразверстки продовольственным налогом, узаконение частной торговли, развитие кооперативной торговли и т.д.
Физминутка.
Самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника П18
Задание для обучающихся: На основе текста учебника выделить мероприятия новой экономической политики :
Словарная работа: аренда, концессия, продналог, хозрасчёт
Мероприятия НЭП
В сельском хозяйстве |
В промышленности |
В сфере распределения и труда |
Проверка самостоятельной работы с комментариями учителя: Мероприятия НЭП
В сельском хозяйстве |
В промышленности |
В сфере распределения и труда |
-замена продразверстки натуральным продналогом; -возможность аренды земли, техники кооперативами, частными лицами; -развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской) |
-перевод государственных предприятий на хозрасчет, -возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство; -возможность аренды предприятий, помещений, техники кооперативами, частными лицами; -заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику; -налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами; |
- отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда; -прекращение бесплатных услуг населению; -замена натуральной зарплаты денежной по количеству и качеству труда; -материальное стимулирование рабочих; -создание банка акций, ценных бумаг; -денежная реформа; -гибкое государственное регулирование через систему налогов, займов, кредитов; -государственную монополия внешней торговли |
Самостоятельная работа обучающихся с материалами учебника.
Задание: выяснить социально-экономические итоги НЭП.
Итоги НЭП
Положительные |
Отрицательные |
- увеличились объемы с/х; - восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.; - достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.; - рост середняцких хозяйств (60%); - достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.; - улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня). |
- нехватка промышленных товаров; - увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения; - безработица; - обострение жилищного вопроса; - аграрное перенаселение. |
Слово учителя. К 1925 г. был фактически завершен восстановительный процесс в промышленности. В сельском хозяйстве были также значительные успехи – намного возросла производительность труда. Стабилизировалась финансовая система. Повысился жизненный уровень как городского так и сельского населения. Повысилась реальная зарплата. Однако такая экономика была не застрахована от кризисов. Недовольство ею бедного населения, а также возросшая военная угроза в конце 20-х годов способствовали свертыванию нэпа вначале в сельском хозяйстве, а затем (на рубеже 20-30-х годов) и в промышленности, и в торговле (в первой половине 30-х годов).
Причины свёртывания НЭП:
1. НЭП рассматривался преимущественно как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми.
2. Обеспечивая постепенное восстановление и развитие экономики, нэп не гарантировал бескризисного её развития. Командные насильственные методы решения экономических проблем приносили медленный результат и были “доступнее” руководству.
3. Государству понадобились средства для модернизации промышленности.
4. Идёт создание тоталитарного государства (одна из важнейших его составляющих - режим личной власти Сталина)
5. В массовом сознании господствует психология “военного коммунизма”. Поводом для отказа от нэпа стал кризис хлебозаготовок 1927-1928гг.
6. Противоречивый характер нэпа, организуется работа с классом по составлению плана- перечисления “Основные противоречия нэпа”
4. Итог урока. Закрепление изученного.
В начале урока нам с вами предстояло решить следующую учебную задачу: Выяснить чем отличалась новая экономическая политика от политики «военного коммунизма»?
Задание для учащихся: заполнить вторую часть сравнительной таблицы «Политика «военного коммунизма и новая экономическая политика»:
Вопросы |
Военный коммунизм |
НЭП |
Отношение к крестьянству |
Продразверстка, ликвидация частной собственности |
|
Способ производства |
Национализация промышленности |
|
Обмен |
Запрещение частной торговли. Отмена оплаты топлива ,жилья и др. |
|
Способ распределения и потребления |
Уравнительное распределение, натурализация зарплаты, карточная система |
|
Характер труда |
Всеобщая трудовая повинность |
Варианты ответов:
-Замена разверстки продналогом, разрешены аренда земли, наемный труд;
- допущение частного капитала в промышленности, найма рабочей силы;
-Свобода торговли, ликвидация бесплатных услуг;
-Отмена карточной системы, тарифная система оплаты труда.
Учащиеся формулируют вывод:
Господствующие коммунистические идеи (отмена частной собственности, уравнительное распределение и т. д. ) вступали в противоречие с практикой нэпа (рынок и частная собственность)
Лозунги “Смычка города и деревни” . т. е. провозглашение союза пролетариата с крестьянством, вступали в противоречие с реальной практикой: сельское хозяйство рассматривалось как источник инвестиций для развития промышленности, как второстепенная отрасль.
НЭП порождал имущественное и социальное неравенство.
ИТОГ:
противоречия и причины свёртывания НЭП сделали возможным установление в стране административно- командной системы и тоталитарно- бюрократической диктатуры Сталина в 30-х годах.
Выставление, комментирование оценок. Домашнее задание П18, вопросы и задания к П18, выучить термины.