"Нескучный русский"
Моржанова Т.П., учитель русского языка
"Нескучный русский"
Методические советы из опыта работы
2025 г.
МБОУ СОШ № 1
Г. Таштагол Кемеровской области
Содержание
Введение__________________________________________ 2 – 3
I. Дрессировать или увлекать?
Терапия урока в контексте личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода___________________________ 3 - 4
1.1 Обучение и воспитание как распределение инициативы.4 – 5
1.2 Распределение инициативы как сложное «наступление». - 5
1.3 Педагогика деловая и позиционная. _______________ 5 - 6
II. Некоторые практические советы из личного опыта. __ 6 – 7
2.1 «Завязка» урока. ________________________________ 7 - 20
2.2 Актуализация знаний. ____________________________ 21-24
2.3 Проблемное объяснение нового. ___________________ 24-30
2.4 Первичное закрепление. __________________________ 30-33
2.5 Рефлексия. Итог урока. ___________________________ 34-37
2.6 Формы уроков. __________________________________ 37-38
Литература __________________________________________39-40
Вы замечали когда-нибудь, что урок, проведенный интересно, увлеченно прибавляет сил, улучшает настроение, а урок, на котором скучно, «выматывает», кажется, последние силы? Все просто. Когда творческая энергия течет непосредственно и ничто ей не мешает самовыражаться, мы переживаем позитивные эмоции, получаем удовольствие. Это касается как учителя, так и ученика. Пожалуй, можно утверждать, что если человек будет делать то, что приносит ему радость, он будет здоров и счастлив. Вопрос в том, как создать условия, при которых у ребенка появляется положительная мотивация и он испытывает удовольствие от процесса творчества на уроке. Если ответ на этот вопрос будет найден, то ваши энергетические и эмоциональные затраты на уроке окупятся, вернутся к вам сторицей. Закон сохранения энергии, один из фундаментальных в физике, работает и на уровне ментальной, эмоциональной энергии человека. «Истраченное» вами на уроке, вернется к вам. Как известно, все болезни от нервов, вернее, их расстройства. Значит, при удачном исходе поиска, мы найдем панацею от всех болезней. Прежде, чем отправиться на поиск, уважаемый коллега, загляни к В.Жикаренцову, автору многих книг по саморазвитию, основателю «Школы Мира». Мысль, которую он утверждает, думаю не вызовет у вас протеста – она стара и пришла к нам с Востока: «Внешнее равно внутреннему». То, что происходит в классе, настрой и стремление к работе учеников – это отражение того, что есть в душе у учителя. С этим утверждением связано и другое: «Познающий и познаваемое едины». То есть, знания совсем не обязательно навязывать, знания не во вне, а внутри нас. Значит, проблема в том, как «запустить» внутренний стимулирующий механизм личности.
I. Дрессировать или увлекать?
Терапия урока в контексте личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода.
Высказывание, с долей юмора, Ларошфуко «Когда учителя перестанут учить, ученики, наконец, смогут учиться» показывает нам, что давно уже понятно – не учить, а организовывать процесс познания необходимо. Как часто мы сами бываем повинны, не сумев собрать класс воедино, заинтересовать отколовшуюся группу, весело обсуждающую свои проблемы. А ведь только в условиях сотрудничества возникает личная заинтересованность ученика, проявляется личностное отношение к проблеме. То есть учителю необходимо срежиссировать урок, исходя из конкретных условий. Нет, безусловно, много педагогов у нас и за рубежом работали и продолжают работать над новыми педагогическими технологиями, но каждый ищет приемлемый для себя и оптимальный для учеников путь. Старая дидактоцентрическая технология привела в тупик: знания, полученные при этом, не работают на формирование личности, не вырабатывают систему убеждений, собственных суждений, собственную позицию. Учащиеся воспринимают знания при такой системе, как навязанные извне, как повинность, которую необходимо терпеть. Вырабатывается иждивенческая позиция и желание просто отсидеться на уроке. Поиск выхода из тупика привел к личностно-ориентированным технологиям и технологиям сотрудничества, которые предполагают направление педагогического процесса на индивидуальное развитие нравственных и творческих качеств. Рассмотрев многие модели обучения, пришла к выводу, что хорошо вписываются в данные технологии теория проблемного обучения М.И. Махмутова и Т.В.Кудрявцева, гуманно-личностный подход Ш.Амонашвили, методика Е.Ильина, создающего на уроках атмосферу доверия, метод опорных сигналов В.Шаталова и методика мозгового штурма (брейнсторминг) Г.Альтшуллера.
1.1. Обучение и воспитание как распределение инициативы.
Каждый работающий в школе, знает, как по-разному откликаются на разных учителей дети и на разные подходы одного учителя. Для начала задумаемся, а всегда ли на уроке налицо общение учителя с классом? Совершение ритуала, это, конечно, у любого функционера. Внимание к распределению инициативы помогает нам отличать педагогику авторитарную от педагогики сотрудничества. Погрешности в распределении инициативы ведут к самым разнообразным последствиям. Наиболее распространенные следующие:
инициатива никому не нужна и «валяется» без употребления. На таком уроке-ритуале учителю не интересны дети, а детям – учитель;
неумение удерживать инициативу. Ученики по малейшему поводу стремятся захватить инициативу. Урок превращается в базар;
злоупотребление инициативой со стороны учителя. Он прочно удерживает ее, и никто ослушаться не смеет;
распределение инициативы не в соответствии с устремлениями учителя, а в зависимости от случайного поведения учеников. Кто руку поднял – того спросил и не волнует, что это одни и те же.
1.2 Распределение инициативы как сложное «наступление».
Без всяких сомнений, в начале урока берет инициативу в свои руки и держит учитель, но постепенно распределяя ее среди учеников, как бы затягивая их конфликтностью, проблематикой. Иногда на помощь приходят увлекательные, каверзные вопросы, иногда «жареные факты», интересные рассказы. Главное – предоставить инициативу детям, а потом управлять процессом. Для этого нужно изобретательно и сложно вести «наступление». При этом, учитель пользуется всеми доступными ему средствами – изменение интонации голоса, разнообразие словесных воздействий, уточнение цели, переключение внимания, паузы и т.д. Но один из приемов особенно украшает профессионализм – шутка, юмор.
1.3 Педагогика деловая и позиционная.
В общении с учащимися учитель склоняется или к деловому стилю, или тяготеет к позиционному. Если он твердо придерживается мнения, что в его обязанности входит лишь объяснение и контроль за выполнением, то перед лицом 25 живых, активных учеников, охраняя свое право на спокойную жизнь, учитель неминуемо окажется на пути обороны. Причем, когда учитель обороняется, дистанция увеличивается, ученики отдаляются. Так рождаются выводы о трудных учениках, об ужасах учительской профессии. Деловая борьба – достойный и результативный способ общения учителя с классом. Главное – не скатиться на позиционную борьбу. Класс расшумелся. Выход? Их много. Может быть, а) озадачить проблемой и разделить на группы для решения ее?
б) Превратить объяснение в партитуру вопросов (или шапку вопросов, когда ряд вытягивает листок со своей ролью в задании).
в) Провести ролевую игру?
г) Неожиданно начать читать стихи (может быть не по теме, а еще лучше с завязкой к теме) и т.д.
Мало что дадут позиционные вопросы типа «Какое вы имеете право?» - они сами знают, что не имеют, но это дети – веселые и бесшабашные; «Как вам не стыдно?!» - им не стыдно. Это сотрясание воздуха.
При стремлении к сокращению дистанции, возникает любовно-позиционный стиль. Взаимная любовь – вещь тонкая и возникает как заслуженный дополнительный результат, но не самоцель. Главное, чтобы подобный стиль не скатился к кокетству с классом.
Деловая позиция усиливается, если учитель, увидев сопротивление, невыполнение, пытается разобраться в причинах – опора на искусство педагогической диагностики. Конкретные дела, их точное распределение среди детей, деловое восприятие ошибок и терпеливое упорство педагога – залог делового стиля общения. Ну, и конечно, «Tantum cognoscitur, quantum diligitur» - «Познаем настолько, насколько любим» - св.Августин.
II. Некоторые практические советы из личного опыта.
Пройдемся по этапам урока. Посмотрим, что можно «выудить» для зацепки внимания, «собирания» класса в единое целое. Следует отметить, что в помощь нам – мультимедийные технологии». Редкий урок проходит без них! Они – помощь и опора. Опорные сигналы, которые приходилось когда-то в больших объемах рисовать, теперь найти несложно в цифровом пространстве виртуальной среды.
Лирическое отступление, ремарка: как я люблю эти широко раскрытые глаза, в которых ожидание чего-то (интересного, важного, забавного, удивительного, неожиданного и еще Бог знает что)!!! Это далеко не всегда отличник, но интерес в нем разбужен, а значит, «лед тронулся, господа», и с этим любопытством уже можно работать.
Организационный момент (Завязка урока).
Давайте не будем упрощать этот этап урока тем, что суть его в построении класса, равнение, создание тишины и т.д. Это идет в априори, быстро, единственно, - обращать внимание на посадку во избежание искривления позвоночника. Но это нужно делать и по ходу урока.
Более важная цель этапа — организовать направленное внимание на начало урока. Привлечь внимание и удивить тем, на сколько богат русский язык, сложен и интересен, как необъятны его возможности. Тем самым, прививать любовь к русскому языку.
Начало урока – это как прелюдия в опере, дает настрой, цепляет, погружает в атмосферу. Поэтому, потратить 2-3 минуты на интересные факты из области русского языка, совсем не лишнее. Зацепил – дальше они твои и внимание сконцентрировано. А от урока в урок, несмотря на сложные темы и плотный ритм, у детей отложится восприятие предмета, как, может быть, и сложного, но интересного. Вот некоторые интересные «фишки», факты для затравки (не забывать про собственную эмоциональность – удивляя, удивляйся сам): (слайды)
- Оказывается, в исконно русском языке не было слов на «А». Все заимствованы. (К разделу «Фонетика»)

- Ну, может быть, еще междометия: ай, ага, ась, ау. Но это не вполне слова.
- Что за слово такое «аз»? И откуда возникла азбука? Оказывается…
- Аз -это «Я». 
А следующий «жареный факт» уместно использовать при изучении раздела «Фонетика» или к теме «Е и И в корне глагола».


В мире русского языка очень много интересных и удивительных фактов: происхождение того или иного слова, единого корня в словах вообще непохожих друг на друга или откуда родом «идиотизмы, о новых значениях старых слов… Да весь русский язык сплошная детективная история: откуда что взялось и куда исчезло?! Агаа! Страшно? А «давайте бояться вместе, тогда не страшно…» А лучше, - разбираться. Чтобы не было, как с двоечником Перестукиным, которого «Казнить, нельзя помиловать» за невежество, лень, незнание родного языка и полтора землекопа.


Или:

Или:


Всегда найдете, чем удивить и «зацепить» ребенка. «Вот он какой, наш русский язык!» Есть место удивлению, забавной шутке и, безусловно, восхищению красивым словом, точным, проникновенным. Да о чем я? Русским языком можно восхищаться бесконечно! А мы, чуть-чуть, о другом.
В русском языке много тонкостей и это составляет одну из сложностей для изучения его иностранцам.


А вот факт к воспитанию гордости за историю своей страны, повод для восхищения своим народом!
В Древней Руси грамотных было множество. И не только бояре, монахи, священники, но и простой народ (в отличии от западных стран, где простой народ был поголовно неграмотным). Конечно, больше всего их было в городах. Об этом свидетельствуют послания на бересте с обычным, бытовым текстом.
Редкий житель Великого Новгорода не знал грамоты. Знаете ли вы, как назывались такие послания?
Этот материал дает возможность перейти к следующему этапу урока или стать частью интегрированного урока с историей. Таких моментов для интеграции в учебниках русского языка довольно много. Уже начиная со становления грамотности периода Ярослава Мудрого, мы можем наблюдать изменения в грамматических формах, синтаксических построениях, а уж в лексике – просто кладезь слов, путешествующих во времени и что-то теряющих, а что-то приобретающих.
Довольно часто вызывает сложность постановка ударения в словах и нередко правильное произношение приходится просто запоминать. Но бывает объяснение исторически сложившейся определенной постановке ударения.

А что же со словами, которые воспитанный человек не должен использовать в своей речи? Не забываем о воспитывающей функции урока!

Это «завязка», плавно перетекающая в основную тему урока, к разговорному стилю и речевому этикету.
Когда засилье кругом нецензурной речи в любой возрастной категории (как только дитятко разговаривать научится), независимо от гендерных различий, говорить о красоте хорошего слога надо и показывать все негативные стороны мата тоже крайне важно. На уроке, по форме организованном как «Суд над словом», один из свидетелей, «историк», защищая слово, говорит, что «Сквернословие на Руси, примерно, до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание…» Судья же, в заключение, вынося вердикт, уточняет, что это мы, в своей продвинутой современности, уронили значимость слова. Говоря строками Н.Гумилева,
«Мы ему поставили пределом,
Скудные пределы естества.
И, как пчелы, в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова».
Как привычно нам слово вежливого, воспитанного человека: «спасибо». А знают ли ученики значение его и первоначальное звучание?! Вот-вот!!! Оказывается, и праздник этого замечательного слова есть! Да еще международный! Значит, высоко оно ценится.


- Завязка может быть не только информативная, но содержать в себе некую интригу, побуждающую к мыследеятельности:
Догадайтесь, о происхождении какого слова идет речь:
От тюркского «кобяк» - одомашненное животное.
Иранское «sabka», персидское «sabab».
С
лияние предлогов С=СО и слова «бок». То есть, бежит рядом, сбоку. Верно, это –
(ответ, по щелчку мышки, - на экране)
Рубрики или символы (сова, смайл и пр.) могут быть разные: «Нескучный русский», «Это интересно», «Ох, уж этот русский», «А знаете ли вы?...» и т.д., но думается, что лучше, если они станут традиционными. Тогда ребята будут в ожидании чего-то необычного из области русского языка, в классе создается атмосфера определенного настроя, предвкушения. Это активизирует детей, развивает интерес к предмету, дает дополнительный импульс к повышению мотивации обучения. Многие из рубрик могут быть связаны с историческим прошлым: «Как учили грамоте на Руси?», «Как имена собственные превратились в нарицательные?», «Приключение слова», «Пришельцы» русского языка» и т.д. Стихи Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» отлично иллюстрируют привычную уже частотность греческих слов в нашем язык, давно нами «присвоенных».


- А знаете ли вы, что далекий (территориально) от нас наро
Нескучный русскийDOCX / 12.61 Мб
д греки на самом деле очень близки нам духовно, исторически, культурно?!
Вот как о греках говорит Олег Тарутин в своем стихотворении «Древние греки» (фрагмент):
Древние греки моря бороздили,
время для спорта они находили.
И Олимпийские игры они
тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
ставили греки комедии, драмы.
А посмотрите теперь, каково
было скульптурное их мастерство!
Ну а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б изъясняться!
«Физика» , «космос» , «медуза» , «стратег» –
понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: «асфальт» , «стадион» и «динамо» –
скажешь ты это по-гречески прямо!
«Библиотека» , «театр» , «берилл» –
так, между прочим, и грек говорил!
- Так чем близки нам греки? - Да, действительно, мы, пройдя по улицам города, можем не раз встретить влияние Греции, но самое удивительное, что речь наша изобилует словами греческого происхождения. – А наши первые просветители, Кирилл и Мефодий, откуда родом? – Да, по одной из версий, они были греками.
Труден русский язык, подчас, для понимания иностранцами.


Разбирая, почему переводчик не смог перевести фразу, приходим к тому, что русская речь изобилует словами, звучащими одинаково, но разными по смыслу. Отсюда выливается тема «Омонимы». А в шуточном стихотворении Н.Глазкова есть еще два значения слова «косы». Какие?
«Люблю речные отмели и косы,
Люблю, когда звенят лугами косы…
Но мне милей моей любимой косы!..
Ты не смотри на эту слабость косо».
- Для создания яркого образа иногда используют такое понятие, как каламбур. В данном случает, это он и есть. Омонимы в подобной шутке незаменимы!
К теме о способах образования новых слов подойдет разговор о столице. И это уже переход к следующему этапу урока.
- Что означает это слово, его этимологическое значение?

-Так с помощью какой морфемы образовано слово? Нужно ли сейчас ее отделять от корня?
И, наконец, как межпредметная связь с историей, (вопрос, конечно, провокационный):
- Какие столицы Руси, России вы знаете? - Давайте посчитаем…

Итак, с Киева Русь начиналась как государство (в последствии эту часть назовут укрАиной – окраиной Руси). Считаем дальше…



После этого столица была перенесена в Москву. Однако… Через сто с небольшим лет, статус столицы перекочевал в северную часть Руси с тяжелой руки Петра Первого.
Северная столица была им построена в европейском стиле с преобладанием голландской школы. Новая столица символизировала новую эпоху, строительство российского флота, торговые связи с Европой.
О названии следующей столицы дети без труда догадаются. Вопрос только во времени – когда Москве вернули ее статус.
Москва стала снова стольным градом после революции.

- Слово «столица» - пример суффиксального способа образования слов. И дальше по уроку – закрепление нового на других примерах, схемах. Типа:

Подобные тексты с исторической подоплекой хорошо использовать при изучении темы «Текст. Главная мысль», «Основная мысль текста. Заглавие текста». Всегда должна быть пища для ума и воспитания чувства идентичности и самосознания. Как писал академик П.Струве, русский тот, «кто ощущает себя таковым, кто участвует в культуре». Объемней всего, и с «западанием» в душу подобный материал брать на интегрированный урок с историей. Это ярко, системно, возможно с изменением взгляда на историю, события и русский язык в контексте исторических событий. Это взгляд со всех сторон и, как бы, изнутри. Не лишним будет переплетение и с творческой деятельностью. Например, создать свиток или «пергаментный лист» в стиле времен Ярославля Мудрого.
Возвращаясь к теме о морфемах, следует заметить, что так же, как и с историческими преобразованиями слов, происходили процессы и в морфемной структуре.
К теме «Приставки» можно использовать интересный фак:

- Разберите слово по морфемам. Сколько в нем приставок? Оказывается, и так бывает!
В фильме «Алиса в стране чудес» Шляпник донимал Алису вопросом: «Что общего у ворона и стола?» Льюис Кэролл, автор книги, признавался, что выдумал ее случайно и не задумывался над правильным ответом. А я предлагаю задуматься над словами одинаково написанных, но произносимых по-разному: «замок» с ударением в первом слоге и «замок» с ударением во втором. – Есть варианты?

- Оказывается, что…польское «zamek» - «запирать», проникло в Россию в 17 веке со значением «запор», «затвор». Что ж, в некотором смысле, сооружение замок – это запор для укрывшихся в нем граждан. А слова, которые так похожи на омонимы, на самом деле называются:


- Не знаем, что у ворона и стола общего (можем только предположить), а у замка-сооружения и замка-механизма явно есть общее.
Есть еще интересный вопрос для поиска общего: произношение слов пчела и бык. – Ну, уж, здесь, скажут ребята, точно нет общего. Однако… Трудно поверить, но у этих слов общий корень!



Хорошо, когда подобные «цеплялки» предваряют определенную тему, но не обязательно.
ФГОС предусматривает инновационный подход в образовании «Педагогика удивления». Он предполагает повышение эффективности урока через создание условий для удивления и открытия нового. И, по-прежнему, не сбрасываем со счетов привитие интереса, любви к предмету. А также к учителю.
Пусть это покажется анахронизмом, но согласна с Н.Крупской: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что сказал любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому…». Так что, удивляйте, господа и урок ваш не будет скучен.
2.2 Актуализация знаний.
Учитель создаёт ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний. Учащиеся вспоминают изученный материал. Это, по сути, завязка урока.
Чтобы создать на уроке ситуацию необходимости получения новых знаний, можно использовать проблемное обучение. Этот метод предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. Проблемное задание даётся до объяснения усваиваемого материала. Возможно использование на этом этапе ребуса, загадки или шарады, анаграммы. Филологический приём предполагает подведение к теме и цели урока через различные способы занимательной грамматики и лингвистические игры. Кроме необычного способа введения в тему, это развивает гибкость ума, тренирует зрительную память (что полезно и при формировании орфографической зоркости), вырабатывает скорость мышления, расширяет кругозор.
Некоторые примеры проблемных ситуаций, предваряющих объяснение нового:
Противоречия – это нормально. Это необязательно против. Игры «Наоборот», «Назови противоположные свойства», «Противоположные функции», «Герои сказок с противоположными характерами» и т.д. Например, Волк злой – кот Леопольд…
Золушка бескорыстная – Мачеха…
Маугли смелый – шакал Табаки…
- Как можно назвать слова, которые противопоставляются друг другу?
Когда дети определяют, что это слова с противоположным значением, мы можем перейти к новой теме «Антонимы»…
- Если мы описываем предмет или персонаж, называем его характерные признаки, то какой частью речи будет являться это слово? Попробуйте угадать героя по признакам: (ответы появляются по щелчку мышки)

Вспомнив понятие «прилагательное» можно перейти к разработке любой темы из раздела «Части речи. Имя прилагательное». Например, «Морфологические признаки», «Синтаксическая роль» и пр.
И
гра в мяч. Закрепление уже пройденного. Например, «Безударные гласные». Учитель кидает мяч, называя слово, а ученик быстро должен подобрать проверочное. «Вода – воды» и т.д. Если класс небольшой, то каждый успевает поймать мяч и подобрать слово. И подобные разминки на изученное возможны по многим темам: парные согласные, склонение существительных, с мягким знаком или без и т.д. Очень продуктивный прием: дети чувствуют, что урок не только рутина, это может быть весело, а при этом развивается скорость мышления, сконцентрированность, орфографические навыки отрабатываются до автоматизма, выявляются ученики с затруднением в определении орфограммы или подборе проверочного слова. Например, проверяя безударную гласную, отмечаем: если кто-то из учеников не усвоил правила ударения еще в начальной школе, то их необходимо взять на заметку для индивидуальной работы.
Тему «Падеж» можно зашифровать, как и другие темы, задания с помощью анаграммы или ребуса:

На сайтах nsportal.ru, pedsovet.su, а так же, infourok.ru и др. предлагается много примеров ребусов и анаграмм для развития гибкости ума, но и самим придумать, составить довольно просто, зато на ту тематику, которая актуальна на данный момент.
Примерами способов актуализации знаний полны сайты по педагогике, типа, multiurok.ru:
1. «Корзина идей»
2. «Да — нет».
3. «Продолжение фраз».
4. «Метапредметная задача».
5. «Задания — загадки».
6. «Прямой вопрос».
7. «Общее — разное».
8. «Викторина». Дети по очереди отвечают на вопросы, связанные с темой урока.
И еще девятнадцать методов можно найти на сайтах. Деятельностный подход предполагает, что исходя из знания класса, его активности, уровня подготовленности и пр., учителю необходимо самому создавать ситуацию для раздумья, когда эвристический метод даст удовлетворение учащимся, радость самостоятельного решения поставленной задачи. «Мы можем, мы способны мыслить, ура – додумались, вот мы какие молодцы!». Но бывают случаи, когда класс молчит, отличники никак не додумаются, а кто-то, не очень сильный по знаниям, поднимает руку и говорит верный ответ на проблемный, иногда провокационный вопрос. Наверное, это не совсем правильно (существуют критерии оценки), но я объявляю: «Пять! Ты сегодня – наш герой! Искупаем в овациях героя (аплодисменты)». И, даже, пожму руку. Гордости у ребенка нет предела! И вот она, ситуация успеха, которая так важна в личностно-ориентированном подходе!
В поисках нового в педагогике, мы часто забываем старые, добрые, надежные, работающие и такие, подчас, важные приемы и методы, которые давно проверены временем: индивидуальная и дифференцированная работа, эвристический метод, выстраивание межпредметных связей, создание ситуации успеха, чтобы даже слабый поверил в себя. «Все это не большая хитрость», как сказал Б.Пастернак немного про другое. Главное – желание! Тогда не только дети на урок пойдут с радостью, но и у самого учителя жизнь не превратится в тяжелую рутину, а появится удовлетворение: «Хорошо поработали, молодцы, ребята!»
Проблемное объяснение нового знания.
Цель этапа — подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. Учащиеся выясняют, что им необходимо, чтобы достичь поставленную в начале урока цель.
Чтобы создать на уроке ситуацию необходимости получения новых знаний, можно использовать проблемное обучение. Этот метод предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций. Проблемное задание даётся до объяснения усваиваемого материала. Возможно использование на этом этапе ребуса, загадки или шарады, анаграммы. Филологический приём предполагает подведение к теме и цели урока через различные способы занимательной грамматики и лингвистические игры. Кроме необычного способа введения в тему, это развивает гибкость ума, тренирует зрительную память (что полезно и при формировании орфографической зоркости), вырабатывает скорость мышления, расширяет кругозор.
Некоторые примеры проблемных ситуаций, предваряющих объяснение нового:
На доске слова, с пропущенными в приставках согласными: Бе(з,с)шовный, ра(з,с)бросать, бе(з,с)крайний, чре(з,с)мерный.
- Вслушайтесь, как звучат слова! Но при написании соответствует ли слышимый согласный звук в приставке букве, которую необходимо вставить?
- А может быть здесь заложена определенная закономерность, правило, без которого точно не всегда определишь верность написания.
- Попробуйте найти закономерность: когда вставим «з», а когда «с».
После того, как дети находят решение, мы говорим тему и подтверждаем их вывод схемой с закреплением новых знаний:

И уже окончательный вывод, но со словами-исключениями. Предлагается догадаться, почему в этих словах «з». Особое внимание к слову «близстоящий» - дети еще не знают, что это сложносоставное слово, а значит, «з» - в корне и нашему правилу не подчиняется. И вот она, наша история – этап изложения новых знаний.

По этому же плану, написав ряд слов с пропущенными буквами, можно организовать мозговой штурм по теме «О и е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц» с окончательным выводом на экране:

При изучении темы «Омонимы» учеников уже с опережением знакомлю с их разновидностями, так как постоянно возникают вопросы дотошных почемучек: омофоны (фонетические омонимы), омографы (графические омонимы), омоформы (грамматические омонимы) – языковые явления, связанные с совпадением.
Но не путать:
Многозначные слова — это несколько значений у слова, но по образу и подобию исходного: кисть — часть руки, кисть — приспособление для рисования, кисть — ветка с ягодами или цветами.

Задание: Образовать омофон с другим значением:

(Вторая половина омофона на экране появляется по щелчку, после правильного ответа). Вывод: оказывается, не только слова могут быть омофонами, но и словосочетания.
Или задание: найти омофоны и объяснить их.

По теме «Основная мысль текста» отлично подойдет задание по технологии ТРИЗ «Войти в картину». На экране – картина (у нас на уроке, но может быть любая) И.Хруцкого, натюрморт «Цветы и плоды». Работаем по рядам парами.
Я ощущаю запах.
Я ощущаю руками
Я пробую на вкус.
- Не больше четырех предложений сочиняем, обсуждая в паре. После прочтения получаем рассказ - путешествие внутри картины. Выявляем основную мысль полученного текста. Например, «Природа удивляет обилием ярких красок ароматных цветов и фруктов, которые она щедро дарит нам» или «Картина дарит чувство тепла и радости, восхищения дарами земли». Но, может быть, эта мысль будет о необыкновенном таланте художника, который так сочно изобразил дары природы, что зритель ощущает их вкус и аромат.
Это упражнение хорошо для развития фантазии, внимания к мелочам, умения абстрагироваться и перенести себя в предлагаемые условия. Стремление подобрать точные слова, чтобы выразить мысль, хорошо работает на развитие речи ребят.
При изучении раздела «Пунктуация» снова немного расширяем границы изучаемого, взяв пример амфиболии. Именно двусмысленность этого языкового явления показывает, как важны знаки препинания! Запятая или тире в нужном месте может спасти или стоить жизни человеку. Один из самых ярких примеров амфиболии – фраза «Казнить нельзя помиловать».
– Какую опасность заключала записка - приказ средневековому палачу, перед которым жертва вот-вот могла расстаться с жизнью?
– Как бы вы расставили знаки препинания? – Осторожно, топор в любую секунду отправит душу на небо!!!
- Попробуйте объяснить смысловую разницу при переносе знака препинания в предложении «Старшая сестра моя учительница». – Смерть здесь никому не грозит, но смысл, все же, значительно меняется. Какой знак вы бы поставили?
По теме «Текст» можно использовать прием «Посмотреть на мир чужими глазами». Он нацелен на развитие гибкости мышления. Это тоже по технологии ТРИЗ.
- Написать сжатое сочинение, используя заданное начало: «Утром небо покрылось черными тучами и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на деревья, тропинки».
– Записали текст. Теперь продолжить его с точки зрения зайца – 1 вариант, с точки зрения мальчика – 2 вариант. Не больше 3-4 предложений.
В работе над разделом «Синтаксис» предлагаемые приемы развивают творческое и аналитическое мышление, а также навыки системного подхода.
- Как считаете, какая главная языковая единица? (Слово) Да, как писал Н.Гумилев в стихотворении «Слово», -
«В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…» - Каково сказано о слове! С первого слова начинается речь ребенка, а Библия говорит, что первое слово было у Бога. Так или иначе, но слову придается большое значение.
- А из слов складываются какие более крупные языковые единицы? (словосочетание и предложение)
- Разгадайте анаграммы и запишите предложение.
«У киер етьс ольбойш асд».
- Что говорит о том, что это предложение? (Законченная мысль, слова связаны по смыслу и грамматически)
- Следующее задание называется «Что было, что будет» (по ТРИЗ).
Вы – предсказатели. Записываем предложение, раскрывающее что было: «Яблоко росло на дереве».
– А теперь каждый запишите 1-2 предложения, предсказывающих будущее этому яблоку. (Ну, например, «Оно будет съедено гусеницей» или «Его сорвут и вместе с другими отправят на полку магазина». А может быть, «Из него выжмут вкусный яблочный сок».
- Какая крупная языковая единица у нас может получиться, если ваши предложения соберем вместе? (Текст)
- Что отличает текст от разрозненных предложений?
- А теперь откройте оглавление учебника и посмотрите, как называется раздел языкознания, отвечающий за работу над предложениями, текстом? (Синтаксис)
Многие из предложенных заданий построены по методу ТРИЗ Альтшуллера. Это интересно, развивает творческое мышление и, подчас, нестандартное.
Первичное закрепление.
Учитель выявляет освоение и присвоение новых знаний, предлагает выполнить определённые задания. Учащиеся проявляют познавательную самостоятельность и активность.
При закреплении новых знаний используются разнообразные виды работ и приемы, чтобы довести почти до автоматизма определение той или иной орфограммы. Это и будет момент «присвоения» полученных знаний. Безусловно, отводится некоторое время для самостоятельного выполнения задания по учебнику. Поставленные в обстоятельство активной деятельности на уроке, они уже и работу с учебником воспринимают, как квест, который надо быстро и правильно выполнить, чтобы получить оценку. Первые трое – проверка в тетради, один отвечает устно. Вот некоторые приемы, которые мы с детьми практикуем на уроке русского языка для закрепления изученного.
С наушниками и телефоном (работает как диктофон) у доски ученик выполняет задание. Если школа очень укомплектована цифровым оборудованием, в том числе и индивидуальным, то такой прием излишен. Учитель на телефон заранее наговаривает текст и задание, которое нужно выполнить. Для каждого подбирается с учетом частотности именно его ошибок в орфограммах. Телефон и наушники на влажной салфетке (из гигиенических мотивов, так как потом пойдет следующий выполнять свое задание) у доски. Ученик работает в полной тишине, самостоятельно. Удобно тем, что может перемотать текст и заново прослушать, не отвлекая учителя, работающего с классом. В это время рядом выполняет задание другой ребенок, комментируя свои действия, а класс бдительно следит за ответом, поправляя и выполняя эту же работу. В данном случае велика плотность опроса. Если это интерактивная доска, то поместятся два человека, каждый со своим заданием. Если доска меловая, то четыре, а при желании и отработанных действиях – шесть. Сейчас у досок обратная сторона «крыльев» покрыта пластиком и на ней пишут маркерами. Поэтому, четыре человека – с мелом в руках, а с обратной стороны – двое с маркером. Кто-то под диктовку, кто-то соединяет стрелками нужные части, вставляют пропущенные буквы и т.д. При такой плотности накопляемость оценок очень высока, отработка навыков проходит масштабно, потому что задействованы не только индивидуально выполняющие задания, но и все ученики постоянно во внимании. Класс же проверяет правильность выполненных заданий. И тут еще возможны несколько оценок за активность. Но не так легко: сначала ответить на дополнительный вопрос по любой пройденной теме.
Мяч -
Прием, о котором мы уже говорили выше. У нас в классе «живет» веселый яркий мяч. Дети очень любят игру «Поймай мяч и ответь». Невероятная активность в классе – ответить и не один раз хотят все. В данном случае неправильный ответ не «карается» оценкой и нет обид, когда класс смеется. Это говорит о том, что весь класс знает правило, как «Отче наш» когда-то знали. Идет переход хода, ученик берется на заметку: он затрудняется в данной теме. Очень высокая скорость мышления – отвечать нужно быстро. Так закрепляем новый материал и повторяем старый. Тема перед игрой озвучивается. Например, «на безударную гласную» - быстро подобрать проверочное слово, пока мяч летит. А бывает, закрепляем несколько тем.
При изучении фразеологизмов, детям интересно задание «Исправь ошибку во фразеологизме». Замечено, что даже многие известные и широко употребляемые фразеологизмы ученики не знают.
«На цыплячьих правах», «С гулькин глаз», «Засучив воротник». После нахождения нужного слова, определяем суть выражения. Вспоминаем, историю появления выражения: «Засучив рукава» или «Спустя рукава». Афоризм, который вышел из исторических реалий жизни народа. Можем увидеть на картинах В.Васнецова эти диковинные рукава, которые мешают в работе.
При изучении темы «Мягкий знак после шипящих» выполнить задание «Соедини стрелкой» (интерактивная доска):
сторож
товарищ
реч
рож
луч ь
лож
помощ
дрож
малыш
кирпич
При изучении темы «Части речи» - разгадать анаграммы и найти лишнее слово (а может, не одно). Объяснить, почему оно не «вписывается».
саивл (слива) – шпаук (пушка) –
адтё (даёт) – реох (орех) –
мйодоол (молодой) – шрауг (груша) –
Или задание на небольшую аналитическую деятельность (на экране):

При изучении и закреплении темы «Предложение» метод ТРИЗ помогает воспроизвести полученные знания и создать нечто новое. Мыследеятельность разворачивается активная.
На экране - «Морфемный ящик».






Б1Г2 (папа)
А1Б3В1 Б2Г1 (раскрыл книгу)
Б4Г2 (комната)
А2Б5В2В1Г2Д2 Б6Г3 (наполнилась дымом)
- Составить слова из морфем.
- Составить предложения из полученных слов.


- Дети «выдают» несколько вариантов развития событий. Каждый записывает свой вариант.
- Чем же отличается предложение от слов и словосочетаний. А если предложения связаны темой, то какая крупная языковая единица получится? В нашем случае мы можем сказать, что это текст? Почему?
Это только фрагмент урока, но уже очевидно, что использавание подобных методов на уроке развивает логическое и креативное мышление. Нестандартная ситуация: невинное действие – раскрытие книги и печальное следствие – комната, наполненная дымом. Это мобилизует поиск возможных вариантов причинно-следственных цепочек, когда одно явление при определенных условиях вызывает другое.
2.5. Рефлексия. Итог урока.
Учитель подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников. Учащиеся делают вывод о важности нового материала для овладения знаниями и умениями, для грамотной письменной и устной речи. Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Рефлексия на эмоциональном уровне возможна в разных вариантах.
Оцениваем ощущения от урока - поднять карточку определенного цвета. Ее же можно использовать и при фронтальной работе – согласны с ответом ученика или нет. Весь класс задействован, все следят за ответом.
Из категории «понравилось-не понравилось» (почему?), «интересно – скучно», «весело-грустно».
Если подавляющее большинство оценило работу на уроке хорошо, то закончить урок на высокой ноте эмоционального подъема словами: «Похлопаем себе, потому что мы – молодцы, вы- молодцы» (овации).
Рефлексия деятельности возможна на разных этапах урока (проверка усвоенного дома, после разбора нового материала и закрепления).
На вопрос: «Как считаете, мы смогли сегодня разобраться в теме и понять, как работает правило?» - большой палец вверх или вниз. Если второе, то почему, постараться понять причину и взять на заметку для индивидуальной работы.
Рефлексия содержания учебного материала.
Блиц-вопрос (быстрый вопрос на определенное правило, орфограмму с быстрыми фронтальными ответами для понятия картины прочности усвоенного материала)
По форме действие происходит коллективно (карточки, палец вверх и т.д.) или фронтально, с ответами отдельных учеников, при необходимости - индивидуально.
По сути, этот процесс поглощает формальный итог урока. Осталось записать домашнее задание, которое всегда фиксируется на доске в определенном месте, даже, если было последним слайдом на экране.
Иногда проявляется последействие. Каждому знакомо это чувство после посещения театра - мы некоторое время находимся под впечатлением. Что-то переосмысливаем. Это эффект, которого и пытались достичь сценарист, режиссер и актеры. Уроки, затрагивающие душу учеников, вовлекающие в активную деятельность, увлекающие и удивляющие некоторыми фактами тоже вызывают последействие. Ребята приходят с вопросами, которые рождает окружающая жизнь. Нужно помочь разобраться. Например, их удивил и заинтересовал такой факт: говорим «запасной», а на дверях написано «запасный». Почему так? И следующий урок мы начнем с этого любопытного факта.



Хорошо, что дети замечают различные языковые явления – это говорит об их интересе и позволяет расширить представление о русском языке, провести экскурс в его историческое прошлое.
После разговора о рифмах многие стали пробовать писать стихи и приносить их на обсуждение с учителем. Примеров последействия много и все они говорят о том, что нескучный русский прививает интерес к языку, обогащает речь, расширяет кругозор, способствует лучшему усвоению знаний. Иногда «последействие» играет злую шутку: видя задания, формируемые на уроке нейросетью, дети тоже задают искусственному интеллекту вопросы, а потом подходят к учителю с недоумением. Выдал что- то не то. Иногда случается сбой и у интеллекта, когда онлайн идут разночтения какой-то определенной позиции. Но… хорошо, что дети слепо не доверяют, а проверяют, обсуждают с учителем. Иногда мы вместе «копаемся» в проблеме. Пусть будет так, чем равнодушный «пофигизм».
Сделайте урок нескучным и тогда нелегкая работа как для учителя, так и для учеников окажется радостной. А для сторонников стандартного урока с преобладанием самостоятельной работы с учебником, хочется сказать слова Мюнхаузена (Григория Горина):
«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» И чуть изменив еще одно высказывание этого героя, хочется сказать: «Я не боюсь показаться смешной. Это не каждый может себе позволить».
А девизом стоило бы сделать фразу: «Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы», - сказал охотник. «Обязательно. Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать!» - ответил барон.
Давайте создавать условия, при которых у детей возникает желание вытягивать себя к знаниям.
2.6 Формы уроков.
Кроме традиционной формы, урок может быть нестандартный или с элементами необычного:
Черный ящик в студии. По прилагательным отгадать предмет-существительное.
Урок с использованием нейросети, искусственного интеллекта (например, создавая индивидуальные задания по замеченным проблемам, уточняя формулировку лексического объекта и т.д.)
Лингвистический аукцион «Сила слова…».
Инсценировка – обращение князя Ярослава Мудрого к потомкам.
Интегрированный урок с историей, литературой, музыкой и т.д.
Урок «Суд над словом». Потерпевший – русский язык. Действующие лица: 1 «круглый стол» - присяжные заседатели, 2 стол – обвинители, 3 стол – адвокаты-защитники, кроме того, - свидетели, секретарь и учитель – судья в мантии и черной шапочке.
Урок-квест (в конце года) «Поиски клада». Для каждого класса готовятся пакеты с заданиями по темам года, но в занимательной форме. Каждое задание дает подсказку на место следующего пакета. Все пакеты разложены заранее по всей школе – кабинеты, приемная, столовая, дежурные, охрана и т.д. При правильном выполнении классы должны сойтись в одном месте (фойе или зал). Построение, открытие черного ящика с кладом. На вопрос учителя, о том, что в ящике, как предполагают ребята, дети пытаются отгадать. Тогда учитель спрашивает: «А что есть главная ценность?» И тогда дети догадываются, что знания – высшая ценность. Учитель достает свиток и все хором читают: «Главная ценность – знания!». Но классу-победителю, первым выполнившим задания, приз – мешочек конфет (можно шоколадные медали). Остальные классы, немного отставшие, но прошедшие квест, - утешительные призы, - связки баранок.
Условие квеста было – тишина, так как другие классы учились. Это было выполнено, хотя учителя рядом не было (фотографировала моменты работы классов в разных углах школы). Все остались довольны.





Литература
Аверьянова А.П. «Как образуются слова» - М., Просвещение, 1966 г.
Альтшуллер Г. С. «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач». 2-е изд., доп. Новосибирск., «Наука», 2001 г.
Бабайцева В.В. «Русский язык. Теория» - М., Дрофа, 2009 г.
Бабурова И.В. «Культура современного урока» - М., «Российское педагогическое агентство», 1997 г.
Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. – М., Карго, 2011 г.
Ершова П. М. «Режиссура как практическая психология» - М., «Мир искусства», 2010 г.
Казанский Б.В. «Приключения слов» - С-П., «Азбука-классика», 2007 г.
Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М., Просвещение, 1976 г.
Люстрова З.Н. «Беседы о русском слове» - М., «Знание», 1978 г.
Львов М.Р. «Словарик синонимов и антонимов» - М., «Дидакт», 1993 г.
Минскин Е.М. «От игры к знаниям» - М., Просвещение, 1987 г.
Ольшанская Н. А. «Техника педагогического общения: практикум для учителей и классных руководителей». - Волгоград: «Учитель», 2007 г.
Сергеев В.Н. «Новые значения старых слов» - М., Просвещение, 1989 г.
Сухомлинский В. А. «Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» - М., 2018 г.
Талышева И.А., Пегова Х.Р. «Практика личностно-ориентированного обучения». Учебное пособие – Елабуга, 2020 г.
Тарутин О.А. «Что я видел в Эрмитаже» - Л., «Детская литература», 1989
Тимофеев Л.И. «Краткий словарь литературоведческих терминов» - М., 1963 г.
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Ох%2C%20уж%20этот%20русский
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=омонимы%20омографы%20омоформы%20омофоны
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=4%20%20столицы%20Руси
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=что%20общего%20у%20быка%20и%20пчелы
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=происхождение%20слова%20собака
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=морфологический%20ящик%20триз
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=ь%20знак%20после%20шипящих