Нестандартные домашние задания по разделу «Лексика» (Русский язык, 5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Домашние задания рассматриваются как средство подготовки к самообразованию, стимулирования развития самостоятельных, творческих форм познания, развитию мышления, поэтому очень важно учителю обратить внимание на нестандартность домашнего задания, так как именно оно способствует максимальному развитию у учащихся творческих наклонностей. Также нестандартность выполненной работы вызывает повышенный интерес у несильных учеников, что в результате приводит к повышению интереса к предмету и улучшению качества успеваемости, а улучшение оценок, в свою очередь, приводит к снижению стрессовой напряжённости учащихся. Следовательно, ребёнок меньше подвержен перегрузкам в учебном процессе.
Нестандартное домашнее задание является тем мощным рычагом образования, который способствует закреплению знаний, учит самостоятельности, позволяет учащимся взглянуть на то, о чём шла речь на уроке как бы со стороны, побуждает к поиску ответов на неясные вопросы, а в итоге – уменьшает перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания.
Автор материала | Ганеева Раушания Ринатовна |
Место работы, должность | Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г.Агрыз Республики Татарстан |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 класс |
Название материала | Подборка нестандартных домашних заданий |
Вид ресурса | Учебно-дидактический материал |
Название раздела учебного курса | Лексика |
УМК, авторы образовательной программы | УМК по русскому языку Т.А Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой |
Цель и задачи материала | Цель: создание условий для осмысления, решения практических заданий и последующей проверки знаний, умений, приобретённых в результате повторения раздела. Задачи: - повторение и обобщение материала по теме, формирование речевой грамотности обучающихся и культуры речи. - расширение общелингвистического и культуроведческого кругозора; развитие коммуникативных способностей учащихся. - воспитание критического отношения к ошибкам в собственной речи, интереса и уважения к языку как национальному государственному достоянию, забота о сохранении чистоты речи. |
Формируемые УУД | Личностные: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, стремление к речевому самосовершенствованию; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Коммуникативные: - владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета. Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - умение определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Предметные: -обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме "Лексика", научить работать с разными словарями, проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение); |
Как реализуется на уроке | - выполнение домашней работы; - обобщение и контроль знаний |
Использованные источники | Вигасин А.Э. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд., - М.: 303 с. – 2015 Грамота.ру. Словарь трудностей: http://new.gramota.ru/spravka/trudnosti?layout=item&id=36_15. Подготовка к олимпиаде по русскому языку: http://rusolimp.kopeisk.ru/leksik/?file=133. |
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
1. Из учебника истории (§ 4) подбери по 5-6 примеров слов с лексическим значением «орудие труда древнего человека»
Источник: Вигасин А.Э. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд., - М.: 303 с. – 2015
Эталон: топор, мотыга, серп, зернотерка, рубило, скребло, копье
2. Исправь ошибки в употреблении слов, обозначающих орудия труда древнего человека. Запиши в исправленном виде. При затруднении обратись к учебнику истории § 4.
Источник: Вигасин А.Э. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд., - М.: 303 с. – 2015
Подготовить участок земли для посева было нелегко – приходилось рубить деревья мотыгой.
Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянным копьем.
Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали рубилом.
Эталон: 1) топор; 2) мотыга; 3) серп
3. Побудьте в роли исследователей: на карте России найдите названия населенных пунктов, содержащих эпитеты.
4. Проверь себя по учебнику истории.
Святилище – самое светлое место в племени
Ремесленник – орудие труда первобытного человека, предназначенное для земледелия
Знатные люди – захваченные на войне пленники
Старейшины – старые рабы
Источник: Вигасин А.Э. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд., - М.: 303 с. – 2015
Эталон: 1) место, где находится идол, 2) человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и т.д.; 3) вожди племени, старейшины, пользующиеся особым почетом; 4) опытные, мудрые старики
5. Составь для себя программу работы по обогащению своего лексического запаса. Укажи конкретные действия, чтобы получить результат (например, чтение произведений русских писателей, заучивание стихов наизусть и т.д.)
Эталон:
Читать литературу обязательно из разных областей знания, желательно одновременно (утром одну, вечером другую).
Литература должна быть посильной по знаниям, или чуть сложной на этом уровне. И обязательно интересной.
Сразу находить значения услышанных незнакомых слов в Интернете. Желательно с примерами употребления.
Можно читать толковый словарь языка, сейчас не нужно носить тяжелую книгу – все книги помещаются в легком смартфоне
Писать короткие тексты на заданные темы. Желательно сделать упор на те области знания, где словарный запас больше всего хочется расширить. Тексты должны быть именно написаны, в крайнем случае сказаны вслух, четко и с интонацией – просто про себя произнесение не работает. Бояться, что знаний мало, не надо, начинать можно с одного предложения. Потом постепенно увеличивать.
«Активный» запас слов даже у самых эрудированных людей понижается, если они мало говорят вслух, мало пишут, или делают это достаточно много, но всё время с одним-двумя-тремя знакомыми людьми. Тут желательно расширять круг общения, отдавая предпочтение интеллектуальным собеседникам.
На начальном этапе довольно легкий способ втянуться – смотреть научно-популярные фильмы и передачи на Дискавери и тому подобных ресурсах.
6. Докажи, кто прав.
На уроке истории ученики получили задание объяснить значение слова «идол», привести примеры его употребления. Прочитай ответы учеников и докажи, кто прав.
Коля: «Идол – это статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству»
Оля: «Идол – это тот, кто является предметом обожания. Нелли была идолом у всех в доме.
Вова: Так говорят о ком-то бестолковом или бесчувственном. Что стоишь идолом?
Источник: Вигасин А.Э. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд., - М.: 303 с. – 2015
Эталон: идол – слово многозначное. Но к предмету истории имеет отношение пример, приведенный Колей. Древние люди лепили из глины, вырезали из дерева, высекали из камня богов и духов. Такие изображения называются идолами.
7. Составь план параграфа по теме «Синонимы»
Эталон:
Определение понятия
Отличие синонимов друг от друга
Различие употребления в речи
Эмоциональная окраска синонимов
Сочетаемость синонимов с другими словами
Роль синонимов в речи
8. Проанализируй стихотворение агрызской поэтессы З.Ложеницыной.
Какое место в нем занимают слова с переносным значением, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения?
9. Эталон: 1. Агрызский район – северные ворота Татарстана («ворота» - в переносном значении), 2. Агрыз красивый, молодой – эпитет, Агрыз доволен людьми и железнодорожною судьбой – олицетворение, 3. Звонкие пути стремятся – эпитет, олицетворение, 4. Шумит уютный городок – эпитет, олицетворение.
10. Создание проектов.
Ученикам предложили разработать проект на 4 человек на тему «Энциклопедия слова счастье». Ты капитан. Составь план работы своей группы.
Эталон:
1 ученик: «Лингвист». Значение и происхождение слова. Работа с различными словарями (толковый, этимологический, философский, словообразовательный)
2 ученик: «Литератор». Слово «счастье» в народном творчестве, художественных произведениях
3 ученик «Журналист». А что думают о «счастье» сегодня? Проводит социологический опрос.
4 ученик «Оформитель». Продумывает дизайн и создает презентацию.
Составь лексические уравнения по образцу и предложи решить их своему соседу по парте.
Палец – перст = Лоб-?
Живой –мертвый = восторгаться -?
брег – берег = прах -?
Эталон:
чело, 2) негодовать, 3) порох
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
1. Внимательно изучи, как строится словарная статья толкового словаря. Составь алгоритм «Построение словарной статьи толкового словаря». Сравни свой алгоритм с эталоном.
Эталон:
Все слова размещены в алфавитном порядке.
Каждая статья начинается со слова, толкование которого приводится в словаре.
Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение.
В статье указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
2. Подберите эпитеты и метафоры к географическим объектам: Байкал, Дон, Каспий, Казань, Москва, Петербург
Эталон: славное море, священный Байкал, голубой бриллиант планеты, седой Каспий, тихий Дон
3. Используя ресурсы Интернета, подбери 5-6 примеров названий художественных произведений, состоящих из антонимов.
Эталон:
«Толстый и тонкий» А.Чехов
«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольский
«Принц и нищий» М.Твен
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман
«Война и мир» Л.Толстой
«Живые и мертвые» К. Симонов
«Молодость и старость» И.Бунин
4. Составь словарь литературных эпитетов к слову «город», прочитав стихотворения К. Бальмонта, Н. Гумилева, Ф. Сологуба о городах.
Эталон:
Бальмонт: безмерный, грозный, слепой, немой, стройный
Сологуб: скучный, серый, тусклый
5. Весенние ручьи говорят, журчат, бегут. У каждого свой голос. Один ручеек шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своем. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чем журчит и поет лесной ручей.
1.Подбери из текста синонимы.
2.Напиши мини-сочинение «О чем может рассказать ручей?» А что, если встретились два ручья? Один мчался с городской улицы, а другой из соснового леса.
Введи в свое сочинение диалог-беседу двух ручьев.
Эталон:
Синонимы: говорят, журчат, шепчет, бурлит, поет.
Встретились в поле два ручейка. Один был важный, городской, другой – простой, лесной.
- Куда так торопишься? – спрашивает лесной ручеек.
- Я не чета таким, как ты, - важно ответил городской ручей. – Не видишь, я спешу. Посторонись!
- Хорошо в городе? – робко спрашивает лесной ручеек. – Может, и мне там понравится?
- Очень! – только и ответил городской и помчался дальше.
Посмотрел на него лесной ручеек – и вдруг расхотелось ему в город. Как ты думаешь, почему?
6. Создайте рекламный буклет к «Школьному словарю синонимов и антонимов русского языка» Г Никольской
5. Издание предназначено для учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, а также может быть полезно самому широкому кругу читателей. Словарь содержит более 1200 синонимических рядов и около 1000 пар антонимов.
Книга будет полезна при написании сочинений, на уроках русского языка и литературы. С её помощью можно подобрать наиболее подходящее в каждом конкретном случая слово. Издание поможет читателю значительно обогатить и расширить словарный запас.
В словарных статьях дается необходимая информация о значении слова. Приведены краткие указания на особенности употребления и происхождения слов. Для удобства пользования словарь снабжен словоуказателем
6. Составьте проект «Энциклопедия слова «КОРАБЛЬ»
Эталон:
План работы над проектом для каждой группы
Толкование слова «Корабль» из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова. Словообразовательный ряд;
Синонимы и антонимы;
Фразеологизмы со словом «Корабль»;
Пословицы и поговорки со словом «Корабль»;
Слово «Корабль» в мифологии;
Выводы и результаты о проделанной работе
7. Подберите из словаря «1000 русских пословиц и поговорок» пословицы, содержащие антонимы. Объясните их смысл.
Эталон:
Мир строит, а война разрушает.
Смелый побеждает, а трус проигрывает.
Труд кормит, а лень портит.
8. У современного поэта Александра Кушнера есть стихотворение "Мы и иностранец Билл". Объясните однокласснику, в чем ошибся Билл?
Мы на Неве любовались моржами,
Как они плавали, стиснуты льдами.
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Вы говорите, что это моржиха,
Что ж она в шапочке, словно пловчиха?»...
«Жаль, – я сказал, – что москвичи в финале
У ленинградцев очки отобрали».
А иностранец по имени Билл
Был с нами рядом и всех удивил:
«Дайте, – сказал, – до Нью-Йорка добраться,
Вышлю очки дорогим ленинградцам».
Эталон:
9. Многозначные слова называют предметы, которые имеют сходный признак. Многозначным в этом стихотворении является слово морж – крупное северное морское животное и любитель зимнего купания. Общая смысловая часть, объединяющая эти значения, – умение плавать в ледяной воде.
10.Знаменитая картина И. Репина называется «Бурлаки на Волге». Объясните, как вы понимаете название картины. При затруднении обратитесь к Толковому словарю русского языка С. Ожегова. Подготовьте сообщение на тему «Бурлак – это раб или рабочая профессия?»
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКТИВНЫХ УУД:
1. Составь инструкцию «Как найти метафоры в тексте?»
Эталон:
Метафора - это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
Значение метафоры - переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают - имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).
Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»- здесь нет, с чем сравнивают- с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают- реку).
2. Составь описание памятника с использованием изобразительно-выразительных средств.
Эталон:
Наряду с В.И. Чапаевым, А.Г. Железняковым и Н.А. Щорсом, известным героем гражданской войны стал и В.М. Азин.
Легендарный герой Гражданской войны, командир 28-й стрелковой Краснознаменной дивизии Владимир Мартинович Азин родился 26 сентября 1895 года в деревне Марьяново Артиковецкой волости Полоцкого уезда Витебской губернии в семье сельского портного.
Дивизия В.М.Азина с октября 1918 года по июнь 1919 года защищала Агрыз. В честь него в центре города стоит этот великолепный памятник и названа одна из главных улиц города. На невысоком постаменте мы видим гипсовый бюст комдива В.М.Азина. Памятник простой, но достаточно выразительный. Основанием памятника служит постамент, облицованный красным гранитом. На комдиве неизменная папаха, а жесткий устремленный вперед взгляд выдает напряженную работу мысли. На постаменте закреплена памятная табличка. Бюст изготовлен Ижевскими художественными мастерскими, установлен в 1967 г. в честь празднования 50-летия Октябрьской революции.
3. Сочини лингвистическую сказку о волшебной стране Лексикологии.
4. Напиши письмо другу о том, почему необходимо изучать тему «Лексика»
5. Напиши объявление «Продаю сапоги-скороходы» с использованием выразительных средств.
Эталон:
Купите у нас сапоги – скороходы,
Ходить в скороходах отлично в походы:
Шагнул один шаг – и проделал семь верст.
Обгонишь автобус и паровоз.
За час не спеша обойдешь вокруг света,
Догнать тебя сможет только ракета!
6. Напиши заметку для школьной газеты «Юный лингвист» на тему « Как мне пригодится в жизни тема «Лексика».
7. Написать синквейн о Лексике
Эталон:
Лексика
Нормативная, богатая
Говорит, развивается, меняется
Лексика – раздел филологии
Слова.
8. Составить словарь синонимов цветовой гаммы.
Эталон:
Белый – белоснежный, снежный, молочный, сахарный, белесый, льняной, седой, цвет слоновой кости;
Голубой – лазурный, бирюзовый, небесный, электрик,
Желтый – золотой, янтарный, яичный, канареечный, лимонный
9. В Вконтакте вы познакомились со сверстниками из далекой Африки. Вам хочется поделиться восхищением от красоты осенней русской природы. Фотографии нет. Попытайтесь составить словесную зарисовку. Она должна быть небольшой по объему (не более 50 слов).
10. Проведи экскурсию для своих одноклассников по волшебной стране Лексикологии.