Методическая разработка «Нестандартное домашнее задание» (Русский язык, 6 класс, написание писем)
Пояснительная записка
Тема: Виды писем
Цель: формировать навыки написания писем разных видов, развивать творческие и исследовательские способности учащихся, воспитывать интерес к предмету.
Класс: 6
Степень сложности: базовый, средний и повышенный уровни
Тип задания: индивидуальное
Рекомендуемое количество времени на выполнение: от 15 до 30 минут (в зависимости от выбранного уровня сложности задание может быть «отсроченным»)
Инструкция к выполнению:
Базовый уровень: отгадайте лингвистическую загадку, содержащуюся в письме; с помощью опорного конспекта, сделанного на уроке, определите вид письма
Средний уровень: отгадайте лингвистическую загадку, содержащуюся в письме, аргументируйте свой ответ; определите вид письма, докажите правильность своего ответа.
Повышенный уровень: отгадайте лингвистическую загадку и напишите ответное письмо герою. Подумайте: какой вид письма у вас получится?
Наиболее оптимальный способ проверки: все работы проверяются учителем, по желанию учащихся можно заслушать и обсудить несколько работ.
Нестандартное домашнее задание по русскому языку
для учеников 6-х классов
Момент неожиданности
На одном из уроков развития речи после изучения темы «Виды писем» прямо перед озвучиванием домашнего задания на адрес электронной почты лицея неожиданно пришло письмо от Ньюта Саламандра, героя популярного среди ребят фильма о «Магических тварях» из серии о Гарри Поттере. В своём письме герой обращался к ребятам с просьбой.
Письмо демонстрировалось на слайде:
2. Мотивационный момент: письмо интересному человеку/герою или разгадывание лингвистической загадки
Приём написания письма интересному персонажу не только повышает мотивацию (когда ещё представится написать письмо любимому герою?), но и учит пониманию логики повествования, не давая перескакивать с одной темы на другую, объясняет основы вежливости, учит грамотно строить и записывать предложения. Ведь устном общении часто преобладают слова-паразиты, молодёжный сленг, которым не место в письменной речи. Таким образом, развиваются коммуникативные и личностные ууд учащихся.
Лингвистическая загадка, содержащаяся в письме героя, рассчитана на тех ребят, кто не знаком с миром Поттерианы. Дети – народ любопытный и любознательный, им нравится открывать новое, поэтому загадки, тайны и головоломки всегда среди них находят отклик. Урок проводился в конце ноября, когда по календарю праздновался день рождения буквы Ё, представленной в письме угнетённым магическим существом, которого в современной письменной и печатной речи часто лишают точек. При решении задачи ребята не только самостоятельно познакомились с историей родного языка (развитие исследовательских навыков), но задумались над тем, насколько важно соблюдать графический облик буквы и не заменять Ё на Е.
В заключение отмечу, что из 53 учащихся, получивших это домашнее задание, не один не выбрал базовый уровень.