Статья «Нестандартные интернет-ресурсы для обучающихся и педагогов, и методы их использования в учебно-воспитательном процессе»
Нестандартные интернет-ресурсы для обучающихся и педагогов, и методы их использования в учебно-воспитательном процессе
Составил: Е.И. Панов – преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК»
В образовании ИКТ выполняет следующие функции:
• образовательная – формирование знаний и навыков для подготовки учащихся к дальнейшему освоению программы и осознанному приобретению новой информации;
• развивающая – развитие восприятия, концентрации, внимания, памяти, мышления, фантазии и творческих способностей у школьников;
• воспитательная – создание условий для освоения нравственных, эстетических, культурных, экологических и правовых норм, принятых в обществе, а также развитие познавательной активности.
Использование информационных технологий в учебном процессе имеет множество преимуществ и позволяет:
• экономить время на подготовку уроков и проверку заданий и результатов учащихся;
• идти на новый, более высокий уровень работы;
• разнообразить уроки путем дополнения основных материалов технологическими материалами;
• делать занятия увлекательными и современными;
• внедрять новые обучающие программы, демонстрировать слайды, использовать презентации и мультимедийные альбомы;
• знакомить учащихся с современными формами самообразования;
• помогать учащимся сконцентрироваться на ключевых моментах;
• усиливать визуальную составляющую при освоении новых тем;
• формировать умение самостоятельно искать информацию;
• развивать общую культуру школьников;
• привлекать детей к исследовательской деятельности;
• обеспечивать интеллектуальную составляющую обучения;
• повышать интерес школьников к обучению;
• формировать информационную культуру учащихся;
• развивать мыслительные способности детей;
• активно включать пассивные и интровертированные дети в совместную работу;
• повышать интенсивность и скорость занятий;
• повышать показатели учебной успеваемости;
• общаться с учащимися и педагогами из других стран;
• создавать гибкий процесс обучения.
Учитель использует средства ИКТ на занятиях с помощью следующих методов:
• представление материалов в мультимедийном формате (презентации, рисунки, видео и звуковые записи);
• интерактивное освоение информации (с использованием интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, конструкторов);
• создание условий для самостоятельных экспериментов, способствующих развитию творческих способностей;
• использование электронного оборудования для проведения исследований и обработки данных;
• развитие навыков информационно-поисковой деятельности;
• проведение уроков в онлайн-режиме;
• объективная и оперативная оценка достижений учеников.
Наиболее распространенные направления использования ИКТ в учебном процессе:
• создание мультимедийных презентаций, которые помогают наглядно представить учебный материал;
• использование интернет-ресурсов, включающее поиск актуальной информации и оперативный обмен данными;
• работа с дидактическими играми и обучающими программами, которые стимулируют мотивацию учащихся и позволяют систематизировать полученные знания в увлекательной форме.
В данной статье также хотелось бы рассмотреть интересные интернет-ресурсы, которые могут быть использованы как обучающимися для подготовки домашних заданий, выступлений на учебных занятиях, семинарах, конференциях, так и педагогами для подготовки к занятиям.
Прежде всего, подбор ресурсов был ориентирован на визуальные эффекты, чтобы продукты, создаваемые с помощью данных сервисов, были яркими, оригинальными, ведь это немало важно в век информационных технологий.
Первый ресурс Pixton – сервис для создания интерактивных комиксов, для создания комиксов и аватаров для класса и за его пределами (https://www.pixton.com/welcome).
Второй – сервис Plickers вовлекает в опросы благодаря карточкам. Распечатайте их и выдайте ученикам, а ответы считайте с помощью камеры. Результаты сразу отображаются в приложении, при этом ученикам не нужно использовать свои смартфоны или планшеты (https://get.plickers.com/).
Третий ресурс – классические методики заучивания помогают запоминанию новых слов, терминов и исторических фактов. В сервисе Quizlet эксперты собрали информацию из учебников химии, линейной алгебры, биологии, физики и превратили их в карточки, которые можно скачать, распечатать и использовать на уроках (https://quizlet.com/ru).
Четвертый ресурс – AhaSlides – добавьте опросы и викторины в свои живые презентации
Привлекайте любую аудиторию с помощью облаков слов, живых опросов, викторин, вопросов и ответов, инструментов мозгового штурма и многого другого (https://ahaslides.com/ru/).
Пятый ресурс – WorkProekt.RU – самостоятельное написание школьных проектов – проектная работа (проект) – что это такое, структура, как написать и защитить на отлично (https://workproekt.ru/).
Шестой ресурс – Weje – интерактивная онлайн-доска, которая отлично подходит для проведения мозговых штурмов, уроков и презентаций, организации совместной работы над групповыми проектами (https://weje.io/).
Седьмой ресурс – Canvanizer – удобный инструмент для визуализации и проведения мозгового штурма, который позволяет создавать визуальные бизнес- и SWOT-модели, карты пути клиента и многое другое. С этим сервисом легко разрабатывать и корректировать свои идеи. В Canvanizer тоже множество структурированных шаблонов (https://canvanizer.com/).
В дополнение еще несколько ресурсов:
«Wheelofnames» – это онлайн-платформа, которая позволяет создавать колесо фортуны, в которое можно забить имена ваших учеников. Вам больше не придется решать, кто пойдет отвечать домашнюю работу, ведь колесо фортуны определит это случайным образом (https://wheelofnames.com/).
«Nearpod» – создавайте интерактивные уроки с использованием презентаций, опросов и других интерактивных элементов. Вовлекайте учащихся в урок и получайте мгновенную обратную связь (https://nearpod.com/).
Для того чтобы использование ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, педагогу необходимо учитывать следующие факторы:
1. Постоянное совершенствование навыков работы с компьютерными технологиями. В настоящее время техника и технологии стремительно эволюционируют, и учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым методам преподавания.
2. Не следует увлекаться использованием ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Эффективность обучения может быть достигнута только в том случае, если использование ИКТ в данной ситуации является уместным и оправданным.
3. Важно демонстрировать возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует ИКТ в своей повседневной практике, то и ученикам будет легче освоить основные методы работы с ними.
Главное – понимать, что за каждой ситуаций использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.
Ссылки на источники информации:
1. https://prof-sferum.ru/best_interactive_servises_for_teachers
2. https://netology.ru/blog/11-2022-edmarket-collaboration-online
3. https://dzen.ru/a/ZJQnePJUxzBtgagy
5. https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/
Кияйкина Наталья Федоровна
Панов Егор Игоревич
Гармс Людмила Павловна
Колышкина Елена Владимировна
Чеботарева Ирина Вячеславовна
Панов Егор Игоревич
Горбачёва Марина Юрьевна
Панов Егор Игоревич
Ивлиева Наталия Алексеевна
Панов Егор Игоревич
Ивлиева Наталия Алексеевна