Нестандартное домашнее задание по астрономии (11 класс, «Звезды и созвездия»)
Пояснительная записка.
Не секрет, что домашние задания редко вызывают у обучающихся положительные эмоции. Зачастую они представляют собой рутинную отработку стандартных методов, повторение материала, пройденного во время аудиторных занятий. Внося в задания для домашней работы элемент творчества, учитель стимулирует проявление индивидуальности учеников, раскрытие их внутреннего потенциала.
Астрономия как учебный предмет вернулась в школьную программу совсем недавно, но при этом она имеет большой спектр возможностей как для педагогического творчества учителя, так и формирования у обучающихся современной научной картины мира.
Нестандартное домашнее задание по астрономии
Предмет: Астрономия.
Класс: 11.
Тема: Звёзды и созвездия.
Цели:
Педагогические: стимулировать обучающихся к творческому мышлению; умению выражать свои мысли в устной и письменной речи; повышение интереса к предмету.
Личностные: презентация собственной деятельности; умение достигать поставленной цели; аккуратность в оформлении письменных работ.
Межличностные: работа в команде.
Степень сложности: средний уровень; высокий уровень.
Тип задания: индивидуальное; с родителями.
Рекомендуемое количество времени на выполнение: 1 неделя.
Наиболее оптимальный способ проверки: ответ у доски (чтение работы, презентация изображения); проверка письменных работ учителем.
При изучении темы «Звёзды и созвездия», как правило, большое внимание уделяется истории возникновения названий созвездий, рассказ о тех легендах, которые послужили источником «звездных фигур» на звёздном небе. Именно благодаря подобного рода объединению звёзд в определенные группы люди получили возможность с большей легкостью ориентироваться в множестве звёзд, запомнить их расположение.
По завершении урока учащимся предлагается выполнить следующее нестандартное творческое домашнее задание:
Каждому ученику выдается свой участок звёздного неба, распечатанный учителем. Каждый из участков представляет собой одно из 88 созвездий, принятых в настоящее время в астрономии. На листе присутствуют основные звезды созвездия, при этом название созвездия не указано. Ученику предлагается проявить фантазию и «поместить» на представленный участок звёздного неба собственных героев, объектов окружающего мира а возможно даже мифических существ. Допускается объединение учеников в творческие группы, где ряд созвездий может быть связан друг с другом единой историей или легендой.
В качестве отчёта по домашней работе ученику необходимо представить как графическое представление звёздной фигуры, так и саму творческую работу, выполненную в форме мини-сочинения. Приветствуется подготовка презентации, чтение легенд у доски.
Представленный вариант нестандартного домашнего задания по астрономии вызывает у обучающихся большой интерес. Альтернативные, зачастую осовремененные представления о созвездиях позволяют ребятам легче запомнить расположение звезд, а значит и вести наблюдения за звёздным небом в дальнейшем изучении курса астрономии.