Технологическая карта урока астрономии «Звёзды и созвездия. Небесные координаты» (11 класс)
Название методической разработки: Технологическая карта урока астрономии
Автор разработки: Скулкина Татьяна Геннадьевна
Общая часть |
||||||||||
Предмет |
Класс |
Тема урока |
||||||||
Астрономия |
11 |
Звезды и созвездия. Небесные координаты. |
||||||||
Используемый учебник |
||||||||||
Название |
Класс |
Авторы |
||||||||
Астрономия |
11 |
Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. |
||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина», ось мира», «небесный экватор», «небесный меридиан», «склонение», «прямое восхождение»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе. |
формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде. |
организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы. |
||||||||
ТСО (оборудование) |
Средства ИКТ (ЭФУ, программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
|||||||||
Компьютер, проектор, экран. Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН). |
http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4. html — Астронет (системы небесных координат). http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ —Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере». http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php — Карта звёздного неба онлайн. |
|||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||
Этап урока |
Образовательные задачи (планируемые результаты) |
Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ (для ЭФУ укажите названия конкретных объектов и страницу) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
длит. этапа (мин) |
|||||
Организационный |
Создать условия для осознанного восприятия нового материала. |
Проверяет готовность к уроку астрономии |
Оценивают свою готовность к уроку. |
1 мин. |
||||||
Актуализация знаний |
Повторить изученный ранее материал, выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. |
Презентация учителя, слайд 1 Презентация учителя, слайд 2 |
Оценивает ответы учащихся на вопросы |
Отвечают на вопросы. Оценивают ответы одноклассников. Приложение 1. |
8 мин. |
|||||
Целеполагание |
Сформулировать тему и цели урока. |
Презентация учителя, слайд 3 |
Читает стихотворение А. Федулова. Задает вопросы по прочитанному. Приложение 2 |
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель и задачи урока |
2 мин. |
|||||
Изучение нового материала |
Самостоятельно получить новые знания и способы действий |
Презентация учителя, слайд 4 |
Разделяет учащихся на группы. Формулирует задания группам. Приложение 3 |
Выполняют задания учителя. Работают с учебником. Представляют результаты работы. |
14 мин. |
|||||
Ввести понятия «ось мира», «небесный экватор», «небесный меридиан», «склонение», «прямое восхождение» |
Презентация учителя, слайд 5 http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4. html — Астронет (системы небесных координат). http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ —Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере». |
Ставит проблемный вопрос: можно ли для определения положения звезды нанести на звездную карту горизонтальную систему координат? Вводит я понятия «ось мира», «небесный экватор», «небесный меридиан», Вводит экваториальную систему координат. |
Делают вывод о зависимости горизонтальной системы координат от местоположения наблюдателя. Изображают в рабочей тетради склонение и прямое восхождение. Делают записи определений. |
7 мин. |
||||||
Закрепление изученного |
Научить пользоваться подвижной картой звездного неба, определять координаты звезд. |
http://kosmoved.ru/nebo_segodnya_geo.php — карта звёздного неба онлайн. Подвижные карты звёздного неба (ПКЗН). |
Объясняет правила работы с ПКЗН. Определяет совместно с учащимися координаты некоторых звезд. Индивидуально осуществляет помощь при работе с ПКЗН. Проверяет правильность определения координат звезд. |
Определяют координаты Сириуса , ε Возничего, τ Кита, β Ориона, некоторых звезд по выбору. Проверяют правильность определения координат звезд с помощью приложения III учебника (стр.219) |
10 мин |
|||||
Рефлексия |
Осознать свою учебную деятельность, оценить результаты работы |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока |
Осуществляют самооценку работы групп, индивидуальной работы. |
2 мин. |
||||||
Домашнее задание |
Включить новые знания в систему изученного материала. |
Презентация учителя, слайд 6 |
Сообщает домашнее задание: п. 3,4, по желанию подготовить презентации: 1. История происхождения названий ярчайших объектов неба. 2. Звездные каталоги: от древности до наших дней. 3. Мифы и легенды, связанные со звёздами или созвездиями |
Записывают домашнее задание |
1 мин. |
Приложение 1.
Вопросы для повторения:
1.В чем состоят особенности астрономии?
2. Какие координаты светил называются горизонтальными?
3. Опишите, как координаты Солнца будут меняться в процессе его движения над горизонтом в течение суток.
4. Для чего используется телескоп?
5. Что считается главной характеристикой телескопа?
6. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
7.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?
8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?
9.Почему современная астрономия является всеволновой?
Приложение 2.
Альберт ФЕДУЛОВ
Закат погас. Костёр горит,
Звенят в степи колосья хлеба.
А я гляжу – вот ковш стоит
Среди полуночного неба.
И мнится, он не синевой,
А ключевой налит водою,
И я тянусь к нему рукой,
Полдневной истомлён жарою.
Приложение3.
Задания для работы в группах:
Как сравнить индивидуальные различия звезд по потоку света?
Последовательность ответа на задание
1. Запишите определение понятия «освещенность». Сколько примерно звезд можно видеть на небе?
2. Каким термином в астрономии обозначают освещенность? В чем она измеряется?
3. Кто и когда впервые разделил звезды по рассматриваемой характеристике на шесть звездных величин?
4. Как зависит от яркости обозначение звезд в созвездиях?
5. Во сколько раз отличается поток света звезды первой звездной величины от потока света звезды второй звездной величины? Какова разность в значениях потока света при отличии в пять звездных величин?
6. Что означает отрицательная звездная величина? Почему во времена Гиппарха невозможно было введение нулевой или отрицательной звездной величины; десятой звездной величины? Какова звездная величина объектов с предельно различимым современными телескопами потоком света?
Как объединить в группы звезды, учитывая постоянство места расположения относительно друг друга?
Последовательность ответа на задание
1. Определите понятие «созвездие» в современной трактовке.
2. С какой целью и по какому принципу в древности звезды объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных
атласов древности?
3. Чем обусловлено и каковы особенности изменения вида звездного неба в течение суток?
4. Каков принцип построения карты звездного неба?
5. Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?
6. Изучив названия созвездий, представленных на звездных картах, а также познакомившись с собственными названиями некоторых звезд (см. приложение III учебника), сделайте вывод о причинах, обусловивших их появление.
Список использованных ресурсов:
Астрономия. Базовый уровень. 11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5 изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018.
Астрономия. 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» /М. А. Кунаш. — М. : Дрофа, 2018.