Урок астрономии «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты» (10 класс, УМК: Б.А. Воронцов)
Пояснительная записка к презентации
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ
Урок астрономии
«Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты»
Урок разработала
Фролова Надежда Михайловна,
учитель физики.
р. п. Чунский
Иркутская област
Учебный предмет: астрономия
Класс: 10
УМК: Б.А. Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут.
Тема урока: «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Содержательная цель: знакомство учащихся с новым понятием, умением работать с разными источниками, применять полученные знания на практике.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Задачи:
Образовательные:
Формирование научного мировоззрения учащихся.
Организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;
Создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.
Приобрести знания о звездном небе, созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий
Развивающие:
Сформировать познавательный интерес;
Развивать мыслительные операции;
Развивать умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;
Развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развивать внимание, критическое мышление;
Умение связно и логично излагать свои мысли
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к астрономии.
2. Воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению,
3.Формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной роли обучающегося.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, умение планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.
Педагогическая технология:
технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, лист бумаги, раздаточный материал, текст по теме, таблицы, слайдовая презентация, электронный учебник (с платформы Лекта.)
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Формы УП |
Планируемый результат (Формируемые УУД учеников) |
|
I.Мотивация к учебной деятельности |
|||
1. Нестандартное начало Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся. (1 мин.) |
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть каждого из вас! Чтобы нам эффективно потрудиться сегодня на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят). - Уши внимательно слушают и всё (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! |
. |
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Включение учащихся в деловой ритм работы Коммуникативные УУД: умение слушать; выражать свои мысли. Личностные УУД: Ценностно - нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). |
2 «Блиц-опрос» Цель: повторить основные понятия и определения , подготовить обучающихся к восприятию нового материала. (5 мин) |
Давайте попробуем вспомнить:
1.Какие координаты светил называют горизонтальными? 2 Можно ли использовать горизонтальную систему координат для создания карты звездного неба? 3. Существует ли реально небесная сфера? Где находится наблюдатель в момент наблюдения? 4. Для чего используется телескоп? |
Фронтально
|
Познавательные УУД: Формирование мыслительных операций
Коммуникативные УУД: умение работать в паре взаимопроверка, обсуждение выполненного задания. |
Этап определения темы урока и целеполагание |
|||
1. Выход на тему и целеполагание Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока (2 мин) |
Что вы видите на слайде? – (карты, звезды. созвездия)
Верно! Тема урока: Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. А какие цели мы поставим сегодня? По ключевым словам Дать…определение («Что называют созвездиями») Выяснить….(сколько всего созвездий) Узнать…..(как объединить в группы звезды) Сделать……(выводы) |
Фронтально. |
Анализируют и делают выводы; определяют тему урока и ставят цели Регулятивные УУД. Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке. |
Построение проекта выхода из затруднения. Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения |
|||
Прием «Яркое пятно» Цель: используя стихотворение, создать проблемную ситуацию. ( 2 мин) Выход на проблему: |
Постановка проблемы: Если ночью не заснуть И на небо нам взглянуть, То увидеть сможешь ты Звёзды дивной красоты. Мир созвездий полон красок, Много ходит о нем сказок. Эти сказки, как все знают, Греки мифами считают. Ах, какие очертания! Греки дали им названия! На чёрном бархате небес Стоит с дубинкой Геркулес, Телец восторженно блестит Альдебарана красным глазом. А вот Плеяды собрались, Да всем семейством разом! И тут же звездный Зодиак. Ты знаешь, выглядит он как? Так какое же оно - Звездное небо??? Как «читать» Звездную карту? |
||
4.Прием «Инсерт» Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации + - знаю - - новое ! – прошу помощи ( 8 мин) |
Откройте учебник, параграф 4 ,стр. 23 Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы, запишите в тетрадь: а) Северный полюс мира. б) система экваториальных координат в) Полюса мира г) Небесный меридиан д) Небесный экватор е) Что такое склонение светила, прямое восхождение, единицы измерения |
В парах |
Читают текст, помечают, размышляют, отвечают на вопросы, делают выводы. Познавательные УУД: поиск информации структурирование знаний; умение осознанно строить высказывание анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций Личностные УУД: определение значимости темы для себя. |
Здоровьесберегающая пауза |
|||
6.Прием «Покажи явление» Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться (1 мин) |
Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём. Я буду называть слова: если относятся к созвездиям – поднимаете правую руку; если относятся к планетам – поднимаете левую руку; если относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки; если не относятся к перечисленному - качаете головой. Солнце, Лев, Водолей, Меркурий, комета, Венера, Альтаир, Альдебаран, астероид, Андромеда, Орион, Земля, Луна. Молодцы, продолжим! |
Фронтально |
Выполняют задания учителя. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения. |
|||
7.Прием «Примени правило на практике» Прием: «Решим проблему» (10 мин) |
А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей, Поделитесь на группы, у нас получилось 6 групп. (по 4 ученика) На карточках № 2 ,задание каждой группе. Задание группе: Определите понятие «созвездие» в современной трактовке. С какой целью и по какому принципу в древности объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности? Чем обусловлено и каковы особенности изменение вида звездного неба в течении суток? Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями? |
В парах |
С помощью карточки информатора, параграфа учебника, решают задачи из упражнения. Регулятивные УУД: Планируют решение по заданию. Познавательные УУД: Проговаривание правила в группе и оформление его. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; умение полно и точно выражать свои мысли; умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы. Этап реализации построенного проекта |
|||
8.Прием «Афиширование» Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике (5 мин) |
А сейчас каждая группа презентует свои результаты. |
В группе |
Презентуют свои ответы, прикрепляют на доске, объясняют записанное. Регулятивные УУД: дают оценку работе группы. |
Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок. |
|||
9. Прием «Проверь себя!» Цель: 1.проверить степень усвоения правила в нестандартной ситуации. 2.научить переводу из градусной меры в часовую. |
Я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить задание Упр. 3,стр.27 № 1,2,3 2.№ 4,открыв (приложение V), стр. 215 Вызывается 4 ученика, которые показывают решение и коллективно определяется правильность решения. |
Индивидуально |
Решают задачи. Взаимопроверка: обмениваются тетрадями и проверят результат .представленный на доске. Познавательные УУД: поиск информации; формирование мыслительных операций; умение выбрать главное, определить существенные и несущественные признаки Личностные УУД: формирование Я - концепции; Коммуникативные УУД: взаимопроверка; взаимообучение; умение работать в паре. |
10.Домашнее задание Цель : предложить разноуровневое задание . (1 мин) |
1)Пар №3,4. 2)Подготовить презентацию об истории возникновения звезд и созвездий. 3)В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Указать ,по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать? Интернет-ресурсы http://www/astronet/ru/db/msg/1175352/node4.htmi - Астронет (системы небесных координат) http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере» http://school-collection.edu.ru/ |
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих. Регулятивные УУД: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|||
Прием «Найди место» |
Я попрошу вас, ребята по очереди оценить свою работу на уроке. Возьмите стикеры, и выходя из класса, на картинку прикрепите, если все поняли, в центр, степень усвоения показать удаляясь от центра. Спасибо за урок! |
Познавательные УУД: рефлексия деятельности. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: самоопределение, самооценка. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности . следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
http://www.galactic.name/photo/andromeda_constellation.php андромеда
http://www.galactic.name/constellations/img/leo_constellation_uranografia_big.jpg лев
http://www.galactic.name/constellations/img/cepheus_constellation_uranographia_big.jpg цефей
http://www.galactic.name/constellations/img/cassiopeia_constellation_uranographia_big.jpg кассиопея
http://www.galactic.name/constellations/img/ursa_major_constellation_uranographia_big.jpg б медведица
http://www.galactic.name/constellations/img/gemini_constellation_uranographia_big.jpg близнецы
http://www.galactic.name/constellations/img/virgo_constellation_uranographia_big.jpg дева
http://www.galactic.name/constellations/img/capricornus_constellation_uranographia_big.jpg козерог
http://www.galactic.name/constellations/img/aries_constellation_uranografia_big.jpg овен
http://www.galactic.name/constellations/img/perseus_constellation_uranografia_big.jpg персей
http://www.galactic.name/constellations/img/cancer_constellation_uranografia_big.jpg рак
http://www.galactic.name/constellations/img/scorpius_constellation_uranografia_big.jpg скорпион
http://www.galactic.name/constellations/img/taurus_constellation_uranographia_big.jpg телец
2017год
Рагулина Любовь Давыдовна
Перминова Елена Федоровна
Фролова Надежда Михайловна