Урок астрономии «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты» (10 класс, УМК: Б.А. Воронцов)

10
3
Материал опубликован 12 March 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №90» Р.П.ЧУНСКИЙ

 

Урок астрономии

«Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты»

 

Урок разработала

Фролова Надежда Михайловна,

учитель физики.

 

р. п. Чунский

Иркутская област

Учебный предмет: астрономия

Класс: 10

УМК: Б.А. Воронцов - Вельяминов, Е.К. Страут.

Тема урока: «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты».

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Содержательная цель: знакомство учащихся с новым понятием, умением работать с разными источниками, применять полученные знания на практике.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Задачи:

Образовательные:

Формирование научного мировоззрения учащихся.

Организация контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся по данной теме.

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами;

Создать условия для формирования у учащихся практических навыков и для систематизации учебной информации.

Приобрести знания о звездном небе, созвездиях, зодиакальных созвездиях, о происхождении их названий

Развивающие:

Сформировать познавательный интерес;

Развивать мыслительные операции;

Развивать умения переформулировать полученную информацию, разбивать ее на смысловые блоки и оформлять в виде схем и таблиц;

Развивать умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, развивать внимание, критическое мышление;

Умение связно и логично излагать свои мысли

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к астрономии.

2. Воспитание самодисциплины, сотрудничества в группах, положительной мотивации к обучению,

3.Формирование коммуникативных способностей, культуры умственного труда.

 

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично, принятие социальной роли обучающегося.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового, фиксировать результаты наблюдения и делать выводы, умение планировать и регулировать свою деятельность, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, в парах.

Педагогическая технология:

технология проблемного обучения с элементами критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, лист бумаги, раздаточный материал, текст по теме, таблицы, слайдовая презентация, электронный учебник (с платформы Лекта.)

Технологическая карта урока

 

Деятельность учителя

Формы УП

Планируемый результат (Формируемые УУД учеников)

I.Мотивация к учебной деятельности

1. Нестандартное начало

Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята.

Я рада видеть каждого из вас!

Чтобы нам эффективно потрудиться сегодня на уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё (видят).

- Уши внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

.

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

Включение учащихся в деловой ритм работы

Коммуникативные УУД:

умение слушать;

выражать свои мысли.

Личностные УУД:

Ценностно - нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом).

2 «Блиц-опрос»

Цель:

повторить основные понятия и определения , подготовить обучающихся к восприятию нового материала.

(5 мин)

Давайте попробуем вспомнить:

 

1.Какие координаты светил называют горизонтальными?

2 Можно ли использовать горизонтальную систему координат для создания карты звездного неба?

3. Существует ли реально небесная сфера? Где находится наблюдатель в момент наблюдения?

4. Для чего используется телескоп?

Фронтально

 

Познавательные УУД:

Формирование мыслительных операций

 

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре

взаимопроверка,

обсуждение выполненного задания.

Этап определения темы урока и целеполагание

1. Выход на тему и целеполагание

Цель: создав проблемную ситуацию , выйти на тему урока и по ключевым словам определить цели урока

(2 мин)

Что вы видите на слайде? –

(карты, звезды. созвездия)

 

Верно! Тема урока:

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

А какие цели мы поставим сегодня? По ключевым словам

Дать…определение («Что называют созвездиями»)

Выяснить….(сколько всего созвездий)

Узнать…..(как объединить в группы звезды)

Сделать……(выводы)

Фронтально.

Анализируют и делают выводы;

определяют тему урока и ставят цели

Регулятивные УУД.

Постановка учебной задачи и прогнозирование деятельности на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения.

Организация проблемной ситуации для определения проблем с целью их разрешения

Прием «Яркое пятно»

Цель: используя стихотворение, создать проблемную ситуацию.

( 2 мин)

Выход на проблему:

Постановка проблемы:

Если ночью не заснуть

И на небо нам взглянуть,

То увидеть сможешь ты

Звёзды дивной красоты.

Мир созвездий полон красок,

Много ходит о нем сказок.

Эти сказки, как все знают,

Греки мифами считают.

Ах, какие очертания!

Греки дали им названия!

На чёрном бархате небес

Стоит с дубинкой Геркулес,

Телец восторженно блестит

Альдебарана красным глазом.

А вот Плеяды собрались,

Да всем семейством разом!

И тут же звездный Зодиак.

Ты знаешь, выглядит он как?

Так какое же оно - Звездное небо???

Как «читать» Звездную карту?

   

4.Прием «Инсерт»

Цель: промаркировать текст параграфа, определив для себя значимость информации

+ - знаю

- - новое

! – прошу помощи

( 8 мин)

Откройте учебник, параграф 4 ,стр. 23

Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы, запишите в тетрадь:

а) Северный полюс мира.

б) система экваториальных координат

в) Полюса мира

г) Небесный меридиан

д) Небесный экватор

е) Что такое склонение светила, прямое восхождение, единицы измерения

В парах

Читают текст, помечают, размышляют,

отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные УУД:

поиск информации

структурирование знаний;

умение осознанно строить высказывание

анализ объектов с целью выделения признаков, формирование мыслительных операций

Личностные УУД: определение значимости темы для себя.

Здоровьесберегающая пауза

6.Прием «Покажи явление»

Цель: снять напряжение с глаз, дать возможность расслабиться

(1 мин)

Молодцы, ребята, справились с заданием! Такая

кропотливая работа несомненно требовала колоссального напряжения. Давайте немного отдохнём. Я буду называть слова:

если относятся к созвездиям – поднимаете правую руку;

если относятся к планетам – поднимаете левую руку;

если относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки;

если не относятся к перечисленному - качаете головой.

Солнце, Лев, Водолей, Меркурий, комета, Венера, Альтаир, Альдебаран, астероид, Андромеда, Орион, Земля, Луна.

Молодцы, продолжим!

Фронтально

Выполняют задания учителя.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ориентация в трудностях решения проблемы: выделение частных проблем и установление очередности их решения.

7.Прием

«Примени правило на практике»

Прием:

«Решим проблему»

(10 мин)

А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей,

Поделитесь на группы, у нас получилось 6 групп. (по 4 ученика) На карточках № 2 ,задание каждой группе.

Задание группе:

Определите понятие «созвездие» в современной трактовке.

С какой целью и по какому принципу в древности объединялись в созвездия?

В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности?

Чем обусловлено и каковы особенности изменение вида звездного неба в течении суток?

Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды?

Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?

В парах

С помощью карточки информатора, параграфа учебника, решают задачи из упражнения.

Регулятивные УУД:

Планируют решение по заданию.

Познавательные УУД:

Проговаривание правила в группе и оформление его.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог;

умение полно и точно выражать свои мысли;

умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства.

Объединение результатов, полученных при решении частных проблем и решение главной проблемы.

Этап реализации построенного проекта

8.Прием

«Афиширование»

Цель: проверить степень усвоения правила и умения применять его на практике

(5 мин)

А сейчас каждая группа презентует свои результаты.

В группе

Презентуют свои ответы, прикрепляют на доске, объясняют записанное.

Регулятивные УУД:

дают оценку работе группы.

 

Коллективное, групповое, индивидуальное решение проблем, проверка результатов работы и исправление ошибок.

9. Прием «Проверь себя!»

Цель:

1.проверить степень усвоения правила в нестандартной ситуации.

2.научить переводу из градусной меры в часовую.
(5 мин)

Я предлагаю вам проверить, насколько вы усвоили материал и выполнить задание

Упр. 3,стр.27

№ 1,2,3

2.№ 4,открыв (приложение V), стр. 215

Вызывается 4 ученика, которые показывают решение и коллективно определяется правильность решения.

Индивидуально

Решают задачи.

Взаимопроверка: обмениваются тетрадями и проверят результат .представленный на доске.

Познавательные УУД:

поиск информации;

формирование мыслительных операций;

умение выбрать главное,

определить существенные и несущественные признаки

Личностные УУД:

формирование Я - концепции;

Коммуникативные УУД:

взаимопроверка; взаимообучение;

умение работать в паре.

10.Домашнее задание

Цель : предложить разноуровневое задание .

(1 мин)

1)Пар №3,4.

2)Подготовить презентацию об истории возникновения звезд и созвездий.

3)В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Указать ,по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать?

Интернет-ресурсы

http://www/astronet/ru/db/msg/1175352/node4.htmi - Астронет (системы небесных координат)

http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере»

http://school-collection.edu.ru/

 

 

Коммуникативные УУД:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; слушать окружающих.

Регулятивные УУД:

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Прием

«Найди место»

Я попрошу вас, ребята по очереди оценить свою работу на уроке. Возьмите стикеры, и выходя из класса, на картинку прикрепите, если все поняли, в центр, степень усвоения показать удаляясь от центра. Спасибо за урок!

 

Познавательные УУД:

рефлексия деятельности.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

самоопределение, самооценка.

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности .

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

http://www.galactic.name/photo/andromeda_constellation.php андромеда

http://www.galactic.name/constellations/img/leo_constellation_uranografia_big.jpg лев

http://www.galactic.name/constellations/img/cepheus_constellation_uranographia_big.jpg цефей

http://www.galactic.name/constellations/img/cassiopeia_constellation_uranographia_big.jpg кассиопея

http://www.galactic.name/constellations/img/ursa_major_constellation_uranographia_big.jpg б медведица

http://www.galactic.name/constellations/img/gemini_constellation_uranographia_big.jpg близнецы

http://www.galactic.name/constellations/img/virgo_constellation_uranographia_big.jpg дева

http://www.galactic.name/constellations/img/capricornus_constellation_uranographia_big.jpg козерог

http://www.galactic.name/constellations/img/aries_constellation_uranografia_big.jpg овен

http://www.galactic.name/constellations/img/perseus_constellation_uranografia_big.jpg персей

http://www.galactic.name/constellations/img/cancer_constellation_uranografia_big.jpg рак

http://www.galactic.name/constellations/img/scorpius_constellation_uranografia_big.jpg скорпион

http://www.galactic.name/constellations/img/taurus_constellation_uranographia_big.jpg телец

 2017год

презентация

Предварительный просмотр презентации

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Джордано Бруно

Вспоминаем 1.Какие координаты светил называют горизонтальными? 2 Можно ли использовать горизонтальную систему координат для создания карты звездного неба? 3. Существует ли реально небесная сфера? Где находится наблюдатель в момент наблюдения? 4. Для чего используется телескоп?

Тема урока: Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

Определяем цели урока Дать определение Что называют созвездиями Выяснить… сколько всего созвездий Узнать…. как объединить в группы звезды Сделать…… выводы

В безоблачную и безлунную ночь вдали от населенных пунктов можно различит около 3000 звезд. Вся небесная сфера содержит около 6000 звезд, видимых невооруженным глазом

самая известная группа звезд в северном полушарии – Ковш Большой медведицы

Тысячи лет назад яркие звезды условно соединили в фигуры, которые назвали созвездиями.

Созвездием называется участок небесной сферы, границы которого определены специальным решение Международного астрономического союза (МАС). Всего на небесной сфере – 88 созвездий

Решаем проблему: Так какое же оно – Звездное небо??? Как «читать» Звездную карту?

Откройте учебник, параграф 4 ,стр. 23 Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы, запишите в тетрадь: а) Северный полюс мира. б) система экваториальных координат в) Полюса мира г) Небесный меридиан д) Небесный экватор е) Что такое склонение светила, прямое восхождение, единицы измерения.

если слова относятся к созвездиям – поднимаете правую руку; если относятся к планетам – поднимаете левую руку; если относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки; если не относятся к перечисленному - качаете головой.

Задание группам: Определите понятие «созвездие» в современной трактовке. С какой целью и по какому принципу в древности объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности? Чем обусловлено и каковы особенности изменение вида звездного неба в течении суток? Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?

Проверь себя! Упр. 3,стр.27 № 1,2,3 № 4,открыв (приложение V), стр. 215

Домашнее задание 1)Пар №3,4. 2)Подготовить презентацию об истории возникновения звезд и созвездий. 3)В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Указать ,по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать?

Интернет-ресурсы http://www/astronet/ru/db/msg/1175352/node4.htmi - Астронет (системы небесных координат) http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере» http://school-collection.edu.ru/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за работу!

12 March 2018

Очень насыщенный урок! Спасибо!

7 October 2018

Спасибо вам за отзыв!

7 October 2018