Урок астрономии «Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты» (10 класс, УМК: Б.А. Воронцов)
«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и многое понять». Джордано Бруно
Вспоминаем 1.Какие координаты светил называют горизонтальными? 2 Можно ли использовать горизонтальную систему координат для создания карты звездного неба? 3. Существует ли реально небесная сфера? Где находится наблюдатель в момент наблюдения? 4. Для чего используется телескоп?
Тема урока: Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.
Определяем цели урока Дать определение Что называют созвездиями Выяснить… сколько всего созвездий Узнать…. как объединить в группы звезды Сделать…… выводы
В безоблачную и безлунную ночь вдали от населенных пунктов можно различит около 3000 звезд. Вся небесная сфера содержит около 6000 звезд, видимых невооруженным глазом
самая известная группа звезд в северном полушарии – Ковш Большой медведицы
Тысячи лет назад яркие звезды условно соединили в фигуры, которые назвали созвездиями.
Созвездием называется участок небесной сферы, границы которого определены специальным решение Международного астрономического союза (МАС). Всего на небесной сфере – 88 созвездий
Решаем проблему: Так какое же оно – Звездное небо??? Как «читать» Звездную карту?
Откройте учебник, параграф 4 ,стр. 23 Промаркируйте текст, найдите ответы на вопросы, запишите в тетрадь: а) Северный полюс мира. б) система экваториальных координат в) Полюса мира г) Небесный меридиан д) Небесный экватор е) Что такое склонение светила, прямое восхождение, единицы измерения.
если слова относятся к созвездиям – поднимаете правую руку; если относятся к планетам – поднимаете левую руку; если относятся к названиям звезд – поднимаете обе руки; если не относятся к перечисленному - качаете головой.
Задание группам: Определите понятие «созвездие» в современной трактовке. С какой целью и по какому принципу в древности объединялись в созвездия? В чем специфика современной карты звездного неба и звездных атласов древности? Чем обусловлено и каковы особенности изменение вида звездного неба в течении суток? Рассмотрите карту звездного неба. Как на ней изображены границы созвездий, отдельные звезды? Почему некоторые звезды соединены сплошными линиями?
Проверь себя! Упр. 3,стр.27 № 1,2,3 № 4,открыв (приложение V), стр. 215
Домашнее задание 1)Пар №3,4. 2)Подготовить презентацию об истории возникновения звезд и созвездий. 3)В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Указать ,по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать?
Интернет-ресурсы http://www/astronet/ru/db/msg/1175352/node4.htmi - Астронет (системы небесных координат) http:// schооl-collection.edu.ru / catalog/ rubr / 8b74c9c3-9aad - 4ae4-abf9- e8229c87b786/ 110377/- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Анимация «Движение светила по небесной сфере» http://school-collection.edu.ru/
Рагулина Любовь Давыдовна
Перминова Елена Федоровна
Фролова Надежда Михайловна