Нестандартное домашнее задание по теме "Местоимение"
Пояснительная записка
Автор: Балахтина Дарья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №2" г.Усолье-Сибирское
Название: Нестандартное домашнее задание «Диалог без имён»»
Тема: Местоимение
Предмет: русский язык
УМК: "Школа России"
Аудитория: 4 класс
Степень сложности: высокий
Тип задания: индивидуальное
Время выполнения: 10 минут
Способ проверки:
Описание
Задание создано к урокам русского языка в 4 классе для нестандартного домашнего задания.
Цель задания: сформировать у учащихся комплексное понимание функции местоимений в связной речи: осознать, что местоимения служат для замены существительных и избежания повторов; понять, как местоимения обеспечивают смысловую связность текста и помогают выстраивать диалог; научиться распознавать местоимения в контексте, определять их лицо.
Задачи задания
Предметные:
отработать умение определять лицо и личных местоимений;
научиться находить местоимения в тексте и выделять их графически;
понять, как местоимения указывают на участников общения и предметы без повторения имён.
Метапредметные:
познавательные: анализировать текст, выявлять языковые средства связи предложений, сопоставлять формы местоимений;
регулятивные: планировать реплики диалога, контролировать соответствие формы местоимения контексту, проверять результат;
коммуникативные: строить диалог, используя только местоимения и описательные конструкции; слушать и понимать скрытый референт (кто «он», «она», «ты» в контексте);
логические: устанавливать смысловые связи между репликами, выводить подтекст из употребления местоимений.
Развивающие:
тренировать языковую интуицию: чувствовать, какое местоимение уместно в конкретной реплике;
развивать креативность при построении диалога без прямых номинаций;
формировать внимание к деталям: замечать, как изменение местоимения влияет на смысл и тональность общения.
Воспитательные:
воспитывать точность и ясность речи: даже без имён можно говорить понятно и выразительно;
показывать экономию языковых средств: местоимения делают речь лаконичнее без потери смысла.
Ожидаемые результаты:
может составить короткий диалог, используя только местоимения и описания;
понимает, кто с кем разговаривает и о чём идёт речь, даже если имена не названы;
находит в тексте все местоимения, верно определяет их лицо;
объясняет, зачем в каждой реплике использовано именно это местоимение;
осознаёт роль местоимений как средства связи в устной и письменной речи.
Домашнее задание «Диалог без имён»
Задание. Напишите короткий диалог (6–8 реплик) между двумя персонажами, не называя их имён. Можно использовать только местоимения («он», «она», «ты», «ваш», «этот» и т. п.).
Главная задача, чтобы смысл диалога не изменился - было понятно кто с кем разговаривает и о чём.
Подчеркните все местоимения, укажите их лицо над местоимением.
Форма сдачи: диалог с подчеркнутыми местоимениями и указанными лицами.
Примерный ответ
2–е
— Ты опять смотришь в телефон?
— А что, нельзя?
1–е 2–е
— Просто мы уже полчаса сидим, а ты даже не говоришь ни слова.
1–е
— Ну, я жду одного сообщения. Это важно.
2–е 1–е 2–е
— Для тебя — да. А для меня важно поговорить с тобой.
1–е 3–е
— Прости. Я отложу его в сторону. О чём хочешь поговорить?
2–е 1–е
— Хотя бы о том, что тебя так волнует. Расскажи мне.
— Хорошо. Это касается моего проекта…