Доклад на тему «Нетрадиционные формы организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики и информатики» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 13 February

 


 


 


 


 

Доклад на тему:


 


 

«Нетрадиционные формы организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики и информатики»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Подготовил: учитель математики и информатики

«МБОУ СОШ№20» Шамгонов Н.М.


 


 

Сулук 2024г.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет место в практике работы школы. Она является для учителя средством установления того, как ученик усваивает программный материал, как продвигается в своем развитии по годам обучения. Одновременно проверка и оценка служат сигналом о трудностях в изучении материала, об эффективности применения учителем того или иного учебного пособия, методов и приемов обучения. Проверка знаний важна и для учащихся, так как служит им сигналом об уровне усвоения и обучает самоконтролю.

Вопросам проверки и оценки знаний учащихся посвящено много исследований в педагогике и психологии, а по результатам этих исследований изданы практические разработки самостоятельных и контрольных работ, различных тестов, олимпиадных заданий, математических диктантов и так далее.

Основной целью проверки и оценки качества знаний ученика учителем является определение качества усвоения учеником программного материала – уровня овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными стандартом по математике.

Задачами учета и контроля знаний по математике можно считать следующие:

Определить меру ответственности каждого ученика за результаты учения.

Оценить уровень умений ученика добывать знания самостоятельно.

Учитель должен анализировать результаты контроля и делать вывод о необходимости совершенствовать преподавание, а ученик – о необходимости продвижения в своем умственном развитии.

Условно контроль знаний учащихся можно подразделить на следующие виды:

Текущий контроль.

Тематический контроль.

Итоговый контроль.

Многие годы единственной формой итоговой контроля знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны- находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося.

Рассматриваются возможности контроля и оценки знаний с позиции личностно ориентированного обучения. Под личностно ориентированным обучением подразумевается обучение, которое реализуется посредством совместной деятельности, предполагающей своим внутренним содержанием сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявление их личностных функций.

То есть при выборе форм и методов проверки знаний нужно понимать важность активной деятельности ученика, превращающее его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

Деятельность на уроке рассматривается как последовательная цепь действий:

Настройка (актуализация) → целеполагание → определение критериев успеха планирование собственной деятельности → реализация плана→ рефлексия → оценивание → коррекция собственной деятельности.

Для осуществления контроля в рамках личностно ориентированного образования необходимо, чтобы:

- уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;

- цели, поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;

- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;

- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;

- акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;

- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;

- подчеркивалась возможность решения более трудных задач.

Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.

Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к урокам, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся, повышает эффективность самого процесса обучения.

Чем интереснее и занимательнее применяемые методы и формы при проведении тематического контроля, тем эффективнее процесс обучения.

 

Нетрадиционные формы тематического контроля частично повторяют уже известное, но существенно отличаются учетом эмоционального состояния ученика, зачастую игровой формой работы, более широкими возможностями развития памяти, внимания, мышления школьника, воспитания каждой личности и коллектива в целом.

Остановимся подробнее на некоторых формах тематического контроля:

Зачёты. Они используются с целью повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности и уверенности в себе каждого. Зачёт проводится обычно после изучения какой-то важной темы. Удобнее на зачёт отводить два урока, так как необходимо проверить теоретические знания и практические умения и навыки учеников. На зачетном уроке могут сочетаться индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Основными компонентами зачетного урока являются:

уровневая дифференциация заданий, которая осуществляется составлением заданий, в которых учитывается уровень обязательной подготовки ученика и идёт постепенное возрастание требований, увеличение сложности предлагаемых заданий. Уровневая дифференциация представляет собой три уровня предполагаемых результатов: минимальный (решение задач образовательного стандарта), общий (решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального уровня, связанных явными ассоциативными связями), продвинутый (решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связанных как явными, так и неявными ассоциативными связями).

оценочная деятельность учителя,

диагностика результата,

коррекция ЗУН обучающихся по теме.

Подготовка и проведение зачётных уроков – дело сложное. В этой работе существенную помощь учителю могут оказать наиболее подготовленные ученика класса – ассистенты, которые хорошо усваивают математику. Перед участием в зачётах, ассистенты должны сдать экзамен по данной теме учителю (желательно во внеурочное время). Делать это необходимо, конечно, с согласия самого ученика. Подобная оценка знаний и умений учащихся позволяет оперативно провести общую диагностику усвоения темы, выявить пробелы. В конце зачётного урока учитель может подвести предварительные итоги с учётом выставленных баллов. Собрав контрольные таблицы, учитель делает подробный анализ результатов к следующему уроку и знакомит с ним ребят. На следующем уроке осуществляется разбор задач, которые вызвали затруднения. Однако, такая форма контроля имеет и свои недостатки:

необходимо время для подготовки каждому ученику карточек-заданий, учитывающих уровень знаний конкретного ученика,

необходимо время для подготовки и экзаменовки ассистентов,

имеет место и необъективность ассистентов в оценке знаний одноклассников (как в сторону завышения, так и в сторону занижения оценок по личным симпатиям и антипатиям).

Поэтому педагогу необходимо быть предельно внимательным на зачётных уроках.

Редко учителя математики применяют такую форму как зачет - «Вертушка»:

 

Подготовка и проведение зачета по теме “Тела вращения”

В самом начале изучения темы “Тела вращения” учитель сообщает, что в завершении будет проводится зачет. Вопросы к зачету заранее. Всего вопросов 15, из них 5 по теме “Цилиндр”, 5 по теме “Конус” и 5 по теме “Шар. Сфера”. Из числа сильных учащихся выбираются трое помощников учителя, которые будут принимать зачет у остальных учеников класса. Эти помощники заранее сдают учителю зачет, по тем же вопросам. Они же изготавливают карточки с вопросами по числу учащихся в классе, которые будут сдавать зачет.

Вопросы к зачету:

I. Ответить на вопросы по теме “Цилиндр”

Определение цилиндра. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

По чертежу показать и назвать основные элементы цилиндра

3. Как получить цилиндр вращением? Сделать чертеж

4.Сечение цилиндра плоскостями(перечислить, сделать чертеж)

5.Доказать, что осевое сечение цилиндра есть прямоугольник

II. Ответить на вопросы по теме “Конус”

Определение конуса. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

По чертежу показать и назвать основные элементы конуса

Как получить конус вращением? Сделать чертеж

Назвать и показать сечение конуса разными плоскостями

Доказать, что сечение усеченного конуса плоскостью, проходящей через 2 его образующие, представляет собой равнобедренную трапецию

III. Ответить на вопросы по теме “Шар. Сфера”

Определение шара, сферы. Чертеж (на карточке сделать чертеж с буквенными изображениями)

По чертежу показать и назвать основные элементы шара

Доказать, что пересечение шара плоскостью есть круг

Доказать, что касательная плоскость имеет с шаром только одну общую точку – точку касания

Уравнение сферы в прямоугольной системе координат

Зачет по теме “Тела вращения”

Урок – “Вертушка”

Цели урока:

проверить знания по данной теме

закрепить основные понятия

развить память, самостоятельность мышления учащихся

Оборудование: карточки с вопросами, зачетный лист учащихся

Подготовка к уроку:

класс разбивается на пятерки; из числа сильных учащихся выбираются трое экспертов

столы ставятся по два, та чтобы за ними могли сидеть по 5 человек

Ход урока:

Эксперты занимают свои места. Затем группы учащихся распределяются за каждый стол. Эксперты раздают каждому учащемуся карточку с вопросами, на которые они письменно отвечают.

После того, как группа ответила первому эксперту, она переходит ко второму, а от него к третьему. На ответы ученикам отводится по 10 минут и 3 минуты эксперты подводят итоги, выставляя оценки в зачетный лист учащегося.

 

Фамилия

Сериков К. 11Б. класс

Итоговая оценка

вопросы

Тема цилиндр

Тема конус

Тема шар, сфера

1 вопрос

+

+

+

 

 

 

 

 

4

2 вопрос

+

+

+

3 вопрос

+

+

-

4 вопрос

+

-

+

5 вопрос

+

-

+

Итоговая оценка

5

3

4

 

Как только эксперты выставят свои оценки учащимся за каждую тему, учитель собирает зачетные листы и выставляет итоговые оценки за тему “Тела вращения”. На все ответы за столами отводится 40 минут, на подведение итогов и выставление оценок в журнал – 5 минут. Во время игры учитель ходит от стола к столу, делает для себя пометки и выводы.

Во время зачета учащиеся закрепляют основные понятия темы “Тела вращения”, тем самым подготавливают себя к контрольной работе.

 

Зачет – «Слалом»

 

Форма работы называется нетрадиционной, потому что она позволяет учащимся лучше раскрыть свои творческие способности. Так, при подготовке к этому зачету ребята кроме традиционного повторения темы, готовят себе зачетные листы, которые представляют собой маршрут слаломной трассы, а учитель вписывал в каждые ворота, через которые должен пройти горнолыжник, задания. По мере спуска задания усложнялись.

Примерные задания для зачета « слалом» по теме «Решения уравнений» (8 класс)

 

Вариант – 1

-4 х2+64=0 7) t1707814219aa.gif- t1707814219ab.gif= t1707814219ac.gif

х2=7х 8) х4 +15х2 – 16=0

у2 -5у +4 =0

2+8х+1=0

t1707814219ad.gif=t1707814219ae.gif

х32-2=0 (граф)

 

Вариант -2

-3х2 +27=0 7)t1707814219af.gif=t1707814219ag.gif

х2=3х

х2+5х=6=0 8) х3-7х2 -21х +27=0

х2-4х+3=0

(х-2)(х+2)= 7х – 14

х2+2х -5=0 (граф)

 

 

Зачет « Танграм»

 

В течении четырех тысячелетий китайская игра танграм служила любимым развлечением в странах Востока, а с начала 19 века она получила распространение и на Западе. Трудно переоценить логическую и творческую ценность головоломки, богатые возможности для ее применения на уроках математики.

Для изготовления танграма необходим лист плотного картона квадратной формы ( лучше 8×8 см2), квадрат необходимо разрезать на 7 частей как показано на рисунке, для простоты использования стороны частей – танов можно пронумеровать. (см.Презентацию)

 

 

Зачет « Танграм» - это одна из форм проверки знаний учащихся, которая в занимательной форме требует проявления таких качеств личности как умение взаимодействовать в группе, сообразительность, проявление волевых усилий в достижении поставленной цели. Она дает каждому ученику опыт совместной с партнером деятельности, ощущение значимости своего вклада в общее дело.

Методика проведения:

Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает макет детской игрушки с заданными параметрами.

В 6 классе можно провести зачет по теме «Графики линейной функции». Заданные параметры у них это функции, графики которых нужно построить в однорй системе координат.

У шестиклассников при построении графиков получаются контуры игрушки и они должны сложить эти контуры, а при решении уравнений и неравенств у ребят есть набор номеров уравнений с одинаковыми ответами. Номера уравнений – стороны танов, которые должны соединяться. Все таны должны быть задействованы. Нельзя накладывать их друг на друга.

После составления фигурки учащиеся могут разукрасить ее, придумать материал из которого может быть сделана игрушка и т.д.

 

«Парусник»

 

у=х+16, 0 ≤ х ≤6 6)у=-2, 6 ≤ х ≤11; 11) х=0; -2 ≤ у ≤1

х=6, 10 ≤ у ≤ 22 7)у= х- 13, 7 ≤ х ≤11; -1 ≤ х ≤7 12) у=1, -11 ≤ х ≤ 0

у= -х +16, 6 ≤ х ≤12 8) у = -6 13) у= х+ 12, -11 ≤ х ≤ 0

у=4, 6 ≤ х ≤12 9) у = -х – 7, -5 ≤ х ≤ -1 14) х=0, 12 ≤ у ≤ 16

х=6, -2 ≤ у ≤ 4 10) у= -2, -5 ≤ х ≤ 0

 

« Гусь»

у= х+19, -8 ≤ х ≤0 6) у = х-24, 3 ≤ х ≤ 16

х=0, 16 ≤ у ≤ 19 7) х= 8, - 16 ≤ у ≤ -8

у = -х+16, 0 ≤ х ≤4 8) у= х- 16, 0 ≤ х ≤ 8

х=4, 4 ≤ у ≤12 9)х=0, -16 ≤ у ≤ 11

у –х +8, 4 ≤ х ≤16 10) у =11, -8 ≤ х ≤ 0

 

« Лошадка»

1) у=10, 12 ≤ х ≤20 7) х=12, -8 ≤ у ≤ -2 13) у = х +4, -12 ≤ х ≤ -6

2) х=20, 2 ≤ у ≤10 8) у= -х +4, 6 ≤ ≤ 12 14) х= -12, -8 ≤ х ≤ -2

3) у = - х + 22, 16 ≤ х ≤ 20 9)х=6; -8 ≤ у ≤ -2 15) у=х +10, -12 ≤ х ≤ -6

4) у = х -10, 12 ≤ х ≤16 10) у = -х-2, 0 ≤ х ≤ 6 16) у=4, -6 ≤ х ≤ 6

5) у= - х +14, 12 ≤ х ≤ 16 11) у=х-2, -6 ≤ х ≤ 0 17) у = х-2, 6 ≤ х ≤ 12

6) у = -2, 12 ≤ х ≤ 16 12) х=-6, -8 ≤ у ≤ -2

Математическая эстафета. Этот вид контроля обычно эффективен при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи. Эстафету можно проводить с помощью карточек или с помощью доски. Таблицы составляются совершенно одинаковой сложности для каждого ряда. По команде учителя ученик, сидящий за первой партой, начинает заполнение первой пустой клетки таблицы. Заполнив, он передаёт таблицу соседу и так далее. Последний ученик в ряду, выполнив задание, кладёт карточку на учительский стол. Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Эстафету можно проводить и с помощью доски. Тогда на доске изображаются три таблицы, равнозначные по содержанию. По команде учителя ученики подбегают к доске, заполняют первую пустую клетку таблицы, возвращаются на своё место, а к доске выбегают следующие члены ряда. Побеждает тот ряд, который быстро и правильно заполнит свою таблицу.

Математическая викторина может быть использована на любом уроке математики для повторения материала. Она позволяет активизировать деятельность учащихся, прививать им интерес к предмету. Можно проводить викторину для групп учащихся (обычно, деление по рядам) или индивидуально для каждого ученика. Итоги этапов групповой викторины можно фиксировать на доске, а индивидуальной – путем дачи жетонов правильно ответившему ученику. Такие уроки предпочтительнее проводить в качестве заключительных уроков в четверти. В целях экономии времени на уроке, условия примеров и вопросы можно записать на доске или листе ватмана. Чтобы викторина служила главной задаче школы – обучению, учитель требует от ребят полных и обоснованных ответов.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в единстве. Дидактическая игра – средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой. Это вид творческой деятельности, который тесно связан с другими видами учебной работы.

Игра создание в процессе обучения личностно ориентированной ситуации, т.е. ситуации, когда происходит востребованность личностных функций, возможно как показывают исследования, во время имитации социально - ролевых условий. Ролевая игра характеризуется ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. В основе ролевой игры – коллективная групповая деятельность при равноправном сотрудничестве.

Методика подготовки и проведения ролевых игр включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов. Организация такой деятельности имеет ряд преимуществ перед традиционной системой преподавания:

- значительно повышается мотивация учебной деятельности учащихся, их социальной и познавательной активности, т.к. включаются механизмы естественного, а не навязанного извне соревнования интеллектуальных, организационных, коммуникационных способностей человека;

- открываются новые возможности для проявления и реализации внутренних потенций личности;

-приобретается опыт коллективной содеятельности, опыт взаимоуважения, эмпатийный опыт и др.;

- создается ситуация успеха, атмосфера раскованности, что снимает усталость, насыщая процесс обучения радостью взаимного общения. Учителями разработаны и апробированы различные виды ролевых игр ( такие как, «Детектив», «Кооператив», «Паркеты», «Биржа»). Учебной целью этих игр является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

 

Игра « Кооператив»

В этой игре моделируется работа кооператива. Создаются группы:

А) проектировщиков, которая придумывает задачи;

Б) экспертное бюро во главе с учителем, которое проверяет корректность условий и правильность решений задач;

В) менеджеры, которые рекламируют и продают продукт своей деятельности (задачи);

Г ) производственная группа, решающая эти задачи.

Например фрагмент урока по теме «Параллелограмм» ( 8 класс)

Учитель сообщает проектировщикам тему задачи: «Диагональ». Например получены следующие задания:

Доказать, что диагональ параллелограмма делит его на два равных треугольника.

Доказать, что при пересечении диагоналей в параллелограмме образуются две пары равных треугольников.

Доказать, что если в параллелограмме диагонали равны, то он прямоугольник. И .др.

Группа менеджеров назначает стоимость каждой задачи и пытается продать ее производителям. Те же, в свою очередь, обладая первоначальным капиталом, пытаются решить задачи, получая при этом прибыль за каждую.

Учащийся, капитал которого находится без движения, штрафуется, и может, таким образом, получить неудовлетворительную отметку за урок.

 

К дидактическим играм, используемым на уроках математики для контроля знаний, можно отнести следующие:

Кроссворд. При создании кроссворда необязательно добиваться симметрии в размещении клеток для вписывания слов. Важно использовать идею этой игры для включения учащихся в активную умственную деятельность. Фигуру кроссворда можно спроектировать на доску, можно оформить на отдельных листах для команды или отдельного ученика. Можно использовать кроссворды, составленные детьми, по различным темам в качестве творческих домашних работ или на конкурсах в ходе математических недель.

Математическое лото. Эта игра используется для закрепления изученной темы и повторения материала. Учитель готовит большие карты из расчёта 1-2 на парту и соответственное число маленьких карточек. Учитель читает пример ( или записывает его на доске), а ученики решают его устно или письменно. Тот , кто обнаружил на своей большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает тот, кто раньше всех накрыл все клетки своих карт. Когда игра завершена, играющие переворачивают маленькие карточки и тогда, если все ответы верны, должна получиться определенная картинка.

Правила игры: в специальном конверте каждой группе предлагается набор карточек ( обычно делают 10 карточек). Это карточки- задания. Имеется другой набор карточек. Это – карточки- ответы. Решая пример, учащийся находит ответ, и этой карточкой (ответом ) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены правильно, то обратные стороны карточек ответов составляют какую-то картинку или рисунок. Каждый ученик в группе решает по 2 задания. Номера в специальной карте совпадают с номерами карточек – заданий.

10 класс.

«Простейшие тригонометрические уравнения»

Задание для получения картинки:

n

 

t1707814219ah.gif + π n

t1707814219ah.gif + 2πn

 

πn

t1707814219ai.gif + πn

t1707814219aj.gif+n

 

 

π+n

 

-t1707814219ak.gif + πn

 

t1707814219al.gif + πn

 

нет

Задания- ответы на карточках:.

1.Cos t1707814219am.gif=1 6.Sin t1707814219an.gif-1 2.Cos t1707814219am.gif=0 10. Sin t1707814219ao.gif

3.Sin t1707814219an.gif1 4.Sin t1707814219ap.gif=1 11.Cos t1707814219am.gif=-1/2

7.Cos t1707814219am.gif= -1t1707814219aq.gif=-1t1707814219ar.gif=-1 1t1707814219as.gif

 

 

 

 

Математическое домино.

Правила игры: домино содержит 16 карточек и одну начальную карточку. На одной половине карточки написано задание, на другой – ответ к другой карточке. В группе распределяются 16 карточек между игроками. Действия игроков такие же, как в обычном домино. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1707814219at.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математические турниры. Закрепление материала или проверку навыков в решении примеров и задач по определённой теме можно провести в виде турнира. Математические турниры проводятся в конце урока, когда ученики немного устали. А во время игры учебная деятельность активизируется, появляется стремление узнать и победить. Очевидно, что если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то ученики вряд ли решили все предложенные примеры и внимательно выслушали бы решения ещё нескольких аналогичных. Учащимся, участвовавшим в решении примеров и задач у доски, выставляются оценки в журнал. При этом учитывается выполнение заданий всей командой. (класс делят на 2 команды, которые получают задания в виде 2-3 несложных задач или 5-6 примеров).За ответами команд следят все ученики, а арбитром выступает учитель. Количество заданий определяется целью турнира, наличием времени, сложностью темы, составом играющих.

Математический майский марафон:

Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. Важную роль в определении способов его поведения, деятельности и путей, которые им выбираются для достижения своих целей, играют инструментальные сферы личности, а именно? Интеллектуальная, эмоциональная, а также сфера социальных навыков.

В период становления личности, когда учебный труд рассматривается как способ проявления личностных качеств, учащимся хочется сравнить свои результаты не только со своими прошлыми достижениями, но определить свой статус, сравнить уровень своих притязаний с эталоном.

Математический марафон является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие инструментальных сфер личности, а именно интеллектуальной, эмоционо-волевой, а также сферы социальных навыков. Участвуя в марафоне, ученик проявляет стремление к самореализации (потребностно- мотивационная сфера); у него формируются навыки планирования и самоконтроля(волевая сфера), ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления ( интеллектуальная сфера). Получение результатов своей деятельности с комментариями учеников и соотнесение их с результатами других учеников способствует формированию у учеников адекватной самооценки и уровня притязаний (потребностно – мотивационная сфера), а так же учит их брать на себя ответственность за результаты собственной работы (сфера социальных навыков).

В основу МММ положен личностный подход в оценке математических знаний учащихся по основным темам кура математики определенного класса.

1.Подготовительный этап.

В ходе подготовки к марафону учащимися под руководством учителя выделяются основные позиции, которые могут быть положены в основу составления заданий.

Формулируются ограничения для составителей заданий:

- содержания заданий не выходят за рамки школьной программы;

-предлагаемые задания обязательно имеют решения, получаемые стандартными методами:

- формулировка заданий точно соответствует школьной терминологии, а фабула задач имеет аналогии в учебнике;

-возможны нетрадиционные способы решения стандартных задач.

По каждой из определенных позиций составляется 6 вариантов, содержащих задания трех уровней, и определяется «Весовой» коэффициент заданий каждого уровня.

1 уровень(2балла) – начальный для данного раздела, предусматривает простое репродуктивное воспроизведение данного алгоритма. Задачи данного уровня главным образом в одно действие: включают существенные признаки свойства данного понятия или правила.

2 уровень (3,5 баллов0 – задачи для решения которых требуется комбинированное применение различных правил, сочетание элементов анализа и синтеза.

3 уровень (5,6 баллов)- задачи , характеризующиеся активным оперированием материала.

Количество организаторов – «помощников» соответствует количеству позиций.

2.Игровой этап.

В день проведения марафона каждому учащемуся вручается маршрутный лист, в котором указаны место и время решения заданий по каждой позиции. Весь игровой этап занимает 8о минут. Участники марафона имеют право решать задания каждого этапа в течении 10 минут, определяя самостоятельно уровень выбираемых заданий. По окончании этого времени работа учащегося сдается организатору.

3.Проверка и оценка результатов.

Система проверки работ математического марафона отличается от проверки контрольных или экзаменационных работ и ближе к подсчету баллов на олимпиадах, хотя в этом случае есть разница.

Все задания одного уровня «стоят» одинаковое количество баллов, оценивается на только факт решения задач, но и ход и способ решения. Так, задания первого уровня оцениваются 2 балла, второго-4, третьего – 6. В случае если ход решения верный, но задача не доведена до конца, учащийся получает половину баллов, а в случае оригинального решения добавляется 1 балл.

В итоге каждый учащийся получает определенную сумму баллов, называемую в дальнейшем рейтинговой.

Рейтинговая оценка ученика позволяет:

- оценить уровень математической подготовки каждого учащегося по каждой позиции.

- определить положение ученика относительно среднего показателя класса:

- дает возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом:

- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний данного класса;

- позволяет выявить учащихся с повышенным уровнем интеллектуального развития;

- контролировать обязательные результаты обучения;

Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

4.Заключительный этап.

Для определения победителей марафона результаты ранжируются и соотносятся традиционной системой отметок.

 

Формы контроля, используемые на уроках информатики

Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему я решаю путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в таблице № 1.

Таблица № 1. “Формы контроля знаний”

Индивидуальный контроль
(контроль учителем)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1. Устный опрос.

2. Зачет (устный, письменный).

3. Домашняя работа (контрольная, творческая).

4. Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно – вариативная; эвристическая; творческая)

5. Диктант (компьютерный, цифровой).

6. Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа.

7. Тесты (на бумаге, на ПК).

1. Устный опрос (в парах, в группах).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.

1. Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.

2. Тестирование.

Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности для разноуровневой дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами, реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для формирования умений работы на ЭВМ и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются компьютеру.

Формы контроля результатов обучения, используемые мною в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает формы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические формы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, мы даем одну - две домашних контрольных работы в течение учебного года (каждому ученику дается свой вариант). Для формирования разносторонне развитой личности необходим такой вид работы, как творческое домашнее задание. Здесь с успехом может быть использован метод проектов, широко применяющийся в наше время.

Использование различных видов самостоятельных работ разнообразит урок. На первом этапе формирования знаний используется воспроизводящая самостоятельная работа - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.

На следующем этапе формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Задания на составление алгоритма решения задачи позволяют развивать у кадет логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.

Предложение идеи поиска решения задачи на оценку в группах - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. На этом этапе очень хорошо реализуются межпредметные связи путем решения задач с различным содержанием, где каждому может быть предоставлена возможность проявить свои знания и способности.

Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и пользовательские умения работы на ЭВМ.

Творческая самостоятельная работа не только проверит определенные знания, умения работы в некоторой области, но и разовьет творческие способности ребят, так необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).

Компьютерный диктант даст возможность проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Особый вид контроля – цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если кадет считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить.

Желательно организовать работу так, чтобы как можно меньше требовалось времени на проверку ответов учителем. В тоже время формы контроля знаний были бы как можно разнообразнее, чтобы опрашиваемый был проверен с различных позиций и не привыкал к однотипным опросам и проверкам.
На уроках я использую следующие варианты:
1) программируемый (вопрос - варианты ответа, среди которых один правильный или ответы имеют различный вес правильности) ;
2) "стенка на стенку" (например, 20 вопросов и 20 единственных ответов, расставленных случайным образом) ;
3) множественность ответов, т. е. от 1 до 10 (например, 20 вопросов и 50 ответов на все вопросы, среди которых есть такие, которые не подходят ни одному. Один ответ можно использовать и с разными вопросами) ;
4) команды и ключевые слова команд (написать где используются) ;
5) приводятся определения, команды, понятия, в которых пропущены слова, знаки, действия (ответ - что пропущено) ;
6) на каждый вопрос дается множество ответов - выбрать правильные.
7) дан алгоритм, программа, порядок действий в каком-нибудь пакете прикладных программ - нужно написать, что получиться.
8) дается группа понятий, определений,  команд, значений - нужно убрать лишнее.

 

Контрольные и самостоятельные работы можно проводить в безмашинном варианте и с использованием вычислительной техники. Различные виды лабораторных работ формируют компьютерную грамотность учащихся .

Планируемые мною результаты обучения, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям обучающихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений обучающихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Тестовый опрос провожу в разных формах. Например, не имея достаточного количества компьютеров, распечатать тест с вариантами ответов на бумаге. Наиболее интересный вариант – создание тестов на языке программирования силами самих учеников.

Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать различные формы контроля на занятии. Преследуя эту цель, я разрабатываю большую часть своих уроков именно таким образом, примером этому может служить урок-зачет по теме "Архитектура ПК". Урок был построен на основе адаптивной системы обучения, с помощью которой можно удачно реализовать все формы контроля знаний на уроке.

См. Приложения

Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания.

При проведении контроля я  подготавливаю разноуровневые задания, использую групповую работу учащихся. Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;

помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;

выполнение обязанностей консультантов  в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;

обобщение при подведении итогов урока.

IV. Нетрадиционные формы контроля:

Головоломки

Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения, до которых можно додуматься в процессе решения.

Обычно в начале урока приходится решать проблему активизации внимания учащихся, быстрого вхождения в рабочий ритм. Для этого использую различные приёмы. Один из них, хорошо подходящий как для математики, так и для информатики: предложить головоломку, которая решается в течение одной минуты. Это заставляет сосредоточиться и приготовиться к дальнейшей плодотворной работе.

Анаграммы

- НИМОТОР (монитор)
- ПЬЮРОМТЕК (компьютер)
- СВИТЕРЧЕН (винчестер)
- ТАКСИЕД (дискета)

Ребусы

Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д.

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов). В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение нескольких уроков, затем на итоговом уроке происходит защита проектов. Для этого урока должен постараться учитель, подобрать нестандартные творческие задания учащимся.

Кроссворды

Решение кроссвордов – полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания.

 V. Оценка ответов учащихся

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

 оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

 

 

 

Урок по теме: Архитектура ПК Приложения

Цели:

1. Проверить качество и прочность знаний по теме, а именно: знание магистрально-модульного принципа построения компьютера, основных и дополнительных устройств ПК, их важнейших характеристик.

2. Развивать компьютерную грамотность, устойчивый интерес к ВТ, познавательную активность кадет, умение проводить самоанализ и самоконтроль.

3. Воспитание внимания, аккуратности и усидчивости, формирование этических норм общения.

Время: 45 мин

Материальное обеспечение:

Класс IBM PC, контролирующая программа, листы контроля, программа-презентация по истории ВТ, набор карточек с вопросами по теме, лотерея.

Тип урока:

Урок проверки и оценки знаний.

Формы организации учебной деятельности:

Фронтальная работа, работа в группах, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в парах, тестирование на ПК.

Методическая цель:

Показать применение различных форм контроля знаний на уроках информатики.


п/п

Ход занятия

Содержание

Форма организации учебной деятельности

Время

I

Организационная часть

Внешний вид, приветствие, дежурство, готовность взвода и оборудования, цели занятия, мотивация учебной деятельности, правила заполнения листа контроля

Фронтальная работа

3 мин

II

Основная
часть

1. Этап актуализации знаний

Цель: психологически подготовить кадет к сдаче зачета.

Самооценка своих знаний
(см. приложение
№ 1
).

 

 

 

Самоконтроль

5 мин

 

 

1 мин

c

c

Разминка (см. приложение № 2, на ПК использовать презентацию
..

Фронтальная работа

 

4 мин

 

c

c

2. Контроль знаний

Цель: проверить, систематизировать и закрепить знания учащихся.

c

30 мин

c

c

Дидактическая игра “Счастливая лотерея” (см. приложение № 3):

1. Опрос;

2. Защита.

Работа в группах


 

10 мин

10 мин

c

c

Информационный диктант “Чёрный ящик” (см. приложение № 4).

Работа в парах

3 мин

c

c

Тестовый контроль (см. приложение
№ 5
).

Тестирование на ПК

7 мин

c

c

3. Задание на самоподготовку.

Найти ответы на вопросы (см. приложение № 6).

c

2 мин

III

Заключи-
тельная
часть

Рефлексия. Подвести итоги занятия, выставить оценки в соответствии с критериями, сравнить уровень самооценки и реально полученный результат на занятии, отметить наиболее отличившихся учеников.

c

5 мин

 

Приложение № 1. Лист контроля

Ф. И.________________________________

Уровни усвоения:

3”

Знать основные этапы развития ВТ.

Знать назначение основных устройств компьютера и его структурную схему, виды памяти ПК.

Знать назначение и основные типы дополнительных устройств ПК.

4”

Уметь проследить смену поколений ЭВМ в связи со сменой физических принципов работы.

Знать магистрально-модульный принцип работы ПК, назначение ОЗУ, ПЗУ, КЭШ-памяти, внешней памяти ПК.

Знать принцип действия дополнительных устройств ПК.

5”

Приводить примеры применения ЭВМ в различных областях человеческой деятельности.

Знать основные принципы работы компьютера, специфику основных видов памяти

Знать преимущества и недостатки основных типов дополнительных устройств.

Самооценка______(указать уровень)

Результаты работы на занятии заносятся в таблицу:

Учебные вопросы

Основные устройства
ПК,
их характе-
ристика.

Дополнительные устройства
ПК,
их характе-
ристика.

Магистрально-
модульный принцип построения ЭВМ.

Дополни-
тельные вопросы в течение урока

Итог

Вид контроля

Дидак-
тическая игра

Информа-
ционный
диктант

Тести-
рование
на компьютере

Ответы с места

3 ответа=1 балл

Сумма баллов

Оценка

Баллы

c

c

c

c

c

c

Подведение итогов (критерии оценки):

5” - 15 и более баллов;

4” - 12 – 14 баллов;

3” - 9 – 11 баллов;

2” - менее 9 баллов.

Приложение № 2. Вопросы к разминке. В ходе разминки – демонстрация презентации:

1. Создатель первой модели вычислительной машины, выполнявшей только сложение и вычитание.

2. Единица измерения количества информации.

3. Учёный, создавший в 1670 году первую счётную машину, выполнявшую 4 арифметических действия.

4. Какая связь между городом в Англии, ружьём калибра 30*30 и одним из элементов компьютера?

5. Создатель “Аналитической машины”.

6. Операция логического сложения.

7. Американский учёный, давший математическое обоснование принципов устройства ЭВМ.

8. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “По порядку номеров рассчитайся”.

9. Как называлась первая ЭВМ?

10. Создатель первой ЭВМ в нашей стране.

11. Когда появился манипулятор типа “Мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя персонажа.

12. Это звучит гордо.

Приложение № 3. Дидактическая игра “Счастливая лотерея”:

Класс разбивается на группы по 4-5 человек. В группах в течение 10 минут учащиеся опрашивают друг друга по контрольным вопросам, выясняя уровень знаний каждого (здесь можно работать в вариативных или динамических парах). Опрашивающие могут пользоваться опорным конспектом. В лист контроля выставляется количество заработанных баллов. Оценка знаний должна быть максимально объективной, т.к. если член группы в ходе игры не подтвердит свою оценку, то всей группе снижаются баллы. Листы сдаются учителю, и разыгрывается лотерея.

Начинается игра. В ходе игры соперники задают вопросы, анализируют ответы и оценивают знания. Роль учителя – наблюдать.

Один в поле не воин”. К доске выходит вся команда и защищает набранные баллы.

Один за всех”. К доске идет один человек из группы и защищает всю группу. Если знания не подтверждаются, всем участникам команды снижаются баллы.

Верю” Это – “счастливчики”, но и группа экспертов. Они в основном, задают вопросы, контролируя ход игры.

Выбор”. К доске идет тот, кого выберет группа “Верю” и защищает набранные баллы.

Подводятся итоги игры, в листы контроля каждому проставляется заработанное количество баллов. Если группе не удалось защитить свои баллы, их количество может быть снижено.

Контрольные вопросы к дидактической игре “Счастливая лотерея”:

1. Назовите основные блоки ПК.

2. В чём заключается магистрально - модульный принцип построения компьютера?

3. Из чего состоит магистраль?

4. Что входит в состав системного блока?

5. Какие устройства компьютера находятся на материнской плате?

6. Что называется контроллером?

7. Что называется слотом?

8. Что такое порт. Какие бывают порты? Для чего они предназначены?

9. Что такое процессор? Его роль?

10. От чего зависит производительность процессора?

11. С какими видами памяти работает компьютер?

12. Что такое ПЗУ, какие функции выполняет?

13. Какие существуют виды внешней памяти, чем они отличаются?

14. Оперативная память компьютера. Её функция.

15. Какие существуют типы модулей оперативной памяти?

16. В каких единицах измеряют объём оперативной памяти?

Приложение № 4. Информационный диктант:

Названия устройств находятся в черном ящике. После проведения диктанта открывается черный ящик, идет взаимопроверка, выставляются баллы в листы контроля.

I Вариант

1. Устройство в ЭВМ, служащее для изображения текстовой и графической информации (Монитор).

2. Оптическое устройство ввода графической информации (Сканер).

3. Устройство ввода информации, позволяющее получать видеоизображение в цифровом формате (Цифровая камера).

4. Игровой манипулятор (Джойстик).

5. Сенсорная панель (Тачпад).

6. Устройство вывода информации на бумагу (Принтер).

II Вариант

1. Устройство для ввода числовой и текстовой информации (Клавиатура).

2. Устройство ввода звуковой информации (Микрофон).

3. Устройство для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (Плоттер).

4. Устройство для связи с другими компьютерами через телефонную сеть (Модем).

5. Координатное устройство ввода информации (Мышь или трекбол).

6. Устройства для хранения информации на магнитной ленте (Стример).

Приложение № 5. Вопросы к тестированию:

Вопрос № 1. Что такое архитектура ЭВМ?

1. Внутренняя организация ЭВМ.

2. Это технические средства преобразования информации.

3. Это технические средства для преобразования электрических сигналов.

Вопрос № 2. ОЗУ - это память, в которой:

1. Хранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает.

2. Хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере.

3. Хранится информация, независимо от того работает ЭВМ или нет.

4. Хранятся программы, предназначенные для обеспечения диалога пользователя с ЭВМ.

Вопрос № 3. Компьютер - это:

1. Устройство для хранения и выдачи информации.

2. Устройство для обработки информации.

3. Универсальное, электронное, программно - управляемое устройство для хранения, обработки и передачи информации.

4. Универсальное устройство для передачи информации.

Вопрос № 4. Информационная магистраль - это:

1. Набор команд, предназначенный для управления процессом обработки данных на ЭВМ.

2. Система параллельных проводников, связывающих воедино все электронные компоненты ПК.

3. Количество одновременно передаваемых по шине бит.

4. Быстрая, полупроводниковая, энергонезависимая память.

Вопрос № 5. Внешняя память служит:

1. Для хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи.

2. Для долговременного хранения информации независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Для хранения информации внутри ЭВМ

4. Для обработки информации в данный момент времени.

Вопрос № 6. Что такое КЭШ - память?

1. Память, в которой обрабатывается одна программа в данный момент времени.

2. Память, предназначенная для долговременного хранения информации, независимо от того работает ЭВМ или нет.

3. Это сверхоперативная память, в которой хранятся наиболее часто используемые участки оперативной памяти.

4. Память, в которой хранятся системные файлы операционной системы.

Вопрос № 7. Какую функцию выполняют периферийные устройства?

1. Хранение информации.

2. Обработку информации.

3. Ввод и выдачу информации.

4. Управление работой ЭВМ по заданной программе.

Вопрос № 8. От чего берёт начало магистрально - модульный принцип устройства компьютера?

1. От мини-ЭВМ третьего поколения.

2. От ЭВМ второго поколения.

3. От персональных компьютеров.

Вопрос № 9. Назначение процессора?

1. Обрабатывать одну программу в данный момент времени.

2. Управлять ходом вычислительного процесса и выполнять арифметические и логические действия.

3. Осуществлять подключение периферийных устройств к магистрали.

4. Руководить работой вычислительной машины с помощью электрических импульсов.

Вопрос № 10. Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера.

1. Принтер, системный блок, клавиатура.

2. Системный блок, монитор, клавиатура.

3. Процессор, стример, винчестер.

4. Монитор, винчестер, клавиатура, процессор.

Приложение № 6. Задание на самоподготовку (найти ответы на вопросы):

1. Что такое Абак, для чего он использовался? 2. Где появилась БЭСМ, её основные характеристики? 3. PDP – 8 –что это? 4. DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики 5. Новые субблокноты, их технические характеристики 6. Интерактивная доска SMART .

 

 

Учителю необходимо заботиться о накопляемости оценок, о необходимости оценивать знания, умения и навыки по математике отдельных учащихся, добиваться активного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. Считаю, что предложенные формы учета и контроля знаний учащихся помогают решать основные цели урока. Однако, творчеству учителей нет предела.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1. Математика. 5-11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках /авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева –Волгоград: Учитель, 2008.

2. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) /Автор. – сост. Т.Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2005.

3. Математика. 5-11 классы: игровые технологии на уроках/ авт. – сост. Н.В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Математика: Интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября» 2004 .

5. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах; 5,6,7,8,9 классы. М.: Школьная Пресса, 2003. (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып. 23)

6. О. Ефимова и др. “Курс компьютерной технологии с основами информатики”. Учебное пособие для старших классов.

7. И. Семакин и др. “Информатика”. Задачник-практикум.

8. Газета “Информатика” (Приложение к газете “1 сентября”) №9, 2000 год.

9. Журнал “Мир ПК” № 8,9, 2000 год.

 

20

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации