Статья «Нетрадиционные приемы работы при изучении словарных слов в начальной школе»
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.
Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.
Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.
АктуальностьНаиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Проблема орфографической зоркости учащихся в условиях преподавания русского языка приобретает доминирующее значение. Дальнейшее успешное обучение по русскому языку во многом зависит от того, как будет сформирована орфографическая грамотность на начальном этапе обучения. От того, что будет заложено в ученика начальной школы, зависит успеваемость по предмету в старших классах.
Актуальность данной проблемы обусловлена еще тем, что словарная работа процесс энергоемкий и малоэффективный о чем свидетельствуют ошибки, допускаемые учащимися. Как подготовиться к уроку быстро и эффективно?
Традиционно слова с непроверяемыми написаниями усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. С этой целью новое слово обычно записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках. Такая методика, ориентируя учащихся на заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые учащимися.
Все наверное замечали, что просмотренный с интересом фильм или мультик малыш пересказывает взахлеб, подробно цитирует наизусть сложные фразы, а коротенький стишок не может запомнить уже несколько дней. И уже через пару недель этот стих ребенок забывает, а события того может помнить в деталях. Почему? Маленькие детки воспринимают мир образами. Их правое полушарие мозга, ответственное за интуицию и воображение, развито сильнее . Левое полушарие, отвечающее за обработку речевой информации, логику, созреет только к 12-13 годам. Но в большинстве методик обучение детей опираются на логическое мышление и механическую память. Вот парадокс! Поэтому дети под прессингом неправильно поданной информации испытывают психологический дискомфорт, и в результате организм ребенка защищается от лишней информации, и он перестает «слышать» учителей. В этот момент даже очень нужная информация до малыша «не доходит»...
Здесь нам может помочь эйдетика. Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции.
В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память младших школьников. Только в первые пять лет он запоминает массу самых необходимых для жизни вещей, и при этом ни капельки себя не утруждает! А все потому, что малышу необычайно интересно все, что происходит вокруг. Играя, он подключает зрение, слух, обоняние, движение и все те же положительные эмоции. Этот «набор инструментов» для запоминания способствует правильному запоминанию надолго. Этот вариант накопления информации я пытаюсь использовать в своей работе со словарными словами. Практика показала, что нужно задействовать все виды памяти детей и обязательно использовать положительные эмоции, т.е. материал должен быть интересным, занимательным.
I этап. Предъявление слова.
На этапе первичного восприятия слова для учителя главной целью будет задача мотивационного характера. Обеспечить познавательный интерес к конкретной теме конкретного урока, «здесь и сейчас», - её основное назначение» Уделяя особое внимание первичному знакомству со словом, нужно отметить, что оно должно быть ярким, эмоциональным, запоминающимся.
Остановимся на этапе первичного знакомства со словом. На этом этапе очень хорошо использовать мультимедийные презентации.
В презентацию на первом этапе нужно включить задания, пробуждающие познавательную активность учащихся. Это могут быть:
загадки, которые читает сам учитель, или они их «загадывает» любимый герой мультфильма;
задания на исключение лишнего, нахождение общего;
ребусы;
изографы.
Задача учителя на этом этапе - средствами мультимедиа пробудить у школьников интерес к слову..
На этом этапе можно использовать не только мультимедийные презентации, но и интерактивное оборудование, которое вызывает горячий интерес у учащихся. В отличие от мультимедийных презентаций просмотренных на экране, презентации на интерактивной доске позволяют учащимся самим участвовать в написании слова, подстановке буквы в слово, т.е. учащиеся не просто зрители, они активные участники учебного процесса.
II этап. Работа над слуховым образом слова.
Цель: рациональная организация по запоминанию слухового образа слова.
Здесь можно использовать метод орфографического проговаривания слова, звуко-буквенный анализ слова.
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Эффективность данного этапа зависит от того насколько учитель поработает над артикуляционными установками, орфоэпическим призношением. На этом этапе можно подключить метод ассоциативного запоминания слова.
Для детей с хорошо развитой слуховой памятью полезны будут стихи-запоминалки.
Например:
Машина, вагон, пассажир и трамвай-
Пиши с буквой «а» их и не забывай!
Я скажу сестре и брату,
Что железную лопату
И топор, и молоток
С буквой «о» пиши, дружок.
ЦЫГАНЕНОК крикнул:
«ЦЫЦ! – И ЦЫПЛЯТА пали ниц.
На ЦЫПОЧКИ все встали
И «ЦЫГАНОЧКУ» сплясали.
III этап. Работа над зрительным образом слова.
Цель: рациональная организация запоминания орфографического облика слова.
Усвоение словарных слов включает ряд упражнений рассчитанных большей частью на зрительно-моторное запоминание орфографического облика слова. Известно, что запоминание облегчается вовлечением в процесс восприятия различных анализаторов.
На этапе «Работа над зрительным образом слова» в презентацию включаются задания по многократному чтению словарного слова, которое записано различным цветом, шрифтом. Поиск нового словарного слова среди других способствует запоминанию зрительного образа слова. А интерактивная доска дает возможность пальчиком или маркером написать обвести это красочно написанное слово. Здесь подключается и руко-двигательная память. В классе сидят ученики с различными ведущими каналами репрезентативной системы восприятия информации. Оптимальным методом для запоминания информации является визуально-кинестетический, который позволяет «пропустив через себя» слово, запомнить его. На этом этапе с применением сенсорной интерактивной доски увеличивается вероятность запоминания словарного слова.
На этом этапе можно успешно применять мнемонические приёмы для запоминания графического облика отдельных слов: гОрох (вместо буквы О на карточке нарисовать горошину), пОмидор (вместо буквы о нарисовать круглый помидор) и т.д., причем все превращения можно выполнять прямо на маркерной доске.
Так же на этом этапе запоминания словарного слова можно вести записи в ассоциативном словарике. Для этого нужно представить для каждого слова ассоциативный образ, который поможет запомнит правильное написание слова.
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком
Ассоциативная связь может быть по:
цвету;
месту расположения;
форме;
звучанию;
действию;
вкусу;
материалу;
назначению;
количеству;
и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
бЕреза - по цвету бЕлая
Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму)
зАвод - трубА,
кАрандаш - бумАга,
сОбака – хвОст, Соня
зАвод – трубА
бИлет – фИльм.
Здесь очень важно не навязывать свои ассоциации, а дать свободу детскому творчеству.
IV этап. Обогащение словаря учащихся и его активизация.
Цель: организация работы по обогащению словаря учащихся и его активизации.
Работа над словом предполагает "количественное" и "качественное" обогащение словаря учащихся и его активизацию. В содержание работы включаются различные задания по определению родо-видовых связей, родственных, синонимических, антонимических. Устанавливается сочетаемость словарного слова с другими, рассматриваются фразеологические сочетания.
Для расширения словарного запаса целесообразно ,начиная со 2 класса вести творческие словарики.
Примерные темы для словариков:
Словарь антонимов; синонимов; омонимов; космоса; театра; профессий; огородника ;цветов и т.д.
Разнообразие видов работы с применением мультимедийных технологий на этапе активизации и обогащение словаря учащихся значительно расширилось. Преимущество интерактивной доски дает возможность учащимся самим подобрать подходящее по смыслу слово, заменить слово другим, предложенным рядом. Ученики сначала мысленно перемещают слова, а затем активно работают у доски, зачитывают и подбирают наиболее подходящее слово. Не секрет, что в начальной школе есть учащиеся, которые испытывают трудности в усвоении грамматического строя языка и описанное выше задание не всегда им по силам. Работа по развитию и коррекции логико-грамматических конструкций в речи учеников поднимается на новый уровень с использованием интерактивной доски.
Современные мультимедийные средства обучения включают в себя и богатый арсенал способов проверки, разумное применение которых стимулирует познавательную активность учащихся на протяжении всего процесса работы над непроверяемыми написаниями.
V этап. Работа над предложением.
Цель: организация работы над предложением с включением нового словарного слова, развитие связной речи.
Наиболее часто встречающаяся форма работы – деформированное предложение в состав которого входит словарное слово.
На этом этапе также предлагается работа с фразеологическими сочетаниями и с пословицами. Списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), нахождение фразеологических сочетаний в представленных текстах. Эта и подобная работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову.
Эффективность использования занимательного материала и использование приемов мнемотехники очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее. Данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты; ошибок при написании слов стало значительно меньше, да и речь стала более грамотна, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие…