12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Лариса Григорьевна3723
Преподаватель Нижегородского медицинского колледжа
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Преподаватели математики»

В современной образовательной системе реализация образовательных программ осуществляется во время уроков, которые могут проводиться в традиционной или нетрадиционной форме.  Проектирование традиционных занятий предусматривает, что главенствующая роль отводится педагогу, а учащиеся остаются пассивными объектами обучения. Вследствие этого снижается уровень познавательных интерес школьников, ослабевает их внимание, общий уровень успеваемости падает, накапливается психологическая неудовлетворенность со стороны всех участников образовательного процесса. Нетрадиционные уроки дают возможность перестроить ход учебного процесса, сформировать критическое мышление, «всколыхнуть» учащихся и заставить их ждать каждой встречи с учителем с нетерпением, а также повысить эффективность деятельности педагогов. Какие возможности педагогу дают нетрадиционные уроки в школе Современные педагоги находятся в постоянном поиске наиболее эффективных методов и форм ведения образовательной работы, позволяющих «оживить» процесс объяснения нового материала, снизить напряжение школьников во время осуществления оценочной деятельности. Нетрадиционные формы урока, которые строятся на совместной активной деятельности учителей и школьников, помогает всем участникам образовательной активности оценить роль знаний и получить практический опыт их применения, развивать творческие способности и личностные качества, сформировать навыки самостоятельной работы.  Даже сам факт проведения занятия в оригинальной форме подогревает интерес учащихся к предмету, способствует выработке положительного отношения к процессу обучения в целом. Немаловажно, что нетрадиционные уроки в школе помогают педагогу и учащимся поменяться ролями. В процессе освоения новых видов деятельности школьникам приходится отказаться от роли пассивных наблюдателей и овладеть новыми методиками получения знаний. Учителю отводится роль наставника, наблюдателя, оказывающего помощь в случае необходимости, но активно не влияющего на ход обучения. Нетрадиционные уроки обеспечивают комплексное решение проблем воспитательно-образовательного процесса. Такие формы занятий позволяют: временно снизить нагрузку учащихся домашними заданиями; решить проблему дифференциации обучения; обеспечить осуществление самостоятельной познавательной деятельности; подбирать эффективные методы педагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей членов классного коллектива. Так, нетрадиционный урок физики в классе с гуманитарным уклоном, большая часть учеников которого ориентирована на образно-чувственное восприятие действительности, можно провести в форме рассказа, театрализованного действа. Виды нетрадиционных уроков В специализированной методической литературе, кейсах педагогической работы представлено большое количество примеров нетрадиционного урока 1 класса, занятий в оригинальной форме для старшеклассников. Но для успешного достижения поставленных учебных целей очень важно выбрать правильный тип нестандартного урока. В таблице 1 представлена типология уроков в нестандартной форме в соответствии с типологией традиционного урока, благодаря которой не составит труда выбрать оптимальную форму занятия.

Таблица 1

Типология уроков в нестандартной форме в соответствии с типологией традиционного урока

Классические типы уроков

Нетрадиционные типы уроков

Уроки изучения нового учебного материала

Урок – эврика

Урок открытых мыслей

Урок – сказка

Урок – игра

Урок – лекция

Урок – диалог

Уроки совершенствования знаний, умений и навыков.

Урок – турнир

Урок – спектакль

Урок – семинар

Урок – лаборатория

Урок – волшебный конверт

Урок – игра

Урок – сказка

Уроки обобщения и систематизации

Урок – диспут

Урок – зачет

Урок творчества

Урок – спектакль

Комбинированные уроки

Урок – фантазия

Урок – соревнование

Урок – конкурс

Урок – конференция

Урок – игра

Урок - суд

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

Урок взаимного обучения

Урок КВН

Урок – путешествие

Урок – аукцион знаний

Урок – конкурс

Урок – конференция

Многие педагоги совершают ошибку, пытаясь вписать компоненты традиционного урока в нестандартную форму проведения занятий. Такая практика редко позволяет добиться повышения внимания со стороны учащихся, стимулировать развитие познавательной активности, найти новые эффективные педагогические методы. Знание признаков нетрадиционного урока в школе позволит избежать распространенных ошибок. Признаки нетрадиционного занятия: изменение временных рамок занятия (оптимальный вариант — 1,5 астрономических часа); изменение места проведения урока (музей, пришкольная территория, заводской цех, музей); всестороннее рассмотрение темы урока, использование внепрограммного материала; организация индивидуального и коллективного творчества учащихся; приглашение на урок экспертов, специалистов; создание ситуаций успеха для каждого ученика посредством активизации его сильных сторон; использование инструментов анализа (в т.ч. самоанализа, взаимоанализа), коррекции образовательной деятельности; организация работы инициативных или экспертных групп из числа учеников; включение в урок нестандартных моментов, направленных на идею получения знаний в приятной и легкой форме.

Нетрадиционные уроки: сложности подготовки и проведения

Нетрадиционный урок в 1 классе, как и в основной школе, требует проведения трудоемкой подготовительной работы. Поэтому основной формой ведения учебно-воспитательного процесса остается проведение стандартных занятий, в которые рекомендуется вносить нетрадиционные формы урока через: привлечение к планированию уроков учащихся и их родителей; дифференциацию домашних заданий с учетом интересов групп школьников; разделения класса на группы; подготовке индивидуальных заданий для учащихся; обеспечение тесной связи обучения с жизненными реалиями, региональными проблемами; изменение отдельных элементов структуры урока (например, этапа объяснения нового материала, этапа закрепления знаний, умений и навыков); изменение ролей участников образовательного процесса (педагогу отводится регулятивная функция); выдвижение на первый план целей развития и воспитания учащихся (выявление организаторских, лидерских, актерских, музыкальных способностей); введение в образовательный процесс ролевых дидактических игр, конкурсов, соревнований, творческих заданий; анализ учебной деятельности. Проведение нетрадиционных уроков предполагает наличие у учителя педагогической профессиональной грамотности, способности к творческой деятельности. В противном случае нетрадиционные уроки могут стать самоцелью, никому не нужным формотворчеством.


Источник: http://www.menobr.ru/article/62009-qqe-16-m9-netraditsionnye-uroki-v-shkole

Опубликовано в группе «Преподаватели математики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.