Конспект занятия по математическому развитию в средней группе: «Невероятное путешествие за кладом»
План- конспект итогового занятия в средней группе
Тема: "Невероятное путешествие за кладом"
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Цель: создать условия для развития познавательных способностей детей.
Задачи:
Познавательное развитие:
закрепление представлений детей об объектах окружающего мира их свойствах и отношениях;
закрепление понятия числа, умения соотносить число с количеством предметов;
продолжение работы по формированию представлений о цветах и оттенках;
систематизация представлений детей о признаках геометрических фигур;
Социально-коммуникативное развитие:
закрепление умения строить диалог;
развитие умения взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий;
развитие умений выражать своё отношение к событиям окружающего мира.
Речевое развитие:
закрепление умений детей строить грамматически правильные предложения при ответе на вопрос;
развитие связной речи;
развитие навыков отгадывания загадок.
Физическое развитие:
предупреждение утомляемости детей на занятии, удовлетворение потребности детского организма в движении через смену видов деятельности, включение динамической паузы.
Материалы и оборудование: компьютерная презентация, сундук, макет корабля, шапка капитана, фотографии с птицами, разноцветный ковёр, счётные палочки (комплекты по количеству детей), цветные домики и человечки по количеству детей, дорожки (полосочки разных размеров от самой короткой до самой длинной), ключи разных геометрических форм.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | П/и «Путешествие на поезде» |
Игровая | Д/и «Сосчитай птиц», «Засели домики», «Найди мост», «Назови и опиши фигуру», |
Коммуникативная | Отгадывание загадок, беседа о транспорте |
Музыкальная | Прослушивание звуков транспорта, сказки, мультфильма. |
Логика образовательной деятельности
Этапы занятия | Задачи (с обозначением образовательных областей) | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты | Слайды |
Мотивационно-организационный | Воспитатель загадывает загадку: Нарисована страна Милых маленьких зверьков Из конца в конец она В двести кроличьих прыжков (смешарики) | Отгадывание загадки | Создание игровой ситуации | 2 | |
Сообщает детям, что Крош и Ёжик нашли карту сокровищ. Решили они отправиться в путешествие за кладом, но увидели, что в путешествии их ждут различные препятствия с которыми без помощи друзей не справиться, поэтому они предлагают помочь найти клад. Воспитатель предлагает отправиться вместе с героями в путешествие. | Выражают свои эмоции на предложенную ситуацию | Принятие игровой ситуации | 3 | ||
Воспитатель сообщает, что Крош и Ёжик, изучая карту, прочитали, чтобы открыть сундук с кладом по дороге им нужно найти 4 ключа. Предлагает взглянуть на карту и называет этапы их путешествия: остров птиц, сказочная деревня, город разноцветных человечков, замок старого пирата; и наконец под большой елью у замка найти сундук. | Дети представляют ситуацию. | Дети вовлечены в мыслительный процесс; | 4 | ||
Деятельностный | «Познавательное развитие» Вовлечь детей в мыслительный процесс. | Воспитатель предлагает выбрать транспорт для 1 этапа путешествия на остров птиц. Предлагает подумать смогут ли Крош, ёжик и все ребята поместится в лодку и катер. Подводит детей к тому, что корабль большой и все смогут поместится. | Высказывают предложение о способах путешествия и выбирают его. | Развивается логическое мышление. Тренируется умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать обобщения, выводы; | 5,6 |
«Познавательное развитие» Развивать самостоятельность в нахождении решения проблемы. Упражнять в выполнении операции связанных с практической деятельностью. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. | Воспитатель предлагает выбрать капитана корабля (дети вытягивают из мешка листочки бумаги, на которых изображены якоря и штурвал – капитан тот, кому достался штурвал) и предлагает сесть в корабль, закрыть глаза и представить, что они плывут на корабле, который качает на волнах, слышно, крик чаек и вдруг перед ними появляется остров птиц на котором живут только птицы, а главная птица на острове - старый попугай Жак у которого мы и попросим 1 ключ. Воспитатель сообщает, что просто так Жак ключ не отдаст мы должны ему помочь. Пересчитать птиц, которые живут на правом берегу и узнать каких птиц больше. Воспитатель предлагает определить где правый берег, найти мольберт с фотографиями птиц и посчитать птиц на каждой фотографии. | Дети представляют ситуацию. Дети выполняют поиск стороны, считают птиц | Принятие условий путешествия Актуализация понятий «правый – левый», закрепление умения считать в пределах 5. Выполнение задания на основе совместной деятельности. | 6,7 | |
«Познавательное развитие» Вовлечь детей в мыслительный процесс. | Воспитатель сообщает, что Жак решил отдать нам ключ и мы можем отправиться дальше. Воспитатель предлагает снова взглянуть на карту и посмотреть, куда нужно отправиться чтобы найти 2 ключ. Воспитатель предлагает выбрать из представленных (ковёр самолёт, вертолёт, воздушный шар) транспортное средство, которое подойдёт для того, чтобы попасть в сказочную деревню. Воспитатель подводит детей к тому, что в сказочную страну можно попасть на ковре самолёте. Воспитатель предлагает одному из детей стать Стариком Хотабычем присесть на ковёр, а детям присесть на край ковра. | Дети выбирают транспортное средство | Принятие условий путешествия | 8,9,10 | |
«Познавательное развитие» Развивать самостоятельность в нахождении решения проблемы. Упражнять в выполнении операции связанных с практической деятельностью. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. «Речевое развитие» Создать условия для развития речи как средства общения | Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить как они летят на ковре к сказочной деревне, по пути встречают героев различных сказок и впереди видят сказочную деревню. Воспитатель сообщает, что в этой деревне жители строят свои дома из цветных брёвен и вот при строительстве домов они нашли необходимый нам второй ключ, но отдадут они его нам, если мы поможем сложить из палочек домики и назвать, на какие геометрические фигуры похожи части этих домиков. Воспитатель задает уточняющий вопрос: - почему ты считаешь, что это квадрат/ треугольник/ прямоугольник? Воспитатель сообщает, что 2 ключ ребята нашли и могут отправляться дальше. | Дети принимают игровую ситуацию, выкладывают домики из палочек, называют геометрические фигуры | Актуализация знаний о геометрических фигурах и их признаках. Выполнение задания на основе совместной деятельности. | 11,12 | |
«Познавательное развитие» Развивать самостоятельность в нахождении решения проблемы. Упражнять в выполнении операции связанных с практической деятельностью. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. | Воспитатель предлагает снова взглянуть на карту и посмотреть куда нужно отправиться чтобы найти 3 ключ. Воспитатель предлагает выбрать из представленных (поезд, ослики, пешком) транспортное средство на котором быстрее всего можно добраться. | Дети выбирают транспортное средство | Принятие условий путешествия | 13,14 | |
«Физическое развитие» Создать условия для реализации потребности в двигательной деятельности. «Познавательное развитие» Развивать самостоятельность в нахождении решения проблемы. Упражнять в выполнении операции связанных с практической деятельностью. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. | Воспитатель предлагает одному из ребят стать машинистом поезда (путем жеребьевки), а ребятам - его пассажирами и повернуться направо. Звучит музыка и ребята изображая движение поезда двигаются по залу. Воспитатель сообщает, что ребята добрались до города разноцветных человечков в котором произошло несчастье: все детки-цветные человечки забыли в каких домах они живут. Давайте заселим их по цветам радуги. Воспитатель сообщает, что пока мы расселяли человечков в городе обнаружился 3 ключ от клада и человечки с радостью его нам отдают. | Дети принимают игровую ситуацию, выполняют задание. | Актуализация знаний о цветовом спектре. Выполнение задания на основе совместной деятельности. | 14,15,16,17 | |
«Познавательное развитие» Вовлечь детей в мыслительный процесс. «Познавательное развитие» Развивать самостоятельность в нахождении решения проблемы. Упражнять в выполнении операции связанных с практической деятельностью. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. | Воспитает сообщает, что им осталось найти только один ключ. За которым им предстоит отправиться в замок старого пирата, к которому можно причалить только на корабле. Воспитатель напоминает, кто сегодня капитан корабля и предлагает сесть в макет корабля, закрыть глаза и представить, что они плывут на корабле, который качает на волнах, слышно крик чаек и вдруг перед ними появляется замок старого пирата и он сам ждёт их у ворот и держит в руках ключ, но перед ним мостики среди них необходим найти самый короткий Воспитатель предлагает разложить полосочки по размеру от самой длинной до самой короткой и узнать по какому мосту нужно пройти, чтобы быстрее попасть к воротам замка. Воспитатель сообщает, что пират очень добрый и давно ждёт путешественников, чтобы отдать им ключ. | Дети принимают игровую ситуацию, выполняют задание. | Актуализация знаний о понятиях «длинный – короткий», способах измерения. Выполнение задания на основе совместной деятельности. | 18,19,20 | |
«Познавательное развитие» Развивать самостоятельность в нахождении решения проблемы. Упражнять в выполнении операции связанных с практической деятельностью. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. «Речевое развитие» Формировать элементарные навыки самооценки. Создать условия для развития речи как средства общения. | Воспитатель сообщает детям, что им осталось найти большую ель и открыть сундук под ней. Воспитатель сообщает, что ель растет в хвойном лесу, но пират сказал, что карту он потерял, но он помнит, что солнце наверху, цветы внизу, дома справа а хвойный лес слева от замка и чтобы его найти нужно нарисовать карту , которую описал пират. Воспитатель предлагает нарисовать карту и найти ель слева. Воспитатель предлагает открыть (приложить ключи к сундуку и назвать их форму) открывает его и достаёт шоколадные монетки. Воспитатель сообщает, что им пора возвращаться и предлагает вернуться на ковре самолёте. Воспитатель предлагает одному из детей стать Стариком Хотабычем присесть на ковёр, а детям присесть на край ковра. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить как они летят на ковре и сообщает, что они вернулись Крош и Ёжик рады, что ребятам удалось отыскать клад. Они спрашивают у ребят: - что понравилось/ не понравилось? - что было выполнить сложнее всего/ легче всего? | Дети называют фигуры и проявляют эмоции Дети рисуют карту, выполняют задание на ориентировку | Закрепление понятий, "лево", "право", "верх", "низ". Подведение итога путешествия | 21,22,23 |