НОД «Мир вокруг нас»
Конспект НОД в средней группе «Мир вокруг нас» ( с элементами ТРИЗ)
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 г.Беслана»
Перисаева Алина Маирбековна
Цель: вызвать эмоциональный отклик по сохранению живой ели, учить видеть и понимать отрицательные последствия массовой вырубки хвойных красавец в предновогоднее время.
Задачи: выявить знания воспитанников о приметах зимы и ее характерных признаках; систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве – ели; вызывать чувство сопереживания к обитателям леса; учить устанавливать связи и закономерности в природе; формировать навык самостоятельного поиска ответа на проблему, стремление находить необычные варианты решения задач; путем использования технологии ТРИЗ, активизировть основные мыслительные процессы.
Продолжать воспитывать умение воспитанников вступать в речевое общение с окружающими, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу. Развитие свободного общения взрослого с детьми, развивать умение слушать и видеть новое, умение сопереживать.
Развивать двигательную активность, вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в играх и упражнениях.
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.
Методические приемы:
1. Организационный момент
2.Д/и «Хорошо-плохо» ( ТРИЗ)
3. Сюрпризный момент
4. Экспериментальная деятельность. Выстраивание причинно-следственной цепочки «От семечка до свалки» ( ТРИЗ)
5. Фитотерапия, дыхательная гимнастика
6. Интерактивная физминутка под музыку «Елочка»
7. Интерактивная игра « Часть-целое» ( ТРИЗ)
8. Трудовая деятельность «Посадка семян»
9.Рефлексия
1.Организационный момент
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришли. Давайте поздороваемся с ними.
- А теперь подойдите ко мне, мы встанем дружно в круг и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Воспитатель:
Здравствуй, левая рука
Здравствуй, правая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй весь наш дружный круг
Я люблю свой детский сад –
Здесь полным - полно ребят
Может сто, а может триста?
Хорошо, когда мы вместе!
Все на месте? Все мы здесь?
Повернулись, оглянулись
И друг - другу улыбнулись!
Воспитатель:
- Ребята, скажите мне какое сейчас время года?
- А зима - это хорошо или плохо? ( ответы детей)
2. Игра «Хорошо , плохо» ( два мольберта , на одном из них улыбающийся смайлик, на другом- грустный)
- Посмотрите, перед нами картинки, я предлагаю выбрать ту,которая больше понравилась и прикрепить её на мольберт. Если ты считаешь, что зима - это хорошо, то повесите к какому смайлику? А почему? А если считаете, что зима это плохо, то к какому смайлику повесите картинку? ( обсуждение выбора детей)
3.Сюрпризный момент (Слышно пение птицы, залетает птица в клюве у нее конверт с картинкой). Воспитатель показывает детям картинку , на которой изображенна елка, валяющаяся на свалке.
Воспитатель:
- Ой, ребята, а как же елка там оказалась?( ответы детей)
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотели узнать как вообще на свет появилась наша елочка и почему такая неприятная история с ней произошла? Вам интересно, с чего начинался ее путь?
4.Экспериментальная деятельность. Выстраивание причинно-следственной цепочки «От семечка до свалки»
- Посмотрите, что у меня есть
(воспитатель достает корзину, в которой находятся закрытые шишки, раскрытые шишики, семена шишек и вместе с детьми их поочередно рассматривают )
- Вот эти шишки висели высоко-высоко на еловой ветке. У каждой шишки есть чешуйки. Вот здесь все чешуйки закрыты. В этой шишке, как в уютном теремочке сидят елочкины детки - семена.
- Раскрылась шишечка и показались семена. У каждого семени есть легкое крылышко. Ветерок подует,оно закружится, как пропелер и улетит.
- Ребята а как вы думаете, что с этим семечком может произойти дальше?
( ответы детей)
-Правильно ребята, семечко упадет на землю, зацепится, дождик польет, солнышко пригреет, семена прорастут и появится маленький росточек.
- А что дальше?( ответы детей)
- Очень медленно растет елочка. Подросла она. А как пахнут ее веточки! Чувствуете?
5.Фитотерапия ( запах ели) – дыхательная гимнастика
- Веточки у нее не только душистые, но и целебные.
- Радуется елочка солнышку и приглашает нас на разминку.
6.Интерактивная физминутка для детей с движениями и музыкой «Елочка»
Воспитатель: Ребята, отдохнули? Ну а теперь елочка хочет с вами поиграть и просит угадать, кто же прячется за нею в зимнем лесу.
7.Интерактивная игра «Часть - целое»
- Ребята, а как вы как вы провели Новый год?( пока дети отвечают на экране вместо елочки появляется пенек)
Воспитатель: - Ребята,куда же делась наша елочка? (срубили)
- Для чего?( варианты детей)
- Воспитатель: Да ребята,наступил Новый год и люди стали готовиться к празднику, срубили елочку в лесу, чтобы украсить ею свой дом в новогоднюю ночь. Но праздник закончился и стала наша елка никому не нужна. Что сделали с ней люди? ( ответы детей)
Воспитатель: Какая грустная история!
- Ребята, а чтобы было ,если бы наша елка осталась в лесу? ( ответы детей)
- Ну а как тогда праздновать Новый год без елки? (варианты детей)
8.Трудовая деятельность. Посадка семян
Воспитатель: Ребята, я вас послушала и подумала, а ведь и вправду можно посадить семена елки в горшочек, а когда ели немножко подрастут - высадить их у нас во дворе! Или у вас есть другие варианты, куда потом деть горшочки с маленькими елями ? ( ответы детей)
Рефлексия
- Ребята, вам понравилось, как мы с вами провели свое время? А что вам больше всего понравилось? А сегодня с вами мы совершили добрые дела? А какие? ( ответы детей) Вам понравилось совершать добрые дела?
Молодцы ребята, так как мы хорошие, мы никогда с вами не будем совершать плохие дела и обижать живые елки! Или будем? ( ответы детей)
- И нашим папам скажем. Ведь елки в лесу не только для красоты. Животным тоже плохо без них. Ведь лес для зверей - это родной, любимый дом. Нельзя рубить деревья - они живые!