НОД для дошкольников «Рассматривание картины Ю. Левитана "Весна. Большая вода"»
Рассматривание картины Ю. Левитана
Группа: подготовительная.
Цель: Формировать представления детей о пейзажной живописи.
Задачи.
Образовательная:
- Вызвать интерес к творчеству художника- пейзажиста
-показать детям пробуждение природы весной, своеобразную её красоту, выраженную в живописи;
- упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умении выделять цвет и его оттенки;
- закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображение на картине.
Развивающая:
- развивать любознательность, познавательный интерес к пейзажной живописи; помочь детям осмыслить свои чувства, отношение к пейзажу
- развивать самостоятельную творческую активность детей (в рисовании);
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к образам родной природы, учить замечать ее красоту.
Методы и приемы:
Практические: гимнастика для глаз, физминутка «Шаловливые сосульки», рисование весеннего пейзажа.
Наглядные: рассматривание репродукций картин И.И. Левитана «Весна – большая вода», просмотр слайдов.
Словесные: беседа по картине, чтение стихов.
Материалы и оборудование: репродукции пейзажей, ноутбук, экран, бумага для рисования, гуашь, разного вида кисти, салфетки, стаканчики с водой.
Предварительная работа. Беседа о весне. Наблюдения природных явлений на прогулках. Чтение художественной литературы, стихов о весне. Рассматривание репродукций картин В.Н. Бакшеев «Голубая весна», К.Ф. Юон «Мартовское солнце», А.К. Саврасов «Грачи прилетели» и книжных иллюстраций с изображением весеннего пейзажа. Пение песен, загадывание загадок, рисование, аппликации на тему «Весна»
Активизация словаря: художник- пейзажист, цветовая тональность…….
Ход:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте стихотворение.
Кто пришел так тихо- тихо?
Ну конечно, не слониха
И конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Воспитатель:О каком времени года говорится в стихотворении?
- (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, весна прислала нам письмо. Хотите, я прочту вам его?
- (ответы детей)
Воспитатель: Жили- были четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром. Три месяца –зима, три месяца- весна, три месяца- лето, три месяца- осень. Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место весне. загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились осень и лето, а весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод»
Воспит: Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Как вы думаете, что это за чудо? (ответы детей)
Воспит: Ребятки, в конверте есть подсказка. Посмотрите, может мы увидим ее на одной из карточек.(лампочка, костер, солнце, печка)
- (Предположение детей)
Воспит: Действительно, солнце самое большое и доброе чудо.
Воспитатель: А какие признаки весны вы еще знаете?
(ответы детей: прилетают птицы, появляются проталины, появляются сосульки на крышах, проталины…)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что стихи пишут кто? (поэты)
Музыку- (композиторы)
А картины кто пишет? (художник)
Воспитатель: может кисточкой художник
Рисовать на полотне:
Это ежик, это дождик,
Это звёздочка в окне.
На его картинах краски
Оживают словно в сказке(В. Степанов)
Воспитатель: Дети кто такой художник?( ответы детей)
Воспитатель: Капельки росы, первые листья, радугу, бурю, убранство природы - обо всем этом художник рассказывает в красках и цвете. Вспомните, с какими художниками мы с вами уже знакомы? (Саврасов, Шишкин, Васнецов).
Воспитатель: Как называется картины, на которых изображена природа (пейзаж).
Воспитатель: Кто такие художники пейзажисты (это художники которые рисуют природу)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим еще ободном художнике Исаке Ильиче Левитане. Он рано остался сиротой, его детство было столь безрадостным, что он не любил вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Московском училище искусств, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким, добрым человеком любил все красивое. Поэтому у него было много друзей. Себе и к своей творческой работе, он относился очень строго, никогда не останавливался на достигнутом. Случалось так, что он уничтожал не только эпизоды, но и целые картины, будучи недовольным ими. Многие его работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее Санкт-Петербурга и других музеях страны.
Физкультминутка: «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки расцветают. (встают на носочки)
Воспитатель: сейчас мы с вами рассмотрим картину Левитана «Большая вода». Во время просмотра картины постарайтесь не мешать друг другу Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.» (звучит музыка).
Вопросы по картине:
- Что вы видите на картине?
-Что занимает большую часть?
- Что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, холодная.)
-Что изображено крупно, а что на заднем плане? ( мелко, далеко)
- Какое явление здесь запечатлено? (Разлив реки, половодье).
- Когда бывает половодье? ( В апреле.)
- Как вы думайте, в какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)
-Как вы думаете, можете ли назвать эту картину радостной?
- Какие цвета художник использовал чаще всего? (Оттенками синего и желтого.)
Воспитатель: Художник специально подобрал такие краски для картины, что бы передать свое настроение нам.
Вывод: с помощью цвета художник может вызвать у зрителей определенное эмоциональное состояние (радость, грусть, тревогу)
Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.
Игра «Волшебная цепочка»
Воспитатель :Хотите поиграть в игру «Волшебные цепочки»?
- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.
(Воспитатель предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.)
На картине изображен день.
На картине изображен весенний день.
На картине изображен весенний апрельский день.
По небу плывут облака.
По небу плывут белые облака.
По голубому небу плывут белые облака.
Вода затопила низины.
Холодная вода затопила низины.
Холодная вода затопила низины, лес, дома.
По берегу легли тени.
По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли темные тени.
Березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в холодной воде.
Вдалеке виднеются домики.
Вдалеке виднеются деревянные домики.
Вдалеке виднеются деревянные домики, стоящие в воде.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как поэт смог в стихах описать эту картину.
Просмотр презентации по стихотворению Та Горы «Весна. Большая вода»
Воспитатель: Мы увидели, как художник с помощью красок рассказал о красоте природы. Хотите стать художниками и нарисовать весну?
Пальчиковая гимнастика: «Рисовать мы захотели»
Вот все пальчики мои (руки вверх)
Их как, хочешь поверни (вращении руками)
И вот этак и вот так, не обидится никак (потеряют руки)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают)
Ни сидится им опять (встряхивают кистями)
Постучали, повертели (действие по тексту)
Рисовать мы захотели.
Воспитатель: Теперь смело можно приступить к работе.
Дети рисуют(звучит музыка).
Итог занятия
Воспитатель:
-Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились еще с одним художником – пейзажистом. Кто назовет этого художника?
- О чем мы узнали, что почувствовали, чем любовались на занятии по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
-Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
(Бережно. Защищать и охранять все живое.)
- Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник И. Левитан.