Конспект НОД на тему «Рассматривание картины И.Левитана «Март»»
Пояснительная записка к презентации
Конспект НОД на тему «Рассматривание картины И.Левитана « Март».
Задачи.
Образовательные:
Учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать о ее содержании.
Развивающие:
Развивать связную речь.
Развитие зрительного внимания, мышления.
Развивать умение видеть и понимать выразительные средства, которые использовал художник.
Развивать художественно-образное видение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес к живописи.
Вызвать эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин.
Интеграция:
Социально-коммуникативное;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое.
Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке, слушание: Вивальди «Времена года» «Весна».
Оборудование:
Репродукция картины И.Левитана «Март». П.И.Чайковский цикл «Времена года. Март». Презентация "Пейзажи Левитана"
Презентация на тему пейзажи Левитана
PPTX / 1.43 Мб
Ход НОД.
/data/files/q1489997701.jpg (0x0)
1 часть. Ребята, давайте подойдем к окну. Какое время года сейчас? Какие признаки весны вы видите за окном? Каких красок больше всего сейчас в природе? Что бы вы захотели нарисовать, если бы получили в данный момент бумагу и краски? А как называются картины о природе?
Верно, такие картины называются пейзажем и я не просто так начала разговор о рисовании. Сегодня у нас с вами необычная встреча - встреча с прекрасным. Ведь, когда мы слушаем стихи или красивую музыку, видим прекрасные полотна художников, мы и познаем прекрасное.
Перед вами репродукции картин знаменитого русского художника Исаака Левитана. У художника много пейзайжных картин. Он почти не писал портреты людей. Эти картины художника и многие другие о природе средней полосы России, о временах года.
- О каком времени года писал художник? Верно, ребята, картины Левитана о всех временах года. Давайте сгруппируем пейзажи по временам года. Зима («Деревня. Зима», «Зима»); весна («Март», «Весна. Большая вода»); лето («Лесные дали», «Березовая роща») и осень («Солнечный день. Сокольники», «Золотая осень»). Давайте оставим на мольбертах только весенние пейзажи,
Потому что с одной из этих картин мы с вами сегодня познакомимся поближе. А вот о какой картине речь вы должны догадаться вами.
Александр Блок » «Ветер принес издалека...»
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Дети обсуждают, о какой картине идет речь. Воспитатель помогает советами, наводящими вопросами.
Итак, вы правы, наш разговор пойдет о вот этой картине художника, написанной в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Возможно, вы её уже где - то видели, но теперь я предлагаю рассмотреть ее всем вместе. Давайте будем смотреть и беседовать, хорошо?
1.Какое время года изображено на картине? Весна.
2.Какая весна: ранняя или поздняя? Ранняя весна.
3.Почему мы говорим, что это ранняя весна? Снег лежит повсюду: на земле, на крыше деревянного двухэтажного дома. Крестьянская лошадка запряжена в сани. На голых ветках тополя еще сиротливо ютиться пустой скворечник, а в лесу, где снег лежит еще плотным слоем, наверное пока холодно.
4.А какие признаки указывают, что это все-таки хоть и ранняя, но весна и весенний день? Появились первые проталины. Дверь распахнута настежь. Дыхание весны ощущается повсюду: и в ослепительном снеге, и в набухших почках, и в цвете теней, которые из холодно-синих становятся лиловатыми.
5.Какая погода изображена на картине? Солнечный день.
6.А почему вы думаете, что день солнечный? На картине изображен яркий солнечный день, потому что художник нарисовал голубое-голубое небо. Любуясь картиной, мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его. А деревья и старый дом стали золотистыми, от них падают тени.
7. Люди изображены на картине? Нет ни одного человека. Но кажется, что хозяин лошадки вот-вот покажется в дверном проеме.
8. Какое настроение взывает у вас этот пейзаж?
9. Как можно назвать эту картину? Ответы детей.
Художник назвал свою картину «Март». Чтобы вы полнее почувствовали настроение марта-месяца, послушайте запись П.И.Чайковского из цикла «Времена года», которое имеет такое же название (звучит запись произведения Чайковского «Март»).
А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка. «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна. Потягивание
Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны
Справа - первые цветочки появились на лужочке.
Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором
Мы кораблик смастерили, Соединить ладони перед грудью
В ручеёк пустить решили. Удаление сложенных ладоней вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой! Машем ладонями, прощаясь с корабликом
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на месте
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!
2 часть. Рассказы детей. Воспитатель напоминает с чего нужно начать рассказ, на что обратить внимание в дальнейшем, чем закончить.
3 часть. Заключительная. А сейчас я обобщу все ваши рассказы, послушайте, что у меня получилось. Рассказ воспитателя: "Март" - это одна из самых известных картин художника-пейзажиста Исаака Левитана. Она изображает встречу и противоборство двух времен года, зимы и весны. Пока что зима явно сильнее: на картине много снега, чувствуется, что еще холодно и морозно. У крыльца стоит лошадь, запряженная в сани. Еще не скоро настанет время ездить в телеге - сугробы на обочине дороги пока что довольно высоки. Но все-таки власть зимы вот-вот кончится. Весна уже наступила, и теперь она постепенно набирает силу. Об этом в первую очередь напоминают проталины. Их пока не очень много - в основном они появились возле дома и в начале дороги. Синие и глубокие мартовские тени тоже говорят о приходе весны. Деревья ждут своего часа, чтобы распустить зеленые молодые листья. Весь мир наполнен живительным солнечным светом, и это с большим мастерством показал автор картины. Свет мягко льется с чистого и высокого неба. Голубизна неба пронизывает и насыщает снег, темную хвою сосен, белоствольные березки. На картине нет ни одного человека, но присутствие людей мы ощущаем вполне отчетливо – по целому ряду характерных деталей. Крестьянин ненадолго оставил запряженную лошадь у крыльца, а сам зашел в дом. Кажется, что он вот-вот покажется в дверном проеме. Сама дверь распахнута настежь, а на окнах открыты ставни. Это - тоже приметы весны и приближения теплых дней. Также автор не случайно изобразил на своем полотне небольшой скворечник. Этот домик - еще одно напоминание о том, что весна понемногу вступает в свои права. Я думаю, что все вы, когда первый раз увидели картину, захотели сказать: «Как не хмурится март, все же быть весне!
Как уместно здесь стихотворение И. Токмаковой о весне.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно, очень теплые
Ноги у весны.
А сейчас я вам предлагаю подумать, как бы вы нарисовали весну и что вы нарисуете на своих пейзажах дома.