12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чернозуб Ирина Владимировна18

٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭

Локотская средняя общеобразовательная школа №2

Урок развития речи

в 6 классе

Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода»

Подготовила: Чернозуб И. В.

Цели и задачи:

Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.

Наглядность :

репродукции картин русских художников о весне;

эпиграфы к сочинению, уроку.

Ход урока :

 

Вступительное слово учителя

 

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

 

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прислушивайтесь к родникам.

Ничто не повторится!

 

Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться.

Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».

Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться.

Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном.

- Скажите, в какой момент рождается произведение искусства?

Художник, смотрите, художник!

Пришел и сидит на пеньке.

При нем голенастый треножник

И кисточка в правой руке.

 

За ним – гаражи и помойки,

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как черные тени стоят.

 

Художник , смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем – то сорвал подорожник ,

Задумался – видно, не зря!

 

И кто – то в квартире 200 – сотой

Соседу в окно помахал:

«У нас тут такие красоты –

Художники ходят, слыхал».

( М. Богородицкая )

- О чем это стихотворение?

(Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)

 

- Что привлекло внимание художника?

(Огромный закат)

 

- Закат – это явление, картина природы, не так ли?

- Что мы еще относим к картинам природы?

 

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней.

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш.

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Словарная работа

 

1) Пейзаж – изображение природы (франц.)

Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные) , а есть такие, которые создали фантазия художника.

 

- Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?

2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.)

Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.

 

Работа с картиной

 

- Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину.

- как называется картина? Какое еще название можно дать картине?

Определяем тему – изображение весны.

- Какое настроение вызывает картина?

(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе)

- А можно было бы так сказать о картине?

Люблю весну в ее разгаре,

Когда уже сошли снега,

Когда природа оживает

И реки скрыли берега.

Когда все ярче светит солнце,

Когда синеет небосвод,

Когда вокруг все словно дышит

И свежестью все отдает.

- Почему?

(т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают)

- А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию.

- Что изображено на картине?

- Что сразу бросается в глаза?

На переднем плане картины:

березовая роща, затопленная талой водой;

небо, занимающее большое пространство;

лодка у песчаного берега;

простор света и воздуха.

 

роща → вода → небо → воздух

 

Березовая

Молодая

Еще оголенные стволы деревьев

Тонкий рисунок березовых ветвей

Прозрачная

Зеркальная

Талая

 

Лодка

Незримое присутствие человека

Светлое

Голубое

Голубой небосклон

 

Чистый

Свежий

Прозрачный

Наполненный солнцем и теплом

Проникнут первым дыханием весны

 

- Что еще нам помогает распознать в этой картине весну?

(сочетание цветов)

Колорит – цвет, от лат. color.

Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета» , а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)

 

Ц вет

 

Теплый Холодный

 

Желтый Синий

Оранжевый Фиолетовый

Красный Голубой

 

- Какие краски использует Левитан?

(более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха)

Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни.

Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день?

(легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка)

- А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ?

-Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года».

- Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского?

(Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы)

Душа поет – рождение музыки!

 

Составление плана

 

И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.

«Весна кругом живет и дышит».

Описание картины «Весна. Большая вода»:

а) затопленная роща;

б) необъятное пространство света и воздуха;

в) незримое присутствие человека.

Колорит картины.

Чем мне нравится этот пейзаж .

 

Подбор эпиграфа к сочинению

 

а) Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями,

На потопленные луга

( А. Пушкин )

б) Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года…

(А. Пушкин )

в) Весна! Весна кругом

Живет и дышит.

Весна, весна шумит

Со всех сторон.

( М. Исаковский)

Работа над сочинением (самостоятельная)

٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭ ٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭٭
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.