НОД на тему «Весна»
Конспект фронтального занятия по лексической теме «Весна».
Подготовила: учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад №14 «Рябинушка»
Манухина Анна Сергеевна
Цели:
Образовательные: - закреплять с детьми характерные признаки весны.
- расширять и активизировать словарь детей по данной теме.
- закреплять умение составлять слова из слогов.
- продолжать учить детей согласовывать существительные с прилагательными.
Коррекционные: - развивать общую моторику.
- развивать слуховой контроль
Воспитательные: - воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.
- воспитывать усидчивость.
Оборудование: сюжетные картины, предметные картинки, солнышко с лучами, карточки со слогами, дерево,
Ход занятия.
Организационный момент.
Р.И. Ребята, послушайте меня внимательно и отгадайте загадку:
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Р.И. Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим занятие.
Основная часть.
Ребята, сегодня к вам в гости в детский сад пришёл Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержала Зима, она не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью и найти волшебное заклинание, которое прогонит Зиму. Лесовичок мне рассказал, что подсказки, которые помогут нам найти заклинание спрятаны в заданиях от Зимы. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем.
1. Р.И. Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?
Первое задание такое: Р.И. нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слов - Весной ... (Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины).
Р.И. Молодцы ребята и мы получаем с вами первую подсказку. (Картинка с изображением чашки)
2. Беседа по стихотворению И.Токмаковой «Весна».
Р.И. Послушайте внимательно стихотворение «Весна» и запомните его:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно очень тёплые
Ноги у весны.
Р.И. А теперь, чтобы найти подсказку нам нужно ответить на вопросы.
- О чём говорится в стихотворении?
- Что весна делает?
- Что происходит с сугробами?
- На полях видны…(чёрные проталины).
- Почему всё это происходит?
- О каком главном признаке говорится в стихотворении?
- Какие изменения в жизни животных происходят весной? (Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).
Р.И. Хорошо вы справились с заданием и получаете подсказку. (Картинка с изображением тетради)
3. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия». (выставляется жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи).
Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.
Р.И. Скажите ласковое слово солнышку и приложите лучик к солнцу. (Ласковое, весёлое, озорное, доброе, теплое, жёлтое, красивое, весеннее, милое, яркое…)
Р.И. Ребята вы справились с заданием и получаете подсказку. (Картинка с изображением цветка)
4. Исправь предложение.
Для того, чтобы выполнить следующее задание и получить подсказку нам нужно исправить предложения.
Р.И. Дети внимательно послушайте предложения и исправьте их.
-Пригрело солнце, потому что тает снег.
-Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
-Весной желтеют листья.
-Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
-Весной на деревьях не набухают почки.
-Наступила весна, потому что прилетели грачи.
-Пришла весна, потому что пробудился медведь.
Р.И. Дети молодцы, вы хорошо справились с заданием и мы получает четвёртую подсказку. (Картинка с изображением глобуса)
5. Физкультминутка.
Ребята, а хотите поиграть? Для того чтобы играть встаньте возле своих парт и слушайте меня внимательно.
Р.И. Я буду называть слова, а вы присядете на корточки, когда услышите какое-нибудь «весеннее» слово.
(Мороз, снегопад, ледоход, листопад, метель, оттепель, солнцепёк, капель, апрель, земляника, проталина, подберёзовик, берёзовый сок, снежинка, снеговик, подснежник, снегурочка, первоцвет, снег, вьюга, василёк, урожай, яблоко, ручеёк, гололёд, ромашка, сосулька, огонёк…)
6. Загадки.
Вот мы с вами поиграли и набрались сил, для того чтобы выполнить следующее задание. Ребята мы должны с вами отгадать загадки.
Р.И. Послушайте внимательно загадку и отгадайте её.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
(Весна)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут ...
(Гнездо)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ...
(Скворечник)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках ...
(Мимоза)
Солнце пригревает,
Лед на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют.
(ледоход)
Весна поет, звенит капель,
Почистил крылья воробей.
Кричит скворцу он: -
Не робей! Иди купаться
Вот …
(ручей)
Р.И. Вы отгадали все загадки и получаете подсказку. (Картинка с изображением книжной полки)
7. Посмотрите, какое дерево нам принёс Лесовичек. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слогов.
Р.И. Дети внимательно посмотрите на слоги и составьте из них слова.
(Дети составляют слова из слогов: вет-ка, ве-тер, поч-ки, лу-жа, кап-ли, тра-ва, де-ре-во.)
Р.И. Дети вы отлично потрудились и составили все слова и за это вы получаете последнюю подсказку. (Картинка с изображением букв)
8.Чтение волшебного заклинания. Дети мы собрали с вами все подсказки и собрали заклинание.
Р.И. Для того, чтобы освободить Весну мы должны громко и весело прочитать волшебное заклинание.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Итог занятия.
Вот и пали чары злой Зимы, от волшебного заклинания и наших тёплых улыбок весна освободилась и у нас будет тепло. Какое красивое время года – Весна. Про весну пишут стихи поэты, композиторы пишут красивую музыку, художники рисуют картины. (Ребята, вы много знаете о признаках и приметах весны. Я предлагаю вам нарисовать картины о весне.)