«Нормы и соотношение пропорций веса и роста школьников среднего звена»
Исследовательская работа «Нормы и соотношение пропорций веса и роста школьников среднего звена» автор: Тюпина Татьяна ученица 10 класса, мбоу «сош №91» г.Барнаул научный руководитель: Пономаренко Анжелика Евгеньевна учитель биологии и химии мбоу «сош №91» г. Барнаул
Введение Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребёнка. Известно что каждый человек обладает какими-то массой тела и ростом, причем соотношение между ними – весьма изменчивый показатель.
Серьезными проблемами современного человечества являются избыточный вес и ожирение, которое определяется как ненормальное или чрезмерное скопление жира, которое может привести к нарушениям здоровья, таким как сердечно- сосудистые заболевания, диабет, скелетно-мышечные нарушения и некоторые типы раковых заболеваний.
Данные статистики По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) статистика ожирения в мире на 2019 год насчитывает около 1,9 млрд. человек с избыточным весом. Из них более чем 640 млн. с чрезмерной полнотой. По данным Министерства здравоохранения РФ в России более 2 млн. человек страдают ожирением, из них 450 тыс. выявлено в 2018 году.
Целью данной работы является : изучение метода расчета норм соотношения массы тела и роста школьников по формуле Брока и опытно-экспериментальным путем выявление соответствия соотношения массы тела и роста школьников среднего звена (6-8 классы) установленным нормам Целью данной работы является : изучение метода расчета норм соотношения массы тела и роста школьников по формуле Брока и опытно-экспериментальным путем выявление соответствия соотношения массы тела и роста школьников среднего звена (6-8 классы) установленным нормам Задачи исследования: • Изучить и проанализировать специальную литературу по теме работы. • Используя методику антропометрического исследования собрать первичные данные по длине и массе тела школьников подросткового возраста, проживающих в условиях сельской местности (пригород). • Проанализировать, соответствуют ли установленные нормы соотношения роста и веса антропометрическим данным детей.
Объект исследования: метод расчета соотношения массы тела и роста школьников по формуле Брока и ученики 6-8 классов МБОУ «СОШ №91». Объект исследования: метод расчета соотношения массы тела и роста школьников по формуле Брока и ученики 6-8 классов МБОУ «СОШ №91». Методы исследования: Антропометрические измерения школьников 6-8 классов. Расчет индекса массы тела по формуле Брока с помощью цифрового образовательного ресурса платформы «Виртулаб». Анализ и обработка полученных данных.
Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза то есть в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни.
Телосложение и отклонение от нормы телосложение определяется как пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей. Физиологи с середины XX века делят человеческие фигуры на три условных типа. Условные потому, что в чистом виде экто-, мезо- и эндоморфы встречаются очень редко.
Эктоморфы( астеники): стройные, даже худощавые люди. у них снижен уровень подкожного жира, а конечности длинные, тонкие. плечи и грудная клетка узкие. основные преимущества – высокий уровень метаболизма и выносливости.
Мезоморфы (нормостеники): люди с широкой грудной клеткой и такими же плечами. у них средний уровень подкожного жира, стандартная скорость метаболизма.
Эндоморфы (гиперстеники): крупные и коренастые люди. талия в обхвате превышает обхват груди или бедер. именно про эндоморфов говорят, что «кость широкая» к недостаткам телосложения следует отнести пониженную скорость обмена веществ, а также предрасположенность к наращиванию подкожного жира.
Основной причиной ожирения и избыточного веса является избыточность энергии, потребляемой с пищей, в сравнении с энергетическими потребностями организма. При этом избыточный вес поддается коррекции и предотвращению. Чем раньше будет выявлена склонность к набору избыточного веса, тем легче будет вернуть его в пределы нормы.
Причины возникновения недостаточного веса могут стать: Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, приводящие к нарушению усвояемости пищи. Эндокринные патологии, для которых характерны сбои гормональной регуляции. Сюда относят гипертиреоз, надпочечниковую недостаточность. Особенности образа жизни: недостаточное питание, чрезмерная физическая активность, стрессы и недостаток сна. Психологические заболевания: нервная анорексия, панические атаки и др.
О методиках определения идеального веса Для определения склонности к набору избыточного веса были разработаны различные методики, основанные на расчетах соотношения между массой и ростом тела. На основе антропометрических исследований Разрабатываются стандарты (нормативы) физического развития с учетом региональности, этнических особенностей.
Антропометрические исследования длины тела, веса (массы) В медицинской практике в качестве одного из показателей здоровья детей используется и состояние физического развития, которое оценивается в основном по соотношению размеров длины тела, веса (массы).
Существует несколько способов, как определить нормальный вес: Существует несколько способов, как определить нормальный вес: по росту; по росту и возрасту; по ИМТ (индексу массы тела).
Идеальный вес по формуле Брока Идеальный вес по формуле Брока рассчитывается как рост (в см) минус 110 для людей до 40 лет ) или рост минус 100 (для людей после 40 лет) . Для людей с астеническим типом телосложения результат множится на коэффициент 0,9; с нормостеническим типом -1,0; с гиперстеническим -1,1
Еще один популярный способ, как определить нормальный вес человека, требует вычисления индекса массы тела (ИМТ). Но эта методика устроена немного иначе — по ней не вычисляют конкретное значение массы тела, а определяют, соответствует ли она норме. ИМТ позволяет оценить, какая масса тела: избыточная, нормальная или недостаточная. Еще один популярный способ, как определить нормальный вес человека, требует вычисления индекса массы тела (ИМТ). Но эта методика устроена немного иначе — по ней не вычисляют конкретное значение массы тела, а определяют, соответствует ли она норме. ИМТ позволяет оценить, какая масса тела: избыточная, нормальная или недостаточная. Формула расчета нормального веса здесь выглядит следующим образом: ИМТ = Вес (кг)/Рост (м2).
Анализ антропометрических показателей обследованных учащихся МБОУ «СОШ №91» Для обработки результатов антропометрических показателей учащихся в данной работе была выбрана методика Брока, т. к. для анализа результатов в той методике, в том числе используется Индекс массы тела, что по заключениям большинства специалистов имеет большую достоверность результатов.
Участники В процессе исследования были сняты антропометрические показатели (рост и вес) учеников 6-8 классов в количестве 32 человек 12-15 лет (добровольно). Из них 21 человек 6 класса, 5 человек 7 класса и 6 человек 8 класса. В 6 классе мальчиков: 10 девочек:11 В 7 классе мальчиков: 2 девочек:3 В 8 классе мальчиков: 3 девочек:3 Результаты измерений представлены в Таблице 1
Таблица 1 № класс возраст тип телосложения рост (см) масса (кг) идеальный вес (кг) разница ИМТ заключение 1 6 12 Нормостеник 156 40,4 46 -13% 16 Умеренная худоба 2 6 12 Нормостеник 153 39 43 9% 17 Легкая худоба 3 6 12 Нормостеник 159 49,6 49 2% 20 В пределах нормы 4 6 12 Нормостеник 165 56,1 55 2% 21 В пределах нормы 5 6 12 Нормостеник 166 58,8 56 5% 21 В пределах нормы 6 6 13 Нормостеник 164 57,9 54 7% 22 В пределах нормы 7 6 12 Астеник 163 44,3 47 -8% 17 В пределах нормы 8 6 13 Нормостеник 157 52,2 47 13% 22 В пределах нормы 9 6 12 Нормостеник 157 57,7 47 23% 24 В пределах нормы 10 6 13 Нормостеник 163 64,7 53 23% 24 В пределах нормы
Таблица 1 продолжение 10 6 13 Нормостеник 163 64,7 53 23% 24 В пределах нормы 11 6 12 Гиперстеник 162 68,1 57 19% 26 Склонность к ожирению 12 6 12 Нормостеник 163 41,2 53 -23% 15 Сильная худоба 13 6 12 Нормостеник 147 56,2 37 51% 26 Склонность к ожирению 14 6 12 Нормостеник 155 56,2 45 24% 23 В пределах нормы 15 6 12 Астеник 156 42,9 41 4% 18 В пределах нормы 16 6 13 Нормостеник 156 46 46 0% 19 Норма 17 6 12 Нормостеник 154 48 44 9% 20 В пределах нормы 18 6 12 Нормостеник 158 44,9 48 -6% 18 Легкая худоба 19 6 12 Астеник 154 39,2 41 -2% 16 Умеренная худоба 20 6 12 Нормостеник 160 55 50 10% 21 В пределах нормы
Таблица 1 продолжение 21 6 12 Астеник 155 39,2 41 -2% 16 Умеренная худоба 22 7 13 Нормостеник 159 58,1 49 18% 23 в пределах нормы 23 7 13 Нормостеник 156 40,4 46 -13% 16 Умеренная худоба 24 7 13 Нормостеник 158 53 48 10% 21 В пределах нормы 25 7 14 Нормостеник 162 40 52 -23% 15 Сильная худоба 26 7 14 Гиперстеник 161 69,7 56 25% 27 Склонность к ожирению 27 8 15 Нормостеник 165 66,2 55 205 24 В пределах нормы 28 8 14 Нормостеник 163 42 53 -21% 17 Умеренная худоба 29 8 14 Нормостеник 167 56,1 57 -25 20 В пределах нормы 30 8 14 Нормостеник 169 54 59 -8% 19 В пределах нормы 31 8 15 Нормостеник 175 80,2 65 23% 26 Склонность к ожирению 32 8 15 Астеник 163 39 47 -18% 15 Сильная худоба
Анализ полученных данных позволяет сделать несколько заключений: В шестом классе по типу телосложения преобладают нормостеники 16 из 21 человека 76% (диаграмма 1).
Из них показатель идеального веса в норме 4,7%, в пределах нормы имеют 57,14%, умеренная худоба 14,29, легкая худоба 9,5%, сильная худоба 4,7%, склонность к ожирению 9,5% (диаграмма 1,1).
Среди исследованных учащихся 7 класса по типу телосложения преобладают нормостеники 4 из 5 человек 80% (диаграмма 2).
Вес в пределах нормы имеют 40%, умеренная худоба 20%, сильная худоба 20%,склонность к ожирению 20% (диаграмма 2. 2).
Среди исследованных учащихся 8 класса по типу телосложения преобладают нормостеники 5 их 6 , человек 83% (диаграмма 3).
Вес в пределах нормы имеют 50%, умеренная худоба 16,7%, сильная худоба 16,7%, склонность к ожирению 16,7% (диаграмма 3.3).
ВЫВОДЫ Для здорового организма характерно определенное соотношение между массой тела и ростом, которое можно измерить и рассчитать при помощи различных методов. В случае, если соотношение отличается от оптимального, необходимо задуматься, каким образом изменить характер своего питания и режим труда и отдыха, увеличив долю активных движений
Полученные данные антропометрических показателей обследованных учащихся позволяет сделать вывод о том, что наибольшее отклонение от нормы идеального веса рассчитанного о методике Брока имеют учащиеся 6 класса. Полученные данные антропометрических показателей обследованных учащихся позволяет сделать вывод о том, что наибольшее отклонение от нормы идеального веса рассчитанного о методике Брока имеют учащиеся 6 класса. Это обусловлено главным образом возрастными изменениями в организмах (подростковый период). Вместе с тем тревогу вызывают показатели троих ребят: сильная худоба 1 человек 4,7% и склонность к ожирению 2 человека 9,5%.
В 7 и 8 классах, процесс формирования организмов продолжается, поэтому даже среди небольшого количества обследованных учащихся, тоже наблюдается разброс показателей, но обращает внимание на себя то, что также встречаются показатели сильная худоба и склонность к ожирению по одному в каждом классе. В 7 и 8 классах, процесс формирования организмов продолжается, поэтому даже среди небольшого количества обследованных учащихся, тоже наблюдается разброс показателей, но обращает внимание на себя то, что также встречаются показатели сильная худоба и склонность к ожирению по одному в каждом классе. Родителям и самим учащимся следует обратить особое внимание на здоровый образ жизни, а так же рацион и режим питания.