Развитие самостоятельности и творческой инициативности у школьников среднего и старшего звена, посредством их включения в проектную деятельность
«Развитие самостоятельности и творческой инициативности у школьников среднего и старшего звена, посредством их включения в проектную деятельность».
Лесная Е.Н., учитель английского языка
МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике.
В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.
В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов: осуществление планирования своей самостоятельной работы; поиск ответа на все непонятное, неясное; рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда; нахождение материалов для доказательства определенных положений; осуществление планирования и систематизации учебного материала и т.п.
Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность.
Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвано следующими причинами: необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования. Все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.).
Формирование самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его возможностей.
Процесс обучения в школе представляет собой разнообразное по форме и содержанию освоение культуры познавательной деятельности, направленной на изучение закономерностей окружающего мира с целью успешной адаптации к его требованиям. Поэтому каждый педагог стремится к тому, чтобы ребенок в максимальной степени использовал собственную активность в изучении всех школьных предметов. Однако на практике часто наблюдается следующее противоречие. Значительная часть учащихся проявляет самостоятельность только в тех предметах, которые даются им сравнительно легко. Там, где встречаются трудности, степень самостоятельности детей часто существенно снижается. Педагогу приходится прилагать особые усилия, чтобы побудить ученика проявить необходимую активность в учебной работе. Поэтому важнейшей проблемой школьного образования является разработка таких педагогических технологий, которые бы способствовали проявлению постоянной высокой самостоятельности при изучении всех школьных предметов. Решить эту задачу можно тогда, когда у ребенка проявится особый вид активности, связанный с желанием овладеть теми нормами и правилами, которые обеспечивают успех в изучении каждого школьного предмета. Такой вид работы как проектная деятельность может способствовать решению поставленной задачи.
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Следует отметить, что сегодня наблюдается крайне редкое вовлечение большинства школьников в подлинно творческую деятельность, поэтому они не способны самостоятельно решать сложные жизненные задачи. В результате такие школьники становятся только объектами процесса познания окружающего мира. А ведь учащийся становится субъектом своей учебной деятельности только тогда, когда он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления целей, принимаемых как личностно значимые.
Поэтому одним из актуальнейших путей становления ученика как субъекта процесса познания является приобщение его к творческой работе. Стремление к творчеству характерно для детей - миру детства, надежд, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра, так как «творчество (процесс творчества) есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат»
Под творческими способностями учащихся в современной педагогической литературе понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов.
Творчество включает в себя такие психические явления: мотивы, эмоции, память, волю, способности и т.д. (по Выготскому Л.С).
В процессе развития творческих способностей учащихся желательно в максимальной степени опираться на их положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
Практика показывает, что развивать способности - это, значит, вооружить школьника способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческой активности учащихся, проведению самостоятельных исследований, принятию решений, развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.